Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.01.2014
Размер117.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №210

Центрального района Санкт-Петербурга

Конспект урока по литературе

с использованием современных образовательных технологий

Тема – «Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей»

9 класс


Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гулимова Т.О.

Санкт-Петербург

2013
План – конспект открытого бинарного урока

(русский язык и литература)
9 класс
«Война 1812 года в судьбах русских писателей и в произведениях русской литературы»
Учитель ГБОУ СОШ № 210 – Гулимова Т.О.

Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература).
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать комплексный анализ эпизода произведения.
Задачи урока:


  1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской истории и литературе;

  2. обучение работе с разными источниками информации;

  3. развитие устной речи учеников;

  4. обогащение словарного запаса детей;

  5. установление связи литературных произведений с эпохой их написания;

  6. совершенствовать умение анализировать художественный текст с точки зрения его основной мысли, лексики, синтаксиса, языковых средств выразительности;

  7. установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы;

  8. развитие навыков выразительного чтения.


Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.




  1. Эпиграф к уроку: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». ( слайд 2 )


- Кто автор этих строк?

- Из какого стихотворения?
- Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 г.

- Какую годовщину Бородинской битвы в этом году отмечала Россия? (25 лет)


  1. Вступительная беседа. (слайд 3)


- Назовите точную дату Бородинской битвы.
(7 сентября по новому стилю, 26 августа по старому стилю 1812 года ).
- Каково историческое значение этого сражения?
(В Бородинской битве были разбиты лучшие силы французской армии, был подготовлен переход инициативы войны в руки русской армии, пошатнулась уверенность французской армии в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода, Бородинскую битву можно рассматривать как нравственную и политическую победу)
- Наполеону не удалось разбить русскую армию. Он потерял около 60 тысяч солдат и офицеров. Потери русских составили 38, 5 тысяч. Впоследствии Наполеон писал: «Самое страшное из моих сражений это то, которое я дал под Москвой».


  1. Хронология войны. ( слайд 4)


- Восстановите хронологическую последовательность войны 1812 г. (слайд презентации)


  1. Переход через Неман 12 июня

  2. Смоленское сражение, соединение русских армий

  3. Бородинская битва 26 августа

  4. Совет в Филях, пожар Москвы

  5. Тарутинский манёвр, партизанская война

  6. Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге

  7. Переправа у реки Березина, Наполеон оставил свою армию




  1. Полководцы войны.


Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (отрывок)
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал...

И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко,-

И в полковых рядах сокрыться одиноко…
- Как вы думаете, какому полководцу посвятил А.С. Пушкин это стихотворение?

- Какой полководец возглавлял русскую армию до Бородинской битвы?

(Барклай де Толли) – слайд 5
- Какой полководец возглавил русскую армию накануне Бородинской битвы?

(Михаил Илларионович Кутузов)слайд 6 презентации
- Какой великий полководец был смертельно ранен во время Бородинской битвы?

(Пётр Иванович Багратион)слайд 7 презентации



  1. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Словарная работа.


Учитель:
- Одно из самых известных стихотворений о войне 1812 года – «Бородино» М.Ю.Лермонтова. ( слайд 8 )
И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...
Словарная работа:
Булат – от персидского пулат (сталь), булатная сталь, углеродистая литая сталь, которая благодаря особому способу изготовления отличается своеобразной структурой и видом поверхности (узором), высокой прочностью и упругостью. Впервые в Европе литой булат, аналогичный лучшим старинным образцам, получен на Златоустовском заводе. (9 слайд)
Редут – от французского «убежище», укрепление сомкнутого вида, как правило земляное (но не обязательно), с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. (слайд 9 презентации) (слайды 10, 11)

Уланы – род легковооружённой кавалерии, вооружённой пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырёхугольный головной убор (уланка).- (слайды 12,13)
Драгуны – в буквальном переводе с французского «дракон», название конницы, способной действовать также и в пешем строю. (слайды 14, 15)
Картечь – в переводе с польского «свёрток, патрон». Ружейная картечь, крупная дробь для охотничьих ружей диаметром от 5, 25 до 10 мм. Артиллерийская картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения живой силы на близких расстояниях (до 300 метров) в открытом поле. (слайды 16, 17)


  1. Судьбы русских писателей и поэтов в войну 1812 года


- Судьбы многих русских поэтов и писателей оказались связанными с войной 1812 г. Кто-то участвовал лично, у кого-то участниками великих событий стали отцы. Но так или иначе тема Отечественной войны нашла широкий отклик в русской литературе XIX века.


М.Ю.Лермонтов ( слайд 18 )
- Мы вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Поэт не участвовал в войне 1812 года, но после окончания военной школы находился на военной службе.

- Отец Лермонтова к 1812 г. был пехотным капитаном в отставке, а когда началась война, вступил в Тульское народное ополчение.
- В каком роде войск служил Лермонтов?
(Из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов выходит корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.)
Словарная работа
Гусары (слайд 19 ) – лёгкая кавалерия, вооружённая саблями и пистолетами. Главные задачи гусар – разведка, атака небольших подразделений противника и его преследование. Первые гусарские отряды появились в Венгрии и успешно себя показали во время тридцатилетней войны.

Их форма как в России, так и в других странах сохранила особенности венгерского национального костюма.

Доломан ( слайд 20 ) – короткая однобортная куртка, сшитая шнурами со стоячим воротником.

Кивер ( слайд 21 )– головной убор с султаном и шнурами.

Ментик (слайд 22 )– короткая куртка, расшитая шнурами и отороченная мехом.

Чикчеры ( слайд 23 )– рейтузы. Ташка – плоская сумка на длинных ремнях. Кушак, пояс. (слайды презентации)
А.С.Пушкин ( слайд 25 )
- Сколько лет было Пушкину, когда началась война? (13 лет)
- Где он в это период жил? (Царское Село, Лицей)
- В стихотворении 1836 г., обращаясь в лицейским друзьям, Пушкин напишет:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.

- Ранее в романе «Евгений Онегин» Пушкин так напишет о сожжённой, но непокорённой Москве:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.
- В какой повести Пушкина присутствует тема войны 1812 г.? («Метель»)

- Прочитайте соответствующий отрывок. (индивидуальное задание)
В.А.Жуковский ( слайд 26 ), А.С.Грибоедов (слайд 27 )
- А кто из русских поэтов участвовал в сражениях войны 1812 г.?
- В 1812 г. Жуковский был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу Кутузова, был ранен. В чине штабс-капитана и кавалера ордена Святой Анны поэт оставил армию. В 1812 г. он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое принесло ему известность.
На поле бранном тишина;

Огни между шатрами;

Друзья, здесь светит нам луна,

Здесь кров небес над нами.

Наполним кубок круговой!

Дружнее! Руку в руку!

Запьём вином кровавый бой

И с падшими разлуку.

- Как сложилась судьба Грибоедова в 1812 г.?
(В 1812 г. Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал.)
- Как тема войны 1812 г. отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
Второе действие, 5 явление:
Скалозуб:
В 13-ом году мы отличились с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.
За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

По моему суждению,

Пожар способствовал ей много к украшенью.

Словарная работа
Егеря ( слайд 29 ) – лёгкая пехота. Обычно егеря, одетые в защитного цвета мундиры, начинали бой, они развёртывались в цепь впереди пехотных колонн и открывали интенсивный огонь. (слайд презентации)
Л.Н.Толстой ( слайд 30 )
- Сколько лет было Л.Н.Толстому в 1812 г.? (16 лет)
Учитель:

- Отец Л.Н.Толстого, Николай Ильич, был участником заграничного похода русской армии против Наполеона, битвы при Лейпциге, был в плену, бежал, вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка.

Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир», одним из главных событий которого стала война 1812 г., в частности Бородинское сражение, 6 лет – с 1863 г. по 1869 г.



  1. Анализ эпизода романа Л.Н.Толстого «Война и мир»


Сегодня мы проанализируем эпизод, в котором описывается начало Бородинской битвы. (III том, 3 часть, XXXглава) Важно, что Бородинское поле и сражение читатель видит глазами штатского человека – Пьера Безухова. Толстой этим создаёт эффект объективности изображаемого.

(1)Войдя по ступенькам у входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. (2)Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени. (3)Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. (4)Ближе блестели золотые поля и перелески. (5)Везде – спереди, справа, слева – виднелись войска. (6)Всё это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам её.

(7)Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Война впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает всё виднеющееся сквозь него. (8)К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. (9)Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зелёные ящики, пушки. (10)И всё это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. (11)Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой из ничего пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.

- Какие слова в начале эпизода придают ему торжественную интонацию? (панорама, замер от восхищения, зрелище)

- К какому уровню лексики относятся эти слова? (высокому)
- Какие эпитеты передают цветовую гамму картины?
(золотой, розовый, тёмные, длинные тени жёлто-зелёный, белая церковь, зелёные ящики. Эпитет «золотой» повторяется дважды)
- Какой синтаксический приём использует Толстой для описания расположения войск?

(однородные члены предложения)
- В каких ещё предложениях автор использует однородные члены предложения?
- Какие эпитеты использует автор для определения общей картины поля боя?

(оживлённо, величественно, неожиданно)
- Какую метафору использует Толстой для описания утреннего света?

(везде блестели молнии утреннего света)
- В каком предложении Толстой использует прием лексического повтора? С какой целью?
- Какой синтаксический приём становится главенствующим в данном эпизоде описания Бородинского поля? Почему?

(Однородные члены предложения. Толстой тем самым передаёт ощущение огромного пространства, её подвижности, связи мира природы и мира людей)



  1. Итоги


- Война 1812 года стала в истории одним из переломных событий, Бородинское сражение – её апогеем. Оно позволило русским солдатам и всему русскому народу почувствовать общность и возможность противостоять грозному врагу. Судьбы всех русских людей того времени оказались связаны этим великой и трагической страницей русской истории. Судьбы писателей и поэтов не исключение. Россия отстояла свою независимость. Война 1812 года сформировала национальное самосознание. Каждый человек, живущий в России, почувствовал себя частью великого и могучего народа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск