Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры





НазваниеУчебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры
страница1/16
Дата публикации11.10.2013
Размер1.66 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



(для электронного издания)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учебно-методический комплекс

ПЕДАГОГИКА

Учебная программа, методические материалы и рекомендации
для студентов институтов искусств и культуры
Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию
в области народного художественного творчества,
социально-культурной деятельности и информационных ресурсов
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений культуры и искусств

(№ 72-1/01-160 от 29 апреля 2004 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

СТРУКТУРА КУРСА………………………………………………………………..7

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА…………………………………………………………..9

ЛИТЕРАТУРА К ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ……………….28

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ………………………………………………………………………..42

Тематический план занятий……………………………………………………….42

Требования рейтинговой системы оценки успеваемости студентов…………43

Основная литература……………………………………………………………….45

Планы семинарских занятий………………………………………………………51

Вопросы для самопроверки………………………………………………………...68

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………………69

Тематический план занятий………………………………………………………..69

Темы контрольных работ…………………………………………………………..70

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………..72

Самостоятельная работа в связи с аудиторными занятиями………………….73

Самостоятельная самообразовательная работа………………………………….82

УЧЕТ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ………………………………………91

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Тесты…………………………………………………………………………………...95

ЛИТЕРАТУ ПО ВОПРОСАМ САМООБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И МЕТОДОВ ЧТЕНИЯ………………………………………………………………..115

ЭЛЕМЕНТЫ НОТ В РАБОТЕ СТУДЕНТА……………………………………..118

МАТЕРИАЛЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ СОСТАВЛЕННО НАСТОЯЩЕЕ ПОСОБИЕ…………………………………………………………………………….122

АВТОРСКИЕ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПОСОБИЯ…………………………………………………………………………….123

Введение


Педагогика – наука о воспитании. Она отражает в форме понятий и законов очень существенную, обширную сферу жизни и деятельности общества, близкую каждому. Она составляет собой совокупность теоретических и прикладных дисциплин, являясь наукой не только теоретической, но и в значительной степени технологической. Неудивительно, что уже давно идут споры о том, что представляет собой педагогика – науку или искусство, что в ней важнее – теоретические изыскания и положения или ее технологические аспекты.

Велико мировоззренческое и общенаучное значение педагогических дисциплин. Педагогические знания – существенный элемент образованности, общей культуры. И одна из важнейших задач изучения педагогики – приобщение к педагогической литературе, воспитание интереса и вкуса к ней, подготовка к самообразованию в этой области.

Кроме того, педагогические знания нужны не только для педагогической деятельности. Они помогут каждому в воспитании собственных детей; они делают более успешной и эффективной общественную работу; изучение педагогики поможет изучающему ее в организации самовоспитания и самообразования.

Конечно, важнейшими задачами изучения этой научной дисциплины являются задачи профессионально-технологические: овладение сущностью педагогических явлений и педагогическими закономерностями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательной работы, профессионально-педагогическими умениями и навыками, подготовка к различным видам педагогической деятельности.

Педагогика – самая "массовая" наука. Не говоря о том, что в большинстве своем вопросы обучения и воспитания интересны и нужны самому широкому кругу читателей, адресована педагогика и самому массовому читателю-специалисту. Причем изучается педагогика как учебный предмет не только будущими учителями в пединститутах и педучилищах, но и в университетах (как правило, на большинстве факультетов), в институтах искусств и культуры, в других вузах художественных специальностей.

Специфичен объект педагогической технологии – он сродни объекту искусства. Неудивительно, что проблемам воспитания посвящались романы, научно-художественные и научно-публицистические трактаты, создана "Педагогическая поэма" (А.С. Макаренко) и написана "Педагогическая симфония" (Ш.А. Амонашвили).

Расширяется сфера действия и применения педагогических знаний, интенсивно развиваются ее отрасли.

В педагогике, как особой общественной науке, одновременно и теоретической и практической, прикладной, есть различного рода знания и элементы. Многие положения трудны для осознания, если знакомиться с ними лишь по учебникам и учебным пособиям. Поэтому работа над первоисточниками является обязательной при изучении курса педагогики. Кроме того, ценно то, что определенную информацию и точки зрения студенты получают, что называется, из первых рук. Работа с первоисточниками – это встреча с большими учеными, великими мыслителями и выдающимися личностями. Такие встречи облагораживают и воодушевляют, формируют эталонные представления о многих сторонах жизни, культуре поведения, логике мысли и языке изложения. Немаловажен и историографический аспект – ведь это обращение к истокам, осознание, с чего и как все начиналось, а отсюда – ключ к пониманию многих проблем современности. Работа с первоисточниками прививает вкус к научной литературе и серьезному чтению, потребность в постоянном систематическом обновлении знаний.

Работа с первоисточниками должна идти ритмично, в течение всего года (семестра).

Педагогика – общественная наука. Поэтому особенно плодотворным является рассмотрение педагогических проблем и явлений в перспективе их развития, на фоне и в контексте решения более общих и даже - в некоторых случаях – глобальных социальных проблем.

Программа (и литература к основным ее разделам) отражает современное состояние педагогики как науки. При составлении программы составитель исходила прежде всего из логики и структуры науки, являющейся основой учебной дисциплины «Педагогика», и придерживалась логики и последовательности изложения материала в современных учебных пособиях по педагогике. Но при этом учтены те коррективы, которые содержатся в госстандарте профессионального образования, в том числе и некоторые формулировки, которые, по мнению разработчиков госстандартов, более соответствуют современному пониманию и толкованию отдельных разделов, тем (например, «Основы научного управления социально-педагогическими системами» – вместо традиционного «Школоведение»).

В государственном образовательном стандарте задачи и содержание изучения педагогики определены следующим образом: ПЕДАГОГИКА: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование. Воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Программа в определенной степени персонифицирована – в ней названы имена отечественных ученых, внесших наиболее значимый вклад в разработку ряда педагогических проблем.

Адресовано настоящее пособие студентам следующих специальностей и направлений подготовки:

031401.65 «Культурология»

071401.65 «Социально-культурная деятельность»

080507.65 «Менеджмент организации»

080500.62 «Менеджмент»

071400.62 «Социально-культурная деятельность»

080801.65 «Прикладная информатика»

071201.65 «Библиотечно-инфомационная деятельность»

050601.65 «Музыкальное образование»

070100.62 «Музыкальное искусство»

070101.65 «Инструментальное исполнительство»

070105.65 «Дирижирование»

070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

071301.65 «Народное художественное творчество»

031501.65 «Искусствоведение»

070503.65 «Музейное дело и охрана памятников»

070600.62 «Дизайн»

070800.62 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

070801.65 «Декоративно прикладное искусство (художественная керамика)»

070901.65 «Живопись»

Поскольку пособие разработана для нескольких специальностей, ясно, что не все темы, содержащиеся в программе имеют одинаковое отношение ко всем специальностям. Такие темы, как «Формы организации обучения», «Учитель современной школы» требуют обстоятельного изучения на специальностях, включающих (в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 03.08.2000 №2400 «О присвоение дополнительной квалификации педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования» и соответствующим распоряжением Министерства культуры РФ от 05.10.2000) дополнительную квалификацию «Преподаватель». Для специалистов, например, в области музейного дела эти темы могут быть даны в ознакомительном порядке либо заменены другими, более значимыми для этих специальностей.

Пособие адресовано студентам дневной и заочной форм обучения. Поскольку учебный предмет изучается в полном объеме студентами дневного и заочного отделений (разница состоит только в количестве аудиторных занятий), то ряд материалов пособия дается в разделе методических рекомендаций для студентов дневного отделения; в разделе же, посвященном заочному отделению, дается лишь ссылка на соответствующий материал, содержащийся в разделе дневного отделения.

Тематический план занятий, где дана разбивка всего материала на лекции, семинарские и практические занятия, сделан из расчета 70 часов. Разбивка носит ориентировочный характер и – в зависимости от специальности и объема времени, отводимого на изучение педагогики для этой специальности, – количество часов, отводимое на те или иные темы, может быть увеличено или уменьшено.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Прикладная информатика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного отделения академии культуры, искусств и социальных технологий, изучающих...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного отделения академии культуры, искусств и социальных технологий, изучающих...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного отделения академии культуры, искусств и социальных технологий, изучающих...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления...
Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07....
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология»
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика»
Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconПедагогика
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconМетодические рекомендации для студентов Контрольно-измерительные...
Профиль/название программы: Предпринимательская деятельность в системе образования
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Семеновских Т. В. Методы коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Учебно-методический комплекс. Методические указания...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса»
Учебно-методический комплекс по курсу «Гигиена голоса» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс рабочая учебная программа для студентов...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной квалификацией “информатика
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика»
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей....
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические материалы и рекомендации для студентов институтов искусств и культуры iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск