Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации»





Скачать 101.66 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации»
Дата публикации14.07.2014
Размер101.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»

номинация «Лучший урок русского языка»

урок русского языка в 7 классе

МБОУ – лицей № 10

город Белгород

«Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»

Подготовил учитель русского языка

и литературы

МБОУ – лицей №10 г. Белгорода

Обидченко В. В.

2012

АННОТАЦИЯ

Актуальность.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык – достояние народов Российской Федерации» с мульмедийным приложением призван показать в занимательной форме изучение вышеназванной темы, закрепить знания и умения с помощью выполнения игровых заданий, инсценирования, групповой формы работы, заданий творческого характера, работы с толковым словарем, что способствует развитию интереса к предмету, артистических и творческих способностей, бережного отношения к языку, формированию культуры речи и воспитанию патриотизма.

Рекомендация по использованию ресурса:

Может быть использован как на уроках русского языка при изучении многих тех: «Русский язык – межнациональных достояние народов Российской Федерации», «Фразеологизмы», подготовка к ЕГЭ (часть С), так и на внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе.

Ожидаемые результаты:

Формирование знаний по русскому языку – межнациональному достоянию народов Российской Федерации, воспитание патриотизма, культуры речи и бережного отношения к языку.

И мы сохраним тебя,

Русская речь,

Великое русское слово…

А. А. Ахматова

Цели урока:

  • углубить знания обучающихся о богатстве ,выразительности, образности русского языка как общенациональное достояние России, средство развития культур народов Российской Федерации;

  • способствовать развитию интереса к родному языку

  • воспитывать чувства патриотизма, бережное отношение к слову.

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация для урока;

  2. рисунки учащихся к фразеологизмам.

  3. Толковый словарь В. В. Даля

Ход урока:

  1. Лингвистическая разминка

Слайд №1

  1. Прочти фразу:

RiwрqуzсvсnкIиjyfй syяhзvwыwuкiwv дhvоbgdсhfтgоgdяfнsиjgе hgg нgdbаbшnеsyrгcnsоnsa wнdarwрebxоhnдdbаwu

(Русский язык – достояние нашего народа. Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.)

  1. Найди способ прочитать написанное

Слайд №2

кйгаи

ыионб

зчмею

яуштл

(Любите наш могучий язык. Нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам)

  1. Слово учителя.

- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему и цель нашего урока. Запишите: Русский язык – общенациональное достояние нашего народа.

  1. Синтаксические минутки

Слайд №3

- Ребята, прочтите, пожалуйста, эпиграф к уроку, запишите и сделайте синтаксический разбор этого предложения.

И мы сохраним тебя , русская речь, великое русское слово …

(повест., невоскл., прост., двусос., распр., осл. обращением.)

( Один ученик делает разбор на обратной стороне доски, затем самопроверка.)

  1. Учитель:

Русский язык – это достояние нашего многонационального народа, и мы имеем возможность познавать его богатство, красоту, величие. А что такое вообще язык?

Работа с Толковым словарём В. В. Даля.

(Чтение)

  1. Проверка домашнего задания.

(Работа в группах)

1 группа: «Театральная» инсценировка «Эзоп и Ксанф»

Знаменитый баcнописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее… Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил: «почему Эзоп подаёт только эти языки.» Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, что бы Эзоп к обеду приобрёл самое худшее. Эзоп пошёл покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? По средствам языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, по средствам языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

2 группа: «Знатоки пословиц»

- О языке народ сложил много пословиц и поговорок. Сейчас мы поиграем. Знатоки начинают пословицу, а вы продолжаете.

5-й чтец. Язык до Киева доведёт. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

6-й чтец. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.

5-й чтец. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.

6-й чтец. Языком болтай, а рукам воли не давай. Зыком не спеши, а делом не ленись.

3 группа: «Чтецы»

- Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя.

На фоне музыки звучат стихи.

1-й чтец. Мурат Панарук, адыгейский поэт:

Лесным покоем,

Звоном речек

В моей душе запела Русь.

Горжусь её певучей речью,

Её поэзией горжусь.

Она к аульному подпаску

Пришло в холодное жильё.

Согрела лаской, шуткой, сказкой

Сиротство раннее моё.

Она передо мной открыла

Страницами бессмертных книг,

Щедра, легка, ширококрыла,

Неиссякаемый родник.

Открыла горцу и поэту,

Как жизнь любить,

Как мир беречь,

Благословенная вот эта,

Мне ставшая родною речь.

2-й чтец: Танзилия Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье».

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.

3-й чтец. Ростислав Братунь, украинский поэт:

Язык Росси я не в школе –

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Ещё мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата –

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал,

Как правда знаменье о воли,

Порыв к тому, о чём мечтал.

4-й чтец. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь:

Повторять их не смею на каждом шагу,

Как знамёна чехле. Их в душе берегу.

5 чтец: Стихотворение Александра Яшине

  1. Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, велик.

  1. Изучайте русский язык!

В нём былинное волшебство

И надежд людских торжество,

Он и в книге – живой родник.

  1. Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик.

Я люблю свой родной язык!

6-й чтец: А. Хаустов.

Величьем океану сродный,

Весь воплощенье наших сил,

Он отсвет жизни всенародной

В своих глубинах отразил…

Родной язык в волнах эфира

Звучит, рассеивая тьму,

Недаром больше полумира,

Как в правде, тянется к нему.

В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А. А. Ахматовой

« Клятва»,

Которое было написано в годы Великой Отечественной войны

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!

4 группа: «Фразеологисты»

1-й ученик: Хотите, что бы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.

Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов.

(провалиться на экзамене, вставлять палки в колёса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь вёрст киселя хлебать).

Игра «Загадки-складки»

2-й ученик: Посмотрим на сколько хорошо вы знаете фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят…..(водой не разольёшь)

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь… (медвежью услугу)

Фальшивят, путают слова, поют…(кто в лес, кто по дрова)

Ребята слушать их не станут: от этой песни…(уши вянут)

  1. Викторина

Учитель: А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Что бы убедиться в этом, давайте проведём викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний:

  1. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпавским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. (М.В. Ломоносов.)

  2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)

  3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)

  4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)

  5. Не умея владеть топором и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)

  6. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Тургенев)

  7. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (А.Н. Толстой)



  1. Творческая работа

Слайд №18

Миниатюра

«Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»

  1. Домашняя работа

Слайд №19

На выбор:

  • Доклад « Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»

  • Стихотворение о русском языке написать (сочинить)

  • Сочинить – рассуждение (тезисом взять высказывание о русском языке).

  1. Итог урока

Учитель: Именно язык связывает нас с родиной, её традициями и культурой. Каждый в ответе за то, что бы сохранить « красивый русский язык», язык прадедов дедов, отцов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconО подготовке и проведении всероссийского фестиваля «русский язык...
Федерации, а также позволяет выразить в различных формах и направлениях деятельности видение русского языка как национально-культурного...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconУрок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconКонтрольная работа по русскому языку «Урок русского языка в 7 классе...
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практи­ка. 7 класс»...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconКонцепция проведения всероссийского фестиваля «русский язык как общенациональное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconРабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconПротокол №1 от 31 августа 2012 г Директор школы А. В. Меха
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации» iconПоложение конкурса педагогического мастерства учителей русского языка...
Ж. Баласагына при поддержке журнала «Русский язык и литература в школах Киргизстана», общественного фонда «Центр поддержки русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск