Скачать 317.4 Kb.
|
Пояснительная записка Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой культуры и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. В концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала. Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Воспитательные задачи: - формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге; - воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. Образовательные задачи: - формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова; - формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Изучение курса литературы проводится по учебнику «Литература». 5 класс Г.С.Меркин, Москва, «Русское слово», 2012 год. Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. В реализации данной программы участвуют школьники 5-х классов. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них уроков внеклассного чтения – 6 часов, уроков развития связной речи - 12 часов, на региональный компонент отводится 7 часов. Изучение курса литературы проводится по учебно-методическому комплекту под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Методический аппарат комплекта серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум). Формами контроля знаний учащихся и вариантами его проведения являются следующие: - текущий контроль (ведется на каждом уроке в течение изучения темы в форме тестирования, самостоятельной работы с текстом, опроса (здесь выделяются два вида опроса: индивидуальный, когда опрашивается отдельный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопрос, чтение наизусть и т.д.) и фронтальный, когда в освещении вопроса участвует большее количество учащихся класса); - итоговый контроль (предусматривает проверку обобщающих знаний изученной темы в виде сочинений на литературную тему, контрольных работ, зачетов). Оценка устных ответов учащихся. Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью. Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе. Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения. Оценка сочинений Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка ставится по предмету литература, вторая – по предмету русский язык. В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: - правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; - соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; - точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка "5" ставится за сочинение: - глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения; - стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; - написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; - допускается одна - две неточности в содержании. Оценка "4" ставится за сочинение: - достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; - логическое и последовательное в изложении содержания; - написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию; - допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Оценка "3" ставится за сочинение, в котором: - в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей, - обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов. Оценка "2" ставится за сочинение, которое: - не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на - характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; - отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Оценка"1" ставится за сочинение: - написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; - содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки - работа содержит текст, полностью списанный из другого источника Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Содержание тем учебного курса
|
Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Современное школьное литературное образование ставит важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные цели являясь неотъемлемой... | Пояснительная записка Внеурочная деятельность является неотъемлемой... Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,... | ||
Пояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой... Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы... | Учебно-методический комплекс дисциплины Именно поэтому курс Этнологии является одним из важнейших предметов общегуманитарной подготовки. Изучение Этнологии выполняет не... | ||
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального... ... | Рабочая программа по изо 4 класс. Пояснительная записка Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной... | ||
Пояснительная записка школьное образование по русскому языку ставит следующие цели обучения Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научно-педагогическая практика является важнейшим компонентом и составной частью учебного процесса магистрантов. Данный вид практики... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научно-педагогическая практика (далее нпп) является важнейшим компонентом и составной частью учебного процесса магистрантов. Данный... | Что такое современное школьное образование? Исследовательский метод в преподавании курсов истории Отечества и всеобщей истории | ||
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются... Если школьное образование ориентировано на усвоение знаний, определённых едиными образовательными стандартами, то дополнительное... | "Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства" Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой... | ||
Рабочая программа по истории для V-IX класса составлена на основе... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | Пояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки... | ||
Методические указания к контрольной работе №1 для студентов Самостоятельная работа аспирантов является неотъемлемой составной частью учебного процесса | Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе... Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение»,... |