Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа»
страница1/9
Дата публикации31.07.2013
Размер1.19 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

для студентов специальности 040400.62 «Социальная работа»


Авторы: Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры «Социальных наук», Шовина Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры «Социальных наук»

Целью освоения дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» является раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование у студентов целостного представления о профессионально значимых в социальной работе этических нормах и ценностях, основ этико-аксиологического мышления, что должно способствовать личностному и профессиональному развитию будущих бакалавров социальной работы.

Учебная дисциплина «Этические основы социальной работы» - важнейший компонент профессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Данный курс относится к дисциплинам профессионального цикла. «Этические основы социальной работы» изучаются на первом курсе, когда студентам еще предстоит освоить в полном объеме теоретические и практико-технологические основы социальной работы. Поэтому данный курс включает основные компоненты профессионально этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности, подготавливает к дальнейшему освоению таких дисциплин как теория социальной работы, история социальной работы, технологии социальной работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Курс «Этические основы социальной работы» позволяет сформировать следующие компетенции: ОК-1-3, 8-9; ОП – 1-8.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

- основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности;

- основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы;

- основные элементы профессиональной этической системы социальной работы;

- смысл и содержание профессионального долга социального работника;

- основные положения профессионально-этического кодекса;

- профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

  1. Уметь:

- применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности;

- выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;

- анализировать и применять на практике знание основных элементов профессиональной этической системы;

- выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации в социальной работе;

- интерпретировать в конкретной ситуации основные положения профессионально-этического кодекса социального работника;

- выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе;

- учитывать особенности и противоречия формирования в современной России этико-аксиологического сознания личности и профессионального социального работника в частности.

  1. Владеть:

- знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы, знать их существенные элементы и взаимосвязи;

- навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;

- методикой разработки профессионально-этического кодекса;

- навыками разрешения ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе;

- навыками этико-аксиологической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.
Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Часов на СРС

I

Раздел I. Этико-аксиологический компонент социальной работы



















Тема 1. Введение в профессиональную этику. Этика социальной работы.

6

4

2

-

3




Тема 2. Место и роль ценностей в социальной работе.

2

2

-

-

4




Тема 3. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология

8/4

4

4/4

-

3




Тема 4. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

8

4

2

-

4

II

Раздел II. Профессионально-этическая система социальной работы



















Тема 5. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы

8

4

4

-

3




Тема 6. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы

8/4

4

4/4

-

3




Тема 7. Деонтологические вопросы социальной работы

6/4

2

4/4

-

4




Тема 8. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

6/4

2

4/4

-

4

III

Раздел III. Этическое регулирование практики социальной работы



















Тема 9. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты

4/2

2

2/2

-

3




Тема 10. Этикет в социальной работе

6/2

2

4/2

-

3




Тема 11. Этические аспекты социальной работы с пожилыми людьми

4/4

-

4/4




4




Тема 12. Этика взаимоотношений с людьми группы риска

2/2

-

2/2




3




Тема 13. Этика социальной работы с инвалидами

2/2

-

2/2




3




Тема 14. Этика социальной работы с этническими группами

2/2

-

2/2




3




Итого:

70/ 28

30

40

-

47


Содержание практических занятий
Семинар 1

Тема: Введение в профессиональную этику. Этика социальной работы (2 часа)

План:

  1. Этика как наука о морали и нравственности. Этика, этос и этикет.

  2. Происхождение и эволюция нравственности. Краткая характеристика основных этических учений.

  3. Структура этики. Теоретическая и прикладная этика. Краткая характеристика прикладной этики.

  4. Профессиональная этика как структурный компонент этики. Социально-историческая эволюция профессионально-этических норм. Уставы, кодексы поведения и системы ценностей профессиональных сообществ. Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.

  5. Профессиональная этика и социальная работа. Значение и необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе в России.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что Вы понимаете под общими моральными понятиям: добро и зло, долг и совесть, свобода, добродетель и порок, счастье и др.

  2. Что Вы понимаете под милосердием? Каковы этические основания милосердия?

  3. Что такое милосердие как практическая задача? Каким образом возникла профессиональная этика?

  4. Какие виды профессиональной этики существуют?

  5. Что Вы понимаете под профессиональной моралью?

  6. Насколько необходима этическая регламентация профессиональной социальной работы в России?

  7. Существуют ли в обществе отношения, которые были бы нейтральными по отношению к нравственности?

  8. Почему необходимо соблюдать нормы морали? Какие нормы морали необходимо соблюдать всем?

  9. Каким нормам морали трудно следовать? Как вы считаете, можно ли их отменить?

  10. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова моральны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх».


Задания для студентов:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Выпишите определения следующих понятий: этика, профессиональная этика, мораль, норма, ценность, моральный принцип, ригоризм, альтруизм, аскетизм, цинизм, утилитаризм, гедонизм, нигилизм, аксиология.

  3. Аристотель писал, что юноши - самые неподходящие слушатели лекций по этике. (При этом он отмечал, что основной признак юноши - не возраст, а незрелость характера). Семена же этики упадут только на благодатную почву, коей являются умение владеть страстями, желание направить их на прекрасные цели. Как вы считаете, какие требования должен предъявить к себе всякий человек, приступивший к изучению этики? Согласились ли бы Вы с Аристотелем? Обоснуйте свой ответ. Как Вы думаете, доложен ли быть возрастной ценз для желающих обучаться и работать по специальности «социальная работа» в связи с высоким уровнем ее этической ответственности и нравственно-гуманистического содержания?


Основная литература:

  1. Выгорбина А. Е. Этика социальных отношений. Опыт философско-социологического исследования нравственных аспектов права и социальной жизни / Выгорбина А. Е. - М. : Вузовская книга, 2011. - 371 с.

  2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008 ; МПСИ. - 415 с.

  3. Езова С. А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты : науч.-практ. пособие / Езова С. А. - М. : Либерея-Бибинформ, 2012. - 94 с.

  4. Иванюшкин А. Я. Биомедицинская этика : учеб. пособие для студ. учреждений высш. и сред. мед. образования / под общ. ред. И. В. Ковалева. - Мурманск : МОЦПК СЗ, 2008. – 271 с.

  5. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений : учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 423 с.

  6. Медведева Г. П. Этические основы социальной работы : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Медведева Г. П. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012.

  7. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Медведева Г. П. - М. : Академия, 2012.

  8. Наместникова И.В. Этические основы социальной работы : учебник для бакалавров. – М.: Юрайт Издательство ООО, 2012.

  9. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 420, [1] с.

  10. Хрусталев Ю.М. Биоэтика / Хрусталев Ю. М. - М. : Медицина, 2011. - 406 с.


Дополнительная литература:


  1. Беликова Т.И. Профессиональная этика. – М., 1975.

  2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности [сборник] : пер. с англ. и фр.сост.: Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева ; ввод. ст. Ю. А. Шрейдера. - М.: Прогресс, 1990. - 495 с.

  3. Голубева Г.А. Этика. - М.: Экзамен, 2007. – 320 с.

  4. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики. – М., 2005.

  5. Гуревич П. С. Этика: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 416 с.

  6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с.

  7. Канке В.А. Современная этика. – М.: Омега-Л, 2007. – 394 с.

  8. Капто А. Корпоративная этика//Безопасность Евразии. - 2004. – № 1. - С.363-375.

  9. Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003.- 90 с.

  10. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. - М., 2007

  11. О человеческом в человеке. – М., 1991.

  12. Разин А.В. Этика. – М.: Академический Проект, 2006. – 624 с.

  13. Цвык В. Профессиональная мораль и ее роль в формировании профессионализма // Безопасность Евразии. – 2004. - № 3. – С.290-301.

  14. Щербак Ф.Н. Профессионально-нравственная культура труда. – М.. 1985.

  15. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

  16. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. – М, 1999.


Семинар 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований...
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconРабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности...
Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-педагогическая...
Тема Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этика и социальная...
Раскрыть понятие этики и выявить ее связь с организацией социальной политики; теоретически осмыслить нравственные основания социальной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «технология социальной...
Технологический процесс в социальной работе: его сущность, содержание и особенности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки 39. 03....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине в. Дв 2 Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа...
России, обуславливает необходимость для специалистов по социальной работе ориентироваться в религиозной ситуации в стране, понимать...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение»...
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconПрограмма дисциплины «Основы анатомии и физиологии»
«бакалавр»). Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (б в. 1) основной образовательной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconПрограмма дисциплины дисциплина опд. Ф. 11 Профессионально–этические основы социальной
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск