1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин





Название1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин
страница1/3
Дата публикации08.08.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
1.3. Материнство в системе социальных ролей современных женщин

На протяжении веков положение женщины в обществе и ее роль всегда связывались с материнством. Социальные и духовные функции материнства сохранились практически в неизменном виде со времен критомикенской цивилизации и до наших дней [1]. У неевропейских народов отмечается сходная картина.

Таким образом, материнство выступает как особый вид деятельности, заключающийся в трансляции культурных ценностей на индивидуальный уровень [2].

С точки зрения некоторых психологов, «неизменность биологической основы материнства и социокультурных функций ставит его вне сиюминутных социальных правил, норм, требований моды. Оно вечно, архаично и всегда современно. В нем отдельный человек соединен со всей природой (воспроизводя вечный природный закон продолжения рода), культурой и историей. Это позволило материнству как явлению сохраниться на протяжении веков практически в неизменном виде (при изменениях таких явлений, как семья, отцовство, родительство) в качестве универсальной социокультурной и социально-психологической деятельности» [1, стр. 83].

Тем не менее, в различные исторические эпохи отношение к женщинам вообще и к материнству в частности претерпевало некоторые изменения. К. Хорни указывает на не­которые типичные установки мужчин по отноше­нию к женщинам и то, как они проявлялись в разные исторические периоды и в разных культурах, причем не только в сексуальных отношениях с жен­щинами, но и — зачастую гораздо чаще — в несексу­альной сфере, например в общей оценке женщин [3].

Автор приводит несколько красноречивых примеров, начиная со времен Адама и Евы. Иудейская культура, запечатленная в Ветхом Завете, безусловно, патриархальна. Этот факт нашел отражение в религии, где нет ни одного жен­ского божества, в морали и обычаях, оставлявших супругу право разорвать брачные узы, попросту вы­гнав жену. Только на этом фоне мы можем понять мужскую предвзятость в описании двух событий из истории Адама и Евы. Во-первых, способность жен­щины давать жизнь ребенку отчасти отрицается, от­части обесценивается: сама Ева была создана из ребра Адама и проклятием Господним обречена ро­жать в муках, т.е. с религиозной точки зрения способность женщины к материнству расценивается как проклятие. Во-вторых, при интерпретации иску­шения Адама отведать плод с древа познания добра и зла как сексуального соблазнения, женщина пред­стает совратительницей, ввергающей мужчину в не­счастье. Оба этих элемента, один из которых порожден обидой, а другой — тревогой, с самых ранних времен и доныне наносили ущерб от­ношениям между полами. Остановимся на этом вкрат­це. Страх мужчины перед женщиной глубоко укоре­нен в сексуальности, о чем свидетельствует тот про­стой факт, что мужчина боится только сексуально привлекательных женщин, которых, как бы страст­но он ни желал, пытается держать в повиновении. Пожилым женщинам, напротив, оказывается вели­чайшее уважение, даже в тех культурах, где молодых женщин боятся и поэтому подавляют. В некоторых первобытных культурах пожилая женщина даже имеет право решающего голоса в делах племени; у народов Азии она также пользуется немалой властью и уважением. С другой стороны, в первобытных пле­менах женщина на протяжении всего периода поло­вой зрелости окружена целым рядом табу. Например, у племени арунта существует поверье, что женщины могут оказывать магическое воздействие на мужские гениталии. Если женщина произнесет заклинание над травинкой, а затем укажет ею на мужчину или бросит ею в него, он заболеет или полностью лишит­ся гениталий. Она, таким образом, навлекает на него гибель. В одном из племен Восточной Африки муж и жена не спят вместе, потому что женское дыхание лишает мужчину силы. В одном южноафриканском племени считается, что, если женщина переступит через ногу спящего мужчины, он не сможет бегать; отсюда общее правило сексуального воздержания за два-пять дней до охоты, войны или рыбной ловли. Еще сильнее страх перед менструацией, беремен­ностью и родами. Во время менструации женщина окружена строжайшими табу — мужчина, прикоснувшийся к ней, умрет. За всем этим стоит одна ос­новная мысль: женщина — таинственное существо, общающееся с духами и поэтому обладающее маги­ческой властью, которую может использовать во вред мужчине. Следовательно, чтобы защитить себя от ее могущества, мужчина должен держать женщи­ну в подчинении. Так, мири в Бенгалии запрещают женщинам есть тигриное мясо, чтобы они не стали слишком сильными. Ватавела в Восточной Африке оберегают от женщин секрет добывания огня, чтобы те не стали их правителями. Индейцы Калифорнии совершают особые церемонии, чтобы удержать жен­щин в повиновении: чтобы запугать их, мужчина переодевается в дьявола. Арабы из Мекки не допус­кают женщин к религиозным празднествам, чтобы исключить близкие отношения между ними и их по­велителями. Подобные обычаи мы обнаруживаем и в Средневековье — культ Девы наряду со сжиганием ведьм, поклонение «чистому» материнству, полнос­тью лишенному сексуальности, и жестокое уничто­жение сексуально привлекательных женщин. И здесь тоже в основе лежит тревожность, ведь ведьма обща­ется с дьяволом. Сегодня, с нашими более гуманны­ми формами выражения агрессии, мы сжигаем жен­щин только фигурально — то с нескрываемой нена­вистью, то с показным дружелюбием. В любом случае «еврей должен гореть» [3, стр.122]. На тайных дружеских аутодафе о женщинах говорится масса милых вещей; вот жаль только, что по своему богом данному природ­ному состоянию она не равна мужчине, Мёбиус ука­зывал, что мозг женщины весит меньше мужского, но совсем не обязательно действовать столь грубыми методами. Напротив, можно подчеркнуть, что жен­щина ничуть не хуже мужчины, она просто другая, но, к сожалению, на ее долю досталось меньше или вообще не досталось тех человеческих или культур­ных качеств, которые столь высоко ценит мужчина. Она, говорят, глубоко укоренена в личной и эмоциональной сфере, что само по себе замечательно; но, к сожалению, это мешает ей быть справедливой и объективной, а значит, ей не место в суде, прави­тельстве и среди духовенства. Ее место, говорят, в царстве Эроса. Духовные материи чужды ее внутрен­ней сути, культурные тенденции ей не по плечу. Поэтому, как откровенно говорят азиаты, она второ­сортное существо. Женщина может быть прилежна и полезна, но, увы, она не способна к продуктивному и самостоятельному труду. И в самом деле, из-за прискорбных, кровавых драм менструации и родов реальные достижения ей недоступны. И каждый мужчина, подобно тому, как это делает набожный иудей в своих молитвах, безмолвно благодарит Гос­пода за то, что он не создан женщиной. 0тношение мужчины к материнству — большая и сложная тема. В целом, люди склонны не видеть про­блем в этой области. Даже женоненавистник внешне готов уважать женщину как мать и при определен­ных условиях чтить материнство, как это уже гово­рилось в связи с культом Девы. Чтобы получить более четкую картину, нужно развести две установки: установку мужчин к материнству, в наи­более чистом виде представленную в культе Девы, и их установку к материнству как таковому, с которым мы сталкиваемся в символизме древних богинь-матерей. Мужчины всегда будут благосклонны к мате­ринству как выражению определенных духовных ка­честв женщины: самоотверженной матери - корми­лицы, ибо это идеальное воплощение женщины, которая могла бы исполнить все ожидания и жела­ния мужчины. В древних богинях - матерях мужчина почитал не материнство в духовном смысле, а скорее материнство в его самых основных проявлениях. Ма­тери - богини — земные божества, плодородные, как сама почва. Они порождают и вскармливают новую жизнь. Эта жизнесозидающая, изначальная сила женщины и наполняла мужчин восхищением. Вот тут-то и возникают проблемы. Ибо не в природе че­ловека испытывать восхищение и не держать зла на того, чьими способностями не обладаешь. Таким об­разом, незначительная роль мужчины в сотворении новой жизни становится для него огромным стиму­лом создать со своей стороны что-нибудь новое. И он создал ценности, которыми вправе гордиться. Государство, религия, искусство и наука — в сущности, его творения, да и вся наша культура носит печать маскулинности.

Однако, даже величайшее удовлетворение или дости­жения, порожденные сублимацией, не могут пол­ностью возместить то, чего мы лишены природой. Поэтому и сохраняется явный осадок обиды мужчин на женщин. Эта обида выражается также и в наши дни в порожденных недоверием оборонительных маневрах мужчин, направленных против угрозы вторжения женщин в их владения; отсюда и их тен­денция обесценивать беременность и роды и превоз­носить мужскую генитальность. Такая позиция про­является не только в научных теориях, ее влияние распространяется на все отношения между полами и на половую мораль в целом. Материнство, особенно внебрачное, явно недостаточно защищено законом — за исключением недавней попытки изменить поло­жение вещей, предпринятой в России, и, наоборот, для удовлетворения сексуальных потребностей муж­чины открыты все возможности. Безответственная сексуальная вседозволенность и низведение жен­щин до объекта чисто физических нужд являются еще одними последствиями этой мужской установки. По мнению Хорни, влияние мужской позиции на концепцию материнства наиболее четко проявилось у Ференци в его блистательной теории генитальности. С его точки зрения, настоящее побуждение к коитусу, его истинное, первоначальное значение для обоих полов состоит в стремлении вернуться в утробу матери. В период соперничества мужчина завоевывал привилегию с помощью своего полового органа проникнуть в матку. Женщина, изначально находившаяся в подчиненном положении, была вынуждена приспосабливать свою организацию к данной органической ситуации и получила за это некоторую компенсацию ей пришлось довольствоваться суррогатами в фантазии и, главное, вынашиванием ребенка, блаженство которого она разделяет. Только в акте деторождения она имеет возможность получить удовольствие, в котором отказано мужчине. В ответ на данную позицию К. Хорни пишет: «И тут я как женщина с изумлением спрашиваю: а как же материнство? А блаженное сознание того, что внутри тебя таится новая жизнь? А несказанное счастье от нарастающего ожидания, что появится это новое существо? А радость, когда оно, наконец, появляется и ты первый раз держишь его в руках? А глубокое наслаждение и удовлетворение от кормления его грудью и счастье от того, что он нуждается в твоей любви и заботе?» [3, стр. 39]. По ссылке К.Хорни в одном разговоре Ференци высказал мнение, что «в начальный период конфликта, столь печально окончившегося для женщины, мужчина как победитель навязал ей бремя материнства, включая все, что с этим связано» [3, стр. 40].

Разумеется, с точки зрения социальной борьбы материнство можно рассматривать как помеху. В наше время, пожалуй, так оно и есть, но вряд ли дело обстояло подобным образом в те времена, когда человек был ближе к природе. С биологической точки зрения в материнстве женщина имеет неоспоримое и отнюдь не малое физиологическое преимущество. Особенно отчетливо оно проявляется в бессознательном мужской психики – в сильнейшей зависти мальчиков к материнству. По данным Хорни: «Когда начинаешь …анализировать мужчин после достаточно длительного опыта анализа женщин, возникает весьма неожиданное впечатление об их сильнейшей зависти к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью» [3, стр. 40]. Женщина/мать есть инстинктивная охранительница, эмоционально и интеллектуально сориентированная на диа­лог, склонная более к кооперации, нежели к соперничеству, со­зиданию, нежели разрушению, в конечном счете, обладающая рядом достоинств, недоступных мужчинам. Такого рода подход активно реабилитирует женщину, демонстрируя ее превос­ходство над мужчиной во многих, если не во всех отношениях. Он подвергает решительной критике те критерии и стандарты, что применялись для оценки вклада обоих полов в культуру, переосмысливает историю, возвращает уважение к «потерян­ной» культуре [4].

Однако, бессознательная завистливая установка лишает женщину возможности разглядеть свои достоинства. Даже материнство воспринимается как лишняя обуза. Все оценивается исключительно с мужской, то есть абсолютно чуждой точки зрения, и поэтому женщине вскоре приходится признать свою несостоятельность, что «проявляется в отношении женщины к материнству. У одних женщин беременность отвергается открыто – в той или иной форме рационализации. У других женщин без видимых органических причин случаются выкидыши. Еще у одних мы встречаем бесчисленные хорошо знакомые жалобы на плохое самочувствие во время беременности. Во время родов могут проявиться такие расстройства, как невротическая тревога или функциональная слабость схваток. У иных женщин возникают проблемы с кормлением – от полной неспособности к грудному вскармливанию до нервного истощения. Или же мы не находим должного материнского отношения к ребенку. Вместо этого мы видим раздраженных или сверхтревожных матерей, которые не способны дать ребенку настоящего тепла и предпочитают перепоручить его воспитание няне» [3, стр. 59 – 60].

Верхо­венство мужчины в культуре не существовало с нача­ла времен, и что некогда центральное положение за­нимала женщина. Это была так называемая эра мат­риархата, когда закон и обычай фокусировались вокруг матери. Матереубийство, как показано в «Эв­менидах» Эсхила, являлось тогда непростительным преступлением, в то время как отцеубийство счита­лось сравнительно меньшим грехом. И только уже в летописные времена мужчины, с незначительными вариациями, начали играть ведущую роль в полити­ке, экономике и юриспруденции, равно как и в области половой морали. Представление о том, что женщины – существа инфантильные, эмоциональные и поэтому неспособные к ответственности и независимости, является плодом мужской тенденции снизить уважение женщин к себе. Когда мужчины оправдывают эту установку тем, что огромное множество женщин и в самом деле соответствуют такому описанию, нам следует задуматься, не был ли подобный тип женщин выведен в результате систематической селекции со стороны мужчин. Важно не то, что отдельные умы того или иного калибра – от Аристотеля до Мебиуса – затратили немало энергии и интеллектуальных усилий, чтобы доказать превосходство мужского начала. Что действительно имеет значение – это тот факт, что вечно колеблющаяся самооценка «среднего человека» побуждает его вновь и вновь выбирать инфантильный, нематеринский, истерический тип женщины и тем самым подвергать каждое новое поколение влиянию таких женщин. [3, стр. 171 – 172].

Положение женщины в обществе всегда было особым и имело негативную окраску. Истоки женской дискриминации (от лат. discriminatio - различение) имеют начало в древности. Еще Сократ сказал: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное; что ты – грек, а не варвар; что ты мужчина, а не женщина». Основными субъектами дискриминации выступают мужчины, общество, государство в лице социальных институтов, а среди наиболее распространенных дискриминационных проявлений выделяются: 1) экономические (более низкая заработная плата: примерно, на 1/3 ниже, чем у мужчин); 2) профессиональные (около 1/3 работодателей заявляют о своих предпочтениях в пользу подчиненных мужского пола) [5].

Наиболее остро проблема женской дискриминации стояла в Индии, где вместе с шудрами (низшая каста) женщины составляли самую низкую ступень социальной лестницы. На протяжении многих веков в Индии был распространен женский инфантицид. Только в XX веке с началом национально-освободительного движения и приходом к власти М.Ганди женщины стали вовлекаться в политическую жизнь страны и приобретать определенные права. В 1950 году состоялось конституциональное предусмотрение женского и мужского равенства. Но, при этом, большинство женщин, получая высшее образование, продолжали оставаться домохозяйками и составляли многочисленную группу профессионалов, производственная деятельность которых очень незначительна. В городах, по-прежнему, работает всего около 10% женщин, а их заработная плата составляет 50 – 75% от мужской [6].

В нашей стране проблема женской дискриминации стала особенно злободневной после распада социалистического строя и перехода на рыночные отношения, что фактически означало ликвидацию социальных гарантий для детей, женщин и семьи [7].
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconРабочая программа призвана решать следующие
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconСловарь урока социальный статус
Социальный статус – относительно устойчивое положение человека или группы в социальной структуре общества, совокупность некоторых...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconНэнси Ван Пелт Найти и удержать
Несколько лет назад я начала вести курс для женщин по углублению знании, касающихся супружества, который позднее был назван «Реализованные...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе...
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса уровень
Изучение обществознания призвано создать условия для выполнения подростком типичных социальных ролей, способствовать общей ориентации...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconТема Социология как наука. Основные этапы становления и развития...
Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Опыт организационно-административной...
«Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций»
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин icon«Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
Тема: «Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины
Он позволяет обучаемым освоить знания о функционировании и развитии как общества в целом, так и составляющих его социальных групп,...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconРабочая учебная программа по дисциплине «Опыт организационно-административной...
Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций [Текст]: рабочая учебная программа....
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconРазработка урока музыки п о программе «Музыка» Г. С. Ригиной По системе...
Личностные: формирование основ социальных компетенции (включая ценностно-смысловые установки моральные нормы),опыт социальных и межличностных...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconСтоимость спонсорских пакетов
«Утро на Романтике»- лёгкое и непринуждённое информационно-развлекательное утреннее шоу на радио Romantika для современных и целеустремлённых...
1 Материнство в системе социальных ролей современных женщин iconТомский государственный университет
Дать магистрантам представление об основных тенденциях развития современных международных отношений, о сложной системе взаимозависимости...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск