Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться?





Скачать 86.72 Kb.
НазваниеКаждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться?
Дата публикации05.07.2014
Размер86.72 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос



Игра на уроках как средство развития

устойчивого интереса учащихся к предмету



Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? Каждый решает эту проблему по-своему. Русский язык, пожалуй, можно назвать самым трудным предметом школьной программы, но и в то же время, я считаю, самым интересным. На уроках традиционной формы не всегда удаётся вызвать интерес к предмету, вот тогда-то в помощь учителю можно предложить нетрадиционные формы уроков. Конечно, такие уроки требуют от учителя более тщательной подготовки, занимают больше учительского времени, но зато помогают детям проявить индивидуальность, подталкивают их к творчеству, помогают лучше понять предмет, развивают интерес к нему.

Одной из самых интересных форм уроков является игра. Когда в нашу жизнь ещё не вошло телевидение, дети играли в героев любимых книг. Сегодня, безусловно, телевидение заполняет большую часть свободного времени наших детей, поэтому они отлично знают многие телевизионные передачи и мечтают принять участие в них. Предоставим им такую возможность. Какие же игры по аналогии с телевизионными можно применить на уроках?

Например, «Брейн – ринг» /причём эту игру можно проводить на любых уроках/. Можно предложить провести «Брейн – ринг» на уроке литературы в 9 классе – «От «Слова о полку Игореве» до «Евгения Онегина».
Цели урока:

  • вспомнить и обобщить материалы, изученные за первые два триместра,

  • проконтролировать знания учащихся,

  • продолжить обучение работе в командах,

  • учить культуре поведения на уроках игровой формы.


Оформление:

  • портреты писателей – от Карамзина до Пушкина,

  • таблица итогов игры,

  • таблица игр,

  • эмблемы команд,

  • сигнальные карточки.


Домашнее задание к игре:

  • дать название команде,

  • придумать эмблему и девиз команды,

  • повторить изученный материал.


Ход урока:
I. Оргмомент. /Если команды играют впервые, проводится инструктаж, во время которого ребята знакомятся с правилами игры: первая игра проводится согласно жеребьёвке, считается выигравшей команда, первая набравшая 3 балла /если команды не дают ответа на вопрос, следующий вопрос оценивается в 2 балла и т.д./; отборочные дофинальные игры ведутся таким образом до тех пор, пока команды не сыграли игры согласно жеребьёвке. Финальная встреча играется до 6 баллов. На обдумывание ответов даётся 1 минута./
II. Реализация домашнего задания: приветствие команд, девиз команды,

представление и защита эмблем.
III. Жеребьёвка.

Жеребьёвка может быть обычной или неожиданной: отгадать загадку, решить ребус, кроссворд.
IV. Игра.
1-й тур /играет 1 и 2 команда/.

Вопросы 1-го тура.

  1. Какой исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве»?

  2. Сколько раз Игорь вступал в бой с половцами?

  3. Назовите стихотворный размер, которым написаны баллады Жуковского?

  4. Кто является основоположником сентиментализма в России? В чём художественное своеобразие сентиментализма?

  5. Назовите идейных противников в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

  6. Кто является автором оперы «Евгений Онегин»?


Вопросы 2-го тура.

/Играют 3 и 4 команды/.

  1. Назовите главную идею «Слова о полку Игореве».

  2. Наличие устойчивых эпитетов в «Слове…» роднит его с каким видом творчества?

  3. Татьяна Ларина зачитывалась сентиментальными романами каких авторов?

  4. Назовите основной конфликт пьесы Грибоедова «горе от ума».

  5. Что означает эпитет бедная в названии повести Карамзина «Бедная Лиза»?

  6. Что делал Ленский в ночь перед дуэлью с Онегиным?


Вопросы 3-го тура.

/Играют 1 и 3 команды/.

  1. О ком идёт речь: «Он сердцем милый был невежда,

Его лелеяла надежда,

И мира новый блеск и шум

Ещё пленяли юный ум» ?

  1. Назовите причину того, что Онегин принял вызов Ленского.

  2. К какому средству изобразительности языка прибег автор в строках:

«долго ночь меркнет, заря свет уронила» ?

  1. Каким восклицанием заканчивается комедия Грибоедова «Горе от ума»?

  2. Какой стихотворный жанр предпочитал Ленский, когда писал стихи Ольге Лариной?

  3. Кого называли недорослями в XVIII веке?


Вопросы 4-го тура.

/Играют 2 и 4 команды/.

  1. О ком писал Белинский: « …существо, доступное всему прекрасному, натура чистая и благородная»?

  2. Фамусов говорил о Молчалине: «Безродного пригрел и ввёл в семейство, дал чин асессора и ввёл в секретари…». Что давал чин асессора человеку?

  3. Назовите литературное направление, сторонником которого был Жуковский.

  4. Самсон Вырин – герой одной из «Повестей Белкина», назовите эту повесть.

  5. В каком жанре написано «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева? Что это дало автору?

  6. Повествователь подробно описал жизнь своего героя в первой главе романа «Евгений Онегин». Где родился герой романа?


Вопросы 5-го тура.

/Играют 1 и 4 команда/.

  1. К какому литературному направлению следует отнести роман Пушкина «Евгений Онегин»?

  2. Как переводится с греческого имя Митрофан? Докажите справедливость этого перевода на примере героев комедии Фонвизина «Недоросль».

  3. К какому литературному направлению относится творчество Д.И.Фонвизина? Назовите основные принципы этого направления.

  4. Просветительские идеи каких поэтов XVII века оказали влияние на А.С. Пушкина при создании им оды «Вольность» ?

  5. О Владимире Ленском сказано, что он «красавец в полном цвете лет». Сколько лет было Ленскому?

  6. Кем по профессии был Грибоедов?


Вопросы 6-го тура.

/Играют 2 и 3 команда/.

  1. Имя какого героя комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» стало нарицательным? Что оно обозначает?

  2. Кому из героев комедии «Горе от ума» принадлежат слова: «Злые языки страшнее пистолета»?

  3. Какой творческий метод использовал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»?

  4. Татьяна первая призналась Онегину в своих чувствах. На каком языке она написала ему письмо?

  5. Что лежит в основе стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»?

  6. Вспомните отчество сестер Лариных.


ФИНАЛ.

/Играют 2 команды, набравшие наибольшее количество баллов/.

  1. Назовите собирателя древних рукописей, который обнаружил «Слово о полку Игореве».

  2. В комедии «Недоросль» герои рассуждают с серьёзным видом о том, в чём не разбираются. С помощью чего создаётся комизм такой ситуации?

  3. Кто из героев комедии «Горе от ума» сказал о Скалозубе: «и золотой мешок, и метит в генералы»?

  4. Фамусов говорит Софье: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца». Какое чувство и почему вызывают эти слова у читателя, зрителя?

  5. Назовите героя произведения «Горе от ума», которому принадлежат эти слова: «Однако бодр и свеж, и дожил до седин…свободен, вдов, себе я господин…монашеским известен поведением…».

  6. Какая тема объединяет стихотворения Пушкина «Пророк» и «Памятник»?

  7. Героев какого автора напоминают гости Лариных:

«Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов»?

  1. К какому средству выразительности прибегает Пушкин в строфе:

«И сердце бьётся в упоеньи,

И для него воскресли вновь

И божество, о вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь»?

  1. Ленский прилежно украшал листки альбома Ольги Лариной рисунками «надгробный камень, храм Киприды». Что означал этот рисунок?

  2. Какое средство изобразительности содержит фраза «печаль моя светла» из стихотворения Пушкина «На холмах Грузии»?

  3. Какая дата, связанная с Лицеем, встречается не раз в лирике Пушкина? Что это за дата? Чем она дорога Пушкину?

  4. Почему Г.Р.Державина считают не столько создателем, сколько разрушителем классицизма в русской литературе?


V. Подведение итогов игры и урока в целом. /Ребята в командах обсуждают КПД каждого участника и предлагают оценки./
Необязательно весь урок проводить в игровой форме. Можно при изучении отдельных тем вводить элементы игры, чтобы заинтересовать ребят, оживить урок. Так, например, в 5 классе при изучении тем «Синонимы» и «Антонимы» часть урока можно использовать для игры в «Лото». Эта игра помогает закрепить знания учащихся по данным темам, расширяет их словарный запас, позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, так как более слабым ученикам учитель имеет возможность дать карточки с более простыми словами. Например:




1.

дом

3.

враг

2.

друг

4.

метель






1.

большой

3.

верх

2.

холодный

4.

плакать



Определённую трудность составляет изучение литературоведческих терминов. Для того чтобы ребятам интересней было запоминать эти термины, также предложим им «Лото».


1.

БАЛЛАДА





2.

ПОЭМА


3.

ДИАЛОГ





4.

МЕТАФОРА




Большинство наших детей хорошо разбираются в компьютерных играх и компьютерной терминологии, но, к сожалению, очень мало знают пословиц и поговорок, отдаляясь от своих корней. Чтобы привлечь внимание учащихся к народной мудрости, вызвать интерес к изучению устного народного творчества, можно предложить «Лото «Продолжи пословицу».




1.…тот не запирает ворот.


2. …в том толку не бывает.

3.…на того нельзя положиться.


4. …тот не сеет просо.



Все мы в детстве играли в игру «Крестики – нолики». По принципу этой игры можно провести обобщающие уроки по любому предмету. Так, например, в 5 классе такой повторительно - обобщающий урок можно провести по теме «Лексика».

Класс делится на две команды: Крестики и Нолики.

На доске вывешивается игровое поле, желательно творчески оформленное.



У учителя в руках пронумерованные конверты с заданиями, соответствующими номерам на игровом поле. Проводится жеребьёвка, кому первому начинать ход. Команда называет цифру, учитель одновременно выдаёт конверты с одинаковыми заданиями каждой команде. По истечению отведённого на выполнение задания времени команды отвечают на вопрос. На игровом поле выставляется значок команды, правильно ответившей на вопрос. В случае, если одна из команд верно выполняет задание раньше отведённого времени, она получает значок на игровое поле.

Задания в конвертах могут быть такими:

  1. Кроссвордная. /Решить кроссворд, составленный учителем по теме «Лексика и фразеология»/

  2. Буреме. /По заданным рифмам сочинить стихотворение/.

  3. Синонимическая. /Подобрать синонимы к предложенным словам/.

  4. Антонимическая. /Подобрать антонимы к предложенным словам/.

  5. Многозначная. /Составить предложения с различными значениями предложенного учителем слова/.

  6. Фразеологическая. /Дать толкование предложенным фразеологизмам/.

  7. Сыщики. /Найти ошибки в толковании предложенных слов/.

  8. SOS. /Соотнести значения терминов их названиям/.

  9. Метафорическая. / Найти метафоры в предложенном тексте/.

Задания к игре могут варьироваться, так же как и названия станций.

Выигрывает команда, получившая больше значков на игровом поле.
Как мы видим, вариантов игры на уроках может быть множество, и все они помогают развивать интерес учащихся к предмету. Кроме того, многие учащиеся по-новому раскрываются в нетрадиционной обстановке на уроке.

В данной работе, безусловно, приведены примеры не всех возможных вариантов использования игровых моментов на уроке. При желании любой учитель может разработать свою систему игр, опираясь на широко известные телевизионные игры.

Макарчук Ю.В.,

учитель русского языка и литературы

Школы №688

Приморского района

г. Санкт - Петербурга

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconДоклад на тему: «Инновационные технологии на уроках трудового обучения»
«Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconМатериал для родительского собрания по проблеме детского чтения
Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconСоставитель: Кирилина Наталья Ивановна, учитель русского языка мбоу...
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconЯ думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы...
Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? icon6. 1 Словесные информационные модели
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconМетодические рекомендации для студентов при выполнении прочих письменных работ
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconУрок Полонянкиной Т. К, русский язык, 5 класс тема: закрепление темы...
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconФормирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconИ. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества)
Каждый школьний учитель, наверное, мечтает о том, чтобы среди его воспитанников оказались ученики, которые стали бы известными и...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как увлечь студентов своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого студента? Какой современный преподаватель...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconИспользование информационных компьютерных технологий на уроках башкирского языка и литературы
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconПамятка для родителей тема: «Роль семьи в воспитании речи детей....
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconМастер-класс: Проектирование урока в условиях перехода на фгос ООО
Каждый из нас сам решает, каким будет его урок. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования....
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? iconПуть к профессии программа курса по выбору
Найти, открыть, утвердить в человеке его трудовое призвание, добиться, чтобы каждый стал настоящим мастером в какой-то работе, чтобы...
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его предмет был понятен и интересен ребятам. Как этого добиться? icon«Сочи 2014» Учитель начальных классов: Мельникова Дарья Владимировна мбоу №61 г. Челябинска
Учитель: Верно. Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в Олимпийских играх


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск