Инновационные технологии на уроках башкирского языка и литературы.
Байбулатова Земфира Наиловна,
учитель башкирского языка и литературы
МБОУ «СОШ №5» г. Кумертау Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое инновационное обучение и в чём его особенности? Определение инновация как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию новшество, новизна. Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не новое, а в новое. Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин инновационное в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты дидактического портрета этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования.
Арсенал методов обучения, используемый в современной школе, разнообразен: от традиционных педагогических до современных компьютерных технологий.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер-средство связи ученика с учителем, другими учениками.
С помощью компьютера создаю учебные карточки, схемы, создаю кластеры, составляю тесты, презентации.
Под компьютерной технологией обучения мы понимаем процесс подготовки и передачи информации обучаемому, используя возможности компьютера. При обучении башкирскому языку компьютер как средство обучения можно использовать в следующих случаях:
• Для целей обучения изучаемым языковым явлениям /наглядно представить явления и процессы/;
• При обеспечении диалога, коммуникации;
• При формировании речевых навыков на изучаемом языке;
• При контроле знаний, определенной степени формирования умений и навыков;
• При автоматизированном поиске нужной информации в учебных целях;
• При моделировании различных ситуаций, презентации и объяснении учебного материала.
Компьютерные технологии позволяют реализовать основные методы обучения неродному языку: показ, объяснение, коррекция, оценка знаний, тренировка и др.
В настоящее время используются компьютеры в повседневной жизни для множества различных целей. Учителя могут использовать их для приготовления тестов, оформления упражнений, написания отчетов об учащихся, сохранения информации, использование компьютерной сети Интернет. На сегодняшний день Интернет предлагает огромное количество материала, к которому могут обратиться учителя. Особой популярностью у нас пользуется электронная почта. Используя только адрес в сети, учителя и ученики могут пересылать записи, сообщения, письма, документы, планы уроков, доклады своим друзьям и коллегам по всему миру.
Использование компьютера в обучении башкирскому языку является инструментом, который развивает у обучаемых навыки чтения, письма, а также позволяет значительно расширить словарный запас.
Хочется отметить тот факт, что на уроке ученик может работать в том темпе, какой его устраивает. Такой способ обучения также позволяет снять проблему мотивации в процессе обучения.
Поэтому, на мой взгляд, использование компьютерных технологий в преподавании башкирского языка должно стать неотъемлемой частью процесса обучения.
Благодаря сочетанию традиционного и компьютерного методов, ученики попадают в ситуацию, при которой они вынуждены действовать, проявлять активность в момент объяснения, быть внимательным. Опыт показывает, что на компьютерном уроке у детей практически отсутствуют отрицательные эмоции.При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала.
Компьютерная грамотность учеников сегодня выше, чем у учителя. Мне удается привлечь к участию в разработке обучающих, игровых и контролирующих компьютерных программ самих учеников. Используя свои знания по информатике, ребята с удовольствием участвуют в создании информационно-методических материалов к урокам башкирского языка, так что сотрудничество идет не только на уроке, но и на этапе подготовки к нему. В такой работе очень высока внутренняя мотивация детей, они выполняют эту работу с большим интересом.
Известно, как много времени отнимает у учителя проверка контрольных работ и устный опрос учеников непосредственно на уроках с целью выяснения степени усвоение учебного материала. Понятно, что при традиционном способе контроля знаний значительная часть тем контролируются поверхностно. А использование компьютеров открывает широкие возможности для развития принципиально нового вида самостоятельного обучения, которое в этих условиях становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.
На сегодняшний день в нашей школе еще очень робко применяются электронные учебники, справочники и разнообразные задачники, открывающие новые, более эффективные пути компьютерного образования.
Обычно человек запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит. Поэтому использование видео на уроках башкирского языка значительно расширяет дидактические возможности.
Основные достоинства видео:
1. они позволяют слышать речь носителей языка.
2. позволяют использовать упражнения по просмотру видео.
3. помогают продемонстрировать те элементы культуры, которые сложно описать словами.
4. могут быть использованы на любом уровне знания языка.
В кабинетах башкирского языка нашей школы имеется достаточно много материала по различным темам, который успешно используется в учебно-воспитательном процессе.
Обучение башкирскому языку с использованием информационных технологий активизирует деятельность учащихся и вдохновляет на дальнейшее изучение языка.
Таким образом, использование информационных технологий поможет учителю поднять уровень владения башкирским языком учащихся до современных требований. Поэтому наша задача – помочь учащимся правильно использовать полученную информацию, развивать их способности и интерес к поиску. А для этого нам самим надо постоянно быть в курсе компьютерных новостей и умело использовать их на своих уроках.
Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать в общественной жизни, хорошо адаптироваться к условиям меняющегося мира, самостоятельного, толерантного, готового к сотрудничеству, мы, учителя, должны строить свою работу на основе педагогики сотрудничества, применять метод проектов, проблемное обучение, основные элементы личностно-ориентированного обучения. Все это, в сочетании с современными информационными технологиями, даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников. |