Литература + информатика





Скачать 202.85 Kb.
НазваниеЛитература + информатика
Дата публикации06.07.2013
Размер202.85 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература





ПЛАН БИНАРНОГО УРОКА
Литература + информатика

Тема: Стили речи


1
Цель: Обобщение и систематизация знаний

Задачи:

  1. Обобщить и углубить сведения об основных функциях и особенностях стилей русского языка

  2. Развивать умение оценивать языковые явления с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации применения.

  3. Формировать представление о русском языке как духовной, нравствен-
    ной и культурной ценности народа.


Ход урока

    1. Организационный момент

Сообщение темы, цели и задач урока СЛАЙД

    1. Повторение основных признаков функциональных стилей речи

  • Что такое стиль?

Вспомните классификацию стилей

  • Какие функциональные стили речи вы знаете?

  • Назовите наиболее важные признаки каждого из стилей, придерживаясь
    следующей схемы: СЛАЙД

    1. с какой целью говорим

Б) в какой обстановке говорим

    1. речевые жанры

Г) языковые средства выражения
Д)стилевые черты речи

Роль функциональных стилей в языке исключительно велика. Вот
почему функциональный стиль - основное понятие, основная категория
стилистики русского литературного языка. Наука стремиться к все более
глубокому постижению функциональных стилей. И фактически изучение
каждого функционального стиля оформляется в самостоятельную отрасль
стилистики. Так формируется стилистика художественной речи, стилисти-
ка научной речи, деловой и т.д. Стили, безусловно, заслуживают при-
стального изучения.


      1. Практическое задание

Обучающиеся выписывают из текстов характерные черты стиля
Методы: словесные, наглядные, практические.
ТСО: интерактивная доска

Текст на слайде СЛАЙД

Определите функциональный стиль

  1. Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листы. Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щелкают перепела, соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печет. По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением.




  1. Носитель полнофункционального типа умеет строить монологическую речь, сохраняя логическую нить повествования или рассуждения. Характер применяемых для этого текстовых скреп во многом зависит от функциональной разновидности текста (дискурса), но, как правило, разнообразие используемых для этого слов и целесообразное их употребление - тоже характерная черта носителя полнофункционального типа. В письменной речи это еще и творческое, всегда целесообразное использование абзацного выделения мыслей (абзацного членения). И письменный , и устные дискурсы носителей полнофункционального типа речевой культуры отличаются не только богатством лексики, интонаций и других языковых средств, но и - это самое главное - творческим началом, нештампованностью речи.

  2. Выборы. Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участке в референдуме граждан РФ»)




  1. Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз встретился с медведем ... Один раз ночевал я в лесу. Страшно. Да и холодно - мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подсолнух - послушать, значит. Слышу - вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла - в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть- чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну - мне же помощники не нужны!

  2. Сколько чуши в последние годы подается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским телепередачам, - подростковым журналам, школьным инновациям, как - хлоп! - взялись за них же, за родителей, «воспитание ребенка надо начинать с воспитания родителей», «родители абсолютно беспомощны, педагогически безграмотны», «матери не умеют любить своих детей,


2




мы должны их этому учить..» Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты... А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.

4. Динамическая пауза СЛАЙД

Устная работа

Задание

Укажите, какие из слов в скобках принадлежат к разговорной лексике и
неуместны в письменной речи ?


Он плохо (разбирается, смыслит) в этом деле.

Отец серьезно (заболел, занемог).

Ему (не нравится, не по сердцу) наше предложение.

Эта открытка стоит (пятак, пять копеек).

Мы оставили одежду (в гардеробе, раздевалке).

Почему? Неофициальность лексики, непринужденность общения, слова
бытового содержания


5. Работа по учебнику
Стр. 233 Упр. 390 письменно в тетрадях


Сгруппируйте слова в зависимости от того, к какому стилю речи они мо-
гут принадлежать.


Комментирование обучающихся

6. Резерв СЛАЙД

Замените предложения синонимическими разговорными конструкциями.

1 .В случае если погода испортится, соревнования будут перенесены на
другой день.


  1. Если скажешь правду, то потеряешь дружбу.

  2. Отправляя письмо, не забудьте написать на конверте обратный адрес.

  3. За введением следует первая часть, заключающая в себе историю во-
    проса.



СЛАЙД

Сравните два текста

Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150-200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб - порода довольно теплолюбивая.

Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) способностью.

На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.



4



7. Значение любого слова можно узнать в справочной литературе, в част-
ности в словарях. СЛАЙД


  1. Домашнее задание Упр. 393 Выполнить задание, пользуясь
    словарем


  2. Работа с таблицей

Систематизация основных понятий о стилях речи

Составить таблицу:

Сфера использования

Основная цель речи

Характерные черты стиля

Жанры

Языковые средства

ПРОВЕРКА СЛАЙД



Система функциональных стилей современного языка



Научный

Публицистический

Официально- деловой

Художественный

Разговорный

Сфера использования

Наука, техника, образование

Средства массовой информации, публичные выступления

Законодательство, делопроизводство

Искусство, художественная литература

Повседневное общение

Основная цель речи

Сообщение, фиксация знаний

Сообщение и воздействие

Сообщение, констатация факта, установление административно- правовых отношений

Воздействие через образное моделирование мира

Установление межличностных контактов

Характерные черты стиля

Строгая логичность изложения, доказатель ность, смысловая точность, обобщенность

Образность, эмоциональность, оценоч- ность

Точность, стандартнзованность, отсутствие средств выразительности

Образность, широкое использование средств др. стилей,средств выразительности

Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации

Жанры

Монография, диссерта

ция, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.

Очерк, статья, интервью,. фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.

Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т.д.)

Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.

Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.




5



Языковые

Однозначные слова,

Общественно-

Официальная и

Возможно исполь-

Бытовая, разговор

средства

термины, абстрактная

политическая лекси

канцелярская лек-

зова ние любых

ная и просторечная




лексика; причастия и

ка, слова в переносном

сика и фразеоло-

лексических еди

лексика, эмоцио




тельные и определи -тельные местоимения;

значении, эмоционально- экспрессивная, оце-

гия, использование аббревиатур; пре-

ниц (синонимы,

нальо-экспресссивная лексика; обилие частиц, вводных слов,




вводные конструкции,

ночная лексика, фра-

обладание сущест

антонимы, арха

междометий; бес-




сложные и простые ос

зеологизмы; непол

вительных над

измы, историзмы,

союзные, неполные




ложненные предложе

ные предложения,

глаголами, стан

просторечные и

предложения




ния, прямой порядок

вводные конструк

дартные обороты,

разговорные сло







слов; минимум средств

ции, восклицательные

страдательные

ва, диалектизмы и







выразительности

предложения; разно-

конструкции, не

др.); разнообразие







(сравнение, реже ме

образие средств вы-

определенно-

синтаксических







тафора)

разительности

личные и безличные

конструкций; широ-













предложения

кое употребление




-










тропов и стилистических фигур







6



1. Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листы. Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щелкают перепела, соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печет. По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением.

  1. Носитель полнофункционального типа умеет строить монологическую речь, сохраняя логическую нить повествования или рассуждения. Характер применяемых для этого текстовых скреп во многом зависит от функциональной разновидности текста (дискурса), но, как правило, разнообразие используемых для этого слов и целесообразное их употребление - тоже характерная черта носителя полнофункционального типа. В письменной речи это еще и творческое, всегда целесообразное использование абзацного выделения мыслей (абзацного членения). И письменный, и устные дискурсы носителей полнофункционального типа речевой культуры отличаются не только богатством лексики, интонаций и других языковых средств, но и - это самое главное - творческим началом, нештампованностью речи.

  2. Выборы. Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участке в референдуме граждан РФ»).

  3. Сколько чуши в последние годы подается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским телепередачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как - хлоп! - взялись за них же, за родителей, «воспитание ребенка надо начинать с воспитания родителей», «родители абсолютно беспомощны, педагогически безграмотны», «матери не умеют любить своих детей, мы должны их этому учить..» Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты... А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.


Практическое задание

Определите функциональный стиль


Архипова

Урок был насыщен и интересен. Мы повторили стили речи, вспомнили пройденный материал. Мне понравилось, что наши учителя объединили урок русского языка и информатики в один, что позволило отработать материал русского языка и информатики. Этот урок был очень продуктивный. Спасибо Френе Мусаевне и Марине Николаевне!

Волков

Урок понравился. Прошёл интересно, не был похож на остальные. Сама идея проводить интегрированные уроки замечательна, т.к. это удобно и не обычно. Был бы очень рад его повтору.

Гриценко

Мне очень понравился урок т.к такие уроки очень развивающие и познавательные ;легче запомнить основные правила и понятия..Я Бы хотела побывать ещё на таком уроке. Спасибо за урок!!!

Зубакова

Урок прошёл очень интересно и очень необысно,а просто монотонный урок,где целый час сидишь над тетрадкой.По-моему современные уроки должны выглядеть именно так,ведь к сожалению многие хорошо «ладят» с компьютером и хотят научиться работать на нём лучше,а такие уроки помогают усвоить один предмет через другой.)

Иванникова

Интегрированный урок русского языка и информатики был полезен для нас, дал возможность повторить важный материал по русскому языку, который, возможно, многие подзабыли. В первый раз мы увидели как можно интересно и необычно совместить два совершенно разных предмета.Мы получили важный материал,информацию с интересом. Но мне, к сожалению, не хватило времени полностью сделать практическое задание:доказать свою точку зрения,выразить свои мысли.

Измайлова

Интегрированный урок, по моему мнению, прошел очень интересно. Он принес пользу как в изучении русского языка, так и в информатике. Удачно была подобрана тема для урока, поскольку мы могли продемонстрировать свое знание Microsoft Word, выполнив задания к тексту. Хотелось бы, что бы таких уроков было как можно больше! Спасибо.

Корякина

Интегрированный урок русского языка и информатики очень понравился! Урок прошёл занимательно и увлекательно. Было бы хорошо, если такие уроки проводились чаще! Этот урок мне запомнился!=)

Култаева

Интегрированный урок русского языка и информатики был интересен и полезен, посетив его я получила огромное удовольствие! Я вспомнила пройденный материал и закрепила его. Мне понравилась идея объединения двух уроков это не только интересно, но во многом познавательно!

Мавренкова

Интегрированные уроки очень удобны для восприятия информации. Это более интересная и креативная форма работы, завлекающая ученика в работу. Мне кажется, что подобные уроки должны проводить чаще, потому что так полученный материал на дольше останется в памяти и запомнится.

Маркова

На уроке мы более подробно изучили стили современного русского языка. Теперь я смогу более широко использовать полученные мной знания в своем творчестве, а так же и в простой жизни. А так же особенно много о стиле художественной литературы.

Хотелось, чтобы провели еще такие интегрированные уроки, но уже по другим темам и по другим предметам.

Сухорукова

Проведенный интегрированный урок русского языка и информатике произвел на меня хорошее впечатление. Я считаю, что подобное соединение двух предметов не только полезно, но и 'очень интересно. Мне бы хотелось, чтобы и в дальнейшем проводились такие уроки. Можно совмещать информатику и с другими предметами, чтобы получить знания и хорошее настроение. Еще раз хочу сказать, что мне все очень понравилось. Большое спасибо!

Павлова

Мне урок очень понравился, особенно практические задания. В нашем классе такого типа урок проводится в первый раз, по этому, возможно, можно сделать их ещё интереснее. Мне бы также хотелось проводить эти уроки более часто и чтобы ученики тоже могли проводить такие уроки.

Ревякин

Урок замечательный. Понравилась необычная форма проведения урока, довольно интересные задания с использованием техники. Критических замечаний нет. Пожелания: побольше таких интересных заданий.

Руденко

Мне понравился интегрированный урок русского языка и информатики, так как достаточно сложный материал легче запомнить и усвоить таким способом. Совмещение двух предметов в один урок показывает, что информационные технологии имеют широкое применение, могут быть использованы при изучении разных предметов. Хотелось бы, чтобы таких уроков было больше. Надеюсь, что в будущем эта практика будет повторяться.

Рязанская

Проведенный интегрированный урок русского языка и информатики был необычным и очень познавательным. На уроке мы повторили пройденный материал по русскому языку при помощи компьютера. Я считаю, что такие уроки помогли бы лучше узнать компьютер. Этот урок мне понравился.

Соборников

Это первый для меня интегрированный урок русского языка и урока информатики. Было очень интересно изучать русской язык путём работы на компьютере. Я вспомнил многое о функциональных стилях современного языка. Мне понравилось. Хочется, чтоб такие уроки проводились ещё.

Думанская

Я в восторге от урока! Захватывающе, интересно, интригующе, нет монотонной речи, слушать на много легче и приятней. Атмосфера не напряженная, а чуть свободная.

Я надеюсь, что такие уроки у нас ещё будут!

Шевелёва

Интегрированный урок русского языка и информатики очень интересный, занимательный и увлекательный. Мне он очень понравился! С моей точки зрения, следует почаще проводит такие занятия. Задания были не просты, но выполнимы ; так же мы показали свои знания компьютера, что очень важно в нашем дальнейшем обучении.

Яшунина

Интегрированный урок русского языка и информатики, на мой взгляд, прошёл вполне удачно. Интересный подход к изучению предметов. Мне, как ученице, очень понравилось. Это очень развивающий способ представление знаний. Хотелось бы, чтобы такого плана уроки проходили почаще!

Дюкова

Урок мне очень понравился. Замечательно, что в нашей школе есть возможность проводить такие интегрированные уроки. Для современных учеников очень интересны подобные уроки с применением техники. Очень оригинальная идея совместить уроки информатики и русского языка. Я думаю , что на таких необычных уроках ученики никогда не устанут и будут очень внимательны. Надеюсь , что подобные уроки будут проводиться у нас все чаще. Большое спасибо нашим учителям за такие интересные уроки!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература + информатика iconУроки 13. Исследование алгебраических и геометрических моделей Литература
Литература: Информатика и икт. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний,...
Литература + информатика iconУчебно-методический комплекс Жалал-Абад 2012 Печатается по решению...
«Английский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования»,«Кыргызский язык и литература»,«Русский язык и литература»,«Прикладная...
Литература + информатика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информатика»», (050202 по оксо) – «Информатика с дополнительной специализацией «Математика»», (050301 по оксо – «Русский язык и...
Литература + информатика iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература + информатика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика...
Литература + информатика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика...
Литература + информатика iconЛитература библиотеки тогбоу «Моршанский строительный колледж»
Информатика. Сборник задач и решений для общеобразовательных учебных заведений. Спб. 2001
Литература + информатика iconЛитература: физическая культура
Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний
Литература + информатика iconСамостоятельная работа Методические указания к выполнению самостоятельной...
Методические указания выполнению самостоятельной работы по курсу «Информатика» и «Информатика и программирование»: Авт сост Н. В....
Литература + информатика iconЛитература dwd
Крылов С. С. Информатика. Интерактивный задачник. 9-11 кл. (Коллекция тестов, задач. Подробный справочник по школьному курсу информатики....
Литература + информатика iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
Литература + информатика icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Литература + информатика iconИнформатика и исследование операций
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика и исследование операций» для студентов очной формы обучения по специальности...
Литература + информатика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература + информатика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература + информатика iconПояснительная записка к предмету «Информатика»
Рабочая программа по пропедевтическому курсу информатика и икт составлена на основе примерной программы: Информатика и икт 4 класс....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск