Скачать 0.56 Mb.
|
1.3. Материнство в системе социальных ролей современных женщин На протяжении веков положение женщины в обществе и ее роль всегда связывались с материнством. Социальные и духовные функции материнства сохранились практически в неизменном виде со времен критомикенской цивилизации и до наших дней [1]. У неевропейских народов отмечается сходная картина. Таким образом, материнство выступает как особый вид деятельности, заключающийся в трансляции культурных ценностей на индивидуальный уровень [2]. С точки зрения некоторых психологов, «неизменность биологической основы материнства и социокультурных функций ставит его вне сиюминутных социальных правил, норм, требований моды. Оно вечно, архаично и всегда современно. В нем отдельный человек соединен со всей природой (воспроизводя вечный природный закон продолжения рода), культурой и историей. Это позволило материнству как явлению сохраниться на протяжении веков практически в неизменном виде (при изменениях таких явлений, как семья, отцовство, родительство) в качестве универсальной социокультурной и социально-психологической деятельности» [1, стр. 83]. Тем не менее, в различные исторические эпохи отношение к женщинам вообще и к материнству в частности претерпевало некоторые изменения. К. Хорни указывает на некоторые типичные установки мужчин по отношению к женщинам и то, как они проявлялись в разные исторические периоды и в разных культурах, причем не только в сексуальных отношениях с женщинами, но и — зачастую гораздо чаще — в несексуальной сфере, например в общей оценке женщин [3]. Автор приводит несколько красноречивых примеров, начиная со времен Адама и Евы. Иудейская культура, запечатленная в Ветхом Завете, безусловно, патриархальна. Этот факт нашел отражение в религии, где нет ни одного женского божества, в морали и обычаях, оставлявших супругу право разорвать брачные узы, попросту выгнав жену. Только на этом фоне мы можем понять мужскую предвзятость в описании двух событий из истории Адама и Евы. Во-первых, способность женщины давать жизнь ребенку отчасти отрицается, отчасти обесценивается: сама Ева была создана из ребра Адама и проклятием Господним обречена рожать в муках, т.е. с религиозной точки зрения способность женщины к материнству расценивается как проклятие. Во-вторых, при интерпретации искушения Адама отведать плод с древа познания добра и зла как сексуального соблазнения, женщина предстает совратительницей, ввергающей мужчину в несчастье. Оба этих элемента, один из которых порожден обидой, а другой — тревогой, с самых ранних времен и доныне наносили ущерб отношениям между полами. Остановимся на этом вкратце. Страх мужчины перед женщиной глубоко укоренен в сексуальности, о чем свидетельствует тот простой факт, что мужчина боится только сексуально привлекательных женщин, которых, как бы страстно он ни желал, пытается держать в повиновении. Пожилым женщинам, напротив, оказывается величайшее уважение, даже в тех культурах, где молодых женщин боятся и поэтому подавляют. В некоторых первобытных культурах пожилая женщина даже имеет право решающего голоса в делах племени; у народов Азии она также пользуется немалой властью и уважением. С другой стороны, в первобытных племенах женщина на протяжении всего периода половой зрелости окружена целым рядом табу. Например, у племени арунта существует поверье, что женщины могут оказывать магическое воздействие на мужские гениталии. Если женщина произнесет заклинание над травинкой, а затем укажет ею на мужчину или бросит ею в него, он заболеет или полностью лишится гениталий. Она, таким образом, навлекает на него гибель. В одном из племен Восточной Африки муж и жена не спят вместе, потому что женское дыхание лишает мужчину силы. В одном южноафриканском племени считается, что, если женщина переступит через ногу спящего мужчины, он не сможет бегать; отсюда общее правило сексуального воздержания за два-пять дней до охоты, войны или рыбной ловли. Еще сильнее страх перед менструацией, беременностью и родами. Во время менструации женщина окружена строжайшими табу — мужчина, прикоснувшийся к ней, умрет. За всем этим стоит одна основная мысль: женщина — таинственное существо, общающееся с духами и поэтому обладающее магической властью, которую может использовать во вред мужчине. Следовательно, чтобы защитить себя от ее могущества, мужчина должен держать женщину в подчинении. Так, мири в Бенгалии запрещают женщинам есть тигриное мясо, чтобы они не стали слишком сильными. Ватавела в Восточной Африке оберегают от женщин секрет добывания огня, чтобы те не стали их правителями. Индейцы Калифорнии совершают особые церемонии, чтобы удержать женщин в повиновении: чтобы запугать их, мужчина переодевается в дьявола. Арабы из Мекки не допускают женщин к религиозным празднествам, чтобы исключить близкие отношения между ними и их повелителями. Подобные обычаи мы обнаруживаем и в Средневековье — культ Девы наряду со сжиганием ведьм, поклонение «чистому» материнству, полностью лишенному сексуальности, и жестокое уничтожение сексуально привлекательных женщин. И здесь тоже в основе лежит тревожность, ведь ведьма общается с дьяволом. Сегодня, с нашими более гуманными формами выражения агрессии, мы сжигаем женщин только фигурально — то с нескрываемой ненавистью, то с показным дружелюбием. В любом случае «еврей должен гореть» [3, стр.122]. На тайных дружеских аутодафе о женщинах говорится масса милых вещей; вот жаль только, что по своему богом данному природному состоянию она не равна мужчине, Мёбиус указывал, что мозг женщины весит меньше мужского, но совсем не обязательно действовать столь грубыми методами. Напротив, можно подчеркнуть, что женщина ничуть не хуже мужчины, она просто другая, но, к сожалению, на ее долю досталось меньше или вообще не досталось тех человеческих или культурных качеств, которые столь высоко ценит мужчина. Она, говорят, глубоко укоренена в личной и эмоциональной сфере, что само по себе замечательно; но, к сожалению, это мешает ей быть справедливой и объективной, а значит, ей не место в суде, правительстве и среди духовенства. Ее место, говорят, в царстве Эроса. Духовные материи чужды ее внутренней сути, культурные тенденции ей не по плечу. Поэтому, как откровенно говорят азиаты, она второсортное существо. Женщина может быть прилежна и полезна, но, увы, она не способна к продуктивному и самостоятельному труду. И в самом деле, из-за прискорбных, кровавых драм менструации и родов реальные достижения ей недоступны. И каждый мужчина, подобно тому, как это делает набожный иудей в своих молитвах, безмолвно благодарит Господа за то, что он не создан женщиной. 0тношение мужчины к материнству — большая и сложная тема. В целом, люди склонны не видеть проблем в этой области. Даже женоненавистник внешне готов уважать женщину как мать и при определенных условиях чтить материнство, как это уже говорилось в связи с культом Девы. Чтобы получить более четкую картину, нужно развести две установки: установку мужчин к материнству, в наиболее чистом виде представленную в культе Девы, и их установку к материнству как таковому, с которым мы сталкиваемся в символизме древних богинь-матерей. Мужчины всегда будут благосклонны к материнству как выражению определенных духовных качеств женщины: самоотверженной матери - кормилицы, ибо это идеальное воплощение женщины, которая могла бы исполнить все ожидания и желания мужчины. В древних богинях - матерях мужчина почитал не материнство в духовном смысле, а скорее материнство в его самых основных проявлениях. Матери - богини — земные божества, плодородные, как сама почва. Они порождают и вскармливают новую жизнь. Эта жизнесозидающая, изначальная сила женщины и наполняла мужчин восхищением. Вот тут-то и возникают проблемы. Ибо не в природе человека испытывать восхищение и не держать зла на того, чьими способностями не обладаешь. Таким образом, незначительная роль мужчины в сотворении новой жизни становится для него огромным стимулом создать со своей стороны что-нибудь новое. И он создал ценности, которыми вправе гордиться. Государство, религия, искусство и наука — в сущности, его творения, да и вся наша культура носит печать маскулинности. Однако, даже величайшее удовлетворение или достижения, порожденные сублимацией, не могут полностью возместить то, чего мы лишены природой. Поэтому и сохраняется явный осадок обиды мужчин на женщин. Эта обида выражается также и в наши дни в порожденных недоверием оборонительных маневрах мужчин, направленных против угрозы вторжения женщин в их владения; отсюда и их тенденция обесценивать беременность и роды и превозносить мужскую генитальность. Такая позиция проявляется не только в научных теориях, ее влияние распространяется на все отношения между полами и на половую мораль в целом. Материнство, особенно внебрачное, явно недостаточно защищено законом — за исключением недавней попытки изменить положение вещей, предпринятой в России, и, наоборот, для удовлетворения сексуальных потребностей мужчины открыты все возможности. Безответственная сексуальная вседозволенность и низведение женщин до объекта чисто физических нужд являются еще одними последствиями этой мужской установки. По мнению Хорни, влияние мужской позиции на концепцию материнства наиболее четко проявилось у Ференци в его блистательной теории генитальности. С его точки зрения, настоящее побуждение к коитусу, его истинное, первоначальное значение для обоих полов состоит в стремлении вернуться в утробу матери. В период соперничества мужчина завоевывал привилегию с помощью своего полового органа проникнуть в матку. Женщина, изначально находившаяся в подчиненном положении, была вынуждена приспосабливать свою организацию к данной органической ситуации и получила за это некоторую компенсацию ей пришлось довольствоваться суррогатами в фантазии и, главное, вынашиванием ребенка, блаженство которого она разделяет. Только в акте деторождения она имеет возможность получить удовольствие, в котором отказано мужчине. В ответ на данную позицию К. Хорни пишет: «И тут я как женщина с изумлением спрашиваю: а как же материнство? А блаженное сознание того, что внутри тебя таится новая жизнь? А несказанное счастье от нарастающего ожидания, что появится это новое существо? А радость, когда оно, наконец, появляется и ты первый раз держишь его в руках? А глубокое наслаждение и удовлетворение от кормления его грудью и счастье от того, что он нуждается в твоей любви и заботе?» [3, стр. 39]. По ссылке К.Хорни в одном разговоре Ференци высказал мнение, что «в начальный период конфликта, столь печально окончившегося для женщины, мужчина как победитель навязал ей бремя материнства, включая все, что с этим связано» [3, стр. 40]. Разумеется, с точки зрения социальной борьбы материнство можно рассматривать как помеху. В наше время, пожалуй, так оно и есть, но вряд ли дело обстояло подобным образом в те времена, когда человек был ближе к природе. С биологической точки зрения в материнстве женщина имеет неоспоримое и отнюдь не малое физиологическое преимущество. Особенно отчетливо оно проявляется в бессознательном мужской психики – в сильнейшей зависти мальчиков к материнству. По данным Хорни: «Когда начинаешь …анализировать мужчин после достаточно длительного опыта анализа женщин, возникает весьма неожиданное впечатление об их сильнейшей зависти к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью» [3, стр. 40]. Женщина/мать есть инстинктивная охранительница, эмоционально и интеллектуально сориентированная на диалог, склонная более к кооперации, нежели к соперничеству, созиданию, нежели разрушению, в конечном счете, обладающая рядом достоинств, недоступных мужчинам. Такого рода подход активно реабилитирует женщину, демонстрируя ее превосходство над мужчиной во многих, если не во всех отношениях. Он подвергает решительной критике те критерии и стандарты, что применялись для оценки вклада обоих полов в культуру, переосмысливает историю, возвращает уважение к «потерянной» культуре [4]. Однако, бессознательная завистливая установка лишает женщину возможности разглядеть свои достоинства. Даже материнство воспринимается как лишняя обуза. Все оценивается исключительно с мужской, то есть абсолютно чуждой точки зрения, и поэтому женщине вскоре приходится признать свою несостоятельность, что «проявляется в отношении женщины к материнству. У одних женщин беременность отвергается открыто – в той или иной форме рационализации. У других женщин без видимых органических причин случаются выкидыши. Еще у одних мы встречаем бесчисленные хорошо знакомые жалобы на плохое самочувствие во время беременности. Во время родов могут проявиться такие расстройства, как невротическая тревога или функциональная слабость схваток. У иных женщин возникают проблемы с кормлением – от полной неспособности к грудному вскармливанию до нервного истощения. Или же мы не находим должного материнского отношения к ребенку. Вместо этого мы видим раздраженных или сверхтревожных матерей, которые не способны дать ребенку настоящего тепла и предпочитают перепоручить его воспитание няне» [3, стр. 59 – 60]. Верховенство мужчины в культуре не существовало с начала времен, и что некогда центральное положение занимала женщина. Это была так называемая эра матриархата, когда закон и обычай фокусировались вокруг матери. Матереубийство, как показано в «Эвменидах» Эсхила, являлось тогда непростительным преступлением, в то время как отцеубийство считалось сравнительно меньшим грехом. И только уже в летописные времена мужчины, с незначительными вариациями, начали играть ведущую роль в политике, экономике и юриспруденции, равно как и в области половой морали. Представление о том, что женщины – существа инфантильные, эмоциональные и поэтому неспособные к ответственности и независимости, является плодом мужской тенденции снизить уважение женщин к себе. Когда мужчины оправдывают эту установку тем, что огромное множество женщин и в самом деле соответствуют такому описанию, нам следует задуматься, не был ли подобный тип женщин выведен в результате систематической селекции со стороны мужчин. Важно не то, что отдельные умы того или иного калибра – от Аристотеля до Мебиуса – затратили немало энергии и интеллектуальных усилий, чтобы доказать превосходство мужского начала. Что действительно имеет значение – это тот факт, что вечно колеблющаяся самооценка «среднего человека» побуждает его вновь и вновь выбирать инфантильный, нематеринский, истерический тип женщины и тем самым подвергать каждое новое поколение влиянию таких женщин. [3, стр. 171 – 172]. Положение женщины в обществе всегда было особым и имело негативную окраску. Истоки женской дискриминации (от лат. discriminatio - различение) имеют начало в древности. Еще Сократ сказал: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное; что ты – грек, а не варвар; что ты мужчина, а не женщина». Основными субъектами дискриминации выступают мужчины, общество, государство в лице социальных институтов, а среди наиболее распространенных дискриминационных проявлений выделяются: 1) экономические (более низкая заработная плата: примерно, на 1/3 ниже, чем у мужчин); 2) профессиональные (около 1/3 работодателей заявляют о своих предпочтениях в пользу подчиненных мужского пола) [5]. Наиболее остро проблема женской дискриминации стояла в Индии, где вместе с шудрами (низшая каста) женщины составляли самую низкую ступень социальной лестницы. На протяжении многих веков в Индии был распространен женский инфантицид. Только в XX веке с началом национально-освободительного движения и приходом к власти М.Ганди женщины стали вовлекаться в политическую жизнь страны и приобретать определенные права. В 1950 году состоялось конституциональное предусмотрение женского и мужского равенства. Но, при этом, большинство женщин, получая высшее образование, продолжали оставаться домохозяйками и составляли многочисленную группу профессионалов, производственная деятельность которых очень незначительна. В городах, по-прежнему, работает всего около 10% женщин, а их заработная плата составляет 50 – 75% от мужской [6]. В нашей стране проблема женской дискриминации стала особенно злободневной после распада социалистического строя и перехода на рыночные отношения, что фактически означало ликвидацию социальных гарантий для детей, женщин и семьи [7]. |
Рабочая программа призвана решать следующие Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные... | Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные... | Словарь урока социальный статус Социальный статус – относительно устойчивое положение человека или группы в социальной структуре общества, совокупность некоторых... | ||
Нэнси Ван Пелт Найти и удержать Несколько лет назад я начала вести курс для женщин по углублению знании, касающихся супружества, который позднее был назван «Реализованные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе... Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные... | Рабочая программа по обществознанию для 8 класса уровень Изучение обществознания призвано создать условия для выполнения подростком типичных социальных ролей, способствовать общей ориентации... | ||
Тема Социология как наука. Основные этапы становления и развития... Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Опыт организационно-административной... «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» | ||
«Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе» Тема: «Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе» | Методические рекомендации к изучению дисциплины Он позволяет обучаемым освоить знания о функционировании и развитии как общества в целом, так и составляющих его социальных групп,... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Опыт организационно-административной... Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций [Текст]: рабочая учебная программа.... | Разработка урока музыки п о программе «Музыка» Г. С. Ригиной По системе... Личностные: формирование основ социальных компетенции (включая ценностно-смысловые установки моральные нормы),опыт социальных и межличностных... | ||
Стоимость спонсорских пакетов «Утро на Романтике»- лёгкое и непринуждённое информационно-развлекательное утреннее шоу на радио Romantika для современных и целеустремлённых... | Томский государственный университет Дать магистрантам представление об основных тенденциях развития современных международных отношений, о сложной системе взаимозависимости... |