Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке»





Скачать 76.63 Kb.
НазваниеИсторико-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке»
Дата публикации01.08.2013
Размер76.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Азизова Е.С.,

Тобольская соцпедакадемия, аспирант
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке»
Город Тобольск в XVIII веке, будучи столицей огромной губернии, центром науки, торговли, культуры, искусства, сосредоточил в себе большое количество культурного наследия края. Великое множество рукописных памятников, которые ныне хранятся в музее-заповеднике и архиве города, представляют нам большие возможности для изучения. Все письменные памятники данного периода характеризовались прежде всего тем, что они создавались в период интенсивного заселения края и большого роста города как первого города Сибири, будущей ее столицы. В край шли люди разных социальных групп и сословий. Купцы, ремесленники, врачи, градостроители вносили живой колорит в речь горожан. Многие светские люди привозили из-за Урала самое ценное – книги. Часть их сгорела в деревянном Тобольске, а другая, меньшая часть, лежит нетронутой на полках архива и музея.

Одним из таких является рукописный текст памятника неизвестного автора «Рассуждение о языке» (паспортный номер КП 12 845), хранящийся в фондах библиотеки редкой книги при губернаторском музее-заповеднике.
Рис. 1. Фотокопия одной из страниц источника

Текст исследуемого источника, представляет собой некий трактат по культуре устного общения. Вероятно, он являлся своеобразным учебником своего времени по риторике, который, по нашим предположениям, привез в г. Тобольск именитый дворянин, или знатный купец, или молодой учитель, направленный на службу из столицы в далекий сибирский край.

Весь текст памятника (252 стр.) состоит из двух частей. Первая часть включает главы, объединяющие в себя ряд правил под общим названием.

Каждое правило – своеобразное назидание, поучение, совет слушающему (читающему). Так, например, в первой части 70 глав, каждая глава содержит от 5 до 15 правил – назиданий. Рукопись не имеет первых 12 страниц, поэтому название данной главы и содержание первых девяти правил нам не известно. Правило 10: Великой к сему мудрости, осторожности искусства и храненiя потребно, кто о ком в его присутствiи говорить хочетъ; Правило 11: Кто суеты и пустословия не имеет, тот обыкновенно мало говорит; Правило 12: Так говори, чтоб твои слова разумели; Правило 13. Весма берегись дабы тебе в компанiи таким оригиналом незделаться, котораго копiею быть стыдно; Правило 14: Язык, произносящей бесчестные слова значит поверженное и развращённое сердце, Правило 15: Никогда инiо чемъ таких неспрашивай, которые тебе отвечать немогутъ; Правило 16: Смешной тот стыд, которой удерживает члвка от вопросовъ. Для ученiя и наставленiя о незнаемом; Правило 17: Безмерное хваление открывает слабость ума и вредит славу того, которой не знает, что говорит и хвалит; Правило 18: Молчание охранителная грамота незнанiю.

Названия глав называют тот объект, кому адресуется наставление: Глава 2: ЯЗЫКЪ НЕВОЗДЕРЖАННАГО; Глава 3: ЯЗЫКЪ МОЛЧАЛИВАГО; Глава 4: ЯЗЫКЪ НЕВОЗДЕРЖАНАГО; Глава 5: ЯЗЫКЪ НСМЂШНИКА; Глава 6: ЯЗЫКЪ ШУТЛИВАГО; Глава 7: ЯЗЫКЪ СПОРЯЩАГО; Глава 8: ЯЗЫКЪ УПРЯМАГО; Глава 9: ЯЗЫКЪ ВЗДОРНАГО Глава 10: ЯЗЫКЪ КОМПЛИМЕНТИСТА; Глава 11: ЯЗЫКЪ ХВАЛЯЩЕГО; Глава 12: ЯЗЫКЪ ЛАСКАТЕЛЯ; Глава 13: ЯЗЫКЪ ЛЖЕЦА; Глава 14: ЯЗЫКЪ КЛЕНУЩАГОСЯ; Глава 15: ЯЗЫКЪ ЗЛОСЛОВЯЩАГО Глава 16: ЯЗЫК ХВАЛЯЩЕГО Глава 17: ЯЗЫКЪ ОБЂЕЩАЮЩАГО; Глава 18: ЯЗЫКЪ РАЗНОСЯЩАГО РАЗНЫЯ ВЂСТИ; Глава 19: ЯЗЫКЪ ДОНОСИТЕЛЯ; Глава 20: ЯЗЫКЪ СОВЂТУЮЩАГО; Глава 21: ЯЗЫКЪ ОБЛИЧАЮЩАГО; Глава 22: ЯЗЫКЪ НАСТАВЛЯЮЩАГО; Глава 23: ЯЗЫКЪ ТОГО КОМУ ОТЪ НАСЪ ИЛИ ОТЪ НАМЪ ПОВЂРЕНА ТАЙНА; Глава 14: ЯЗЫКЪ УТЂШАЮЩАГО; Глава: 69: ЯЗЫК ШУТЛИВАГО.
Рис. 2. Ксерокопия одной из страниц источника

Каждая глава состоит из ряда правил, которые нумеруются. Так, Глава 2 ЯЗЫК НЕВОЗДЕРЖАНАГО состоит из следующих правил: Правило 1: Нетолко трудное, но и весма невозможное Дело чтоб члвку много, а притом умно и к стати говорить; Правило 2: Кто много говоритъ, тот сам себя повреждает; Правило 3: Невоздержнаго языка люди от всех презренны, и презренiя Достойны; Правило 4: Невоздержнаго языка члвкъ всегда говоритъ Хотя его и неслушают, а онъ напротивъ того нiчего не слушаетъ, что Другiе говорятъ; Правило 5: Невоздержных на языкъ нетолко презирают, но и боятся; Правило 6: Многоречивые люди излишеством словъ теряют прiятность и славу Делъ своих; Правило 7: Почти все многоречивые любопытны; Правило 8: Невоздержной на языкъ за многоречiем Дела своей должности забываетъ; Правило 9: Кто говорит много, тот Думаетъ и разсуждаетъ мало.

Глава 3 ЯЗЫК МОЛЧАЛИВАГО состоит из нескольких правил, а те в свою очередь подразделяются на несколько рассуждений: Правило 1. На молчаливаго немного законов. Разсуждение 1: Прежде с собою, а потом с другими говори; Разсуждение 2: Из неприличного и не ко времени сказанного слова могут невозвратныя следствия произойти; Разсуждение 3: Кто мало говорит, тот может мудрым показаться; Разсуждение 4: Слово да будет подобно золоту, которое и в малой штуке великую цену имеет; Разсуждение 5: Ежели самой простой человек умеет молчать, то онъ хитрого и умного обмануть может; Разсуждение 6: Молчаливый в то время хвалы и почтения достоин, когда без причине не говорит.

В некоторых главах следуют уже не правила, а своего рода рекомендации, советы как поступать в той или иной ситуации. Так, например, в Главе 25 представлены следующие рекомендации: 1е. Как члвеку в бедах, в печали и в несщастии себя утешить (далее в рассуждении приводится 30 пунктов); 2е. Как члвеку не вдаватся в печаль. Ежелиб(все последующие 4 пункта начинаются с этого слова); 3е. О утешении в ругателствах, в презрении и злословии (32 пункта); 4е. О утешении находящихся не в знатном чине и убожестве (55 пунктов); 5е. УтЂшение Находящимся в службе (11 пунктов); 6е. УтЂшение в подлом и незнатном роде (6 пунктов): 7е. УтЂшение в немощах и болезнях (4 пункта): 8е. УтЂшение лишившихся имения, сродниковъ и Друзей (5 пунктов); 9е. УтЂшение в трудахъ (5 пунктов); 10е. УтЂшение в страхе; 11е. УтЂшение в бедности и убожестве (13 пунктов); 12е. Утешительное рассуждение о смерти (14 пунктов). Рукопись обрывается на заголовке «ПРАВИЛА И СОВЕТЫ». Мы предполагаем, что на этом памятник не заканчивается, текст имеет продолжение, который, к сожалению, не сохранился.

Рассматривая источник с точки зрения лингвистического источниковедения, мы имеем возможность исследовать текст в аспектах палеографии, графики, орфографии, пунктуации, синтаксиса и с других сторон. Исследуемый рукописный памятник второй половины XVIII в. «Рассуждения о языке», представляет собой типичный текст того времени, который по уровню археографического нормирования схож с рукописными текстами центральных городов того периода.

Палеографические наблюдения над текстом подтвердили его датировку. Текст полностью отражает особенности скорописи второй половины XVIII в. При написании его используются присущие тому времени материал, чернила и орудия письма. Полагаем, что это существенно для чтения любого скорописного текста прошлого. Для нашего памятника приметами являются: светло – коричневый и зеленоватый оттенки бумаги (конца XVIII – начала XIX в.), темные чернила, орудие написания – гусиное перо. Выявлена также одна территориальная (указывающая на место хранения документа) палеографическая примета: наличие печати «Тобольскаго Губернскаго Музея»; остальные приметы определяют время возникновения памятников, т. е. являются только датирующими признаками. «Точность датировки должна быть основана на совокупности палеографических примет» [5, с. 346]. Совокупность не противоречащих друг другу палеографических примет, полученных при анализе рукописи второй половины XVIII в., подтверждает её подлинность и датировку, что дает возможность использовать этот материал для дальнейшего лингвистического исследования.

Несмотря на то, что синтаксис рукописных текстов богат сложными моделями предложений, автор текста ограничился лишь пятью знаками препинания. Это говорит о том, что нормирование пунктуационной системы русского языка во второй половине XVIII в. было еще не закончено. Но имеющимися знаками препинания писцы старались выделять самостоятельные смысловые части текста. А это значит, что пунктуационная система уже начинала соотноситься с логико-смысловым членением текста. Благодаря таким исследованиям, мы можем судить о формировании пунктуационных норм и их появлении в языке, а это немаловажно для любой науки.

Изучение пока никем не исследованных рукописных источников, каким является скорописный памятник «Рассуждение о языке», может помочь лингвистам, культурологам и историкам в углублении знаний о культуре речевого общения и послужить учебником для преподавания этики, красноречия и речевого этикета в частности. Исследуемый рукописный памятник второй половины XVIII в. «Рассуждение о языке» представляет собой своеобразный учебник по риторике конца XVIII в. и имеет большую научную ценность.

Изучение пока никем не исследованных рукописных источников, каким является скорописный памятник «Рассуждение о языке», может помочь лингвистам в углублении знаний о культуре речевого общения и послужить учебником для преподавания этики, красноречия и речевого этикета в частности.

Источник

  1. «Рассуждение о языке XVIII в.», рук., КП 12901.

Научная литература

  1. Гадзяцкий, С.С., Николаева, А.Т. Русская скоропись XV-XVIII вв. М., 1974.

  2. Глинкина, Л.А. Скоропись XVIII века. Челябинск, 2003.

  3. Белоконь, Е.А. Развитие русского письма в конце XVIII – первой четверти XIX в. М., 1988.

  4. Щепкин, В.Н.; Щепкина, М.В. Палеографическое значение водяных знаков // Проблемы источниковедения. М.-Л., 1956. Т. 6. С. 325-346.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconКультура России второй половины XVIII века
Мало кого интересуют проблемы, имевшие место там, в далёком прошлом. Мало кто знает истоки русской культуры, этапы её развития, периоды...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconКнига и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века
Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков....
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconУрока Тема урока Планируемые результаты освоения
Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Кроме того, история русской литературы тесно связана и с культурными практиками повседневности: именно со второй половины XVIII века...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть…...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» icon1 Глава Лингвистический аспект лингвострановедения
Основное направление лингвистических исследований социальной обусловленности языка; лингвострановедческое направление
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconСочинение рассуждение на лингвистическую тему
Формы работы: слово учителя, лингвистический анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа,...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconТворчества как особого рода деятельности и концепция поэта как особой...
Проблема «предромантизма» в литературоведении. Предромантизм как феномен культуры второй половины XVIII века. Полемика с позитивистскими...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconАксиологический аспект языковой репрезентации образа россии в современном немецком медиадискурсе
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconЛитературная культура России XVIII века
Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconРеферат «Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Тема «Памятника»
Целью моего реферата является изучение эволюции темы «Памятника» ибессмертия поэта» в русской литературе и своеобразие стихотворения...
Историко-лингвистический аспект изучения рукописного памятника II половины XVIII века «Рассуждение о языке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая характеристика русской литера-туры XVIII в. Проблемы и история изучения литературы XVIII в. Периодизация


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск