Скачать 98.75 Kb.
|
МБОУ « Грузсчанская средняя общеобразовательная школа» Урок в 6 классе по теме «Знаки препинания при причастном обороте» Учитель русского языка и литературы Кисиленко Валентина Николаевна Грузское 2013 Цели:
-Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь! За окном мороз и солнце, день чудесный! А какое у вас настроение? (Хорошее). Замечательно, настроимся на хорошую работу, и все у нас с вами получится. Ответьте мне, пожалуйста, на два вопроса. Первый ряд – на 1 вопрос, второй ряд – на 2 вопрос. - Чего не случится, если я буду писать грамотно? - Что случится, если я не буду писать грамотно? Да, ребята, мы убедились, что нужно писать грамотно, а вот, как об этом высказывались знаменитые люди: Ошибки в письме – как клоп на белой блузке. Фаина Раневская Грамматика повелевает даже царями. Ж. Мольер Ну а теперь давайте настроимся на рабочий лад: - Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок. - Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски. 2. Постановка цели урока: На доске записана тема «Знаки препинания при причастном обороте» - Ребята, обратите внимание на тему сегодняшнего урока. Давайте подумаем, чем мы будем сегодня заниматься, каких результатов вы ждете от урока. С помощью слов-помощников сформулируйте цель урока: Я повторю… (что такое причастие, причастный оборот, когда он выделяется запятыми) Я узнаю…(как правильно обособлять причастный оборот, алгоритм работы с причастным оборотом) Я научусь…(пользоваться правилом, расставлять знаки препинания при причастном обороте) Мне пригодится… (я буду писать грамотно, смогу составлять предложения с причастным оборотом) 3. Актуализация прежних знаний. Прием «Мозговой атаки» Игра «Веришь ли ты?» - Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные? (Да, потому что они совмещают признаки глагола и прилагательного.) - Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом? (Нет, они образованы от глагола и обозначают признак предмета по действию.) - Верите ли вы, что причастия не могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у причастий есть время.) - Верите ли вы, что причастие имеет признаки глагола? (Да, вид, возвратность, время.) - Верите ли вы, что причастия изменяются по родам, числам и падежам? (Да, так как они имеют признаки прилагательного.) -Верите ли вы, что определяемое слово выражено именем существительным? (Да) - Верите ли вы, что от зависимого слова мы задаем вопрос к причастию? (Нет, мы от причастия задаем вопрос к зависимым словам) - Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда не выделяется запятыми? (Нет, причастный оборот на письме в определенном положении выделяется запятыми.) - Вспомнить что такое причастный оборот (работа в парах). Результаты своих ответов занести в лист самооценки. - Один ученик проговаривает правило вслух. - Вспомним схемы предложений с причастными оборотами. Работа у доски. -Заполните листы самооценки. -На какую ступеньку лесенки мы можем подняться? 4. Игра «Редактор» - Исправить орфографические и пунктуационные ошибки в предложенном тексте (текс написан на доске). Кто нашел ошибку выходит и исправляет. В серебрянных подсвечниках стоящих перед ним догарали свечи, рядом находился незакрытый ящичек причудливо, разписанный. Собака ворочалась на только что пренесенном сене. В дверях стоял мужик, подпоясанный пунцовым, кушаком. В серебряных подсвечниках, стоящих перед ним, догорали свечи, рядом находился незакрытый ящичек , причудливо расписанный. Собака ворочалась на только что принесенном сене. В дверях стоял мужик, подпоясанный пунцовым кушаком. - Где во время работы у вас были затруднения? - Действительно, обособлять причастный оборот непросто. Одно дело – знать правило, а другое – пользоваться им. Поэтому мы с вами составим алгоритм обособления причастного оборота. 5. Составление алгоритма . Вместе с детьми составляется алгоритм. АЛГОРИТМ Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо: 1. Найти в предложении причастие и написать над ним :прич. 2. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть),задавая к ним вопрос от причастия. 3. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон. 4. Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик). 5. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, выделить его запятыми. - Ребята, я даю вам распечатанный текст алгоритма, который мы вместе с вами составили, положите его в ваши «Помогай-ки» и в случае затруднения, используйте его. 6. Закрепление материала. А сейчас закрепим данный алгоритм. На доске записан текст, найдите причастные обороты и расставьте, где надо, знаки препинания. Этой минуты каждый раз ждут на всей земле 4 года. И вот наступает …Затихли зрители, заполнившие огромный стадион. В тишине раздается голос, возвещающий об открытии Олимпийских игр. Зазвучали фанфары. И через минуту вспыхнувший в огромной чаше факел озарил весь стадион. - Ребята, вам понятно лексическое значение всех слов? Работа со словарем Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой ФАНФАРА, -ы, 1. Медный духовой музыкальный инструмент в виде удлиненной трубы. Под звуки фанфар . 2. Музыкальная фраза, короткий сигнал торжественного характера, исполняемые на таком инструменте. Звучат фанфары ( прил.фанфарный, -ая, -ое) Это слово иностранного происхождения, т.к. в нем присутствует буква «Ф» - Сообщение учителя. – Ребята, какое событие всемирного значения произойдет в России в 2014 году? - (Зимняя олимпиада в городе Сочи). Официальное название: XXII зимние Олимпийские игры в г. Сочи 2014) — это международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в Сочи (Россия) с 7 по 23 февраля 2014 года. В России Олимпийские игры пройдут во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние Игры. - Действительно, сейчас вся страна готовится к этим играм. Ребята, а к какому событию готовится наш район? А мы, чтобы быть здоровыми проведем физкультминутку. Физкультминутка (Презентация) - Ребята, вспомним наши цели. Что мы должны были узнать? Можем ли мы встать на вторую ступеньку лесенки? 7. Работа с учебником. Используя данный алгоритм, выполните задания упражнения 410. -Проверка выполнения заданий -Можем ли мы подняться на следующую ступень? - А сейчас, ребята, мы с вами будем составлять предложения с причастными оборотами. Я раздам вам задания, а вы Задание : выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания. 1. Олимпийские состязания... продолжают жить в памяти человечества ... ._______________________________________________ ______________________________________________________________ 2. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника … . ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3. На этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры… ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 4. Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств… ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 5. Пять дней официально длился Греческий фестиваль... ______________________________________________________________ _____________________________________________________________ Слова для справок: проводившиеся на заре цивилизации, расположенных на Пелопоннесском полуострове, названные позднее Олимпийскими , посвященного Зевсу, посвященный прославлению физической силы и единства нации Ключи. 1.Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества. 2.Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу. 3.На этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими. 4.Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств, расположенных на Пелопоннесском полуострове. 5.Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации. 8. Рефлексия – Как вы считаете, достигли ли мы с вами целей урока? – Оцените результаты своей работы на уроке по критериям. (Критерии оценки.) “А” – Задания были мне понятны, я легко справился. “Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила. “В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны. (Запишите на полях букву.) 9. Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание – Тот, кто записал букву А, составить небольшой текст на тему «Здоровый образ жизни», употребляя в нем причастные обороты – Тот, кто записал букву Б, читает п. 35 и выполняет упражнение № 407 (1,2,3) – Тот кто записал букву В, читает п. 35 и выполняет упражнение № 403 . Понравился ли вам урок? Что понравилось? Выставление отметок за урок. Оцените себя, как вы сегодня поработали на уроке. На прощание хочу подарить вам вот такой смайлик, который будет напоминать вам о том, что мы достигли целей ( дошли до вершины) и у нас с вами все получилось!
1. Тестирование (по вариантам) – Вам предлагаются схемы постановки знаков препинания при причастном обороте. – Данное задание выполняется по вариантам. – Первому варианту необходимо найти и указать номера предложений, которые соответствуют схеме № 1, второму варианту – № 2. Предложения проектируются на экран с помощью компьютера. Схема № 1: определяемое слово, причастный оборот ,… Схема № 2: причастный оборот определяемое слово… Предложения, в которых не указаны знаки препинания:
2. Проверка тестирования. Ключ: I вариант – 1, 4, 7, 9, 10. II вариант – 2, 3, 5, 6, 8. – Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок, с одной ошибкой. . 1.Цветок – удивительное творение природы._______________________ ______________________________________________________________ 2.Белоснежная черемуха похожа на облако._________________________ ______________________________________________________________ 3.Лепестки астры напоминают лучики звезды._______________________ ______________________________________________________________ 4.Цветы согревают сердца и лечат души.___________________________ ______________________________________________________________ 5.Человек не может быть жестоким._______________________________ _____________________________________________________________ Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы. |
Урок по теме Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме) | Урок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе... Не с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии... | ||
Урок русского языка в 6 классе учебник Ссч двух групп: «прич. + сущ.», «прич. + сущ.», «прич. + нар.»; 2 дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому... | Урок русского языка в 11 классе по теме: «Причастный оборот» Обучающая: Систематизация знаний о причастном обороте, полученных в 7,8 классах | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Тематическое планирование в 3 классе № Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Практикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения.... Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Сценарий квн по русскому языку в 5-6-х классах по теме "Выучи русский язык" Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок обобщение (посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне) Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по теме: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» ( 8 класс) | ||
Урок для учащихся 7 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них ... | ||
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели Повторить сведения об обращении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знаки препинания при однородных членах предложения (урок русского языка в 10 классе) |