Скачать 101.66 Kb.
|
Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» номинация «Лучший урок русского языка» урок русского языка в 7 классе МБОУ – лицей № 10 город Белгород «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» Подготовил учитель русского языка и литературы МБОУ – лицей №10 г. Белгорода Обидченко В. В. 2012 АННОТАЦИЯ Актуальность. Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык – достояние народов Российской Федерации» с мульмедийным приложением призван показать в занимательной форме изучение вышеназванной темы, закрепить знания и умения с помощью выполнения игровых заданий, инсценирования, групповой формы работы, заданий творческого характера, работы с толковым словарем, что способствует развитию интереса к предмету, артистических и творческих способностей, бережного отношения к языку, формированию культуры речи и воспитанию патриотизма. Рекомендация по использованию ресурса: Может быть использован как на уроках русского языка при изучении многих тех: «Русский язык – межнациональных достояние народов Российской Федерации», «Фразеологизмы», подготовка к ЕГЭ (часть С), так и на внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе. Ожидаемые результаты: Формирование знаний по русскому языку – межнациональному достоянию народов Российской Федерации, воспитание патриотизма, культуры речи и бережного отношения к языку. И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово… А. А. Ахматова Цели урока:
Оборудование:
Ход урока:
Слайд №1
RiwрqуzсvсnкIиjyfй syяhзvwыwuкiwv дhvоbgdсhfтgоgdяfнsиjgе hgg нgdbаbшnеsyrгcnsоnsa wнdarwрebxоhnдdbаwu (Русский язык – достояние нашего народа. Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.)
Слайд №2 кйгаи ыионб зчмею яуштл (Любите наш могучий язык. Нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам)
- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему и цель нашего урока. Запишите: Русский язык – общенациональное достояние нашего народа.
Слайд №3 - Ребята, прочтите, пожалуйста, эпиграф к уроку, запишите и сделайте синтаксический разбор этого предложения. И мы сохраним тебя , русская речь, великое русское слово … (повест., невоскл., прост., двусос., распр., осл. обращением.) ( Один ученик делает разбор на обратной стороне доски, затем самопроверка.)
Русский язык – это достояние нашего многонационального народа, и мы имеем возможность познавать его богатство, красоту, величие. А что такое вообще язык? Работа с Толковым словарём В. В. Даля. (Чтение)
(Работа в группах) 1 группа: «Театральная» инсценировка «Эзоп и Ксанф» Знаменитый баcнописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее… Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил: «почему Эзоп подаёт только эти языки.» Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, что бы Эзоп к обеду приобрёл самое худшее. Эзоп пошёл покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? По средствам языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, по средствам языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа. 2 группа: «Знатоки пословиц» - О языке народ сложил много пословиц и поговорок. Сейчас мы поиграем. Знатоки начинают пословицу, а вы продолжаете. 5-й чтец. Язык до Киева доведёт. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. 6-й чтец. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит. 5-й чтец. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет. 6-й чтец. Языком болтай, а рукам воли не давай. Зыком не спеши, а делом не ленись. 3 группа: «Чтецы» - Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя. На фоне музыки звучат стихи. 1-й чтец. Мурат Панарук, адыгейский поэт: Лесным покоем, Звоном речек В моей душе запела Русь. Горжусь её певучей речью, Её поэзией горжусь. Она к аульному подпаску Пришло в холодное жильё. Согрела лаской, шуткой, сказкой Сиротство раннее моё. Она передо мной открыла Страницами бессмертных книг, Щедра, легка, ширококрыла, Неиссякаемый родник. Открыла горцу и поэту, Как жизнь любить, Как мир беречь, Благословенная вот эта, Мне ставшая родною речь. 2-й чтец: Танзилия Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса: Родной язык! Он с детства мне знаком. На нём впервые я сказала «мама», На нём клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нём. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нём ветра в предгорьях наших свищут, На нём впервые довелось услышать Мне лепет птиц зелёною весной… Но, как родной, Люблю язык я русский, Он нужен мне, как небо, Каждый миг, На нём живые, трепетные чувства Открылись мне: И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье». Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой… Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – Стану я глухой. 3-й чтец. Ростислав Братунь, украинский поэт: Язык Росси я не в школе – По книге Пушкина узнал. Поэт свои мечты о воле Ещё мальцу мне завещал. Храню я эту книгу свято: По ней отец, простой мужик, Учил любить родного брата – Народ Руси, его язык. Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал, Как правда знаменье о воли, Порыв к тому, о чём мечтал. 4-й чтец. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер: Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь: Повторять их не смею на каждом шагу, Как знамёна чехле. Их в душе берегу. 5 чтец: Стихотворение Александра Яшине
Он понятен для всех, он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, велик.
В нём былинное волшебство И надежд людских торжество, Он и в книге – живой родник.
Он подобен правде самой. Он, как наши мечты, велик. Я люблю свой родной язык! 6-й чтец: А. Хаустов. Величьем океану сродный, Весь воплощенье наших сил, Он отсвет жизни всенародной В своих глубинах отразил… Родной язык в волнах эфира Звучит, рассеивая тьму, Недаром больше полумира, Как в правде, тянется к нему. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А. А. Ахматовой « Клятва», Которое было написано в годы Великой Отечественной войны Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! 4 группа: «Фразеологисты» 1-й ученик: Хотите, что бы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (провалиться на экзамене, вставлять палки в колёса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь вёрст киселя хлебать). Игра «Загадки-складки» 2-й ученик: Посмотрим на сколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят…..(водой не разольёшь) Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… (медвежью услугу) Фальшивят, путают слова, поют…(кто в лес, кто по дрова) Ребята слушать их не станут: от этой песни…(уши вянут)
Учитель: А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Что бы убедиться в этом, давайте проведём викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний:
Слайд №18 Миниатюра «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»
Слайд №19 На выбор:
Учитель: Именно язык связывает нас с родиной, её традициями и культурой. Каждый в ответе за то, что бы сохранить « красивый русский язык», язык прадедов дедов, отцов. |
О подготовке и проведении всероссийского фестиваля «русский язык... Федерации, а также позволяет выразить в различных формах и направлениях деятельности видение русского языка как национально-культурного... | Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» | ||
Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | ||
Контрольная работа по русскому языку «Урок русского языка в 7 классе... Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»... | Концепция проведения всероссийского фестиваля «русский язык как общенациональное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык... | ||
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России | Протокол №1 от 31 августа 2012 г Директор школы А. В. Меха Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | ||
Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | Положение конкурса педагогического мастерства учителей русского языка... Ж. Баласагына при поддержке журнала «Русский язык и литература в школах Киргизстана», общественного фонда «Центр поддержки русского... |