Скачать 54.58 Kb.
|
Урок по теме: « Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» ( 8 класс) Тип урока: урок- повторение Цели урока: - повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения». - закрепить знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах предложения - формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах - воспитание чувства любви и бережного отношения к природе Наглядность: таблица «Лото», иллюстрация картины с изображением зимней природы Ход урока: I Организационный момент II Проверка домашнего задания ( упр. 286 - выборочно по учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений, Москва « Просвещение». Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.) - Найти предложения, соответствующие схемам, прочитать их ( на доске - схемы предложений) 1.( и О, и О, и О, и О ) – предложение с однородными дополнениями, связанными между собой повторяющимися соединительными союзами И 2. ( О да О ) - предложение с однородными дополнениями, связанными между собой одиночными союзом ДА ( в значении НО) 3. ( Ни О, ни О, ни О - Об. сл.) – предложение с однородными дополнениями, связанными повторяющимися соединительными союзами Ни-Ни и обобщающим словом НИЧЕГО ( в это время ученик выполняет индивидуальное задание у доски) Индивидуальное задание ( задается заранее): - Из произведений А.С.Пушкина выписать предложения с однородными членами на тему: « Пушкин о зиме». Сделать схемы предложений с однородными членами Например: а) Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима. («Евгений Онегин») ( О, О ) - сложное предложение, состоит из 2-х простых, в 1-м предложении однородные сказуемые, связанные перечислительной интонацией б) Зато зимы порой холодной езда приятна и легка (О и О) – предложение с однородными сказуемыми , выраженными краткими прилагательными и связанными одиночным союзом И в) То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. ( « Зимний вечер») ( То О, то О ) – предложение с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в наст. вр, в изъявит. накл., в 3 лице, которые связаны разделительными повторяющимися союзами то –то. Это предложение осложнено сравнительными оборотами ) г) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит ( « Зимняя дорога») (О , О ) - предложение с однородными определениями, выраженными прилагательными III Закрепление темы 1. Игра « Лото» Учитель: - Ребята! Мы на уроке сегодня закрепим знания об обобщающих словах при однородных членах. Научимся их находить, правильно расставлять знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы. За окном январь. Зима. На улице морозно … И наш урок посвящен зиме - самому прекрасному времени года ( зачитывает эпиграф к уроку) : «Мороз и солнце; день чудесный!» - Из какого стихотворения эти строчки? ( А.С. Пушкин « Зимнее утро») А сейчас сыграем в лото. Для этого ответим на вопросы: - Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающими словами при однородных членах? ( Тире, двоеточие) - Когда ставится двоеточие? - А если после обобщающих слов перед однородными членами есть слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР? - Когда ставится тире при обобщающих словах? - А когда ставим и тире, и двоеточие? ( правильными ответами заполняем таблицу «Лото» , и получается картина с изображением зимы) ( Приложение 1) 2. Работа с текстом В воздухе пахло снегом под н..гами мя..ко хрустел снег земля крыши дерев…я скамьи на бульварах все было мя…ко бело молодо и оттого д…ма выглядывали иначе чем вчера фонари г…рели ярче воздух был прозрачный экипажи стучали глуше и в душу вместе со свежим ле…ким морозным воздухом просилось чувство п…хожее на белый молодой пушистый снег. ( А.П. Чехов « Припадок») Задания: - Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, озаглавить текст. Определить тип и стиль речи. Какие художественные средства выразительности помогают нарисовать картину первого снега? ( Тип речи - описание с элементами повествования, стиль – художественный. Использованы эпитеты: молодой, белый, пушистый, первый снег; свежий, легкий морозный воздух – однородные и неоднородные определения; сравнение : «чувство, похожее на белый снег». Текст можно озаглавить « Первый снег», « Запах снега», «Снежный пейзаж») - Какое слово можно назвать ключевым? ( Снег. В слове «снег» Чехов передает белизну первого снега, его первозданность, мы как бы ощущаем мягкий хруст его под ногами, вдыхаем свежий зимний воздух, пахнущий снегом) - Объясните лексическое значение слов: бульвар, экипажи (Бульвар - широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной. Экипаж – легкая негрузовая рессорная повозка, коляска - по словарю Ожегова) 3. Работа по группам: 1 группа «Поезда» Задания группе: - Произвести синтаксический разбор 1-го предложения и выполнить морфемный разбор слова выглядывали 2 группа «Самолеты» Задания: - Дать характеристику 2-му предложению, подчеркнуть грамматические основы, определить виды простых предложений 3 группа « Ракеты» Задание: - Написать мини-сочинение о первом снеге, используя картину 4. Словарный диктант: Елочная композиция, снежный ландшафт, орнамент на варежке, памятник в снегу, новогодняя традиция, зимние каникулы, танцевать на карнавале, красивая иллюминация, северный колорит, ледяная скульптура, зимний пейзаж, очень грациозный Задание : - Записать словосочетания, указать способ связи 5. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам « Ракеты» - 1-й уровень - Составить 2-3 предложения с однородными членами на зимнюю тематику, используя данные местоимения и наречия в качестве обобщающих слов ( всюду, все и др.) ( например: Всюду: на тротуарах, деревьях, домах - лежал белый, пушистый снег) « Самолеты» - 2-й уровень - Составить предложение с однородными сказуемыми, используя глаголы: кружиться, сверкать, ложиться в изъявительном, повелительном и условном наклонениях «Поезда» - 3 уровень - Работа по тестам. Обведите номера правильных ответов 1.Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении: 1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги. 2) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .( М. Горький) 3) Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (А. Чехов) 2.Пропущено тире в предложении: 1) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей все казалось значительным. ( К. Паустовский) 2) Все: топор, котелок, ветки было ледяным. 3) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и овраги.( А. Пушкин) 3.Пункутационная ошибка допущена в предложении: 1) Все остальное: чай, сахар, соль, крупу и консервы мы имели в достаточном количестве. 2) Утесы, и море, и горы, и берег - все это приняло общую окраску. 3) Изредка кое-где попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие. ( В. Арсеньев) IV Итоги Рефлексия - Схематически показать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах 1 ( О : О, О, О ) 2 (О, а именно: О, О и О ) 3 ( О, О, О - О) 4 (О: О, О, О -…) V Домашнее задание ( Составить 7-8 предложений с обобщающими словами при однородных членах, произвести синтаксический разбор одного предложения, морфологический разбор любого существительного) Тюрюбаева Л. Р. № 220-054-887 |