Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края»





НазваниеИсследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края»
страница1/5
Дата публикации02.07.2014
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Е.П.Якушева

с.Николо – Шанга,. МОУ Николо – Шангская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Ковалёва. Шарьинского муниципального района, Костромской области

ep1951@yandex.ru
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края»

В статье рассматривается связь русской классической литературы с произведениями современных поэтов и писателей родного края по вопросам преемственности христианских традиций.

В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.

И.А.Ильин –русский философ.

Чтобы сохранилась и изменилась жизнь вокруг нас, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир, но мы можем изменить в лучшую сторону себя. И тогда мир вокруг нас будет добрее. Силы добра и зла ведут непримиримую борьбу, в первую очередь, за молодое поколение, именно за школу, за содержание и форму отечественного просвещения. На наших глазах происходит покушение на русскую классическую литературу, ту самую классическую литературу, которую Томас Манн назвал святой.

В предисловии к книге поэта – священника о.Вячеслава Шапошникова профессор филологических наук Ю.В. Лебедев пишет: «Все наши страдания и лишения – прямое следствие утраты веры. Кризис, переживаемый нами, не политический, не хозяйственный: источник его уходит в духовную природу». Кто же поможет юным душам выдержать натиск жестокой реальности, противостоять ей? Безусловно, учитель - словесник. Ведь именно он врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону спасительных по своей высокой нравственности отечественных традиций, духовных истоков русской и мировой культуры.

Воспитать человека с истинными христианскими чувствами: любви к Отечеству, к ближнему, ответственности перед потомками, с высоко развитыми чувствами стыда и совести – вот первоочередная задача современной школы.

На нелёгком пути нам не нужно что–либо выдумывать, в этом я убеждена. Я постараюсь доказать, что лучшие христианские традиции русской классической литературы живут в произведениях поэтов и писателей родного края, они, как чистейший, родник питают их творчество, дают благодатные всходы.

Прослеживая творчество русских писателей и поэтов, неизбежно наблюдаешь их искреннее обращение к религиозной тематике. Христианские мотивы звучат во многих прозаических произведениях, стихи о Боге писало большинство русских поэтов – классиков. На тему Вечности пишут и современные авторы. Почему эта тема так популярна? Ответ, на мой взгляд, простой. Много веков Русь называли Святой. И это инстинктом живёт в душах православных христиан с момента принятия на Руси христианства. Из глубины веков звучит писательский голос, призывающий к вразумлению, к пониманию православной Истины. Раскрывая понятие Святой Руси, И.А. Ильин писал: «Русь именуется «святою» и не потому, что «нет» в ней греха или порока; или что в ней « все» люди – святые… Нет. Но потому, что в ней живёт глубокая, никогда не истощающаяся…жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться в ней, стать хотя бы слабым отблеском её… А в этой жажде праведности человек всегда прав и свят.»

Тема, которую я исследую, поистине неисчерпаема. Я не ставлю целью охватить её всю. Но на примере произведений моих любимых прозаиков и поэтов я постараюсь её раскрыть.

Обратимся к великому Пушкину - «началу всех начал» - ведь именно он первый наметил пути соединения русского поэтического слова с родной для него православной духовностью. В Михайловской ссылке у него рождаются такие строки:

Но здесь меня таинственным щитом

Святое провидение осенило.

Поэзия, как ангел утешитель,

Меня спасла, и я воскрес душой…

Стихотворение «Отцы пустынники»… изучается в школьной программе и отражает духовный опыт великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Великий пост, предназначенный церковью для каждого христианина, оказывается особо необходимым сердцу поэта, столь мучительно своею греховностью терзавшегося. Молитва «Господи и Владыко живота1 моего…», по признанию самого поэта, обрела особое значение для его духовной жизни. В тексте стихотворения поэт перечисляет грехи, от которых с Божьей помощью искренне хочет избавиться: «…дух праздности унылой, любоначалия2 змеи сокрытой сей, и празднословия не дай душе моей», «да брат мой от меня не примет осуждения…». Это можно назвать духовной исповедью поэта. Важнейшими из небесных сокровищ он признаёт дух смирения, терпения, любви и целомудрия…» Целомудрие3 он ставит в конце, видя в нём как бы итог, верхнюю ступень духовного восхождения. Мне, как прихожанке храма, всё это очень знакомо и близко, но признаюсь, что трудно ребята постигают истинный смысл этого творения.

В школе мы все изучаем известное стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Вернее сказать, «проходим в школе». А что может быть бестактнее по отношению к великому гению, как не донести до сердца ученика глубокую идею, вложенную в каждое слово стиха. Время написания (1826 г.) отобразило одно из важнейших событий в духовном бытии поэта. Это перелом в судьбе Пушкина.

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился

Мрачное дикое состояние души поэта находит точное соответствие в этой сквозной для Пушкина метафоре. Залог выхода из мрачной пустыни – духовная жажда, жажда Бога. Исследователи заметили, что дары Всевышнего обретаются со всё большими мучениями, и страдания восходят по нарастающей: от лёгкого безболезненного прикосновения до рассечения груди мечом. Итак, человек получает возможность осуществлять пророческое служение. Поэт отыскивает поразительный образ, свидетельствующий о его смирении: «Как труп в пустыне я лежал». Только глас Бога превращает человека в истинного Творца:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Что есть пророк? – Он избранный и призванный на особое служение. Пророк возвещает людям волю Всевышнего и Небесную истину, насколько она открывается ему самому. Он есть Божественный посланник.

Это особенное духовное прозрение очень часто переживал поэт в последние минуты жизни. Перед смертью поэт молился Создателю и был услышан: «Требую,- так сказал он перед смертью Вяземскому, - чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином».

Он умер христианином, тягостные дни умирания завершились духовным просветлением. Священник, принимавший исповедь умирающего и приобщивший его Святых Таин, свидетельствовал о высоте духовного состояния поэта

Творчество М.Ю.Лермонтова – всё резко контрастно. В его созданиях не ад и небо, но «ад иль небо». Он любит привлекать на помощь себе, своим созданиям идеи, полярно несовместимые – и совмещать их, творя особый мир, где всё резко очерчено, всё несомненно. Стихи. «Молитва» и «Ангел» - одни из немногочисленных стихотворений поэта, где он ощущает только «небо». В них мы не увидим бунтующего сердца поэта. Лёгкая грусть, слышится в каждой строке, осознание близости Бога, оттого «…и верится, и плачется, и так легко – легко».

Как в поэзии, так и в прозе М.Ю. Лермонтова мы видим главного героя с большими нравственными пороками: гордыня, уныние, нарушение заповедей Божьих (не укради, не прелюбодействуй и т.д.). Мы видим, что главный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин изгнал Бога из своей души гордыней, а взамен получил лишь пустоту и отчаяние. В ночь перед дуэлью он произносит знаменитый внутренний монолог, увидев важную причину своих бед: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия…» Состояние души Лермонтова (очень схожей с душой Печорина) может вообще стать показательным ко многим рассуждениям Святых Отцов о гибельности для человека страстей уныния, самомнения, мечтательности и т. д. Многие критики считают, что «вероятнее всего душа Лермонтова пребывала накануне духовного перерождения», потому что его гениальность несомненно поставила бы его на путь нравственного совершенствования.

Критик К. Мочульский так сформулировал литературную направленность писателя Николая Васильевича Гоголя: «В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии….

Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно – нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы»

Важная особенность художественного творчества Гоголя слишком проявилась в раннем его создании, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Именно здесь мы ощущаем навязчивое внимание к нечистой силе. Стремясь это объяснить, Гоголь писал: «Уже с давних пор я только о том и хлопочу, чтобы после моего сочинения человек вволю посмеялся над чёртом». Писатель обращает против сил тьмы самое мощное своё оружие, которым, кажется, никто в мировой литературе не владел с таким совершенством – смех! – и Гоголь же издаёт поистине вопль бессилия и тоски перед торжеством мирового зла: «Соотечественники! страшно!» - и разъясняет свой ужас: «Диавол уже вступил без маски в мир».

Глубоко значение его повести «Тарас Бульба». Основной пафос – противостояние натиску мира, где царит «злой дух», на истинную веру народа. «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа. Поднялась отомстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за позорное владычество жидовства на христианской земле». В тексте произведения «Тарас Бульба» очень много эпизодов, которые выражают основную идею: необходимо защищать Православие, которое тождественно христианству. Истинная вера русского человека ярко выражена в образе главного героя. Его речи, поступки, геройская гибель «за други своя», за веру православную показывают величие духа, готовность идти на страдание. Заканчивается произведение гимном вере: «Да разве найдутся такие огни, такая мука, такая сила, которая пересилила бы русскую силу?!»

Гениальный русский поэт Ф.И.Тютчев - личность, бесспорно, воспитанная в православном духе. Его поэзии живёт близким и тёплым ощущением природы. Взор поэта и в глубину души природы направлен с тем, чтобы узреть Творца в этом божественном творении. И. Аксаков писал: «Его скромность относительно своей личности не была в нём чем – то усвоенным, сознательно приобретённым. Его я само собой забывалось и утопало в богатстве внутреннего мира мысли, умаляясь до исчезновения в виду откровения Божия в истории, которое всегда могущественно приковывало к себе его умственные взоры».

Истина Христова соединялась для Тютчева всегда неизмеримо с Православием, и только с ним. Православие же неразрывно связывалось для поэта с понятием Святая Русь. Христова вера и Русь признавались Тютчевым высшими духовными ценностями. Его пророческое стихотворение «Эти бедные селенья…», кажется, обращено через головы современников прямо к нам, в наше время. Гордыня – источник мирового зла, смирение – основа спасения, без которого оно невозможно. Тютчев указывает нам важнейшую мысль: за скудостью родной земли укрывается смирение, освящающее собою терпение, покорность воле Христа. Смирение Святой Руси – от смирения Самого Христа, явившего высший образ, идеал смирения: от Рождества в яслях до принятия «рабской» казни на Кресте.

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Наш век», на мой взгляд, заключается одно из самых распространённых состояний человека тютчевской эпохи и современного, хотя во времена Тютчева не было на личность такого давления, как сейчас. Поэт видит ту же «духовную жажду», что Пушкин и Лермонтов в страдающем человеке, который «безверием палим и иссушён, невыносимое он днесь выносит». Свою гибель человек чувствует. Душа его «жаждет веры», но не идет он к покаянию, не видит путь спасения. А Господь рядом, стоит только обратиться к нему за помощью. Но гордое сердце глухо…Сознавая свои грехи, Тютчев ощутил себя и тяжко наказанным:

Всё отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу, волю, воздух, сон

Так он мыслил на пороге смерти. И он же видел залог надежды на прощение Божие – в прощении той женщины, жены, которая, несомненно оскорблённая изменой, нашла в себе силы не оставить его в таком тяжёлом состоянии. В том увидел он промысел Творца:

Одну тебя при мне оставил Он,

Чтоб я Ему ещё молиться мог.

Огромную духовно – нравственную ценность имеют по силе воздействия на душу читателя стихотворения А.А.Фета «Чем доле я живу..», М. Волошина «Владимирская Богоматерь»). М.Лермонтова «Молитва» (о. В.Шапошникова «Моему Ангелу – Хранителю» . Это цикл стихотворений, составленных на основе молитвы. У каждого из поэтов, в какое бы они время не жили, молитвенное обращение к Богу, Богородице, Ангелу – Хранителю – это надежда на помощь, заступничество, духовное прозрение это связующая неразрывная нить поколений, светлая вера и желание поделиться ей со своими ближними.

В нижеследующих словах протоиерея о. Василия Зеньковского, оторванного от Родины далёкой эмиграцией, заключается основная идея и суть произведений Ф.М.Достоевского. Главной проблемой для писателя стала именно проблема веры. «Особое значение имеет то, что Достоевский с такой силой поставил проблему культуры внутри религиозного сознания. То пророческое ожидание «православной культуры», которое впервые зародилось у Гоголя и которое намечало действительно новые пути исторического действования, впервые у Достоевского становятся центральной темой исканий и построений».

Социальное – преходящее, вера – вне времени. Не сразу он пришёл к этомуДостоевский. Воля его в «петрашевский» период пребывала на распутье. Затем – арест, Тобольский острог… В остроге ему дарится Евангелие, с которым писатель не расстаётся всю жизнь. Эта книга открыла ему тайну человека.

В романе «Преступление и наказание» главный герой решает от безысходности совершить убийство. Он приходит к мысли, что смерть никому не нужной старушонки избавит его и окружающих от многих проблем, даёт себе «разрешение крови по совести». Но страшные душевные муки превращают убийство в самоубийство: «Я не старушку убил – я себя убил». Казалось – он погиб. [7]Прервав чужую жизнь, человек разрывает свою связь не только с обществом, но и с Богом. Из тупика, в который он сам себя завел, атеизм не может предложить приемлемого выхода. Мирской суд и наказание способны всего лишь в какой-то мере удовлетворить мстительное чувство потерпевших и устрашить потенциальных преступников (не всех). Человек же, совершивший тяжкое насильственное преступление, обречен либо погибнуть, либо до конца дней своих влачить полурастительное, полузвериное существование. Свой ужас перед смертной казнью, навеянный инсценировкой расстрела в Алексеевском равелине, Достоевский выразит потом в романе «Идиот», вложив в уста князя Мышкина следующие слова: «Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят? Надругательство над душой, больше ничего! Сказано: «не убий», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя...» [7]

Но вот Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскрешение Лазаря. Чтение Соней Евангелия - один из тех эпизодов, который является мощнейшим очищающим разрядом душе человека. Раскольников требует от Сони прочесть ему Евангелие в решающий для себя момент покаяния, желая объявить о своём преступлении и принять внешнее наказание по закону. А Фёдор Михайлович помогает понять читателю, что одолеть зло можно только на уровне личной веры, но не социального переустройства общества. Истинная, крепкая любовь к человеку, неподкупная вера присущи творчеству Ф.М.Достоевского. Вне православия Достоевский постигнут быть не может.

Трудно провести какой – то возможный короткий анализ великих творений Достоевского: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и других, но, подводя итог всему сказанному, мы вновь обращаемся к основным идеям самого Фёдора Михайловича, обозначенным святоотеческой мудростью старца Зосимы («Братья Карамазовы»). Это образ собирательный. Писатель использовал прототипы великих святителей: Тихона Задонского, Амвросия Оптинского, преподобного Исаака Сирина. Вот эти основные идеи:

1.Христос – Богочеловек, идеал, цель и венец мира, и этот Христос у нас, это русский , православный Христос.

2.Божественный лик заключён в каждом человеке.

3.Основа всего мира – любовь…

4. Путём страданий добиваемся смирения и приобретаем любовь сердечную.

5.Необходимость свободной веры без чуда – веры сердца.

6.Возможность для верующего мгновенного покаяния – перерождения сердцем.

7. Понимание свободы, основанное на принципе полнейшего удовлетворения земных потребностей человека, ложно и ведёт к ещё большей несвободе и кровавым трагедиям…

8.Попытка устроения в мире без Христа приведёт к отказу от понятия греха и преступления…

9.В молитве человек укрепляет в себе образ Христов и тем спасается от гибели в житейских блужданиях.

10. …Судить надо прежде себя, но не ближних своих.

11. Гордыня – «ад добровольный и ненасытимый».
Переход к анализу произведений писателей родного края я начну с очень актуального, на мой взгляд, фрагмента выступления Святейшего Патриарха Кирилла перед молодёжью:«…существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла – фундаментальное понимание, не в деталях, а по сути, – которое опознается голосом человеческой совести». «Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей» В этих словах заключается основная идея моей статьи. Да, люди разных эпох имеют общее понимание: силы добра и зла ведут вечную борьбу за человека. Конечно, эпоха XVIII – XIX веков глубоко отличается от нашей современности. Тогда для многих великих людей тема Бога и отношение к Нему было иными. Осознание воли и величия Творца вызывало восхищение и глубокое размышление над смыслом жизни. Традиции жизни и быта Святой Руси трепетно передавались из поколения в поколение. Суровые реалии послереволюционной России превратили человека – творца – в разрушителя. Гибла вековая культура, традиции, бесценные творения мастеров – храмы, убивались лучшие качества человека : совесть, любовь к ближнему, стиралась память предков.. По словам поэта Вячеслава Шапошникова, Россия вся стала «поруганным храмом». А так хотелось верить, что «Русь Святая поднимется снова, над вчерашнею, безголовой, над безбожной, кроваво – серой воссияет великой верой».

Разговор о наших земляках, поэтах и писателях родного края я начну с разговора о поэте Вячеславе Шапошникове

Словами уже никого не проймёшь.

Словами – то да. Но коль СЛОВОМ,

В котором не хитрость, не тонкая ложь,

В котором души твоей мука и дрожь,

Спасительным вечно и новым?!

Вот оно, спасительное слово, звучащее в замечательных произведениях писателей родного края, которое в душах наших воспитанников должно пробуждать самые добрые чувства. Это слово, я очень верю, заставит сердца биться немножко по-иному, по-иному посмотреть на смысл жизни, на суетный день с извечными проблемами, найти ответ на многие вопросы.

Я расскажу вам не просто о поэте – костромиче Вячеславе Шапошникове, а о поэте, который прошёл «через горнило искреннего покаяния» - об отце Вячеславе. «Священник – поэт. Такое соединение для нас непривычно и необычно. Но, на самом деле, оно очень органично и естественно: предпосылки к нему возникали уже в период зарождения новой русской литературы, в её пушкинскую эпоху»,– так сказал в предисловии к стихам О.Вячеслава всем хорошо известный профессор Юрий Владимирович Лебедев, - продолжая мысль, он пишет: «Православная вера соприродна поэтическому творчеству: молитвенное слово русского человека зарождается на дне его души и произносится из глубины верующего сердца». Не просто изображение фактов, бесстрастное обнажение наших пороков несёт нам слово поэта. Он сам себя готов отдать на распятие, лишь бы разбудить брата – русича от векового сна, нежелания заглянуть в свою грешную душу..

Жизнь русская длится полоном.

А глянешь: те дремлют, те спят…

Каким ещё криком иль стоном

могу я пронять тебя, брат?!

Душа распинаться устала

За всю эту долгую «жись».

Вот тело моё. Если мало,

распни его. Только очнись!

Давайте обратимся к произведениям поэта «Тёплый звон» и русского писателя Алексея Толстого. ( «Среди дубравы блестит крестами…». Оба стихотворения в своей основе содержат удивительно нежные и душевные ассоциации, которые навевает призывный звон церковного колокола. Поэт Толстой чувствует душевное просветление, когда звучит колокол. Он вспоминает свою милую родину, где покоятся его предки. Сердце тяготит неодолимая тоска по «родимому краю», где он был счастлив. Его душа летит туда через «пространства небесные». Поэт чувствует, как звон колокольный очищает его душу: «Молюсь и каюсь я, и плачу снова, и отрекаюсь от дела злого».

Стихотворение поэта о.В.Шапошникова ещё глубже по эмоциональному воздействию на читателя: «Белой церковки призыв» заставляет поэта вспомнить как царственно неторопливый Благовест4 веками плыл над Русью Святой, «всё тёмное круша». Взывающий звон колокола соединяется с призывным голосом поэта:

Тёплый звон. Вечерний звон,

Растопи своим звучанием

Ледяное одичание,

Ледяной духовный сон!
Душу каждую согрей,

Вознеси к небесной славе

Тёплый звон Руси моей –

Зов родного Православья!

Поэтическое слово отца Вячеслава далеко от идиллии. В нём, порой звучат, нарастая, суровые набатные звоны.

Особо поражают стихи, где речь идёт о нравственной деградации личности. Вот одна из таких реальных картин легла в основу стихотворения «Колыбельная – плач над новорожденным младенцем, юной матерью убиенным и ею же брошенным в мусоропровод». Оно вызывает непритворную слезу, хочется повернуть время вспять, крикнуть: «Остановись! Уж лучше пусть малыш пополнит почти миллионную армию брошенных детей, не убивай жизнь, данную ему Богом»! Я читаю это стихотворение старшеклассникам. Свято верю, что после пережитого от соприкосновения с болью и страданием самого автора, с ними такое не должно случиться.

Вот в какой колыбельке лежишь,

Не крещён, не отпет…

Тьма кромешная, смрад

В день рождения тебя отступили…

«Нет! Нет! Нет! – всё кричит во мне,-

видишь ты ласковый свет,

дышишь веяньем

ангельских лёгких воскрылий...»

Коченеющий комышек…

Баюшки – баю- баю..

Высоко – высоко

над зловонным железным колодцем

первый смех твой сейчас –

над весёлой лужайкой в раю,

словно ключик звенит,

словно бабочка вьётся..

Ангел светлый тебе там поёт:

«Баю - баю – баю»…

Божья длань там со щёчки разбитой

Слезинку кровавую стёрла…

Ты прости мне, прости

«колыбельную» эту мою!

Не могу продолжать:

Перехвачено судоргой горло..

Поколению поэта Вячеслава Шапошникова приходилось воспитываться в страшное время. Некоторые из его сверстников пошли на поводу у тех, кто рушил вековые устои нашего государства, уничтожал духовную нравственность, калечил душу человека новыми идеями. Наверное, в истории немногих государств так варварски поступали люди со своими святынями: рушили храмы, уничтожали без жалости культуру, самого человека, если он становился непокорным. А непокорные не утратили веру, кирпичик по кирпичику созидали они разрушенные стены храмов, сеяли в сердце русского человека надежду. Вот обо всём этом у о.В.Шапошникова создано стихотворение «В храме поруганном». Одиноко и страшно человеку остаться наедине с разрушенным храмом. Удивительное чувство вины автора за всё случившееся передаётся слушателю и читателю с такой силой, что трудно сдержать слёзы. Кроме его, здесь ещё одно живое существо – «светлоризая берёзонька»… «Над карнизом – дрожь берёзоньки светлоризой, лихорадка высотобоязни, ужас прежде невиданной казни»…

«А во мне самом – разве не то же?!

С этим храмом мы так похожи!

Так душе моей горько знакомы

Те же осыпи и проломы,

жгут её, беспокоят всё чаще,

Те же злые бурьянные чащи.

Те же, те же зияют в ней ямы…

Православные русские храмы,

храмы белые – свет России –

нами отданы тёмной силе –

на расправу, на растерзанье,

на закланье, на поруганье

Эта боль за разрушенную поруганную Россию звучит во многих произведениях наших поэтов. Обратимся к двум из них. Виктор Смирнов «Церковь», «На маковки свивая облака». В этих стихотворениях «гнев и боль разрывают душу». Веками стояли церкви как «архитектурное и духовное чудо». Но вот настали тяжкие времена. «В далёком 1931 году сельский Совет обязал группу односельчан в день Святой Троицы при стечение молящегося народа сбросить с церкви колокола, - вспоминает житель села Печёнкино А.Вещунов, - отец мой отказался - предательству веры и людей предпочёл 10 лет лагерного заключения». У поэта Смирнова конец стихотворения знаменателен. Не судит он никого, зная, что всё в Божьей воле: «Да воздаст по заслугам Бог всем, кто брался тебя разрушить, всем, кто свято тебя берёг» Во втором стихотворении поэт пошёл дальше. Любуясь удивительным пейзажем малой родины и церковью, «которая по – прежнему дивит своею красотой по – русски строгой», он вспоминает, как потихоньку, но настойчиво её уничтожали: ломали ограду, сбрасывали колокола. Как зарастала она бурьяном. Поэт противостоит миру разрушительного зла. Он понимает, что потомки не простят «хозяев земли», которые в наследство им оставили «лишь обломки».

Говоря о первом сборнике стихов шарьинского поэта Александра Бурлакова «Между светом и тенью», мы не можем не удивиться силе нового мужественного голоса, звучащего в защиту наших духовных ценностей. В предисловии поэт пишет: «Годы…прошлые, пришлые – судьбоносные. Величественные и подлые…» Его волнует вопрос, насколько наша история является нам уроком? И является ли вообще…

Важная мысль о значении Слова (как и у поэта о.В.Шапошникова) может стать эпиграфом, на мой взгляд, к творчеству А.Бурлакова:

Вначале было Слово…Но тогда

Оно же ведь зачем – то прозвучало?!

За гранью той, где тишина молчала,

Кто разум наш направил и куда?

Грядут неотвратимые года,

И ждёт Творец незримого плода

Там, где Язык берёт своё начало…

Слишком много мы говорим, А ДЕЛАЕМ МАЛО. «Язык без костей…» - звучит народная мудрость. Современность ставит перед нами много важнейших задач. Но мы дальше слов не идём.

Полным гнева и непонимания разрушителей не только храма, но вековой культуры сёл, деревень с их необыкновенным укладом – стало стихотворение «У Зубовской церкви». «День оглох и земля ослепла от масштабов такого зла…».

Страшно и больно до глубины души человеку видеть разрушенную церковь. Без неё отсюда навечно ушли люди: «..ни села, ни избы. Погост».

Как гулкий набат звучит вопрос поэта: «Кара это или возмездье

Человеку…Миру…Кому?!

Но меняется время, появляется надежда в сердце русского человека на то, что возрождение Православия, возрождение храмов на Святой Руси, поможет русскому человеку найти себя, поверить в свою силу.

Глубоко запали в мою душу не только строки стихотворения, но и размышления профессора Юрия Владимировича Лебедева, написанные в предисловии к книге о.Вячеслава: «Поруганную и опустошённую русскую душу терзают ныне всевозможные бесы – искусители. Но поэт верит в коренную особенность нашего народа, приоткрытую им в послесловии: «Сей слезами – радостью пожнётся».

В радостных последних строках стихотворения слышится призывный колокольный звон восстающих из руин храмов. Это гимн Пробуждению!

Русь святая жива! Как пред битвой,

Укрепись вместе с нею молитвой.

Пробужденье грядёт! Пробужденье –

От бесовского наважденья!

Русь Святая поднимется снова –

Над вчерашнею, безголовой,

Над безбожной кроваво - серой

Воссияет великой верой!

Над безверием – смрадным хламом

Воссияет пресветлым храмом!

У поэтов Виктора Смирнова и Александра Бурлакова – глубокое осуждение «гнев и боль», безысходность. А у поэта о. Вячеслава – светлая надежда на возрождение Православия. В этом его несомненная сила.

Продолжая традиции русских классиков, наши костромские поэты так же обращаются к важнейшим проблемам современников: отсутствию духовного прозрения, поиску причины тяжёлого душевного состояния, хаосу и смятению. Вспомним стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Не плоть, а дух растлился в наши дни…» Те же чувства и переживания переполняют стихотворение поэтессы Ольги Коловой, которое воистину сродни поэзии русских классиков, где звучат слова о горькой судьбе России, утратившей основу, стержень жизни, на которых крепко стояла веками великая Русь. Её чистый голос, доброе христианское сердце – полны заботы и печали, как вновь обрести человеку истинную Веру. Я бы осмелилась эти поэтические родники приравнять к душеспасительному творчеству отца Вячеслава Шапошникова.

Эпиграфом к следующему стихотворению взяты именно тютчевские строки. И содержание – продолжение размышлений Тютчева.

Разрушена основа бытия.

Разомкнуты все вековые скрепы.

Создатель, человека сотворя,

Был рад и горд. А мы глухи и слепы.

Нам не постичь в творении Творца,

Творенье искажая ежечасно.

Ожесточив в неверии сердца,

Корим его, что сиры и несчастны.

Растлили дух и развратили плоть,

Безверием опустошили души.

Но с жалостью глядит на нас Господь

И не спешит творение разрушить.

Он всё творит, надеется и ждёт,

Что каждый смертный в сей земной юдоли,

Отчаявшись, как блудный сын придёт,

С любовью вняв Его Отцовской воле.

Оба стихотворения написаны, кажется, в одно и то же время и характеризуют то же состояние души. Продолжение этой темы мы найдём во многих стихотворениях поэта о.В.Шапошникова («Жизнь русская длится полоном…», «В час беспросветной пурги…»
Творца не слышит в наши дни творящий

Не ищет Его помощи нив чём.

Свобода своеволья стала слаще

Благоволенья Божьего во всём.
Ещё совсем недавно имя костромской поэтессы Валентины Виноградовой было мало кому известно. Но почти один за одним вышли сборники «И вливается в сердце Россия»» и «Синеглазая песня моя». Все её стихи наполнены удивительно тёплым чувством к малой родине, строки идут из глубины души: «У порога родимой Матушке преклонилась моя голова. Кострома, Ипатий, Царь – батюшка – для России святые слова». Особенно дорог раздел книги её стихов «Синеглазая песня моя», где поэтесса поднимает важные нравственные уроки истории. Называется он «Звонят колокола над Костромой». О ком они звенят? В первую очередь, встаёт перед нами Кострома – колыбель царского рода Романовых. Восхищаясь «самой лучшей на свете землёй», «княгинюшкой Костромой», она говорит, что эта любовь на всю жизнь останется в сердце. Удивительно, что каждый герой стихов Валентине становится родным, как будто незримой нитью их связывает духовное родство. Особо близка ей стала императрица Александра Фёдоровна. Стихотворение «Молитва» Валентина написала прямо в Свято – Троицком Ипатьевском монастыре. «Музейный работник показала мне зал, где иконы, и в этом зале я сидела одна и писала, а святые смотрели на меня мудрыми глазами и как будто диктовали. Я представляла последнюю ночь перед расстрелом», - вспоминает Валентина. От каждой строки стихотворения веет тревогой: «Русь – трон, Русь –палач». Эта антитеза – основа произведения. Это не просто молитва, а молитва – плач по невинно убиенным…

На зорьке их в небесный путь

Своей рукой перекрещу,

И за грехи когда – нибудь

Россию – матушку прощу.

Святая Русь, о нас не плачь,

И тёмной ночью не кричи;

Сама ты трон, сама - палач,

Зажги свечу свою в ночи.

И обретёт душа покой,

Когда нас в храме отпоют,

Страдал Христос за род людской,

Мы – за Святую Русь свою.

Святой иконе поклонюсь,

Вернутся праведные дни,

Храни, Господь, родную. Русь,

На веки вечные храни,

Храни, храни, храни..

«Русский человек принимает страдания, как Божие попущение к вразумлению Его заблудших чад. В бедах и страданиях он не падает духом, а, напротив, внутренне очищается, освобождается от всего чужого и наносного. Трагические события истории, смуты и бедствия заставляют его сосредоточиться на самом главном и жизненно важном. В горе и лишениях прочищаются в нём духовные родники, чистые ключи живого творчества. В разоре и материальном оскудении возжигаются то тут, то там на русской почве духовные светильники, слышатся путеводные и спасительные «метельные звоны». За истерзанной и обглоданной инородцами Родиной встаёт образ крестного пути. Светлая, обнадёживающая печаль струится от каждой брошенной, погубленной деревни, а над городами встаёт светлым заревом. Целый век пилят народу становую жилу, а он живёт вопреки всему. Сгибают его в дугу, а над ним поднимается светлая радуга. Православная вера, суровый климат, тяжелейшие исторические испытания воспитали в русском народе чудесную способность извлекать духовный огонь из самого страдания по учению и примеру сердцем воспринятого Страстотерпца – Христа–Спасителя. И вот уже возрождаются храмы, звучат колокольные звоны от Москвы, Троице Сергиевой Лавры, от Ростова, Ярославля и Костромы».Ю.В.Лебедев (фрагмент предисловия к книге поэта В. Шапошникова)

[8] Наш предмет - особый предмет, - пишет в юбилейном номере журнала "Литература в школе" главный редактор Н.А. Крупина, - в руках у нас великая русская и мировая литература, летописи и жития святых, былины и народные песни, если с нами Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Гоголь, Чехов и Бунин, Шмелев и Шолохов, утверждавшие Духовность и Нравственность, высокие идеалы Любви, Чести, Достоинства, Благородства?... Что ждет нас в показно молящейся, но потерявшей истинные христианские опоры стране, брошенной в стихию "азиатского базара" теми, кто сделал ставку на спекулятивный капитал? Они рекомендуют нам осуществить новую "культурную" политику. Цинично вдалбливаются изо дня в день новые понятия о "ценностях": умей получить побольше благ, даже если не создаешь их сам, не стесняйся надуть ближнего ради своей выгоды. Вокруг "сексуальный зудеж, извращения, садизм, насилие, телесмердяковщина".. [8].

Я согласна с этими жгучими словами, проникнутыми заботой о подрастающем поколении, в котором нам доверено воспитать лучшие качества гражданина и патриота родной страны. Несомненно, что есть много прекрасных произведений русской классики, где можно позаимствовать материал для воспитания духовной нравственности. А ещё я уверена в необходимости использовать все возможные ресурсы литературы Костромского края. Недаром наша Кострома является душой России.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconОб изучении христианских основ русской классической литературы
Аннотация: в статье раскрываются духовные корни русской классической литературы, определившие её национальное своеобразие
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Война 1812 года в судьбах русских писателей и в произведениях русской литературы»
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лекция учителя об особенностях развития литературы. Великие традиции русской классической литературы и устного народного творчества....
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconI. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края
Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconУрок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края»
«Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева»
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы,...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе, 9 класс
России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса учителя 1 категории...
Введение. Общая характеристика русской классической литературы 19 века. Общественный и гуманистический пафос русской литературы 19-го...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconБиблиографический указатель публикаций старооскольских писателей за 2012/2013 гг
Указатель предназначен для ознакомления читателей с творчеством старооскольских писателей, может быть использован учащимися, студентами,...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconЫй план учебного предмета «Литература»
Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconИнновационного педагогического опыта
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания родного (чувашского) языка, литературы и культуры...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconТрадиции русской литературы в романе Л. Улицкой Медея и её дети
«Традиции русской литературы в романе Л. Улицкой «Медея и её дети» и повести В. Пелевина «Жёлтая стрела»
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconПояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Исследовательский проект «Христианские традиции русской классической литературы в произведениях писателей родного края» iconСочинение: «Проблемы здорового образа жизни в произведениях русской...
Проблема здорового образа жизни в произведениях русской литературы и в жизни современной молодёжи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск