Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 166.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.11.2013
Размер166.1 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат


Реферат на тему:

«Использование инновационных технологий на уроках детской литературы»
ПЛАН.


  1. Актуальность инновационного подхода к обучению.




  1. Основные цели нового подхода к обучению.




  1. Современные технологии обучения.




  1. Использование ИТ на уроках детской литературы.




  1. Заключение.




  1. Список использованной литературы


Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь студентов своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого студента?» Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к обучению. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление студентами определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка их как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, студента. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок был и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
 соответствие концепции гуманизации образования;
 преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
 использование личностно ориентированного обучения;
 поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
 соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей студентов;

 формирование личностных качеств учащихся;

 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 развитие различных типов мышления;

 формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
 оптимизация учебно-воспитательного процесса;

 создание обстановки сотрудничества преподавателя и студента;

 выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

 включение учащихся в креативную деятельность;

 тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
 развивающее обучение;

 проблемное обучение;

 развитие критического мышления;

 дифференцированный подход к обучению;

 создание ситуации успеха на уроке .
Основными принципами инновационного обучения являются:
 креативность (ориентация на творчество) ;

 усвоение знаний в системе;

 нетрадиционные формы уроков;

 использование наглядности.
В настоящее время роль информационных технологий в учебном процессе

разделилась на 2 направления:
ИТ- инструмент для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм и методов обучения
ИТ занимают активную роль, т. е. стимулируют создание новых форм обучения.

1. Информационно-коммуникационные технологии.

Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения со студентими.
Студенту Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики, а мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступления учащихся.
2. Интерактивные технологии.
Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.
^ Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой:



Выполнение тестовых заданий на доске.


Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.


Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.
^

3. Технология (КТД) коллективного творческого дела по методике И.П.Иванова.
Коллективное совместное творчество превращает студентов группы в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Такая практическая деятельность является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка.

^

4. Исследовательские методы в обучении.
В процессе исследовательской деятельности студенты не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.

^

5. Проектные методы обучения.
В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по детской литературе и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области.
^ Интегрированные проекты (форма – групповая, использование мультимедиа средств, программно – технического комплекса ACTIVboard):


В процессе разработки проекта учащимися используются различные инструментальные программные средства и приложения:



системы программирования



системы обработки графики



подготовки презентаций



текстовые редакторы



электронные таблицы



системы управления базой данных



средства разработки Web-сайтов и др.

Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.

^

6. Мультимедиа технологии.
Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у студентов предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Использование мультимедиа позволяет студентам научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.
Мультимедиа технология позволяет развить у студентов навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.
Урок — это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.

Использование ИТ на уроках — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время преподавателя и студента, позволяет преподавателю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Хочу сразу сказать, что ИТ могут применяться на уроках различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок проводить с использованием ИТ.

Привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкой перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

Для достижения целей урока, работающих на повышение качества образования, надо думать не только об эмоциональной окраске и зрелищности, а органично сочетать вербальные методы обучения с методами поисковой и творческой деятельности. Все это способствует формированию умений и навыков самостоятельного приобретения знаний обучающимися. В нашем образовательном учреждении на уроках детской литературы обучающиеся овладевают общими компетенциями в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы СПО, а также некоторыми профессиональными компетенциями, что позволяет студенту стать конкурентоспособным успешным специалистом.

У обучающихся активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Позволяет системно и последовательно формировать социальную компетентность. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. При подготовке презентаций очень важна совместная деятельность преподавателя и студента, так как это серьезный, творческий процесс. Причем моя роль как преподавателя сводится к интересной, увлекающей меня роли: вдохновляющего консультанта. В данной программе мы вместе с обучающимися составляем презентации по детской литературе, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков. Для подготовки презентации студент проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации. Результатом каждой работы становится процесс увлекающего поиска и сам результат - продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации на уроках обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, возможность включения в социальную среду, которые, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тест-задания, которые составлены мною в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов-заданий.

Способы работы с тестами-заданиями также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.

В своей практической деятельности особое внимание уделяю методам обучения в сотрудничестве: использованию индивидуальных и групповых форм обучения. Очень важно, чтобы индивидуальная работа вытекала из групповой и снова сводилась к ней. Каждый обучающийся работает один только временно, чтобы он мог в индивидуальном темпе упражняться, приобретать навыки самостоятельной умственно-практической деятельности и показывать хорошие результаты в этой работе при проверке успеваемости. Каждый студент может испытывать при этом свои силы, способности, возможности: он осваивает приемы умственной и практической работы, учится реально и объективно оценивать свои достижения, результаты, успехи.

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу обучающихся, состоящую из нескольких человек разного уровня подготовки. После объяснения нового материала, я предлагаю студентам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Организую работу по формированию ориентировочной основы действий (для каждого обучающегося). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делится либо частями (каждый студент занят своей частью), либо по – «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим обучающимся, начинать может либо сильный, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух обучающимися и контролируется всей группой.

После завершения заданий всеми группами я провожу общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое), либо рассмотрение заданий каждой группой (если задания были разные).

Когда я убеждена, что материал усвоен всеми обучающимися, то предлагаю различного рода тесты на проверку понимания и усвоения нового материала. Над этими заданиями обучающиеся работают индивидуально, вне группы. При этом, конечно, дифференцируется сложность заданий от способностей студентов. При организации исследовательской деятельности является выполнение совместных проектов с обучающимися. Я акцентирую внимание на выполнение индивидуализированных заданий и поиск рационального пути их выполнения.

В процессе работы над проектом я являюсь организатором деятельности обучающихся. Использование информационной технологии позволяет раскрыть творческий потенциал, развитию творческого мышления, развитию способности к самореализации; формированию коммуникативных умений, важными из которых является: умение устанавливать конструктивные отношения в коллективе, умение самостоятельно принимать решения, умение отстаивать свои взгляда и убеждения. В ходе проектной деятельности происходит формирование познавательных интересов: способность использовать свои знания, организовывать самообразование, самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

На уроках обобщения я использую различные викторины (например, по авторским сказкам), которые делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели – прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала.

Урок-соревнование – это один из приемов введения в учебные занятия элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности обучающихся, воспитывают коллективизм, чувство личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебном процессе.

Сам урок состоит из нескольких конкурсов. Заранее студентам сообщается, что будет учитываться активность каждого и всей команды в целом. В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов.

На занятиях обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, участия в дискуссиях, проявления инициативы и принятия ответственных решений. Свободный обмен мнениями, обусловленный игровыми ситуациями, способствует раскрытию личностных качеств и индивидуальных особенностей детей, развивает коммуникабельность, толерантность.

Бесспорно, компьютер в настоящее время не решает всех проблем, не является единственной панацеей на пути поиска информации, но остается многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний. Но, в первую очередь, создать условия активной образовательной, развивающей среды для проявления познавательной, творческой, исследовательской активности обучающихся. Создание состязательной, продвигающей в реализации возможностей образовательной среды, необходимой для формирования конкурентоспособных специалистов.
На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала в качестве одного из способов повышения познавательного интереса у учащихся я использую Интернет-ресурсы.

При закреплении материала можно предложить студентам создать проект — компьютерную презентацию.

Группа разбита на подгруппы, которые работают над созданием проекта по заданным схемам.

1 группа — Теоретики

Подбирают теоретический материал. Создают слайды.

2 группа — Историки

Подбирают исторический материал. Создают слайды

3 группа — Практики

Работают по карточкам, решают практический материал.

4 группа — Технические редакторы

В конце урока группы защищают созданные мини-проекты.

При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы.

После проведения такого урока я предлагаю учащимся выполнить буклет по данной теме.

Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности (например, урок на тему «Творчество Маршака»). Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедийный проектор. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности студентов.

Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками группы. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Использование ИТ дает возможность для:

· повышения мотивации обучения;

· индивидуальной активности;

· направленность на личность школьника;

· формирование информационной компетенции;

· свобода творчества;

· интерактивность обучения.

Совместная работа преподавателя и студента на уроке делает этот урок интерактивным. Когда на первое место выдвигается личность учащегося его индивидуальные возможности и склонности.

^ Направления применения информационных технологий на уроках можно разделить на несколько блоков:

- создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;

- применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.

^ Мультимедийные сценарии уроков.
Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
Презентации демонстрируются самим преподавателем, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала. Автор использует входное тестирование в течение нескольких последних лет и отмечает, что такой входной тест актуализирует материал, пройденный учениками в предыдущем учебном году, позволяет экономить время на повторение.

Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служили:

• CD диски мультимедийных курсов, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа»)

На своих уроках детской литературы я использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.

Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:

•“Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.

•Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

Сейчас требуется подготовка специалиста нового качества, обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, многосторонне развитый человек.

Мы должны научить студента умению учиться всю жизнь, а для этого преподавателю необходимо быть способным на постоянное обновление методик, сотрудничать с новым поколением, вписываться в постоянно меняющуюся среду, побуждать в своих студентах творческое отношение к предмету, используя для этого различные нетрадиционные формы и методы обучения, инновационные технологии.

Суть инновационных технологий, направленных на формирование умений как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способами деятельности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

– интенсивное развитие личности студента и педагога;

– демократизацию их совместной деятельности и общения;

– гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

– ориентацию на творческое преподавание и активное обучение, инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

– модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Литература
1.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000 г.

2.

Исаев, И.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаева. – Учеб. пособие для высших учеб. зав. – Академия, 2004

3.

Никулина, Н.Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя /Н.Ф. Никулина//Специалист. – 2002. – №12. – С. 17 – 18.

4.

Шумилова, Н.Н. Управление качеством подготовки специалистов /Н.Н. Шумилова // Специалист. – 2007. – № 3. – С. 18 – 19.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск