«Устаревшие слова»





Скачать 155.92 Kb.
Название«Устаревшие слова»
Дата публикации21.06.2014
Размер155.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока «Устаревшие слова».
Цель урока: познакомить с устаревшими словами.
Задачи урока:

  • Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов.

  • Развивающая: развивать речь уч-ся, умение работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.

  • Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к русским сказкам .

Учебная литература:

  • Учебник «Русский язык» , 2 кл., авт. С.В.Иванов, «Вентана-Граф», 2008 г., с.82

Методическая литература:

  • Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс»- М.:Вентана-Граф,2005.- с.325

  • Александрова З.А. Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина с элементами подвижных игр./ Начальная школа №2 2011г.

  • Емелина А.В. Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами. /Начальная школа №1 2003г.

  • Плясина Е.В. Наши маленькие открытия./ Начальная школа №2 2009г.

  • Черногрудова Е.П. Экспериментальное исследование навыков понимания пословиц выпускниками младших классов./ Начальная школа №2 2011г.

  • Яковлева Т.В. Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку в начальной школе./ Начальная школа №1 11 2006г.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24 –е изд., испр. – М.: ООО « Издательство « Мир и Образование»,2008.- 640 с.

  • Интернет – ресурсы.


Оборудование:

  • Компьютер, медиапроектор.

  • Карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности.


Организация учебного процесса (Слайд 1-3).

Слово учителя.
Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним мы слова забытые,

Вспомним нашу старину.

Е.В. Плясина.

Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.


  1. Целевая установка.


Я знаю, ребята, что вы настоящие умники и умницы, добрые и любознательные, любящие родное слово и поэтому я уверена, что сегодня наш урок будет познавательным, увлекательным и добрым.
III Актуализация знаний, введение в проблему.
- Ребята, сегодня мы совершим удивительное путешествие в старину туда, где живут сказки Пушкина. Сейчас мы перенесёмся в красивый старинный город славного царя Салтана и послушаем отрывок из сказки, когда в отсутствии царя коварные бояре решают погубить его молодую жену (Слайд 4 - 7) .Слушаем. Всё ли нам будет понятно? (Звучит фонограмма записи сказки).

Все ли слова вам знакомы? (Слайд 8-9).

Какие непонятные слова услышали? ( Гонец, бояре)

Почему мы не понимаем эти слова? ( Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем).

А почему мы не используем эти слова в речи? (Эти слова устарели).

Таких непонятных слов существует гораздо больше.

Как вы думаете, живёт ли в нашей деревне боярин?
Ходят ли современные солдаты в кольчуге?

Есть ли у вас одежда, которую вы называете кафтан?

Так почему же эти слова исчезли? Кольчуга, боярин, гонец, кафтан – как можно узнать значение этих слов? ( Заглянуть в толковые словари и познакомиться с их значением). Откроем толковый словарь С.И. Ожегова и прочитаем значение слова гонец (Слайд 10).

Гонец - в старину человек, посланный куда-нибудь со срочным известием.
А сейчас, ребята, откройте учебники на стр.83, упр.1 и прочитайте толкование непонятных слов. ( Чтение сопровождается показом иллюстраций, слайды10-14).

Итак, почему эти слова устарели? (исчезли эти предметы). Запишите толкование любого слова в тетрадь (Слайд 14).
IV . Постановка темы и цели урока.


Как же мы назовем такие слова, которые устарели? ( Устаревшие) Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают. Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими (древними, старыми).

Может быть, кто-то догадался, какой будет тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока – « Устаревшие слова» (Слайд 15).

Какую цель поставим сегодня на уроке? ( Слайд16)
Цель нашего урока - познакомиться с некоторыми устаревшими словами.

На уроке мы сегодня будем говорить о словах, которые забыты, кажутся вам непонятными, смешными, звонкими, но которые так притягивают, завораживают вас.

Чтобы добиться этой цели, какие задачи мы поставим перед собой?

( Научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение, подбирать к ним синонимы и грамотно, умело пользоваться словарями.)
Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундук, в котором хранится много устаревших слов. (Слайд 17)
V . Построение проекта выхода из затруднения.
У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают.

В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко.
1. А где же мы можем их встретить чаще? (в стихах, песнях, сказках, пословицах, былинах). Для чего нам надо знать значение этих слов? ( Нам необходимо знать их значение, для того чтобы их понимать.)

Как узнать значение устаревших слов?

Значение устаревших слов устанавливается по словарю или из текста. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени. Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его « Толковом словаре живого великорусского языка собрано более 200 тысяч слов! Даль работал над ним более 47 лет! Обратите на выставку словарей (Слайд 18). Они помогут вам правильно разговаривать на современном русском языке. А язык – это наследие, наше богатство, которое мы должны беречь.

На уроках литературного чтения мы уже встречались с некоторыми устаревшими словами и создали специальные словарики, куда вписывали их толкование (Слайд 19).

- А сейчас, ребята, мы будем учиться толковать устаревшие слова из добрых сказок А.С. Пушкина.

Еще лёжа в колыбели, вы слышите нежный голос матери: « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». Чуть научившись слагать слова, вы открываете сказки Пушкина и читаете: « У лукоморья дуб зелёный …» . Красота пушкинского слова будет сопровождать вас всю взрослую жизнь, потому что в этих ярких, добрых, как сны ,сказках сыплются не просто слова, слова алмазы, яркие, сверкающие, неповторимые. ( Слайд 20)

Сказки Александра Сергеевича Пушкина написаны в 19 веке. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Каждая группа работала над отрывками из этой сказки, искала в них устаревшие слова и пыталась объяснить их значение. Сегодня ребята как раз и расскажут нам, какие интересные слова они встретили. Ваша задача: проверить значение устаревших слов по толковому словарю и создать новую страницу нашего словаря. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся слова и их толкование.

Мы ещё раз вспомним отрывки из сказок, и будем открывать бабушкин сундук.

При ответе мы будем пользоваться следующей памяткой:

1.Мы работали с отрывком из сказки А. С. Пушкина…

2. В этом отрывке мы встретили устаревшие слова …

3.Обратились к толковому словарю и выяснили значение следующих слов…( Слайд21)

2. Итак, 1 группа. « Сказка о царе Салтане».(Слайд22-23).

1) Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду.

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

2) К ним народ навстречу валит (Слайд 24 -25).

Хор церковный Бога хвалит;

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их.

В этих отрывках мы нашли устаревшие слова: колымага, пышный двор и град. (Слайд27 )

3) Открываем сундук – находим толкование слов в конверте и вклеиваем в наши словарики. (Слайд 26)

4)Град – так в старину называли город. (Слайд27 )

5) Колымага - так в старину называли большую старинную карету. (Слайд 27)

6)А знаете ли вы, что означало выражение пышный двор? Двор - придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол,

И весёлый пир пошёл.

В этом отрывке встретили слово пир. Открываем сундук, создаём страничку словаря устаревших слов, используя необходимый материал…

Пир – в старину большой званый обед, угощение. Сейчас это слово мы не употребляем. Как можно назвать слова пир, обед, угощение? ( синонимы)

Итак, мы видим ещё одну причину исчезновения устаревших слов. Они заменяются другими словами- синонимами.

2 группа. Сказка « О рыбаке и рыбке».(Слайд 28).

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка.

В этом отрывке мы встретили такие слова: терем, душегрейка, маковка, кичка. Слова душегрейка, терем, маковка, кичка употреблялись в старину.

2) Открываем сундук – создаём страничку словаря устаревших слов, используя необходимый материал. (Слайд 29)


3) Теремом в древней Руси называли дом в виде башни. Душегрейка - женская тёплая кофта без рукавов. (Слайд 30- 32)

4) Маковка - макушка.

5) Кичка - в старину праздничный головной убор.

4. 3 группа. Сказка « О золотом петушке». ( Слайд 23)

1) Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил был славный царь Дадон.

1) В этом отрывке мы встретили такие выражения: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

2) Открываем сундук – создаём страничку словаря устаревших слов, используя необходимый материал. (Слайд 25))

Объяснить толкование этих выражений вам поможет учебник. Откройте учебник с. 86.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве - это означает « очень далеко»

В старинном счёте тридевять означало число 27, а слово тридесятый можно перевести как « тридцатый».( Слайд 26)

4)Чтоб концы своих владений ( Слайд 24)

Охранять от нападений

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

1) В этом отрывке встретили слово рать.

2)Открываем сундук, продолжаем создавать страничку словаря устаревших слов, используя необходимый материал.(слайд 27).

Рать – так в старину называли вооружённые силы государства, войско.

VI. Проверка домашнего задания. Исследовательская работа ( Слайд 27).

Ребята, мы видели, как живут устаревшие слова в художественных произведениях, а вот в живой устной речи приходилось ли вам встречаться с такими словами? Употребляются ли устаревшие слова в речи вашей семьи?

Какие интересные слова вы слышали? Наверняка вам приходилось слышать из речи бабушек, дедушек слова, смысл которых вас заинтересовал, и приходилось спрашивать о значении этих слов.

Цель наша: видеть, определять жизнь устаревших слов в живой, устной речи.

Давайте заглянем снова в потайной бабушкин сундучок. Пожалуйста, ребята, вам слово.

Дети:

бабушка часто говорит: « Приходили «товарки покалякать» (то есть подруги поговорить). Лаптем щи хлебать. В старину, оказывается, густоту щей проверяли лаптем. И чем гуще были щи, тем семья была богаче. Бабушка употребляет выражение « Тришкин кафтан»- это означает плохо сидящая одежда».

Слово учителя:

Устаревшие слова так заинтересовали вас и ваших родителей, что решили провести исследовательскую работу « Слова из бабушкиного сундучка». Родители вникали, помогали своим детям в создании семейной энциклопедии одного слова. Сейчас ребята представят вам свои работы ( Слайд 28).

_ Это здорово, ребята! Прекрасно, что слова эти живут. Они сияют как яркие звёзды в ночном небе, словно бусы из яркого бисера, маленькие жемчужинки. Они немодные эти бабушкины бусы. Но горят ярким бисером, переливаясь и позванивая, согревая нашу душу. Постарайтесь прислушаться к этому звону ушедших слов , и они расскажут вам много о жизни наших прадедов: как жили, что ели, во что одевались, чему радовались…

Из страничек ваших работ мы создадим познавательную и увлекательную энциклопедию устаревших слов « Слова из бабушкиного сундучка», авторами- составителями которой являетесь вы, ребята.

VII. Физ. минутка « Лапти» ( Слайд 29)
VIII . Осознание и осмысление. Работа в группах.

1.) 1 группа работает с пословицами в учебнике с. 86. Упр 2. Группой выберите пословицу, которую хотели бы записать. Запишите её.

Найдите устаревшие слова и подчеркните их. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Попробуйте заменить устаревшие слова синонимами. Прочитайте, что у вас получилось.

Всякий Еремей дело разумей ( понимай).
2) 2 и 3 группы попробуют вспомнить все слова и их значения .

Задание – соедините стрелками устаревшее и современное слово. Запишите слова парами в тетрадь. Проверка на доске (Слайд 32-33).
2 группа. 3 группа

град макушка очи губы

маковка колыбель уста глаза

изба город рать карета

зыбка дом пир лоб

душегрейка перст колымага войско

палец кофта чело угощение

3)Работа с текстом.

Теперь немного поговорим о роли устаревших слов. Вспомним, для чего они нам нужны?

Я прочитаю вам отрывок из « Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина сначала с устаревшими словами, а затем без них. Послушайте и подумайте, как изменился текст (Слайд 34-35).

1вариант.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

2вариант.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий дом.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей тёплой кофте,

Парчовый на макушке головной убор.
Итак, как же изменился текст?

1 отрывок из сказки звучал интереснее. Я бы сказала он более возвышенный. Во втором отрывке потерялась изначальная красота текста.

Какую роль здесь играют устаревшие слова?

Они возвращают нас к старине, называют вещи и предметы, которые были раньше.

Можно ли устаревшие слова заменять? Выкидывать из текста?

Я считаю, что при замене устаревших слов синонимами меняется смысл, теряется красота произведения. Заменять можно устаревшие слова, но только для себя.
Я хочу вам прочитать стихотворение А. Маркова, подтверждающее вашу мысль.

А. Марков. Вернитесь.(Слайд 37)
Вернитесь, милые ланиты,

Не заменяют щёки вас!

И око. Что на мир открыто.

Не то же самое, что глаз!..

Зову. Но, может быть, напрасно-

Они, как смолкнувший напев,

Как звёзды, что давно погасли,

Навеки землю обогрев.

Какие чувства автора показаны в стихотворении? (Грусть, тоска, печаль).

Почему поэт «тоскует» по словам, ушедшим из языка? (Многие из них были красивы, звучали торжественно).

Почему слово щёки не могут заменить ланиты? Мне кажется, что ланитами называли очень красивые, румяные щёки, например, женские. Ланиты - высокое, поэтичное слово.

Как вы понимаете строчку « И око. … Не то же самое, что глаз?»

Глаза есть у всех. Это обычное слово. А слово очи обозначает восхитительные, загадочные.

Почему автор преклоняется перед этими словами?

Устаревшие слова звучат очень выразительно, ими хочется восхищаться. Автор

стихотворения уважает прошлое, преклоняется перед ним.

IX . Рефлексия.( Слайд 37)

Молодцы, ребята! Что же нового вы сегодня узнали? Кто доволен своей работой?

Да, ребята, с какими замечательными словами мы сегодня познакомились. Эти слова живут в ваших семьях. И они не должны пылиться в словарях, уйти из нашей речи. Пусть они живут в вашей душе яркой звёздочкой, тёплым солнышком, нежной доброй песней. Берегите бабушкин сундучок как сокровищницу, драгоценный кладезь красоты русской речи. Я желаю вам, чтобы вы как можно чаще заглядывали в бабушкин сундучок и сохранили его для своих детей и внуков. Ведь в нем хранятся драгоценные, родные, русские, нужные нам старые слова.

А сейчас, ребята, я подарю вам по яркой, жёлтой звёздочке. Пусть она напоминает вам о волшебных словах в бабушкином сундучке, которые будут вечно гореть, светить, радовать нас как эти негасимые звёздочки.
Домашнее задание. (Слайд 38)

Найдите в русских народных сказках устаревшие слова и запишите в словарик.

Приложение №1.

1 группа.

1) Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду.

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

2) К ним народ навстречу валит

Хор церковный Бога хвалит;

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их.

3) Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол,

И весёлый пир пошёл.

2 группа.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит ? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка.

3 группа.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил был славный царь Дадон.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Приложение № 2.

Памятка №1.

1.Мы работали с отрывком из сказки А. С. Пушкина…

2. В этом отрывке мы встретили устаревшие слова …

3.Обратились к толковому словарю и выяснили значение следующих слов…

Приложение № 3.
Карточки для создания странички словаря устаревших слов.
Град – так в старину называли город.
Колымага - так в старину называли большую старинную карету.
Пир – в старину большой званый обед, угощение.

Теремом в древней Руси называли высокий дом в виде башни.

Душегрейка - женская тёплая кофта без рукавов.

Маковка - макушка.

Кичка - в старину праздничный головной убор замужней женщины.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве - это означает «очень далеко».

В старинном счёте тридевять означало число 27, а слово тридесятый можно перевести как « тридцатый».

Рать – так в старину называли вооружённые силы государства, войско.

Приложение № 4.
Памятка № 2.

1.Я познакомился с устаревшим словом…
2.В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова я выяснил значение слова….

Лапти – это…
3.Разгадывая тайны этого слова, узнал его первоначальное значение в этимологическом словаре…
4. У этого слова имеются синонимы…
5. У этого слова есть слова - родственники …
6. Это слово встречается в сказках…, живёт в пословицах…, поговорках.
7.Для меня было интересно узнать, что …
8.Для себя я открыл новое, узнав, что…
Приложение №5.

1 группа. Работа с пословицами в учебнике с. 86. упр 2. Группой выберите пословицу, которую хотели бы записать. Запишите её.

Найдите устаревшие слова и подчеркните их. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Попробуйте заменить устаревшие слова синонимами. Прочитайте, что у вас получилось.
2 группа.

Задание – соедини стрелками устаревшее и современное слово. (Проверка на доске).
град макушка
маковка колыбель
изба город
зыбка дом
душегрейка перст
палец кофта

3 группа.

Задание – соедини стрелками устаревшее и современное слово. (Проверка на доске.)

очи губы
уста глаза
рать карета

пир лоб

колымага войско
чело угощение

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Устаревшие слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова
«Устаревшие слова» iconУрок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова»
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный...
«Устаревшие слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Устаревшие слова (архаизмы) – это наша история. Сегодня на нашем занятии мы узнаем какие слова были в обиходе людей много лет назад....
«Устаревшие слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепить умение учащихся находить в тексте диалектные, устаревшие, заимствованные слова, неологизмы и т д
«Устаревшие слова» iconТема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите
В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может,...
«Устаревшие слова» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
«Устаревшие слова» iconТема урока: Устаревшие слова
Маршрутные листы (techcar doc), рабочие листы (techcar doc или techcar doc) — на каждого ученика
«Устаревшие слова» iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
«Устаревшие слова» iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
«Устаревшие слова» iconЗдравствуйте уважаемые педагоги!
Мною проведена большая работа по пересмотру фонда. Были изъяты ветхие книги, морально устаревшие издания
«Устаревшие слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся знакомятся с понятиями слово часть слова( слог),звук.; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, делить...
«Устаревшие слова» iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
«Устаревшие слова» iconУдвоенные буквы согласных в корне слова
Цель: усвоение универсальных учебных действий: (познавательные ууд) овладение базовыми предметными понятиями: развитие умений наблюдать...
«Устаревшие слова» iconУрок по теме «Лексика. Фразеология»
Да, это осень. Паустовский как-то однажды сказал, что хорошо бы иметь такой словарь, в котором можно было собрать слова, имеющие...
«Устаревшие слова» iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
«Устаревшие слова» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск