Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны





Скачать 438.09 Kb.
НазваниеРабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны
страница1/3
Дата публикации03.09.2014
Размер438.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по русскому языку в 10 классе

Мингазовой Галии Мухаметсалиховны,

учителя первой квалификационной категории.

2011-2012 учебный год.

Раздел I. Объяснительная записка

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России.

Основой языковой политики современной России является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия.

Двуязычие строится на несомненном приоритете родного языка. Родной и русский языки в их равноправии при изучении — это корень решения проблемы овладения учащимися татарских школ двумя государственными языками.

Таким образом, обучение русскому языку в татарской школе происходит в условиях билингвизма. С учетом этого обучение русскому языку ведется с опорой на родной язык, что позволяет рассматривать проблему обучения двум государственным языкам как целостную систему формирования двуязычия. Только руководствуясь пониманием такого единства, можно правильно решать социально-политические и собственно педагогические проблемы двуязычия.

Цель обучения русскому языку в татарской школе:

— научить школьников практически владеть государствен-
ным языком Российской Федерации и Республики Татарстан,
пользоваться русской речью в производственной и общест-
венной деятельности как средством межнационального об
щения.

Задачи преподавания русского языка в национальной (татарской) школе состоят в том, чтобы

- дать определенный круг знаний о строе русского языка,
его уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах
словосочетаний, предложений и сложных синтаксических
целых);

- сформировать навыки конструирования разнообразных функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использования их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки;

- привить навыки выразительного чтения;

- пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им;

-приобщить к культурным ценностям русского народа.
Личностно-деятельностное ориентированное обучение русскому языку требует формирования у учащихся

  1. языковой компетенции, обеспечивающей овладение системой русского языка (знаниями по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, грамматике — морфологии и синтаксису, стилистике);

  2. лингвистической компетенции, что предполагает расширение кругозора учащихся за счет знаний о самой науке «Русский язык»; умение производить лингвистический анализ текста, знание элементарных сведений о выдающихся ученых2, сделавших открытия в изучении русского языка;

  3. коммуникативной (речевой) компетенции, предполагающей овладение учащимися особенностями функционирования русского языка в устной и письменной форме, что реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  4. этнокультурологической компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности, представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей русского языка. При этом огромную роль играет формирование одинаково уважительного отношения к русской и родной культуре как одному из показателей общей культуры учащегося-билингва.

Общепредметными задачами при обучении русскому языку являются: развитие логического мышления школьников; обучение самостоятельному пополнению своих знаний за счет умения работать над доступной для учащихся справочной литературой и пользоваться специально созданными для школы (русской и национальной) словарями и справочниками.
Содержание школьного курса русского языка в X классе

Отбор и подача содержания курса русского языка осуществляется на основе системно-функционального подхода, призванного обеспечить развитие языковой и коммуникативной компетенции и овладение языком как средством общения. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в высказывании на основе их текстообразующих возможностей и стилистических норм языка. При этом указываются средства семантико-синтаксических отношений между членами предложения. Представление учебного материала производится поэтапно с учетом уровней языка и их системности, устанавливаются коммуникативные задачи для каждого класса: определяются типы речи, ситуативнотематический минимум с учетом общеобразовательных и воспитательных целей, на основе которых осуществляется актуализация языковых средств и лексики.

В качестве лингвистических принципов обучения выступают системность и связанный с нею принцип комплексности, вытекающий из лингвистической природы речи, в которой участвуют языковые единицы всех уровней; функционально-семантический принцип — подход к обучению языку с точки зрения способов выражения данного содержания, а не с точки зрения значения тех или иных формальных средств.

В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативность, согласно которой в основе теории и практики обучения находится само употребление языка, его функционирование; ситуативно-тематический подход к отбору материала, стимулирующий речевую деятельность учащихся; единстве аспектного и комплексного подхода к языковым нормам, что позволяет реализовать в обучении концентрическое и линейно-ступенчатое расположение материала; учет особенностей родного языка, который предполагает подход к языковым единицам русского языка с точки зрения нерусского языкового мышления — выявления ассоциативных связей и явле ний, тормозящих овладение неродным языком.

В каждом разделе программы цифрой I обозначены темы, требующие осмысления теоретических сведений, а цифрой II — умения, которыми должны овладеть учащиеся в связи с изучением тем, названных в первом пункте. Умения, названные во втором пункте, составляют неотъемлемую часть всего содержания обучения. Они обеспечивают коммуникативную направленность школьного курса русского языка. Источниками их являются язык, речь и правописание.

Предусмотрены вводный урок о русском языке, раскрывающий роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Этот урок дает учителю большие возможности для решения образовательно-воспитательных задач и создает мотивационную базу для успешного изучение русского языка.

Работа над языковым материалом проводится однотипно: от текста к его структурным единицам. Текстовой аспект в программе расценивается как один из ведущих, преследующих задачи не только собственно текстового характера, но и освещения функционирования изучаемых языковых единиц и категорий в связной речи. Теоретические сведения о тексте и его отличительных признаках выносятся на первый план (после повторения пройденного в предшествующем классе), что подразумевает акцентирование внимания на тех знаниях о тексте и его параметрах, которые уже известны учащимся, на их суммировании и некотором пополнении.

Раскрывая признаки текста, необходимо внимательно отнестись к понятиям «цельность» («целостность») и «связность» текста. Учащиеся должны знать, что в первом случае речь идет с» смысловой стороне текста, смысловом единстве, которое задается, в первую очередь, темой текста, обеспечивающей это единство. Тема может быть представлена в заглавии или ключевых словах текста. Связность же реализуется за счет межфразовых связей (лексических, местоименных повторов, родовидовых отношений, словообразовательных связей, видо-временных форм глаголов-сказуемых).

Программа предусматривает повторение изученного материала: для повторения в начале и конце года в каждом классе отводятся специальные часы. Каждый раздел также завершается повторением пройденного. Содержание работы на уроках повторения в конце разделов и тем не регламентируется. Учитель должен самостоятельно планировать такие уроки, учитывая уровень овладения учащимися материалом, его трудность.

В программе указан годовой объем учебного времени, а также дается распределение количества часов по разделам и темам. Учитель, исходя из значимости материала для приобретения учащимися навыков грамотной устной и письменной речи, а также уровня владения русским языком может вносить коррективы в указанное распределение часов. •

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в овладении русским языком имеет приобщение их к работе со справочной литературой. В связи с этим в программе представлен список школьных словарей русского языка и литературы для учащихся.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе, состоящем из «Учебника русского языка», «Дидактического материала» и пособия «Русская речь».

Учет особенностей родного языка учащихся

Учитель русского языка в татарской школе должен умело использовать неизбежное взаимодействие в сознании учащихся систем родного и русского языков. В одних случаях ему необходимо увести ученика от лексико-грамматических категорий родного языка, в других, наоборот, закрепить в его сознании языковые ассоциации. Следовательно, знание учителем особенностей русского языка в сопоставлении с родным языком школьников является обязательным, так как именно оно поможет ему правильно определить, на какие языковые факты следует обратить наибольшее внимание, когда нужно прибегнуть к сопоставлению закономерностей русского и татарского языков, в какой последовательности расположить материал для изучения, какую систему упражнений предусмотреть.

Результаты сопоставительного анализа фактов русского и родного языков позволяют классифицировать материал, подлежащий изучению, таким образом, что каждая тема потребует специфического подхода.

1. Прежде всего необходимо учитывать языковые факты,
аналогичные в русском и родном языках, между которыми
обнаруживается полное соответствие. В этом случае на уроках
русского языка можно отталкиваться от фактов родного языка
(назвать аналогичный термин, с помощью перевода с родного
на русский язык показать наличие сходства). Так, наличие
общности семантики частей речи в русском и татарском язы
ках не требует формулировать заново определения, которые
известны учащимся из курса родного языка. Например, при
изучении имени существительного целесообразнее раскрыть
смысл понятия предмет с помощью слов-названий вещей, лиц,
веществ, живых существ, событий, явлений (в том числе явле
ний природы), отвлеченных названий качеств, свойств, дей
ствий.

Использование аналогичных знаний учащихся по родному языку ставит задачу исключения дублирования тождественных сведений, создает соразмеренное соотношение теории и практики, позволяет максимально уделять внимание развитию речевых навыков.

2. Требуют серьезного внимания к себе языковые факты,
обозначаемые одним и тем же термином и аналогичные
по своим функциям в русском и татарском языках, но имеющие свои специфические особенности (например, категория падежа, числа, одушевленности-неодушевленности имен существительных, категория наклонения и времени глагола
и др.), т. к. при их употреблении учащиеся допускают больше
всего ошибок.

3. Подлежат учету языковые факты, характерные только
для русского языка (категория рода; вид глагола, безличные
глаголы; предлоги, приставки и др.). Учет особенностей родного языка в этом случае проявляется в иной, чем в русской школе, системе расположения и классификации материала, в системе работы, обеспечивающей уяснение учащимися законов русского языка, не свойственных родному.

Принцип учета особенностей родного языка следует понимать как непосредственное использование фактов родного языка. Иногда это просто ссылка на соответствующее языковое явление в родном языке, в некоторых случаях это противопоставление фактов, различающихся в двух неродственных языках, и т. д. При этом следует помнить, что в основном сопоставление изучаемого и родного языков не должно быть объектом постоянного внимания школьников.

На уроке учащиеся должны как можно больше находиться в сфере изучаемого языка, обращаясь к родному лишь в необходимых случаях.

Развитие русской речи

(обучение речевому общению).

Связная речь

Программа предусматривает постоянное формирование и совершенствование навыков речевой деятельности в ее основных видах: аудировании (слушании с пониманием) и говорении (порождении речи) — при устном общении, чтении и письме — при письменной форме речевого общения.

1. Аудирование. Невозможно сформировать речевые навыки, если учащиеся не приучены слушать звучащую речь. В связи с этим аудирование должно быть направлено на адекватное восприятие устной речи, хотя слушать можно и озвученную речь с помощью звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

С целью обучения восприятию и пониманию русской речи на слух важно последовательно и целенаправленно формировать умения: узнавать поступающие на слух звуковые образы слов и предложений; понимать содержание устного речевого сообщения; воспринимать речь из разных источников и в разных ситуациях. Для привития таких умений необходимо практиковать разнообразные упражнения, являющиеся неотъемлемой частью всего школьного курса русского языка. Необходимо уметь выделять на слух звуки, слова, нужные предложения из текста, требуемые лексемы (однозначные и многозначные слова), морфемы, однокоренные слова, части речи, синтаксические конструкции.

В связи со сквозной работой над текстом важно учить воспринимать связную речь в целом, определять на слух главную мысль; определять главные части прослушанного с учетом последовательности действий (если это текст-повествование), формулировать план к прослушанному тексту, записать тезисы по прослушанному, кратко конспектировать полученную информацию (словесно, в виде таблиц, схем). Эти ориентировочные рекомендации и типы некоторых заданий учитель может уточнить и дополнить исходя из уровня владения учащимися русским языком. Важно добиваться, чтобы учащиеся научились на слух извлекать нужную информацию, грамотно и последовательно ее излагать, понимать и адекватно оценивать особенности текстов разных типов и стилей речи, понимать язык средств массовой информации.

2. Говорение. Обучение говорению без обучения аудированию (и наоборот) теряет всякий смысл. Поэтому эти виды речевой деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Диалог наиболее ярко выражает функцию речи как средства непосредственного общения. Учащиеся должны уметь пользоваться диалогической речью на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы; уметь вступать в речевое общение, поддерживать разговор, вести диалог-дискуссию в связи с предложенной темой, на основе прочитанной книги или увиденного: кино-, телефильма.

Монологическая речь рассматривается с точки зрения особенностей построения текста — признаков текста, стилей речи, функционально-смысловых типов речи (описания, повествования, рассуждения и их разновидностей).

Формирование речи учащихся требует постоянной целенаправленной работы. В соответствии с данной программой школьники должны получать специальные знания о речи. Сквозные темы программы «Текст», «Типы речи», «Стили» — это важнейшая речеведческая часть курса русского языка.

Необходимо учить учащихся использовать средства языка при построении высказывания в соответствии с целями, ситуацией, условиями общения, принятыми речевыми нормами.

3. Письмо. Одним из важных и трудных в обучении видов
речевой деятельности является письмо.

В соответствии с программой учащиеся должны научиться создавать письменные тексты разных типов, стилей и жанров речи; уметь адекватно (подробно, сжато, выборочно) передавать содержание прослушанного или прочитанного текста; писать отзывы о книге, прослушанном тексте, просмотренном кинофильме; составлять различные деловые бумаги, писать изложения по текстам, принадлежащим к разным типам и стилям речи; писать сочинения в соответствии с лексическими темами, по произведениям живописи, по литературным источникам; переводить текст с татарского языка на русский и обратно.

4. Чтение — один из видов речевой деятельности, в соответствии с которым буквенный код переводится в звуковой (во внешней или внутренней речи). Цель чтения — понимание текста, что объединяет этот вид речевой деятельности с аудированием. Очень важно, чтобы учащиеся овладели навыками выразительного осознанного беглого чтения текстов разных типов и стилей речи; разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым); умениями извлекать информацию по заданной теме из различных информационных источников; работать с учебной книгой и разными справочниками; писать прочитанный текст по памяти.

Важно, готовясь к очередному уроку, подбирая языковой материал (тексты), продумать, когда и как будут реализованы требования, предъявляемые к видам речевой деятельности. При этом надо помнить о том, что обучение речевой деятельности опирается на теоретические сведения по структуре текста, без которых нельзя построить грамотное высказывание.

Тематика уроков обучения русскому языку (его нормам и развитию речи) определяется лексическими темами. В данном случае реализуется идея тематического отбора дидактического материала, заложенного в учебных комплексах. Учитель имеет право выбора тем для творческой работы, отбора произведений живописи с целью насыщения уроков дидактическим материалом, богатым по выражаемой мысли, образцовой по языковым особенностям.

Раздел II. Учебно-тематический план. Русский язык. 10 класс.


Содержание

Количество часов

Количество контрольных

Развитие речи

Язык - важнейший компонент культуры

1







Функциональные стили речи

1







Лексика и фразеология

3




1

Фонетика и графика

5

1+1




Морфемика и словообразование

2







Морфология

17

1+1

1

ИТОГО

29

2+2

2

Всего 35 часов









  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе учителя первой кв...
Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа педагога рудичевой Елены Серафимовны, учителя высшей...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / В. Ф. Греков // Программно-методические материалы....
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа педагога Троицкой О. Н. учителя русского языка...
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа педагога баранова Нина Александровна по русскому...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Новопетровская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе Рассмотрено на заседании
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта образования (2004), Примерной программы основного образования по...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе мбоу «Никольская сош»
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основании следующих документов
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconПримерная программа Рабочая
Данная рабочая программа 2 вида в 5 классе по русскому языку составлена на основе примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе...
С. Москва: Просвещение, 2013 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Рабочая...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе Переславль-Залесский
Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку /Базовый...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая программа по русскому языку в 10-11 классе разработана на...
Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классе разработана на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 10 классе Мингазовой Галии Мухаметсалиховны iconРабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе на 2013 2014 учебный год
Составлена на основе : С. И. Львова, Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск