Скачать 197.66 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «Утверждаю» Директор Института культуры _________________ Е.А. Каюмова «_____»___________________200__ г. Программа дисциплины этикаФТД.04 для специальности ИК 020600 (031401.65) – «Культурология» 1. Цель и задачи курса Цель настоящего курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об этике как практической философской науке, позволяющей формировать основы мировоззрения, мировосприятия и мироотношения. Это одна из важнейших гуманитарных наук в педагогическом профессиональном образовании, которая позволяет студенту «восходить» к подлинности своего «Я», «вопрошать» о смысле бытия, осознавать ценность собственного существования и существования других. Этика -- наука о добре и зле, совести, достоинстве, ответственности, она является теоретической основой нравственной практики, формирует умение выстраивать все формы взаимоотношений с людьми и в любых видах деятельности как отношения нравственные, которые подчиняются оценке с точки зрения «добра» и «зла». Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как смыслобразующую основу жизни, ее актуальность в любой сфере человеческой деятельности; через ценности ввести в сложный мир этических категорий. В процессе чтения курса по этике запланировано проведение письменных работ, организация самостоятельной работы по этическому практикуму, организация заключительной конференции по актуальным проблемам нравственности, зачет. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины.4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план).
4.2 Содержание разделов дисциплины Часть 1. Предмет и основные понятия этики Тема 1. Этика. Мораль.Нравственность Этос как этимологическая и содержательная основа термина ЭТИКА. Понятия мораль и нравственность как синонимы. Подход Гегеля к различию содержания понятий мораль и нравственность. Функции морали. На основе синергийного подхода выделение регулятивной функции как онтологической основы морали. Тема 2. Особенности морального регулирования Понятие альтруистической и эгоцентрической ценности. Понятие поступка. Предпочтение альтруистической ценности поступка как первая особенность морального регулирования. Понятие воли и свободы волеизъявления. Наличие свободы воли, ответственности как вторая специфическая черта морали как механизма регуляции взаимоотношений людей. Автономный, суверенный характер морального регулирования. Всепроникающий, диффузный характер морали. Тема 3. Уровни нравственного сознания Занятие 1 Основные сферы человеческой целостности. Индивид. Личность. Индивидуальность. Эгоцентрическое нравственное сознание. Мифологический образ эгоцентризма. Позитивное содержание любви к себе. Недуги самоутверждения. Эгоцентризм как источник аморализма. Занятие 2 Группоцентристское нравственное сознание. Антропологические корни. Мизантропия, ксенофобия, расизм. Позитивные смыслы групповой идентификации. Группоцентризм как онтологическое иждивенчество. Гетерономия субъектности. Остракизм «инаковых» в группе. Фашизм как иллюстрация крупномасштабного группоцентризма Занятие 3 Собственно нравственное сознание. Понятие подлинной коллективности. Стадии нравственного развития по Колбергу. Понятие индивидуализма. Формирование социального нравственного сознания. Занятие 4. Духовный уровень нравственного сознания как высшая форма его развития. Понятие эсхатологии и сапиентального чувства. Необходимость признания абсолюта. Религиозно-нравственное миропонимание и мироотношение как основа духовного уровня нравственного сознания. Самосовершенствование как путь развития духовной личности. Занятие 5. Основные методологические характеристики марксистско-ленинской этической теории. Критика принципа «казарменного» коллективизма. Принцип классовости как воплощение группоцентризма. Анализ критерия коммунистической нравственности. Критика нравственной практики большевизма. Часть 2. История происхождения нравственности Тема 2.1 Характеристика раннего антропогенеза с точки зрения механизмов регуляции. Понятие доминирования. Возникновение табу как специфически человеческого регулирования в ранней кровнородственной общине. Императивность как самозапрещение. Способность к саморегуляции как родовое онтологическое качество человека. современное состояние табу. Мифологическая реконструкция происхождения морального запрета. тема 2.2 Понятие талиона как устойчивого обычая, регулирующего родоплеменные отношения. Универсальный характер золотого правила нравственности, его скрытый эгоцентризм, регулятивная эффективность золотого правила нравственности в современной культуре Тема 2. 3 Понятие кодекса. Историческая справка по личности Моисея. Декалог – первый моральный кодекс. Основное нравственное содержание заповедей, их нормативность. Общечеловеческие нравственные требования как теоретическая проблема Тема 2. 4 Нравственная парадигма христианства. Основные нравственные идеи Нагорной проповеди Иисуса Христа. Заповедь любви к ближнему, дальнему и врагу. Диалектика отношения к ближнему и Богу. Евангельская заповедь в Евангелие от Матфея о непротивлении злу насилием, ее нравственный смысл. Тема 2. 5 Нравственные проблемы культурно-цивилизационого кризиса современности. Этосферное мышление 21 века. Принцип «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Ответственность, аутентичность, диалогичность, глубинное общение как принципы мироотношения современных людей и сообществ. Понятие насилия и ненасилия. Основные положения этики ненасилия. Часть 3. Содержание основных этических категорий Тема 3.1 Понятие ценностей и традиций. Общечеловеческие нравственные ценности. Понятия добра, любви, блага. Гармония и дисгармония. Добро и зло как парные этические категории. Диалектика Добра и зла. Практика добродеяния как нравственный принцип. Нефилософские концепции природы зла. Тема 3.2 Философско-нравственное содержание категории любви. Основной смысл любви как жертвы эгоизмом в философии В. Соловьева. Античный эрос. Современные концепции любви. Понятие совести и ее структурных блоков: стыд, муки совести, угрызения, раскаяние. Совесть как нравственная память. Происхождение совести: психологический, психоаналитический и религиозный подходы. 5. Лабораторный практикум Планируется самостоятельная работа студентов по освоению этического практикума в учебном пособии «Этика» Титовой Т.А. Форма отчетности – письменные ответы 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература А) Основная литература
Б) Дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Библиотечный фонд ТГПУ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины не требуется. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1 Методические рекомендации преподавателю В процессе преподавания этики используются следующие принципы и методы обучения: а) методы проблематизации теоретической, конструирования проблемных ситуаций; б) принцип дифференциации домашних заданий в соответствии с 1) уровнем подготовки, 2) специальностью, 3) спецификой интересов студента; в) принцип заинтересованности студентов путем формирования навыков логического и оценочного рассуждения, доказательства, самостоятельного исследования и соотнесения с личностными нравственными целями и интересами. Для этого осуществляется разного вида самостоятельная работа, которая предполагает более глубокое осмысление изучаемого материала и знакомство с оригинальными текстами. Для этой цели используется этический практикум к каждой теме курса и конспекты, оригинальные этико-философские тексты, поэтическая онтология во второй книге «Этика» Титовой Т.А. Контроль над самостоятельной работой студентов осуществляется в виде проверки написанных рефератов; письменных домашних работ 8.2. Методические указания для студентов Для успешного выполнения любого задания курса студент, прежде всего, должен хорошо усвоить первую тему и уметь ответить на следующие вопросы:
Для усвоения курса важно знакомство с классиками мировой этической мысли. При письменном анализе оригинальных текстов необходимо ответить на следующие вопросы: 1. В какую культурно-историческую эпоху жил данный этик? 2. К какой этической традиции (направлению) можно отнести его этику? 3. Как соотносятся этические взгляды того или иного философа с современными проблемами и собственной точкой зрения на них. После освоения курса студент должен уметь ответить на вопрос: каково место этического регулирования в человеческой культуре, знать этическую проблематику и основных классиков мировой этической мысли и представителей русской общественной мысли и религиозной философии При подготовке практических домашних заданий необходимо использовать учебное пособие «Этика» Титовой Т.А. Изд. ТГПУ, 2009г. Темы контрольных работ по курсу «Этика» 1. Анализ содержания понятий: этос, этика, мораль, нравственность. 2. Структура нравственного поступка. 3. Смысл и особенности морального регулирования 4. Мотив и воля как компоненты нравственного поведения. 5. Этика и философия. 6. Понятие ценности. Духовность. 7. Благо как этическая категория. 8. «Эгоцентрический» уровень нравственного сознания. 9. Добро. Историко-философская характеристика содержания этой категории. 10. «Группоцентризм» как уровень нравственного сознания. 11. Концепция любви как универсального способа отношения к человеку и миру. 12. Связь религии и нравственности. 13. Взаимосвязь категорий блага, добра, любви в контексте культурной эпохи (материал по выбору студента). 14. Духовный уровень нравственного сознания. Индивидуальность как способ нравственного саморазвития. 15. Табу как историческое начало нравственного регулирования. 16. Общечеловеческие ценности. Понятие нравственного идеала. 17. Зло как этическая категория. Историко-философское содержание. 18. Генетические начала зла. Концепция Докинза. 19. Агрессия и зло. Этологическая концепция К. Лоренца 20. Понятие нравственного долга как нравственного самопринуждения. 21. Социальные причины зла. Аморализм власти. 22. Содержание и значение простых норм нравственности. 23. Нравственные основы этикета 24. Талион, «золотое правило нравственности» как исторические ступени нравственного развития человечества. 25. Ненасилие как этическая проблема ХХ века Темы рефератов 1. Особенности правового и морального регулирования. 2. Нравственного учения Конфуция и его актуальность в современной правовой практике. 3.Апология Сократа как пример нравственно-правовой позиции. 4.Иисус Христос — нравственный идеал европейской цивилизации. 5.Нравственный смысл правозащитного движения. 6.Этичесие проблемы работы К. Юнга «Эпилог». 7.Нравственный образ «служителя Фемиды». (Из истории мировой юридической практики). 8.Нравственный и правовой аспекты смертной казни 9.Этика ненасилия Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга (по выбору) 10.Этика А. Швейцера, М. Бубера (по выбору) 11. Насилие и ненасилие как нравственная проблема ХХ века 12. А. И. Ильин о «сопротивлении злу силою» Вопросы для самоконтроля
Вопросы для зачета
в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ГСФ 10 для специальности 020600 (031401.65) – «Культурология» Программу составила к. филос. наук, доцент каф. философии и социальных наук ________________ Т.А. Титова Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры философии и социальных наук протокол № __ от «__» ________ 200__ г. Зав. кафедрой философии и социальных наук ___________________ Программа дисциплины одобрена методической комиссией Института культуры ТГПУ, Председатель методической комиссии ______________ О.А. Батурина Согласовано: Директор Института культуры _____________________Е.А. Каюмова |
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | Учебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп.... Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,... | ||
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Учебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история... Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов | ||
Тюменский государственный университет Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05. Этика очной и заочной... | Рабочая программа по курсу фтд. 3 «Деловые переговоры» для специальности... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение... Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика» | Рабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности 080500 -менеджмент Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности... Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 04 Паразитология основная... Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В | ||
Программа дисциплины профессиональная этика юриста, специальность... Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. В. 3 Этика и психология... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине гсэ. В5/ фтд. 7/ фтд. 8/Гсэ. В. 4... Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Внеклассная работа... Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е. А | Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... |