МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций »
направления подготовки 040101.65 «Социальная работа»
Автор программы: Сидорова М.И., к.п.н., доцент кафедры социальных наук
Цели освоения дисциплины:
сформировать у студентов систематизированные знания применительно к опыту организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций в современной России.
Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:
способствовать формированию у студентов целостного представления о нормативно-правовой базе организационно-административной работы;
раскрыть содержание и методики организационно-административной работы применительно к системе социальных учреждений и организаций;
показать основные составляющие опыта кадрового обеспечения организационно-административной работы в системе социальной работы;
сформировать понимание и навык информационно-практических основ изучения, распространения и внедрения передового опыта социальной работы.
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| всего
ауд.
| Лк
| Пр/
СМ
| ЛБ
| СР
| 1.
| Нормативно-правовая база организационно-административной
работы.
| 12
| 6
| 6
| -
| 20
| 2.
| Содержание и методики организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.
| 12
| 6
| 6
| -
| 20
| 3.
| Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.
| 14
| 8
| 6
| -
| 20
| 4.
| Информационно-практические основы изучения, распространения и внедрения опыта организационно-административной работы.
| 14
| 8
| 6
| -
| 23
| Итого:
| 52
| 28
| 24
| -
| 83
|
Практическое занятие №1 (6 часов)
Тема: Нормативно-правовая база организационно-административной работы
План:
Теория организационно-административной работы
Правовая основа организационно-административной работы
Нормативный инструментарий организационно-административной работы
Вопросы для коллективного обсуждения:
Что понимается под «опытом организационно-административной работы»? Назовите его существенные признаки.
Раскройте специфические особенности опыта личности, группы, коллектива социального учреждения.
Назовите возможности использования опыта руководителей и специалистов, отошедших от активной организационно-административной работы.
Опишите типичные и нетипичные практические ситуации, их анализ и возможные решения.
Каковы правовые последствия решения конфликтных ситуаций в практике руководителей социальной сферы?
Дайте определение понятию «нормативный инструментарий ОАР».
Раскройте сущность системы организационных норм.
Задания для самостоятельной работы:
Опишите возникновение и развитие эмпирической теории организационно-административной работы.
Заполни те таблицу:
Характерные черты руководителя
-организатора
| Характерные черты руководителя-администратора
|
|
|
Основная литература:
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций, - М., 1999.
Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.
Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового. – М., 1999.
Дополнительная литература:
Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для вузов. – М., 1998.
Управление социальной сферой. Учебник для вузов. / Под ред. В.Э. Гордина. – СПб., 1998.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М., 1996.
Практическое занятие №2 (6 часов)
Тема: Содержание и методики организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.
План:
Статическое и динамическое содержание организационно-административной работы.
Технологическое содержание организационно-административной работы.
Результирующее содержание организационно-административной работы.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Охарактеризуйте процессы создания, становления и развития социальных учреждений, организаций.
В чем заключается опыт стратегии и тактики совершенствования деятельности социального учреждения?
Что понимается под «технологией ОАР»?
Назовите методики анализа технологий ОАР.
Опишите процесс подготовки организационно-административных документов.
Раскройте сущность технологии разработки комплексных планов в социальных учреждениях.
Перечислите методики оценки результативности ОАР.
Каковы основные факторы высокой и низкой результативности в системе ОАР?
Назовите типичные причины низкой результативности ОАР.
Задания для самостоятельной работы:
Опишите практические методики развития социальных учреждений – инновационные, обучающего консультирования, внешнего и внутреннего консалтинга. Раскройте содержание любой конкретной методики.
Перечислите современные технологии подготовки и проведения совещаний, заседаний.
Раскройте сущность модели высокорезультативного опыта ОАР в различных структурах – социальной защиты, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органах.
Основная литература:
Ладанов Д.И. Практический менеджмент. – М., 1995.
Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.
Социальный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 1998
Дополнительная литература:
Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. – М., 1996.
Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для вузов. – М., 1998.
Практическое занятие №3 (6 часов)
Тема: Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы
План:
Практика кадрового обеспечения организационно-административной работы.
Повышение квалификации кадров, выполняющих организационно-административную работу.
Деловой имидж кадров, выполняющих организационно-административную работу.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Назовите разновидности кадрового обеспечения.
В чем заключаются особенности практики «вчера специалист – сегодня руководитель»?
Каковы недостатки и преимущества конкурсной системы?
Перечислите ее внешние и внутренние механизмы.
Назовите и раскройте сущность методов оценки уровня профессионализма.
Каково значение обновления, пополнения и совершенствования организационно-административной компетентности в современных условиях?
Назовите слагаемые делового имиджа. В чем заключается его связь с профессионализмом?
Задания для самостоятельной работы:
Дайте определение основным понятиям темы: кадровое обеспечение; инновационно-деятельностные игры и тренинги; деловой имидж.
Опишите практику формирования и использования кадрового резерва. Проанализируйте модель «руководитель, работавший в одной сфере, и перешедший в систему социальной работы».
Предложите практические формы и методы повышения квалификации кадров, программы развития (саморазвития) делового имиджа.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие. – М., 2004.
Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.
Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М., 1999.
Дополнительная литература:
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М. – Новосибирск, 2000.
Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1007.
Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1999.
Шапиров С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. – М., 2005.
Практическое занятие №4 (6 часов)
Тема: Информационно-практические основы изучения, распространения и внедрения опыта организационно-административной работы
План:
Практика изучения опыта организационно-административной работы.
Практика распространения опыта организационно-административной работы.
Практика внедрения (освоения) передового опыта организационно-административной работы.
Вопросы для коллективного обсуждения:
В чем состоит изучение опыта ОАР?
Перечислите конкретные технологии ОАР. В чем их недостатки и преимущества?
Какие специальные знания и умения необходимы в обрасти распространения опыта?
Назовите ресурсные основы распространения опыта.
Опишите формы и методы распространения опыта.
В чем заключается внедрение передового опыта ОАР?
Перечислите проблемы организационно-административных инноваций их официального признания.
Задания для самостоятельной работы:
Назовите формы и методы получения информации об опыте ОАР, раскройте их сущность.
Подготовьте доклад на тему: «Практика внедрения передового опыта ОАР» (на примере социальных служб, учреждения, организаций).
Основная литература:
Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.
Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения. – М., 2003.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. – М., 2004.
Дополнительная литература:
Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие. – М., 2004.
Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. – М., 1995.
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М. – Новосибирск, 2000.
Менеджмент в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб., 1998.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., 1997.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1. Рекомендуемая литература (основная)
Документоведение и документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – М., 1997.
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. - М.,1996.
Кураков Л.П. Управление социальной сферой. – М., 1997.
Ладанов Д.И. Практический менеджмент. – М., 1995.
Леванков В.А. и др. Менеджмент в социальной сфере. Учебное пособие. - СПб., 1998.
Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М., 2000.
Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. – М., 1995.
Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.
Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Курс лекций. – М., 2000.
Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для вузов. – М., 1998.
Принцип активизации в социальной работе. – М., 1997.
Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения. – М., 2003.
Свириденко С.С. Информация, информационные технологии в современном обществе. - М., 1993.
Соломандина Т.О. Управление мотивацией персонала: Учебное пособие. – М., 1995.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. – М., 2004.
Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового. – М., 1999.
Социальный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 1998
Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. – М., 1996.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., 1997.
Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М., 1999.
Рекомендуемая литература (дополнительная).
Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие. – М., 2004.
Андреева В.И. Образцы документов делопроизводства. – М.. 1996.
Барков С.А. Социология организаций: Учебное пособие. – М., 2004.
Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации. – М.. 1996.
Вудкок Дж. Современные информационные технологии совместной работы – М, 1999.
Гечикова Н.Н. Менеджмент. – М.., 1995.
Глущенко В.В. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. – СПб., 1996.
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М., 1991.
Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. – М., 1996.
Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. – М., 1999.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций, - М., 1999.
Касьяненко Г.В. Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М., 2005.
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
Комаров Е.И. Организационные структуры управления: Учебно-методическое пособие. – М., 1993.
Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М., 1995.
Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. – М., 1993.
Ларионов И.К. Стратегия социального управления. – М., 2004.
Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2000.
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М. – Новосибирск, 2000.
Менеджмент в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб., 1998.
Методы и модели совершенствования организационных структур / Лагоша Б.А. и др. – М., 19888.
Методы и модели совершенствования организационных структур. – М., 1988.
Прием и увольнение работников. – М.. 1996.
Психологические аспекты подбора и проверки персонала. – М., 1996.
Ременников Б.Б. Разработка управленческого решения. – М., 2000.
Сарно А.А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. – СПб., 1997.
Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие. – М., 2002.
Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М., 1990.
Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2007.
Социальный менеджмент. – М., 1999.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Л.С. Алексеева. – М., 1997.
Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. – М., 1997.
Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. – М., 1996.
Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.
Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1999.
Управление социальной сферой. Учебник для вузов. – СПб., 1998.
Франчук В.И. Основы посторенние организационных систем. – М., 1991.
Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2006.
Хохлов А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти: социологический анализ. – М., 2000.
Шапиров С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. – М.. 2005.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. – М., 1996.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М., 1996.
1.9.Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1.9.1. Перечень используемых технических средств
Аудио- видеоаппаратура;
мультимедийная техника.
1.9.2. Перечень используемых пособий
Контрольно-тестирующие комплекты (бланочное тестирование);
сравнительные таблицы;
схемы;
графики.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания:
Создание классического (административного) менеджмента предписывается:
Д. Гилберту;
А. Файолю;
Г. Гранту.
К институциональным признакам социальной службы не относится:
правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждений социальной защиты с помощью типовых или оригинальных положений, регламентов;
организационное построение учреждений социальной защиты и помощи;
регламентационное определение обеспечения социальной защиты;
практическое выполнение определенных функций социальной защиты, помощи, поддержки.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы:
посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям;
посредством институтов государственной власти, общественного управления обеспечивать функционирование социальной работы.
Объектами управления в социальной работе выступают:
руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые органы управления, наделенные управленческими функциями;
социальные работники, сотрудники служб, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.
В перечень этапов формирования трудовых ресурсов не входит:
планирование трудовых ресурсов;
набор персонала;
отбор персонала;
маркетинг рынка труда;
определение заработной платы и льгот.
К внутренним переменным, влияющим на функционирование организации не относятся:
цели, структура;
задачи, технологии, люди;
социокультурные, экономические и политические факторы.
К объектам управления в системе социальной защиты населения не относятся:
учреждения и организации;
трудовые и учебные коллективы;
различные социальные группы;
министерства и ведомства;
система взаимоотношений, складывающаяся между людьми, нуждающимся в помощи.
К субъектам управления в системе социальной защиты населения не относятся:
учреждения и организации;
министерства, главки, комитеты, производственные коллективы;
различные социальные группы.
Формальная структура организации — это:
понятие, обозначающее состав, соподчиненность, должностные взаимосвязи подразделений, звеньев без учета конкретных работников, их психологических особенностей, возраста, опыта и др.;
система человеческих отношений, взаимосвязей, взаимовлияний, которая свойственна данной структуре.
Реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, воспринята ли отправленная им информация, носит название:
внутренняя связь;
обратная связь.
К внутренним переменным, влияющим на функционирование организации, не относятся:
цели, структура;
задачи, технологии, люди;
социокультурные, экономические и политические факторы.
Правовой акт, издаваемый руководителем органа управления, действующий на основе единоначалия, для решения как основных, так и оперативных задач его деятельности — это:
приказ;
положение;
инструкция.
Уставы, положения и инструкции относятся к:
распорядительным документам;
организационным документам;
информационно-справочным документам.
Свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере их деятельности носит название:
устав;
приказ;
инструкция.
Рекомендуемое или фактическое количество работников или подразделений, находящихся в подчинении у одного руководителя, составляет содержание понятия:
«управляемость»;
«ответственность»;
«диапазон управления».
1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
Нормативно-правовая база организационно-административной работы.
Эмпирическая теория ОАР.
Организационно-административная работа как разновидность трудовых отношений.
Нормативно-правовой инструментарий ОАР.
Статическое содержание ОАР.
Динамическое содержание ОАР.
Технологическое содержание ОАР.
Результирующее содержание ОАР.
Методики организационно-административной работы.
Методики создания социальных учреждений, организаций.
Методики развития социальных учреждений, организаций.
Методики анализа технологий ОАР.
Методики оценки результативности ОАР.
Содержание и методики ОАР в центрах социального обслуживания.
Содержание и методики ОАР в системе социальной работы.
Содержание и методики ОАР в учреждениях и организациях образования.
Содержание и методики ОАР в учреждениях и организациях здравоохранения.
Содержание и методики ОАР в армии.
Содержание и методики ОАР в правоохранительных органах.
Практика кадрового обеспечения ОАР в системе социальной работы.
Формы и методы повышения квалификации кадров, выполняющих ОАР в системе социальной работы.
Деловой имидж кадров, выполняющих организационно-административную работу.
Информационно-практическая основа изучения опыта ОАР.
Информационно-практическая основа распространения опыта ОАР.
Информационно-практическая основа внедрения (освоения) опыта ОАР.
1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) находится на кафедре социальной педагогики и социальной работы 1.13 Примерная тематика рефератов
Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в центрах социального обслуживания.
Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-административную деятельность в системе социальной работы.
Система нормативно-правовых актов, составляющих основу организационно-административной работы в органах, учреждениях и организациях образования.
Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в органах, учреждениях и организациях здравоохранения.
Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-административную работу в органах, учреждениях и организациях армии.
Система нормативно-правовых актов, составляющих основу организационно-административной работы в правоохранительных органах.
Статическое и динамическое содержание организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.
Методики развития социальных учреждений в современной практике.
Технологическое содержание организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.
Практические методики реализации технологий организационно-административной работы.
Результирующее содержание организационно-административной работы.
Используемые методики для оценки результативности организационно-административной работы.
Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.
Практика кадрового обеспечения организационно-административной работы в конкретном социальном учреждении.
Практика повышения квалификации кадров, выполняющих организационно-административную работу, в конкретных социальных учреждениях.
Основные составляющие формирования делового имиджа в процессе организационно-административной работы.
Формы и методы оценки делового имиджа руководителей социального учреждения.
Организация информационной системы для изучения передового опыта организационно-административной работы в конкретных социальных учреждениях.
Формы и методы, используемые на практике для распространения передового опыта организационно-административной работы.
Практика применения средств для внедрения (освоения) передового опыта организационно-административной работы.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины
Учебная дисциплина «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» изучается в течение девятого семестра пятого курса. Содержание дисциплины включает в себя лекционный материал, материал для практических занятий и самостоятельной работы.
Студент должен заблаговременно подготовиться к практическим занятиям, руководствуясь приведенными в плане вопросами и заданиями для самостоятельной работы и ознакомившись с рекомендованной по теме занятия литературой.
Итоговая аттестация по учебной дисциплине ставится в случае, если студент посещал лекционные и практические занятия по предмету, фиксировал их основные положения в рабочей тетради и выполнил в срок все задания раздела «Темы для самостоятельного изучения».
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала
|