Скачать 1.1 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫРабочая программа учебной дисциплины по специальности 040101.65 «Социальная работа» Данный учебный курс также является частью образовательной программы укрупненной группы 040000 «Социальные науки» по направлению 040101.62 «Социальная работа» (бакалавриат) Красноярск 2005
Составитель Е.В. ЖижкоПрофессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е.В. Жижко. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2005. 90 с. Рабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности «Социальная работа». © Красноярский государственный университет, 2005 © Составление. Е.В. Жижко, 2005 Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 35.05.00 «Социальная работа»
Организационно-методический раздел Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Этика в социальной работе – одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять взаимодействие с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений. Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Её нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Объект изучения этики социальной работы – профессиональная мораль специалистов, предмет – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников. Цель этики социальной работы – обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, основные задачи – нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений; формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы. Учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы. Социальная работа представляет собой разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса. Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности. Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Цель курса - формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях социальной работы как деятельности и профессиональной морали специалистов социальной работы; раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности; формирование основ ценностно-этического мышления специалиста социальной работы. Задачи курса:
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Учебный курс изучается после того, как студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы и сформировано представление об ее смысле и содержании. Структура учебного курса. Структура учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя лекционные и семинарские занятия, самостоятельную работу студентов и текущий и итоговый контроль их знаний. В процессе лекционных занятий студенты получают и осваивают основные теоретические сведения в области профессионально-этических основ социальной работы, их эволюции, тенденций развития, сущности и содержании основных элементов профессионально-этической системы и их взаимосвязи. На семинарских занятиях студенты демонстрируют уровень овладения теоретическими знаниями и осваивают навыки их практического применения в целом и на примере конкретных ситуаций. Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, выполнение контрольной работы (реферата) на предложенную тему, подготовку к промежуточному и итоговому контролю. Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в семинарских занятиях, оценку уровня формальных знаний по итогам тестирования и оценку глубины их знаний и уровня ценностно-этического мышления по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый экзамен по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в области профессионально-этических основ социальной работы и умения творчески применять их на практике. В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта. Требования к уровню освоения содержания курса:
При изучении курса от студента требуется:
Форма итогового контроля: По окончании курса студенты сдают зачет; применяется модульно-рейтинговая система, позволяющая студенту выйти на его автоматическое получение. Условные обозначения, используемые в данном тексте: – домашняя работа, которую необходимо выполнить письменно к семинару. – работа, которая будет выполняться письменно на семинаре. Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневной формы обучения
Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочной формы обучения
Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочной формы обучения (второе высшее)
СТРУКТУРА КУРСА |
Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. М. М. Хохлова.... Социальная безопасность: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. М. М. Хохлова. Красноярск: юи красГУ, 2003. 28... | Организация практики студентов специальностей "социология" и "социальная работа" Учебно Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей "социология" и "социальная работа" факультета политических и... | ||
Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная... Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,... | Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 05. 00 «Социальная работа» Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки 39. 03.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине в. Дв 2 Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... | ||
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические... Методические материалы для студентов дневного отделения | Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» юридического факультета, преподавателей кафедры... | ||
Рабочая программа По дисциплине «гендерология и феменология» Для... Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая учебная программа по дисциплине профилактика инфекционных... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных... Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | Рабочая программа по дисциплине: психо-социальная работа с населением... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов... Л. н вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно-методический комплекс для студентов направления «Сервис». Издательство ТюмГУ, 2010 | Учебная программа курса «Социальная работа в Германии в новое и новейшее... Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» |