Скачать 116.15 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Повенецкая средняя общеобразовательная школа» «Утверждаю» Директор _______________ И.Г.Петрова «___»____________20___г. Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками» Возраст детей: 7-10 лет Срок реализации – 1 год Количество часов – 34 Фоменкова Татьяна Александровна Учитель начальных классов Обсуждена и согласована на Принята на педагогическом совете Методическом объединении Протокол № _____от Протокол №________от «___»_____________200__г. «__»_____________200_г Повенец 2012 Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Пояснительная записка. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает формирование личности готовой к активной, творческой самореализации, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в 1,2,3,4 классе на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Кружок "Чудеса своими руками" развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, торцевание, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде проведение выставок, участие в различных конкурсах. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 6 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45мин. В программу кружка "Чудеса своими руками" входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы. Цель программы:
Цели будут достигнуты, если «Я хочу это сделать сам». Девизом нашей работы: Я слышу – и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю. Задачи программы: - Обучать детей конкретным трудовым навыкам, безопасным приёмам работы с различными инструментами; - познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду; - прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; Разделы программы. I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов) Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира. 1. Оригами. «Цыпленок». 2. Коллективное панно «Цветик – семицветик». 3. Фантазии из «ладошек». Аппликация. 4. «Аленький цветочек». Мозаика. 5. «Снеговик». Изделия в технике торцевания. 6. «Зимушка – зима». Аппликация. 7. «Чудо-елочка». Моделирование. 8. «Робот» Оригами-мозаика. Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы». II. «Работа с природным материалом». (4 часа) Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. 1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев) «Ёжик» 2. Аппликация из листьев «Грибная поляна». 3. Аппликация из кленовых «парашютиков». Темы для бесед: «Флористика». III. «Работа с тканью». (5 часов) В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки. 1. Аппликация из ткани. 2. Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?» IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов) Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки. 1. Аппликация из нарезанных ниток. 2. Изонить. Открытка «Сердечко». 3. Коллективная работа «Корзина с цветами». V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа) «Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. 1. Аппликация из фантиков. 2. Панно из карандашных стружек. 3. Моделирование. «Добрая коровушка».
Достижения ребенка: - ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; - осуществляет творческий подход к каждой работе; - владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними; - проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Ресурсы. http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/ http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm http://stranamasterov.ru/ Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008. Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009 |