Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г





Скачать 156.33 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г
Дата публикации22.10.2013
Размер156.33 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Предметная (цикловая) комиссия педагогических дисциплин


Лепка с методикой обучения

дополнительная квалификации «Руководитель изобразительной деятельности ДДП 03».

специальность 050704 «Дошкольное образование»
Методические рекомендации по выполнению

практических работ и самостоятельной работы студентов

Красноярск, 2006 г.

ОДОБРЕНЫ
Предметной (цикловой) комиссией

«____» _____________ 20___ г.
Протокол № _____________
Председатель

_________________________

Составитель: А.В. Кукушкина



Составлены в соответствии

с рабочей программой учебной дисциплины «Практикум по художественному труду и конструированию»


УТВЕРЖДЕНЫ

Научно-методическим советом

«____» _____________ 20___ г.
Протокол № _____________



Введение

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с программой дисциплины «Лепка с методикой обучения» для дополнительной квалификации «Руководитель изобразительной деятельности».

Для эффективного решения учебно-воспитательных задач будущей педагогической профессиональной деятельности выпускник, имеющий дополнительную квалификацию «Руководитель изобразительной деятельности», должен обладать специальными знаниями и практическими умениями по лепке, необходимыми для работы с детьми .

Цель практических занятий по дисциплине: во-первых, формирование у студентов специальных знаний о способах, приемах и материалах для лепки, практических умений и навыков работы с различными пластическими материалами, во-вторых, способствование личному творческому росту студентов.

Задачи практических занятий

  1. Ознакомление учащихся с различными материалами для лепки и способами их обработки; с инструментами, необходимыми для обработки материалов и правилами их использования;

  2. Ознакомления студентов с выразительными средствами скульптуры, видами скульптуры и методикой ознакомления с ней дошкольников

  3. Формирование у студентов знаний и умений лепить предметы разными способами, украшать вылепленные предметы ( стекой, печаткой, налепом).

  4. Научить последовательно вести работу, организовывать и содержать в порядке рабочее место;

  5. Развитие творческих способностей;

  6. Обучение приемам работы с натуры и по представлению.

Требования к знаниям и умениям, необходимым студентам при работе на практических занятиях.

Студент должен знать:

  • основы изобразительной грамоты;

  • выразительные средства лепки;

- критерии качества оценки изделий, вылепленных детьми ;

уметь:

-выбирать объект труда, позволяющий решить образовательные, воспитательные и развивающие задачи;

-лепить комбинированным, скульптурным и конструктивным способами;

- художественно оформлять вылепленное изделие;

-планировать работу по лепке с детьми.

Содержание методических рекомендаций
Тема 2. Мелкая пластика (скульптура малых форм)

Количество часов -2

Цель понимать своеобразие скульптуры малых форм, овладеть методами и приемами развития ребенка в данном виде деятельности
Вопросы и задания для фронтальной беседы со студентами

  1. Дать определение скульптуры.

  2. Что является содержанием скульптуры? Виды и жан­ры скульптуры.

  3. Какие материалы используются в скульптуре?

  4. Что является основным выразительным средством в скульптуре?

  5. Какими терминами мы оперируем, характеризуя скульптуру? Что они обозначают?

  6. Что означают понятия «динамика движения», «статичность», «горизонтальная композиция», «вертикальная композиция»?

  7. Дать описание известного всем скульптурного памятника, используя эти термины.

  8. Художники — это глаза человечества. Что имел в виду автор этих слов? Применимы ли они к искусству скульпту­ры?

  9. Какие скульпторы и их произведения вам известны? В чем их ценность?

10. Какие направления в скульптуре XX века вы знаете?

  1. Объяснить, в чем состоят образовательное, развивающее и воспитательное значение знакомства детей с город­ской скульптурой.

  2. Как организовать с детьми рассматривание городской скульптуры?

  3. На каких образцах городской скульптуры, а также изображениях малой формы — статуэтках, не стоит останавливать внимание детей?


Практическое задание

1. Из предложенных иллюстраций подобрать те, которые раскрывали бы все разнообразие скульптуры — монументальной, станковой, скульптуры малых форм; круглой, барельефа; скульптуры из камня, дерева, металла и гипса. Дать характеристику разным видам скульптуры.

2.Составить конспект занятия по ознакомлению дошкольников со скульптурой малых форм (возраст на выбор)

Обеспечивающие средства:

Фотографии, иллюстрации скульптуры, скульптура малых форм

Рекомендуемая литература

  1. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой.-,2004

  2. Вишнева Г.М. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм детьми дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание 1984 №3

  3. Комарова Т. С. Методика изобразительной деятельности и конструирования. – М., 1990.

  4. С.Т.Коненков Мой век.- М, Политиздат 1971

  5. Программа воспитания и обучения в д/саду, / Под ред. М.А.Васильевой.- М., Синтез 2005г.

  6. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А Лепка в детском саду М. Просвещение 2005г.

  7. Халезова Н, Гончарова Е Эстетическое воспитание средствами монументальной скульптуры .// Дошкольное воспитание 1986 №3, 12


Тема 3.Лепка с натуры

Количество часов -2

Цель: совершенствовать умения студентов в лепке овощей, фруктов и грибов, подбирать натуру для лепки, обследовать ее.

Передавать выразительность предмета, используя разные технические приемы. Развивать моторику пальцев.
Практическое задание

  1. Из предложенных предметов, отобрать для лепки с натуры. Обосновать свой выбор.

  2. Показать последовательность обследования выбранного предмета.

Вылепить предмет, используя в работе разные технические приемы , передать выразительность.

Домашнее задание: подготовиться к лепке котят в раз­личных позах, собрать иллюстративный материал; тем, кто имеет кошек, сделать зарисовки фигуры животного в раз­личных лозах, обратив внимание на осанку, положение и форму лап, хвоста, головы.

Обеспечивающие средства:

Глина, стеки, вода, мокрая тряпочка, дощечка, муляжи

Рекомендуемая литература

  1. Григорьва Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. М, 2005

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г.

  3. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А Лепка в детском саду М. Просвещение 2005г.


Тема4. Лепка котят в различных позах ( по представлению).

Количество часов -2

Цели: научиться пластическому стилизованному изоб­ражению животных в различных позах, освоить приемы лепки из глины, способы обработки готового изделия; по­чувствовать любовь к пластическому изображению.

Предварительная работа: собрать комплект иллюстраций с изображением котят в движении, сделать зарисовки фи­гуры и деталей, продумать композицию своей лепки, по­добрать детские стихи.

Беседа со студентами.

  1. Какое изображение называется реалистическим?

  2. Чем стилизованное изображение отличается от реа­листического?

  3. Изменилось ли ваше представление о кошках после изучения натуры и иллюстраций?

  4. Какие детали вы отметили впервые?

  5. На что вы будете обращать внимание детей при лепке кошки?

  6. Почему главная задача — научиться изображать котят в движении?

  7. Какие особенности деталей в передаче движения вы можете отметить? (Например, поворачивание ушей и лап в сторону предмета, с которым котенок играет.)

  8. Какие приемы работы с глиной нужно применить при лепке кошки?

Практическое задание:

1.Студенты лепят котят в движе­нии.

По окончании работы организуется выставка лепных изображений.

Домашнее задание: рассмотреть человека в движении в анфас и профиль, отметить характерные детали, подобрать иллюстрации, принести на занятие пластилин, парафин.

Обеспечивающие средства: порция глины, стеки, вода, мокрая тряпочка, дощечка, комплект иллюстраций. На доске — крупные иллюстрации с изображением кошек.

Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. (альбом)-М, 1972

Якимов А.В. Лепка. альбом- Красноярск,1999

Рекомендуемая литература

  1. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А Лепка в детском саду М. Просвещение 2005г.

  2. Учись рисовать и лепить. М.,Просвещение 1967



Тема 5. Лепка изразцов (пластин)

Количество часов -4

Цель Учить лепить пластины способом налепа и углубленным рельефом. Развивать творческое воображение
Практическое задание

  1. Придумать и нарисовать эскиз изразца

  2. Лепка барельефа с использованием геометрических и растительных форм

  3. Составить план- конспект занятия для детей 5-6 лет

Обеспечивающие средства:

Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. (альбом)-М, 1972

Якимов А.В. Лепка. альбом- Красноярск,1999

Пластилин, салфетки, стеки ,бумага для создания эскиза.

Рекомендуемая литература

  1. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в д/саду М.,1984г.


Тема6. Лепка керамических изделий

Количество часов -2

Цель: Формировать навыки лепки посуды разными способами, отработка методики показа этапов и приемов лепки детям совершенствовать способы обработки готового изделия. Уметь организовать коллективную лепку с детьми

Практическое задание

  1. Продумать организацию коллективной лепки с детьми на тему «Гончарная мастерская»

  2. Вылепить предметы для этого занятия

Обеспечивающие средства:

Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. (альбом)-М, 1972

Якимов А.В. Лепка. альбом- Красноярск,1999

Пластилин, салфетки, стеки ,бумага для создания эскиза.

Рекомендуемая литература

1. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в д/саду М.,1984г.
Тема 7. Лепка птиц и животных

Количество часов -4

Цель: научиться различным способам пластического изображения птицы и животных в движении обработке готового изделия; Отработка методики показа этапов и приемов лепки детям активизировать творческие способности.

Практическое задание:

1.Вылепить из пластилина домашних птиц используя разные способы лепки ( утка, гусь, курица –пластический), (петух, индюк , лебедь и др- комбинированный)

  1. Составить конспект занятия по лепки птиц с детьми старшего дошкольного возраста

3. .Вылепить из пластилина животных жарких стран, используя каркас

Обеспечивающие средства

Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. (альбом)-М, 1972

Пластилин, салфетки, стеки. Игрушки -птицы

Якимов А.В. Лепка. альбом- Красноярск,1999

Рекомендуемая литература

1.Программа воспитания и обучения в д/саду, / Под ред. М.А.Васильевой.- М., Синтез 2005г.

2.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А Лепка в детском саду М. Просвещение 2005г.

  1. Учись рисовать и лепить.- М, Просвещение 1967



Тема 8. Лепка человека в движении из пластилина.

Количество часов -4

Цели: научить различным способам пластического изображения фигуры человека в движении приемам работы с пла­стилином, обработке готового изделия; активизировать творческие способности.

Предварительная работа: изучить (при живом наблюде­нии, по иллюстрациям) характерные особенности движе­ний человека, осанку, положение рук и ног при различ­ных движениях; продумать композицию своей лепки.

Беседа со студен­тами.

  1. Почему человек, стоящий на ногах, не падает, хотя ноги у него намного тоньше туловища? (Находится в со­стоянии равновесия, центр тяжести расположен довольно низко.)

  2. Можем ли мы сделать фигурки людей устойчивыми, если не будем учитывать состояние равновесия и поместим центр тяжести ниже? Как это сделать?

  3. Зависит ли возможность передать наибольшее количе­ство движений материала или нет? Какой материал дает большие возможности?

  4. Изображение, каких движений человека доступно дош­кольникам в лепке?

Практическое задание: Студенты выбирают общую тему для лепки — «Зимние игры» или «На лесной полянке».

Вопросы и задания для студентов

  1. Каким способом мы будем лепить людей?

  2. Какие еще способы лепки возможны?

  3. Какой способ лепки самый рациональный?

  4. Можно ли вылепить человека из целого куска пласти­лина? Как это сделать?

  5. Перед вами на доске нарисованы три прямоугольника — это схемы брусков пластилина. Придумайте три вари­анта разрезания пластилина, чтобы можно было вылепить
    человека из целого куска.

Вопросы: ка­кими способами можно закрепить пластилин и предохра­нить его от деформации, если нужно сберечь работу? Как приготовить парафин на водяной бане?

По окончании лепки студенты опускают свои работы в расплавленный парафин. Затем устанавливают готовые ра­боты, создавая интересные композиции. По окончании работы студентов — выставка их работ.
Обеспечивающие средства: разогретый в теплой воде пла­стилин, парафин в банке из металла, кастрюля с водой, электроплитка; на столах у студентов пластилин, стеки, дощечки, иллюстрации; на доске картины с изображени­ем людей в движении.
Тема 9 Лепка тематических композиций

Количество часов -4

Цели: закреплять навыки написания конспекта занятия по лепке для дошкольников. Совершенствовать технику лепки животных, передавать их характерные особенности, движение, пропорции. Формировать практические навыки организации сюжетной лепки.

Практические задания:

  1. Написать фрагмент конспекта занятия по лепке со старшими дошкольниками на тему «Идет Лиса с базара с подарками», в котором дать образец беседы с детьми. Одна из задач воспитателя на этом занятия — «оживить» сказоч­ный образ Лисички, спешащей с подарками к своим лися­там, и дать простор творческому воображению детей.

  2. Выполнение композиции (передача соотношений, выразительность, динамичность, устойчивость)

  3. Составить конспект занятия коллективной лепки для детей 5-6 лет

Обеспечивающие средства

на столах у студентов пластилин, стеки, дощечки, игрушки-животные

Рекомендуемая литература

  1. Программа воспитания и обучения в д/саду, / Под ред. М.А.Васильевой.- М., Синтез 2005г.

  2. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А Лепка в детском саду.- М. Просвещение, 2005г.

  3. Учись рисовать и лепить.- М, Просвещение, 1967


Тема 10. Лепка и роспись народной глиняной игрушки

Количество часов -6

Цель: Учить лепить игрушки по мотивам Дымки, передавая особенности их лепки. Закреплять приемы обработки готового изделия. Совершенствовать поэтапный показ приемов лепки.
Практические задания:

  1. Вылепить из глины дымковскую барышню ( 2 способа)

  2. Вылепить дымковкого коня, козлика, олешка (на выбор студента)

  3. Вылепить богородскую игрушку, передать фактуру стекой.

Обеспечивающие средства

на столах у студентов глина, стеки, дощечки Дымковские игрушки

Рекомендуемая литература

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в д/саду М.,1984г.

Тема 11.Тесто и бумага пластика

Количество часов -6

Цель: поупражнять в приготовлении теста для лепки, формирования навыков лепки из теста , используя подсобные инструменты, развивать творчество

Практические задания

1. Вылепить панно для украшения групповой комнаты

2. Оформить в рамку

3 Слепить фигуру животного из машированной бумаги

Рекомендуемая литература:

1. Соленое тесто / сост.К.Силаева.- М,2004

2. Соленое тесто. М,АСТпресс.2003
Тема 12. Перспективное и календарно – тематическое планирование в детском саду по лепке.

Количество часов -6
Цель: Совершенствовать навыки планирования, подбирать программное содержание с учетом возраста, продумывать разнообразие методических приемов

Практические задания

1.Продумать программное содержание к одно­му из занятий. Например: «Лепка дымковских иг­рушек» (средняя группа), «Знакомство детей с каргопольской барышней» (старшая группа), «Бело-синее чудо Гжели» (под­готовительная к школе группа).

2.Составить перспективный план педагогичес­кой работы по лепке для детей 3-4 лет,5-6 лет

Рекомендуемая литература

1.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей М., 2001

2.Казакова Т.Г.Развивайте у дошкольников творчество.- М, Просвещение,1987

3.ШвайкоГ.С. Занятия по изобразительной деятельности ( средняя, старшая, подготовительная группа).- М,Владос,2001
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Цель СРС - формирование навыков самостоятельной работы в учебной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, а также способности самостоятельно решать проблему.

Задачи СРС по дисциплине:

  • углубление, расширение и систематизация знаний;

  • формирование интереса к познавательной деятельности;

  • приобретение практических навыков работы;



Тема 1. Скульптура, ее виды

Количество часов -2
Задание: составить картотеку скульптур г. Красноярска с наглядным приложением (фотографии, открытки)
Тема 2. Мелкая пластика (скульптура малых форм)

Количество часов -2
Задание: Конспект статьи "Ознакомление дошкольников со скульптурой".// Дошкольное воспитание 1987 №8,9 или из пособия Грибовской А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой.- М,2004 (перспективное планирование).
Тема 3. Лепка с натуры

Количество часов -2
Задание: вылепить из теста натюрморт с натуры, используя разные материалы для передачи выразительности.

Рекомендуемая литература:

Подготовительная к школе группа./ М.В.Залужской. –М, Просвещение,1975

Тема 7 .Лепка керамических изделий (посуды)

Количество часов -2
Задание : Сделать методические разработки для родителей по лепке посуды

Рекомендуемая литература

1.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А Лепка в детском саду.- М. Просвещение, 2005г.

2.Учись рисовать и лепить.- М, Просвещение, 1967
Тема 10. Лепка тематических композиций

Количество часов -2

Задание: Разработать конспекты занятий по проведению коллективной лепки

Рекомендуемая литература

1.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей М., 2001

2.Казакова Т.Г.Развивайте у дошкольников творчество.- М, Просвещение,1987

3.ШвайкоГ.С. Занятия по изобразительной деятельности ( средняя, старшая, подготовительная группа).- М,Владос,2001
Тема 11. Лепка и роспись народной глиняной игрушки

Количество часов -2
Задание: Вылепить из теста народную игрушку по выбору (каргопольская, богородская, филимоновская, калининская) и составить по ней конспект занятия.
Рекомендуемая литература

  1. Грибовская А.А. Народно-прикладное искусство детям (альбом) 2002

  2. Грибовская А.А.

  3. Швайко Занятия по изобразительной деятельности ( средняя, старшая, подготовительная группа

  4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в д/саду М.,1984г.


Тема 12.Содержание лепки дошкольников

количество часов -4

Задание

Сделать сравнительный анализ программ по разделу «Лепка», выделить особенности в содержании.

Рекомендуемая литература

  1. Детство .Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой и др

  2. Доронова Т.Н. Радуга : Программа и методическое руководство по воспитанию и развитию детей, М, Просвещение 1997 (все возраста)




  1. Программа воспитания и обучения в д/саду, / Под ред. М.А.Васильевой.- М., Синтез 2005г.




  1. "Развитие" младшая, средняя, старшая группы // под ред. О.М. Дьяченко. – М., 2000.

  2. "Развитие" подготовительная группа // под ред. О.М. Дьяченко. – М., 2002.

Тема 13. Перспективное и календарно – тематическое планирование в детском саду по лепке.

количество часов -4

Задание

1. Составить календарно-тематический план работы на май месяц для своей возрастной группы.

Рекомендуемая литература

1.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей М., 2001

2.Казакова Т.Г.Развивайте у дошкольников творчество.- М, Просвещение,1987

3.ШвайкоГ.С. Занятия по изобразительной деятельности ( средняя, старшая, подготовительная группа).- М,Владос,2001

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ Задания для...
Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучении и методические рекомендации по их выполнению
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной...
Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по курсу «Теоретические...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ 14 Перечень...
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012....
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
История экономического развития России: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Русский мир (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 16...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы
Целью контрольной работы является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов,...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01
Гривцова С. Л. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01 мдк 01. 01 Право социального...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим...
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,...
Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск