Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели





Скачать 61.74 Kb.
НазваниеОбращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели
Дата публикации13.08.2014
Размер61.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Обращение и знаки препинания при нём

Урок русского языка в 8 классе.

Цели:

  1. Повторить сведения об обращении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения.

  2. Формировать умения находить обращение в предложении; употреблять его с учётом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания при обращении; произносить обращения со звательной интонацией.

  3. Развивать коммуникативную культуру учащихся.

Ход урока

  1. Слово учителя

В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос, мы используем обращения. Сегодняшний урок мы посвятим изучению обращения.

    • Определение:

Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.

Саша, у тебя сегодня сколько уроков?

Задание: Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

I вариант

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.

  2. К утру мороз крепчал.

  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

  4. Муравьи санитары леса.

  5. Догорай костёр дотла.

I I вариант

  1. Что ты рано осень в гости к нам пришла.

  2. Подкралась осень незаметно.

  3. Песню эту пронесём друзья по свету.

  4. Друзья познаются в беде.

  5. Прощай любимый город.




    • Способ выражения обращения:

Слайд 5. Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.).

В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии…

Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.)

Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица:

Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия (Пушкин).

Задание: Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:

Собственное имя

Название лица по родству

Название лица по профессии

Название лица по возрасту

Название лица по общественному положению

1

4

3

5

2

Предложения:

  1. Сергей Сергеевич, это вы ли?

  2. Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.

  3. Пошёл, кучер!

  4. Я и не отговариваюсь, тётушка.

  5. Ты что же, молодчик, оброка не платишь?

Для проверки нужно нажать на восклицательный знак.

    • Грамматическая форма:

Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.

В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного.

Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше.

    • История обращения в русском языке:

Вспомним А.С.Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Что это за форма «старче»? В обращении мы используем именительный падеж. А слово «старче» в устаревшем падеже (в древнерусском языке было 7 падежей) русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении.

Задание: Подчеркните древние формы обращений.

Молитва:

Отче наш, Иже еси на небесех,

да святится Имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Народная разбойничья песня:

Не шуми, мати, зелёная дубравушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Дополнительный вопрос:

    • Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых воспроизводится эта песня. (роман «Дубровский», повесть «Капитанская дочка»)




    • Обращения распространённые и нераспространённые

Нераспространённые обращения выражены одним словом:

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).

Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова:

Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский).

Задание: Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

(… ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(… ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(… ) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.


    • Роль обращений в языке

В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику.

Провожающие, просим вас освободить вагоны.

В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату:

Милый Миша, здравствуй.

    • Использование обращений в поэтической речи

В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главная задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа.

Задание: На уроках литературы мы недавно знакомились с произведениями Ф.И.Тютчева. Запишите по памяти строки с обращениями, соответствующими данным иллюстрациям.

Учащиеся должны записать по памяти:

  1. Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

  1. Ты, волна моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

    • В каком отрывке обращение только называет предмет, а в каком выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

(Обращение «ива» только называет предмет, а обращение «волна моя морская» выражает характеристику предмета и эмоциональную оценку).


    • Место в предложении

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

Задание: Перестройте предложение, чтобы оно соответствовало схеме.

Милые внуки мои, родилась я под Киевом, в тихой деревне.

    • Интонация

Обращение произносится со звательной интонацией, то есть с усиленным ударением.
Знаки препинания при обращении

Правило

Пример

Обращение выделяется запятыми

Наташа, иди сюда!

Вперёд тебе наука, друг.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.


Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?


Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком.

О небо, над нами синей!

Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава.

Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются.

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.

Петька, да Петька же, куда ты запропастился?


Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания:

  1. Соседка, перестань срамиться!

  2. Гражданин! Спасите раненого бойца.

  3. О барабанщики предместий, когда же среди гулких плит ваш голос ярости и мести вновь над Парижем прогремит?

  4. Голубчик ты мой, сделай это для меня.

  5. Федя, а Федя, дай карандаш!

Подведение итога урока

    • Что нового об обращении мы узнали?

    • Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

П.58, упр.347(выписать из произведений художественной и публицистической литературы примеры разных обращений)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconУрок русского языка в 9 классе. Тема: «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: совершенствование умений определять смысловые отношения в ссп и правильно ставить в нем знаки препинания
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconТематическое планирование в 3 классе №
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconПрактикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения....
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знаки препинания при однородных членах предложения (урок русского языка в 10 классе)
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconУрок русского языка в 11 а классе 15. 11. 2011 Тема : Знаки препинания...
Цель: уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями,находить однородные...
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconУрок обобщение (посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconМетодическая разработка урока русского языка в 9 классе
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconУрок для учащихся 7 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается...
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconСценарий квн по русскому языку в 5-6-х классах по теме "Выучи русский язык"
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconКонспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: Обращение. Знаки препинания при обращении
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconРабочая программа для 11 класса составлена на основе авторской программы...
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Тема «Причастие» Урок №4 «Причастный оборот и знаки препинания при нём»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconКонспект урока русского языка в первом классе по теме «Знаки препинания в конце предложения»
Автор: Лещенко Ирина Александровна учитель начальных классов мбоу «Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели iconОбособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск