Скачать 156.33 Kb.
|
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2» Предметная (цикловая) комиссия педагогических дисциплин Лепка с методикой обучения дополнительная квалификации «Руководитель изобразительной деятельности ДДП 03». специальность 050704 «Дошкольное образование» Методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работы студентов Красноярск, 2006 г.
Введение Данные методические рекомендации составлены в соответствии с программой дисциплины «Лепка с методикой обучения» для дополнительной квалификации «Руководитель изобразительной деятельности». Для эффективного решения учебно-воспитательных задач будущей педагогической профессиональной деятельности выпускник, имеющий дополнительную квалификацию «Руководитель изобразительной деятельности», должен обладать специальными знаниями и практическими умениями по лепке, необходимыми для работы с детьми . Цель практических занятий по дисциплине: во-первых, формирование у студентов специальных знаний о способах, приемах и материалах для лепки, практических умений и навыков работы с различными пластическими материалами, во-вторых, способствование личному творческому росту студентов. Задачи практических занятий
Требования к знаниям и умениям, необходимым студентам при работе на практических занятиях. Студент должен знать:
- критерии качества оценки изделий, вылепленных детьми ; уметь: -выбирать объект труда, позволяющий решить образовательные, воспитательные и развивающие задачи; -лепить комбинированным, скульптурным и конструктивным способами; - художественно оформлять вылепленное изделие; -планировать работу по лепке с детьми. Содержание методических рекомендаций Тема 2. Мелкая пластика (скульптура малых форм) Количество часов -2 Цель понимать своеобразие скульптуры малых форм, овладеть методами и приемами развития ребенка в данном виде деятельности Вопросы и задания для фронтальной беседы со студентами
10. Какие направления в скульптуре XX века вы знаете?
Практическое задание 1. Из предложенных иллюстраций подобрать те, которые раскрывали бы все разнообразие скульптуры — монументальной, станковой, скульптуры малых форм; круглой, барельефа; скульптуры из камня, дерева, металла и гипса. Дать характеристику разным видам скульптуры. 2.Составить конспект занятия по ознакомлению дошкольников со скульптурой малых форм (возраст на выбор) Обеспечивающие средства: Фотографии, иллюстрации скульптуры, скульптура малых форм Рекомендуемая литература
Тема 3.Лепка с натуры Количество часов -2 Цель: совершенствовать умения студентов в лепке овощей, фруктов и грибов, подбирать натуру для лепки, обследовать ее. Передавать выразительность предмета, используя разные технические приемы. Развивать моторику пальцев. Практическое задание
Вылепить предмет, используя в работе разные технические приемы , передать выразительность. Домашнее задание: подготовиться к лепке котят в различных позах, собрать иллюстративный материал; тем, кто имеет кошек, сделать зарисовки фигуры животного в различных лозах, обратив внимание на осанку, положение и форму лап, хвоста, головы. Обеспечивающие средства: Глина, стеки, вода, мокрая тряпочка, дощечка, муляжи Рекомендуемая литература
Тема4. Лепка котят в различных позах ( по представлению). Количество часов -2 Цели: научиться пластическому стилизованному изображению животных в различных позах, освоить приемы лепки из глины, способы обработки готового изделия; почувствовать любовь к пластическому изображению. Предварительная работа: собрать комплект иллюстраций с изображением котят в движении, сделать зарисовки фигуры и деталей, продумать композицию своей лепки, подобрать детские стихи. Беседа со студентами.
Практическое задание: 1.Студенты лепят котят в движении. По окончании работы организуется выставка лепных изображений. Домашнее задание: рассмотреть человека в движении в анфас и профиль, отметить характерные детали, подобрать иллюстрации, принести на занятие пластилин, парафин. Обеспечивающие средства: порция глины, стеки, вода, мокрая тряпочка, дощечка, комплект иллюстраций. На доске — крупные иллюстрации с изображением кошек. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. (альбом)-М, 1972 Якимов А.В. Лепка. альбом- Красноярск,1999 Рекомендуемая литература
Тема 5. Лепка изразцов (пластин) Количество часов -4 Цель Учить лепить пластины способом налепа и углубленным рельефом. Развивать творческое воображение Практическое задание
Обеспечивающие средства: Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. (альбом)-М, 1972 Якимов А.В. Лепка. альбом- Красноярск,1999 Пластилин, салфетки, стеки ,бумага для создания эскиза. Рекомендуемая литература
Тема6. Лепка керамических изделий Количество часов -2 Цель: Формировать навыки лепки посуды разными способами, отработка методики показа этапов и приемов лепки детям совершенствовать способы обработки готового изделия. Уметь организовать коллективную лепку с детьми Практическое задание
Обеспечивающие средства: Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. (альбом)-М, 1972 Якимов А.В. Лепка. альбом- Красноярск,1999 Пластилин, салфетки, стеки ,бумага для создания эскиза. Рекомендуемая литература 1. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в д/саду М.,1984г. Тема 7. Лепка птиц и животных Количество часов -4 Цель: научиться различным способам пластического изображения птицы и животных в движении обработке готового изделия; Отработка методики показа этапов и приемов лепки детям активизировать творческие способности. Практическое задание: 1.Вылепить из пластилина домашних птиц используя разные способы лепки ( утка, гусь, курица –пластический), (петух, индюк , лебедь и др- комбинированный)
3. .Вылепить из пластилина животных жарких стран, используя каркас Обеспечивающие средства Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. (альбом)-М, 1972 Пластилин, салфетки, стеки. Игрушки -птицы Якимов А.В. Лепка. альбом- Красноярск,1999 Рекомендуемая литература 1.Программа воспитания и обучения в д/саду, / Под ред. М.А.Васильевой.- М., Синтез 2005г. 2.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А Лепка в детском саду М. Просвещение 2005г.
Тема 8. Лепка человека в движении из пластилина. Количество часов -4 Цели: научить различным способам пластического изображения фигуры человека в движении приемам работы с пластилином, обработке готового изделия; активизировать творческие способности. Предварительная работа: изучить (при живом наблюдении, по иллюстрациям) характерные особенности движений человека, осанку, положение рук и ног при различных движениях; продумать композицию своей лепки. Беседа со студентами.
Практическое задание: Студенты выбирают общую тему для лепки — «Зимние игры» или «На лесной полянке». Вопросы и задания для студентов
Вопросы: какими способами можно закрепить пластилин и предохранить его от деформации, если нужно сберечь работу? Как приготовить парафин на водяной бане? По окончании лепки студенты опускают свои работы в расплавленный парафин. Затем устанавливают готовые работы, создавая интересные композиции. По окончании работы студентов — выставка их работ. Обеспечивающие средства: разогретый в теплой воде пластилин, парафин в банке из металла, кастрюля с водой, электроплитка; на столах у студентов пластилин, стеки, дощечки, иллюстрации; на доске картины с изображением людей в движении. Тема 9 Лепка тематических композиций Количество часов -4 Цели: закреплять навыки написания конспекта занятия по лепке для дошкольников. Совершенствовать технику лепки животных, передавать их характерные особенности, движение, пропорции. Формировать практические навыки организации сюжетной лепки. Практические задания:
Обеспечивающие средства на столах у студентов пластилин, стеки, дощечки, игрушки-животные Рекомендуемая литература
Тема 10. Лепка и роспись народной глиняной игрушки Количество часов -6 Цель: Учить лепить игрушки по мотивам Дымки, передавая особенности их лепки. Закреплять приемы обработки готового изделия. Совершенствовать поэтапный показ приемов лепки. Практические задания:
Обеспечивающие средства на столах у студентов глина, стеки, дощечки Дымковские игрушки Рекомендуемая литература Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в д/саду М.,1984г. Тема 11.Тесто и бумага пластика Количество часов -6 Цель: поупражнять в приготовлении теста для лепки, формирования навыков лепки из теста , используя подсобные инструменты, развивать творчество Практические задания 1. Вылепить панно для украшения групповой комнаты 2. Оформить в рамку 3 Слепить фигуру животного из машированной бумаги Рекомендуемая литература: 1. Соленое тесто / сост.К.Силаева.- М,2004 2. Соленое тесто. М,АСТпресс.2003 Тема 12. Перспективное и календарно – тематическое планирование в детском саду по лепке. Количество часов -6 Цель: Совершенствовать навыки планирования, подбирать программное содержание с учетом возраста, продумывать разнообразие методических приемов Практические задания 1.Продумать программное содержание к одному из занятий. Например: «Лепка дымковских игрушек» (средняя группа), «Знакомство детей с каргопольской барышней» (старшая группа), «Бело-синее чудо Гжели» (подготовительная к школе группа). 2.Составить перспективный план педагогической работы по лепке для детей 3-4 лет,5-6 лет Рекомендуемая литература 1.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей М., 2001 2.Казакова Т.Г.Развивайте у дошкольников творчество.- М, Просвещение,1987 3.ШвайкоГ.С. Занятия по изобразительной деятельности ( средняя, старшая, подготовительная группа).- М,Владос,2001 Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Цель СРС - формирование навыков самостоятельной работы в учебной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, а также способности самостоятельно решать проблему. Задачи СРС по дисциплине:
Тема 1. Скульптура, ее виды Количество часов -2 Задание: составить картотеку скульптур г. Красноярска с наглядным приложением (фотографии, открытки) Тема 2. Мелкая пластика (скульптура малых форм) Количество часов -2 Задание: Конспект статьи "Ознакомление дошкольников со скульптурой".// Дошкольное воспитание 1987 №8,9 или из пособия Грибовской А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой.- М,2004 (перспективное планирование). Тема 3. Лепка с натуры Количество часов -2 Задание: вылепить из теста натюрморт с натуры, используя разные материалы для передачи выразительности. Рекомендуемая литература: Подготовительная к школе группа./ М.В.Залужской. –М, Просвещение,1975 Тема 7 .Лепка керамических изделий (посуды) Количество часов -2 Задание : Сделать методические разработки для родителей по лепке посуды Рекомендуемая литература 1.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А Лепка в детском саду.- М. Просвещение, 2005г. 2.Учись рисовать и лепить.- М, Просвещение, 1967 Тема 10. Лепка тематических композиций Количество часов -2 Задание: Разработать конспекты занятий по проведению коллективной лепки Рекомендуемая литература 1.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей М., 2001 2.Казакова Т.Г.Развивайте у дошкольников творчество.- М, Просвещение,1987 3.ШвайкоГ.С. Занятия по изобразительной деятельности ( средняя, старшая, подготовительная группа).- М,Владос,2001 Тема 11. Лепка и роспись народной глиняной игрушки Количество часов -2 Задание: Вылепить из теста народную игрушку по выбору (каргопольская, богородская, филимоновская, калининская) и составить по ней конспект занятия. Рекомендуемая литература
Тема 12.Содержание лепки дошкольников количество часов -4 Задание Сделать сравнительный анализ программ по разделу «Лепка», выделить особенности в содержании. Рекомендуемая литература
Тема 13. Перспективное и календарно – тематическое планирование в детском саду по лепке. количество часов -4 Задание 1. Составить календарно-тематический план работы на май месяц для своей возрастной группы. Рекомендуемая литература 1.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей М., 2001 2.Казакова Т.Г.Развивайте у дошкольников творчество.- М, Просвещение,1987 3.ШвайкоГ.С. Занятия по изобразительной деятельности ( средняя, старшая, подготовительная группа).- М,Владос,2001 |
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ Задания для... Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучении и методические рекомендации по их выполнению | Методические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной... Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого... | ||
Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по курсу «Теоретические... Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению... | Методические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,... Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.... Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа | ||
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 14 Перечень... Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4 | Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012.... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки История экономического развития России: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... Русский мир (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 16... | ||
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы Целью контрольной работы является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов,... | Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01 Гривцова С. Л. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01 мдк 01. 01 Право социального... | ||
Методические указания по самостоятельной подготовке к практическим... Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический... | Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,... Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,... |