Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка





НазваниеЛитература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации06.07.2013
Размер0.57 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методическое пособие

Античная литература

Для студентов факультета журналистики

Казань 2009

Пояснительная записка

Методическое пособие по истории античной литературы базируется на программе, разработанной по этому курсу. Они предназначены для студентов гуманитарных факультетов, в частности для студентов факультета журналистики, которые начинают знакомство с новой дисциплиной. Данный курс читается в первом семестре, поэтому в нем учитывается теоретическая неподготовленность студентов к восприятию очень обширного и сложного материала, каковым является античная литература. С другой стороны, акцент делается на том, что данный период в развитии европейской литературы является ее начальным звеном, тем фундаментом, без знания которого невозможно усвоение тенденций и закономерностей последующих эпох. Поэтому основным методическим приемом в данной работе стал хронологический принцип, знакомый студентам начальных курсов по школьному обучению.

Структурно предложенное пособие состоит из двух крупных разделов, определяющих два основных этапа в развитии античной литературы: древнегреческая литература и древнеримская. Значительное внимание уделено историко-культурному контексту, который определил собственно литературный процесс. Это вызвано спецификой античной литературы, в частности, ее тесной связью с коллективными формами общественного сознания.

В разделе, посвященном греческой литературе, основное внимание уделяется становлению и формированию основных литературных родов и жанров; именно в этой связи рассматривается творчество самых крупных представителей греческой литературы. Во втором разделе, связанном с римской литературой, акцент делается на преемственности традиций в данной литературе, с одной стороны, и на ее оригинальности и самобытности – с другой.

Цель курса - изучение основных тенденций формирования и развития античной литературы как основы европейских литератур. Цель данного методического пособия - систематизация и обобщение обширного и порой противоречивого материала, содержащегося в различных учебниках по данному курсу. Кроме того, данное пособие может служить основой для подготовки студентов к экзамену, завершающему изучение курса, так как содержит вопросы для самоконтроля, списки художественных текстов и необходимой учебной литературы.

Введение

Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Термин «античный» образован от латинского прилагательного antiques (древний). Он вошел в употребление в средние века и применялся для обозначения всего того, что относилось к быту и культуре предшествующего периода. Это название осталось за ней и поныне, хотя с тех пор были открыты более древние культуры. Оно сохранилось как синоним классической древности, т.е. того мира, в лоне которого возникла европейская цивилизация, как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культур Древнего Востока.

Хронологические рамки античной литературы охватывают период от 8 века до н.э. до 5 века нашей эры. Греческая культура старше римской, которая начала развиваться, когда греческая вступила в период относительного упадка. Первые произведения греческой литературы появились в условиях разложения родового строя и формирования рабовладельческого; последние произведения греческой и римской литератур – в период разложения рабовладельческого строя. Таким образом, античная литература - это литература рабовладельческой общественно-экономической формации, несущая на себе отпечаток идеологии свободных рабовладельцев, имеющих возможность создавать духовные ценности. Для понимание античной литератур и отличия ее от европейских нельзя забывать, что рабовладение наложило отпечаток на развитие литературы – в этом первая ее особенность. Второй ее особенностью является органическая связь литературы с мифологией (особенно это касается греческой литературы).

Древнегреческая литература

У истоков античной цивилизации, лежит крито-микенская культура II тысячелетия до н.э., получившая распространение на Крите и на Балканском полуострове. Таким образом греческая культура является результатом длительного развития и одним из итогов взаимоотношений между культурами стран Востока и греческих племен, населявших земли Эгейского бассейна. Существует мнение, что необычайный взлет греческой культуры в 8-5 вв. до н.э., сыгравший решающую роль в развитии культуры стран Европы, помимо других исторических факторов объясняется соревновательным духом, характерным для многих сторон греческой жизни.

Историю греческой литературы можно разделить на следующие периоды:

  1. До 8 века до н.э. – фольклорный или долитературный период;

  2. 8 – 6 вв. до н.э. – архаический период, соответствующий распаду родового общества и формированию рабовладельческого; в это время развиваются эпос и лирика;

  3. 5 – 4 вв. до н.э. – классический период, время политического, культурного и экономического расцвета Афин, их культурной гегемонии; центральное место в литературе этого периода занимает драма; интенсивно развивается проза , расцвет которой приходится на 4 век до н.э.;

  4. Конец 4 – 1вв. до н.э. – эллинистический период, время македонского, а затем римского владычества; ведущие жанры этой эпохи – «новая комедия» и александрийская поэзия;

  5. Конец 1в.до н.э. – 5 в. – поздний или «римский» период; в это время Греция находится во власти Рима; в литературе наблюдается значительное преобладание прозы над поэзией.



ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД

Греческая литература сформировалась на базе устного народного творчества. Греческий фольклор, как и греческая культура в целом, сложился не в изоляции, а во взаимодействии с культурами соседних народов и догреческого населения стран Эгейского бассейна. Устное народное творчество развивается в условиях, когда личность еще не выделяется из коллектива. Таким образом, оно отражает чувства, представления и жизненный опыт коллектива, а не отдельной личности. Это характерно для всех жанров греческого фольклора: сказки, басни, песенного творчества и т.д. Особое место занимают мифы, сыгравшие самую большую роль в формировании греческой литературы.

Мифология

Миф в переводе с древнегреческого означает «слово», «речь», «рассказ», «предание», но ни одно из этих понятий не передает точного значения этого слова. Миф – осмысление мира. В отличие от сказок, они рассматриваются не как вымысел, а как рассказы о действительно происходивших событиях, расцвеченных народной фантазией. Мифологией называют науку, изучающую мифы, а также весь комплекс проблем, с ними связанный. Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества, и через эту ступень прошли решительно все народы. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Важнейшей предпосылкой мифообразования является приписывания человеческих свойств предметам окружающей среды, когда человек не выделяет себя из окружающего мира. Мифология является той почвой, на которой вырастают впоследствии наука и искусство. Миф тесно связан с обрядами, и вместе они образуют важнейшие аспекты религии. Мифология являлась священной историей для всего греческого народа и для большинства писателей и поэтов вплоть до александрийской эпохи.

Первоначально мифы были хаотичны и противоречивы. Каждое племя создавало свои версии сказаний и богах и героях. Уже Гесиод и его продолжатели пытались упорядочить мифы. Дальнейшие попытки систематизации относятся к 6 веку до н.э. Единственными трудами, систематически излагающими мифы, стали дошедшие до нас «Теогония» Гесиода и «Библиотека» Апполодора.

Литература Греции опирается на мифологию, отражающую развитую ступень греческой религии и представляющую собой антропоморфный политеизм (религия множества богов, наделенных человеческим обликом и чертами характера). Эта религия не была догматической системой и предполагала широкое, почти неограниченное мифотворчество. У греков было огромное множество богов, полубогов, демонов и всякого рода сверхъестественных существ. Также они создавали культы новых богов и героев. Изменчивость мифа является следствием его актуальности.

Объединяющим начало явилась гомеровская мифология. Гомеровский Олимп по преимуществу патриархален. Зевс с семьей правит миром, как земной царь со знатью. Апполон, чей культ пришел из Малой Азии, ощущается как бог, враждебный грекам, тогда как Гера, Афина, Посейдон – как свои соотечественники.

«Теогония» Гесиода излагает более архаические варианты мифов, чем гомеровские поэмы. Она обращена к земледельческой аудитории и отражает представления, бытовавшие в низах греческого общества. Но ни у Гомера, ни у Гесиода боги не являются творцами мира, они сами когда-то в него пришли. Студентам следует самостоятельно ознакомиться с кратким очерком греческой мифологии в любом учебнике по античной литературе.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРОД

Гомеровский эпос. Эпос как литературный жанр восходит к устной традиции народных певцов (аэдов). Сказания о Троянской войне, происходившей в 13-12 вв. до н.э., складывались в течение нескольких веков и облекались аэдами в художественную форму; исторические факты приобрели обобщенный и гиперболизированный характер. Так сложились две большие эпические поэмы: военно-героическая «Илиада» и сказочно-бытовая «Одиссея». Их создание древние приписывают одному из аэдов, которого предание называет Гомером. О нем не было никаких достоверных сведений уже в античности, хотя семь античных городов претендовали на честь считаться родиной великого поэта.

Гомеровский эпос

Отсутствие сведений о личности автора, а также наличие в поэмах противоречий и сюжетных неувязок породили т.н. «гомеровский вопрос», который, по сути дела, сводится к проблеме авторства. В конце концов в науке сформировались две основные гипотезы:

Унитарная (Вольф) защищает единство поэм. Аргументы унитариев:

- художественная цельность;

- противоречия объясняются более поздними вставками.

Аналитическая утверждает, что поэмы представляют собой свод различных песен разных певцов, среди которых наибольшей известностью пользовался Гомер. Их аргументы:

- отсутствие в гомеровские времена письменности;

- многочисленные противоречия в тексте поэм.

Первый аргумент не является до конца убедительным, так как данные археологических раскопок говорят о том, что письменность с 8 века до н.э. входит в широкое употребление. Второй остается в силе до сих пор.

Кроме аналитиков и унитариев существовали также компромиссные точки зрения («теория ядра»).

«Илиада» состоит из 24 песен (впрочем, также как и «Одиссея»). Это деление произвел не сам автор, а александрийские ученые, количество песен определяется количеством букв в греческом алфавите. Написаны поэмы гекзаметром, особым стихотворным размером, неизвестным до Гомера. Кроме того, Гомер использовал особый наддиалект при написании своих произведений.

«Илиада» повествует о десятом годе Троянской войны. Студенты должны знать мифы, которые легли в основу сюжета поэмы. В центре история о том, как Ахилл разгневался на Агамемнона и чем обернулся для греков и троянцев этот гнев. В лагере греков началась эпидемия чумы. Ее насылает Апполон за то, что греки оскорбили его жреца Хриса. По всему лагерю горят погребальные костры. Агамемнон понимает, что он должен вернуть Хрису дочь, но взамен он решает забрать у Ахиллеса его пленницу. Происходит ссора. Смертельно обиженный Ахилл отказывается воевать. Фетида, мать Ахилла умоляет Зевса заставить Агамемнона принести ее сыну извинения. Исполняя просьбу Фетиды, Зевс строит коварный план, и греки неумолимо проигрывают троянцам войну. Однако этого не может допустить Гера, она усыпляет Зевса, и ахейцы начинают брать верх. Но когда Зевс просыпается, их положение становится безнадежным: троянцы вот-вот завладеют их кораблями. Видя это, Ахилл соглашается послать на помощь ахейцам Патрокла, своего друга. В поединке с Гектором Патрокл гибнет. Смерть друга – страшное горе для Ахилла. Теперь он готов вступить в сражение, чтобы отомстить Гектору. Пока герой оплакивает друга, Гефест выковывает ему новые доспехи (старые были на Патрокле). Вновь изготовленный щит – настоящее чудо: целый мир вместился в его чеканный орнамент. Ахиллес вступает в бой, он не останавливается до тех пор, пока не убивает Гектора. Но ярость его не стихает, и он глумится над телом поверженного врага, привязывая его к колеснице и влача по земле. По наущению богов, старый Приам, отец Гектора, ночью один приходит в лагерь греков и просит за выкуп отдать ему тело сына. Ахилл ведет себя достойно: он сочувственно беседует с Приамом, возвращает ему тело Гектора и обещает прервать военные действия для того, чтобы троянцы могли совершить все погребальные обряды. «Илиада» может показаться оборванной. Но примечательно то, что последний ее эпизод – зеркальное отражение первого (погребальный костер у троянцев – погребальные костры у греков), а предпоследний эпизод зеркально повторяет второй от начала (примирение врагов – ссора друзей). Кроме того, в начале поэмы старик Хрис обращается к Агамемнону с просьбой вернуть ему плененную дочь и получает надменный отказ, явно осуждаемый автором. Этот отказ стал, по существу, началом многих кровавых событий, разыгравшихся у стен Трои. В конце поэмы другой старик, Приам, приходит к Ахиллу с просьбой вернуть ему тело сына и не получает отказа. Действие исчерпывается. Геометрическая правильность «Илиады» сопоставима с геометрическим стилем в греческом искусстве: «Илиада» похожа на вазу с красивым и правильным чередованием узоров.

«Одиссея» выстроена также искусно – это поэма о возвращении из-под Трои на родной остров Итаку героя Троянской войны Одиссея. В отличие от «Илиады место действия в «Одиссее» постоянно меняется. Здесь использован т.н. бродячий сюжет, когда муж уезжает на войну, долго отсутствует, подвергается многочисленным испытаниям, но в конце концов благополучно возвращается домой. Сын Одиссея, Телемах, по наущению Афина отправляется на в Пилос к царю Нестору и в Спарту к Менелаю, чтобы узнать о судьбе отца. Тем временем женихи Пенелопы (жена Одиссея) устраивают заговор против Телемаха. Зевс посылает Афину на Итаку, чтобы помочь Телемаху, который должен вот-вот туда вернуться, Гермеса на о.Огигию, где Одиссей томится в плену у нимфы Калипсо. Одиссей строит плот и пускается на нем в плавание. Буря выбрасывает его на о.Схерия, где живет сказочное племя феаков. На пиру во дворце царя феаков Алкиноя Одиссей рассказывает о своих приключениях после взятия Трои:

- побывал на о. циклопов, где ослепил Полифема, за что его преследует гнев Посейдона;

- был в гостях у бога ветров Эола;

- встречался с племенем людоедов – лестригонов на о. Ламос;

- гостил на о. Эя у волшебницы Кирки, которая превращала людей в животных; Одиссей очаровал Кирку, разрушив ее злые чары; жил у нее год, и от этой связи родился сын Телегон, который впоследствии нечаянно убьет отца;

- побывал в царстве Аида, где встретился с прорицателем Тересием и узнал свою дальнейшую судьбу. Он должен отомстить женихам своей жены, а затем снова отправиться в дорогу и странствовать, пока ему не встретится человек, который спросит, увидев у него на плече весло: «Что за лопату несешь на блестящем плече, иноземец?». Это и будет конец всех странствий Одиссея. Вернувшись из Аида, продолжает плавание:

- его подстерегают сладкоголосые сирены;

- грозят гибелью Скилла и Харибда;

- остров с быками Гелиоса, гибель всех спутников;

- Одиссея выбрасывает на о. Калипсо. Здесь рассказ Одиссея кончается. Феаки оправляют его на волшебном корабле домой. На Итаке жестоко расправляется с женихами Пенелопы, чем навлекает на себя гнев жителей острова, их бунт усмиряет Афина. Все заканчивается благополучным примирением.

Композиция. Поэма построена как система замкнутых колец, по которым движутся герои. Одно кольцо – путешествие Телемаха: Итака – Пилос – Спарта – Итака. Другое – рассказ Одиссея на пиру у феаков: он начинает и заканчивает его эпизодом с Калипсо. Есть и третье кольцо, которое полностью не вместилось в поэму, - путь Одиссея с начала Троянской войны: Итака – Троя – Итака.

«Одиссея» - поэма возвращения, и не случайно автор все время вспоминает историю возвращения другого героя – Агамемнона. В 1 песне Зевс размышляет о судьбе Эгисфа – убийцы или пособнике убийства Агамемнона. В последней песне души женихов жалуются на Одиссея именно душе Агамемнона. Автор словно побуждает читателей сравнивать две судьбы, два возвращения, двух женщин – одну вероломную, другую верную и добродетельную. Такая перекличка эпизодов напоминает симметричные узоры «Илиады». Студенты должны знать главные отличия, которые, в первую очередь, касаются композиции и функции главных героев.

Художественные особенности гомеровского эпоса.

Стилистические средства свидетельствуют об органической связи гомеровского эпоса с его фольклорными истоками:

- использование готовых формул, в частности, эпитетов (Ахиллес быстроногий, Одиссей хитроумный, море многошумное, божественный Гектор);

- использование каталогов («перечисление»), наиболее яркий пример «Каталог кораблей», а точнее всего греческого войска, описание противников Агамемнона (11 кн.), соратников Ахиллеса (16 кн.), беседа Елены с троянскими старцами (3 кн.)

- развернутые сравнения, их общая особенность в том, что события военной жизни сопоставляются с жизнью мирной или природной;

- обилие прямой речи; косвенная речь архаической поэтике не знакома; речи многих гомеровских героев легли в основу греческого ораторского искусства;

- статичность характера, отсутствие психологических характеристик; этот прием характерен для эпической традиции и объясняется задачами жанра: эпос повествует о событиях, связанных с жизнью коллектива, отдельная личность его мало интересует. Тогда как психологический анализ связан с интересом к индивиду;

- бесстрастный тон повествования; нет признаков личного интереса автора, благодаря этому создается впечатление объективности изложения событий.
Послегомеровский эпос. Гесиод (7 век до н.э.)
Первое вполне реальное имя в античной литературе. Традиция предписывает ему авторство двух поэм – «Труды и дни» и «Теогония» («Родословная богов»), - определяющих два новых направления в греческой литературе 6 – 7вв. до н.э. – дидактическое и генеалогическое. Гесиод также как и Гомер, пользуется гекзаметром, тем же диалектом, и теми же «формульными» приемами. Однако главное отличие Гесиода от Гомера в том, что в гомеровских поэмах никогда не слышен голос автора, также как невозможно ничего узнать о самом певце «Илиады» и «Одиссеи». Тогда как в поэмах Гесиода не только постоянно ощущается авторское присутствие, но и рассказывается о нем самом, о его семье. Поэтому существование Гесиода как реального человека никогда не подвергалось сомнению.

«В трудах и днях» Гесиод обращается к народу, не уходя в миф и не порывая с обыденной жизнью. В повествовании используются мифы, басни, сентенции. В известном смысле, Гесиоду свойствен пессимизм, нашедшем выражение в рассказе о пяти веках – о постепенной деградации человечества (миф о Пандоре). Интересно, что в поэме «Теогония» личность автора значительно отличается от той, которая вырисовывается в «Трудах …». В этих сменах авторского «я» сказывается очень важная особенность античной литературы: жанр властвует над автором.

Древнегреческая лирика.

В древнегреческой лирике существует четыре жанровых разновидности: хоровая, сольная, ямбы, элегия. Причем невозможно определить, какой жанр был бесспорно первым по времени развития.

Хоровая лирика. Хоровые песни адресовались, прежде всего, богам (гимн). Были гимны, связанные с человеческой жизнью:

- гименей – свадебная песнь;

- эпиталама – песня у дверей спальни (гр. Таламос – спальня);

- тренос – проводы умершего (гр. Плач)

Песни на случай:

- эпиникий – прославляет победу в атлетических состязаниях;

- энколий – похвала достойного благородного поступка;

- сколий – застольная песнь.

Наиболее яркие представители хоровой лирики Алкман, Стесихор, Симонид Кеосский, Пиндар.

Сольная лирика. Особое развитие получила на о. Лесбос, родине двух крупных поэтов. Алкей (конец 7-нач.6 века до н.э.) аристократ по происхождению и убеждениям. Активно участвовал в борьбе между родовой аристократией и городским демосом. Был изгнан из родного города. Победа демоса и изгнание сделали его пессимистом (не дошедший до нас цикл стихов «Песни борьбы»). Интересовала Алкея и застольная тематика, он воспевает вино, но не как радость жизни (распространенная античная традиция), а как единственное средство утешения в жизни, полной тревог и разочарований. Кроме политической и застольной тематики большое место в лирике Алкея занимала любовь. Однако она до нас не дошла, кроме четверостишия, содержащего признание в любви к Сапфо. Алкей использовал строфу особого размера и ритма – ее принято называть алкеевой строфой.

Сапфо (7 – 6 вв. до н.э.). Возглавляла одну из музыкально-поэтических студий. Принадлежала к родовой аристократии, также как Алкей, была в изгнании. Основной темой ее лирики является любовь. Сапфо пристально всматривается в мир человеческой души. У нее есть три способа рассказать об этом мире:

- передает душевное смятение через изображение телесных состояний, физиологию («Богу равным по счастью кажется мне человек…»);

- описывает божество, которое насылает любовь (Эрос, Эрот), но избирает такие эпитеты и сравнения, которые можно отнести и к человеку, вернее, к тому состоянию, в котором он находится влюбившись ( «Эрос вновь меня мучит истомчивый…»);

- смятение увидено глазами и описано устами явившейся к ней богини («Гимн Афродите»).

Психологического анализа чувства у Сапфо нет, это скорее описание его внешних проявлений, однако это самое выразительное изображение чувства в творчестве не только современников Сапфо, но даже и в более позднее время. Любовь носит скорбный характер, чаще всего поэт пользовалась так называемой «сапфической строкой».

Анакреонт (570 – 478). Поэт следующего поколения, жил по преимуществу при дворах тиранов. Главные темы творчества – вино и любовь, воспеваемые от имени старика, считающего, что чем ближе он к могиле, тем больше должен наслаждаться удовольствиями жизни. Глубоких и скорбных переживаний в эротической лирике Анакреонта нет. Он склонен подшучивать над переживаниями. Намеренно использует приемы своей предшественницы Сапфо, но в ироническом контексте. До нас дошло огромное количество стихов, приписываемых Анакреонту, однако большинство из них принадлежит подражателям. Они объединяются под названием анакреонтики.

Ямбы. Один из древнейших видов греческой поэзии, первично связанный с культом богини плодородия Деметры.

Архилох. Крупнейший представитель этого жанра. Поэт был низкого происхождения, служил наемником, был беден. Невзгоды ожесточили его,был беспощаден к личным и политическим противникам. Из его стихов очевидно, что он склонен к любовным утехам, при этом воинственно-мстителен и ревнив.. Несмотря на то, что некоторые тексты говорят о том, что он мог не только язвить, но и размышлять, страдать, мог быть сентиментальным, однако в целом его поэзии характерны язвительные насмешки, циничная откровенность и отчаянная брань. Для 7 века до н.э., когда привычны были спокойные эпические формы Гомера и Гесиода, поэзия Архилоха была новой и необычной: в ней слышался язык новой, нарастающей силы демоса. Ямбы в отличие от хоровой и сольной лирики исполнялись без музыкального аккомпанемента, исполнитель просто притоптывал на каждом «сильном» слоге.

Элегия. В древней Греции Элегией называли любое стихотворение, написанное элегическим дистихом (первая строка каждого двустишия писалась гекзаметром, а вторая – пентаметром). Термин элегия не означал стихотворение с обязательно скорбным характером. Хотя элегии не полагалось, как застольной песне, славить чувственные радости бытия, но раздумья, присущие поздней элегии в те времена не определяли ее как жанр. Исполнялась под аккомпанемент флейты. Самые яркие представители Тиртей (воинская слава), Солон (политическая элегия), Мимнерм (любовная элегия).

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Общая характеристика

Установление демократических порядков в Афинах и победа греков в войнах с персами, происходивших в начале V век до н.э., в которых Афины сыграли главенствующую роль, привели к экономическому, политическому и культурному расцвету страны. К этому времени завершается формирование полисной системы в Греции. Следует помнить, что это была демократия внутри одного класса. Рабовладельческая демократия гарантировала совместную частную собственность и равноправие всех граждан: все свободные имели равные права и обязанности в управлении государством.

После первого периода греко-персидских войн в экономике материковой Греции произошел резкий скачок. Афины заняли руководящую роль в экономике Эгейского бассейна.

В V в. до н.э. Аттика (область Греции с главным городом Афины) стала самым важным торгово-ремесленным центром всего греческого мира. Временем наивысшего политического и экономического могущества были 50-30е года V в. до н.э., так называемый век Перикла, когда во главе государства стоял правитель, которого греки считали воплощением государственной мудрости.

При Перикле и его преемниках Афины стали центром греческого государства. Государство этого времени носит монументальный характер. В литературе создается идеал человека как члена демократического коллектива и как воплощение гармонии здорового духа и прекрасного тела.

В сфере литературы преобладание Афин было столь значительно, что V-IV в. до н.э. принято называть аттическим периодом в развитии греческой литературы.

Среди литературных жанров наивысшего развития достигает драма, подготовленная предшествующим ей развитием эпоса и лирики, так как греческая драматургия есть в известном смысле синтез элементов эпических, лирических и собственно драматических, сопряженных с действием. До нас дошли произведения трех сценических жанров аттического периода: трагедии, драмы сатиров, комедии.
Происхождение драмы.

Традиционно считается, что свое происхождение драматические жанры ведут от обрядовых игр и песен в честь бога Диониса, чей культ широко распространился в Греции VII-VI веке до н.э. Дионис – бог производительных сил природы, плодородия, вина и опьянения. Прямых источников, из которых можно было бы извлечь достоверные сведения о возникновении и развитии театральных жанров нет. Поэтому большинство ученых пытаются реконструировать этот процесс на основании схемы Аристотеля, свидетельств Гомера и других античных авторов.

Эсхил (525-456 гг. до н.э.)

Эсхила уже древние называли «отцом трагедии», хотя первым автором трагедий был Феспид, живший в начале VI в. до н.э. Именно он был первым реформатором трагедии, так как ввел актера, который отвечал хору, и, меняя маски, исполнял роли всех действующих лиц драмы. Эсхил был вторым после Феспида реформатором трагедии. Его пьесы тесно связаны, а иногда и прямо посвящены актуальным проблемам современности, а связь с культом Диониса концентрировалась у него в сатировской драме. Эсхил ограничил роль хора и ввел в действие второго актера. Введение второго актера создало возможность изображать конфликт, драматическую борьбу.

В трагедиях Эсхила мало действия, мало сценических событий, в котрых могли бы полноценно участвовать актеры (например, даже убийство в «Агамемноне» не показано). Статичность усугубляется еще особым художественным приемом Эсхила, который принято называть «немой скорбью». Этот прием был отличен уже Аристофаном в «Лягушках»: герой Эсхила подолгу молчит, в то время как другие действующие лица говорят о нем или о его молчании, чтобы обратить на него внимание зрителя. Зато музыкальные партии многочисленны. Увлекательность его трагедий объясняется тем, что Эсхил умел вызвать у зрителя чувство страха, предчувствие беды. Это чувство нарастало, пока действительно не происходило что-то страшное. Так, в трагедии «Агамемнон» дозорный, спеша к царице Клитеместре, произносит странные слова: «…кто знает – понял; невдомек намек другим». Чувствуется, что в доме, то есть во дворце есть какая-то недобрая тайна. Не менее таинственно звучат слова Клитеместры о том, что победа лишь тогда будет победой, когда победители вернутся на родину благополучно. Двусмысленна и речь предводителя хора-корифея в разговоре с вестником,пришедшим из Трои: «Чтоб лиха не накликать, – я молчать привык». Эти намеки и недомолвки сплетаются в смысловые цепочки, именуемые темой или мотивом. В «Агамемноне» их несколько: кроме мотива беды, есть еще мотив крови и мотив мести. В «Персах» сплетаются мотив беды и мотив моста, возникающий в самом начале трагедии, когда хор славит мощь персидского войска. В триумфальной партии хора проступает тревога, связанная с искусством персов строить мосты через морские проливы. И только в самом конце трагедии выясниться, что высшее достижение Ксеркса – наведение мостов через Геллеспонт (пролив Дарданеллы) – и было его самой большой ошибкой. Итак, Эсхил объясняет поражение Персов как наказание богов за тщеславие и непомерную гордость, за желание подчинить свободное море.

Следуя тогдашним театральным правилам, Эсхил писал тетралогии. До нас не дошло ни одной из них. Вообще до нас дошло только семь трагедий Эсхила и еще отдельные моменты. Сохранилась одна трилогия без сатировой драмы – «Орестея».

Воинский опыт помог Эсхилу создать одну из лучших его трагедий – «Персы», интересную еще и тем, что она написана не на мифологический сюжет, а по следам реальных событий, которые для современников Эсхила еще не успели стать историей. Впрочем, война для автора только повод поговорить со зрителем о том, что его волнует. Эсхил изображает разгром персов не в плане торжества Эллады, а в плане несчастья персидского народа. Поэт отдает должное благородству и мужеству персов в этой войне. Ксеркс посягнул на свободу не только Греции, но и самой природы. Он показывает столкновение двух систем государственного устройства – эллинистической и восточной: если в бою погибал один из греческих военачальников, ему на смену тот час избирался новый, в то время как гибель полководца персов вызывала полную растерянность войска. Таким образом, демократические порядки греков привели их к победе.

Миф о титане Прометее положен в основу трагедии «Прометей Прикованный» (одно из поздних произведений Эсхила). В этом произведении Прометей, прикованный к скале по приказу Зевса, произносит обвинительные речи в адрес богов и особенно Зевса. В этом не следует усматривать сознательную критику религии со стороны Эсхила. Миф используется им для постановки актуальных этических проблем. Эсхил предостерегает сограждан от возвращения тирании. Прометей противопоставлен всем другим персонажам трагедии: одних он превосходит силой духа (Гефест), других бескомпромиссностью (Океан), третьих – чувством собственного достоинства и независимостью (Гермес). Этот метод контрастной характеристики будет доведен до совершенства у Софокла – младшего современника Эсхила.

Трагедия «Прометей Прикованный» не является характерной для Эсхила, так как она по языку, по композиции и по некоторым другим признакам отличается от остальных. Так, она целиком построена на главной актерской роли, роли самого Прометея, в ней снижена драматическая функция хора, образ Зевса не соответствует обычному для Эсхила изображению Зевса как олицетворения высшей справедливости. Поэтому авторство Эсхила ставится под сомнение. Однако последние исследования подтверждают аутентичность этой трагедии

Самым поздним сочинением Эсхила явилась трилогия «Орестея». В основе ее сюжета – миф о судьбе аргосского царя Агамемнона, над родом которого нависло «родовое проклятие».

В первой части трилогии («Агамемнон») рассказывается о возвращении Агамемнона и о его убийстве, совершенном Клитеместрой. Во второй части («Хоэфоры» или «Жертва у гроба») осуществляется месть детей Агамемнона за смерть отца. Сразу же после убийства, Ореста начинают преследовать Эринии, древнейшие богини кровной мести. В третьей части трилогии («Эвмениды» буквально благосклонные) происходит суд над Орестом. Афина выступает в качестве судьи. В сцене суда воплощена одна из главных идей трилогии.

Аполлон и Афина – «новые боги», олицетворяют принцип гражданственности. Таким образом Эсхил отвергает обычай кровной мести и обосновывает учреждение ареопага. В результате суда Орест оправдан. Доолимпийские боги и старые принципы жизни не полностью отвергаются в трагедии: в честь эринний в Афинах утверждается культ, но их теперь будут почитать под именем Эвменид, благосклонных богинь.

Тематика и проблематика трагедий определила и язык Эсхила, который нарочито тяжеловесен, образы монументальны.

Софокл (496-406гг. до н.э.)

Софокл – поэт расцвета Афинской демократии, второй в триаде великих греческих трагиков. Его огромный успех у современников объясняется не только его художественным мастерством, но и созвучием его взглядов взглядам Афинского общества V в. до н.э. Софокл ставил в своих трагедиях важнейшие проблемы о разумной власти, о долге человека перед коллективом, о правильном поведении человека, противоречие между волей человека и его судьбой. Софокл не был великим реформатором драмы, как Эсхил, хотя его драматическое мастерство достигло совершенства: он создал целую галерею замечательных образов, ввел третьего актера, уменьшил роль хора, усовершенствовал диалог и т.п. Каждая трагедия Софокла – это законченное по сюжету произведение и может существовать независимо от других частей трилогии. Однако введя все эти изменения в драму, он шел по пути, проложенному Эсхилом, и достиг идеала, не сходя с этого пути.

До нас дошло семь трагедий Софокла. Среди них особенно интересны трагедии фиванского цикла мифов – «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона».

В основе этих трагедий лежит миф о «наследственном проклятии», нависшим над родом фиванских царей и о последствиях этого проклятия, в силу которого царь Эдип, не знающий своих настоящих родителей, убил своего отца и женился на матери. «Царь Эдип» считается высшим достижением драматического мастерства. Аристотель считал ее образцом применения композиционного приема трагической иронии. Этот прием состоит в создании такой ситуации (основанной на каком-либо недоразумении), которая заставляет персонажей драмы ожидать счастливого разрешения конфликта. Зрителю при этом ясно, что все закончится величайшей катастрофой. Если следовать терминологии Аристотеля, то «Царя Эдипа» надо отнести к трагедиям с запутанной фабулой, то есть с фабулой, содержащей перепетию (неожиданный поворот событий в противоположную сторону). Трагедия построена на нарастании тревоги напряжения. Буквально зримо воспринимается описание тех событий, которые не могли быть показаны публике из-за ограниченных возможностей греческого театра или в силу принципов греческой драматургии (описание чумы в монологе жреца, рассказ о смерти Иокасты и самоослеплении Эдипа в монологе домочадца).

С другой стороны, трагедия демонстрирует бессилие человека, ограниченность его возможностей перед лицом божественной воли, с другой – глубоко религиозный поэт, уверенный в целесообразности мироздания, предлагает человеку не отчаиваться перед лицом страданий. Человек не всегда в силах понять действия богов, но как и Эсхил, Софокл считал, что если человек разумен, то путем страдания он придет к мудрости примирения. Софокл также ставит проблему нравственного долга: будучи обречен, догадываясь о своем крахе Эдип, тем не менее, не прерывает начатого им расследования преступления и, узнав истину, не щадит себя.

В предсмертной трагедии «Эдип в Колоне» звучит мысль о влиянии избранного человеком пути на его судьбу. Эта мысль содержалась уже в творчестве Эсхила. Умудренный страданием, далекий от желания обвинять в своем несчастье других, продолжающий чтить богов и считающий себя преступником, не достойным общения с людьми. Эдип не только прощен богами, но и удостоен высокой награды – возможности послужить людям после смерти. Идея Софокла состоит в том, что человек должен выполнять свой долг при любых обстоятельствах. Именно таким образом поступают все герои Софокла: они твердо следуют своим принципам, и если ими выбран правильный путь, то их гибель приносит им посмертную славу.

Так в «Антигоне» (442 г. до н.э.) два принципа вступают между собой в конфликт, в лице дочери Эдипа Антигоны и фиванского царя Креонта. Нарушив запрет Креонта, Антигона совершила погребальный обряд над телом своего брата, считавшегося изменником родины. С точки зрения Креонта, слово царя должно быть свято для граждан. Для Антигоны же превыше всего нравственные, неписанные законы, освященные временем и предписывающие выполнять родственный долг.

У каждого из героев своя правда. Следуя своему убеждению, Креонт предает Антигону голодной смерти, так как прямое убийство свободного грека влекло за собой озлобление тени убитого. Софокл показывает сложность проблемы правильного выбора нормы поведения.

Не случайно именно эта трагедия в разное время получала различные трактовки. Долгое время популярна была точка зрения Гегеля, который видел в этой трагедии конфликт семейного права и интересов государства. Современные ученые считают, что Гегель грешит модернизацией, так как не учитывает слитности интересов семьи и государства в «век Перикла». Моральная победа Антигоны кажется очевидной потому, что позиция Креонта осложнена злоупотреблением властью: он глух к мнению окружающих людей. Таким образом трагическая вина Креонта состоит в превышении власти. ОН отступает от демократических принципов правления – за это он наказан смертью своих близких. И если Антигона погибает с сознанием выполненного долга, то Креонт остается жить с сознанием непоправимой вины перед богами, согражданами, женой и сыном. «Антигона» – трагедия Креонта, трагедия неправильно понятой власти.

Как и для Эсхила, для Софокла истина, заложенная в мифе, священна; он не подвергает сомнению нравственную правоту богов. Принципы общественной жизни, отстаиваемые Эсхилом, принимаются и Софоклом. Это подтверждает и его трагедия «Электра», в которой он обрабатывает сюжет, знакомый нам по « Хоэфорам» Эсхила. Софокл ни на минуту не сомневается в правоте Ореста, героизирует поступок Ореста и Электры, которые идут к своей цели, не зная колебаний. (Для сравнения: у Эсхила Орест испытывает некоторые колебания перед убийством Клитеместры.)

Убеждение в своей правоте, бескомпромиссность характерны для героев Софокла: они неукоснительно придерживаются своих принципов, не колеблются и не сомневаются, выдерживая характер. Эта твердость, переходящая порой в упрямство, иногда приводит к катастрофе. Софокл создает «нормативные! Ихарактеры, предлагая их в качестве нравственных норм своего времени.

Основные художественные приемы:

- столкновение героев с разными жизненными принципами (например Креонт и Антигона);

- противопоставление людей с одинаковыми взглядами, но разными характерами для оттенения силы одного характера (Антигона и Исмена);

- изображение переломов в настроении героев (царь Эдип, Креонт).

Гармоничное мировоззрение Софокла дало ему возможность создавать гармонические, четкие по композиции, напряженно развивающиеся драматические произведения. Идеологический кризис, наступивший в последней четверти V в. до н.э., скептицизм, проповедуемый софистами (софистика – философское течение, объявляющее все истины относительными, а человека – мерой всех вещей), не смогли поколебать душевной гармонии Софокла.

Хор в трагедиях Софокла играет меньшую роль, чем у Эсхила: он уже не так органически связан с действием. Для Софокла характерно редкое мастерство диалога, динамичность действия, естественность в развязывании сложных и запутанных драматических узлов. Зрители, хорошо знакомые с мифологией, ждали от поэта художественного изображения знакомых коллизий.

Еврипид (480 - 406 гг. до н.э.)

Кризис традиционной полисной морали сопутствовал экономическому и политическому упадку Афин в последней четверти V века до н.э. Этому способствовала и Пелопонесская война 431-404 гг. Именно к этому времени относится творческая зрелость Еврипида, который слушал софистов и увлекался философией. Идеологический кризис эпохи Пелопонесской войны ярче всего проявился в распространении софистики. Софисты утверждали, что обладая искусством красноречия, можно доказать все, что угодно, а следовательно объективных истин, объективных норм морали не существует, и каждый человек имеет право придерживаться своей особой точки зрения, отличной от общей.

Взглядам софистов противостояло учение Сократа, не только признававшего объективную истину, но и считавшего мораль существующей извечно и независимо от человека. Если Софокл поэт расцвета демократии, то Еврипид поэт ее упадка. Жизнь его совпала с распространением идей софистов, которых он с интересом слушал. Также он был дружен с Сократом и близок Анаксагору – философам, заменившим божество разумом. Известно 92 названия драм Еврипида, из них целиком сохранилось 18. Еврипид явился третьим после Феспида и Эсхила великим реформатором трагедии. Самым важным художественным новшеством Еврипида является изображение душевной борьбы трагических героев. Если герои Софокла всегда уверены в правильности своей позиции и нередко гибнут из-за того, что остаются ей верны, то герои Еврипида мечутся, ищут, сомневаются и гибнут или страдают в результате этой внутренней раздвоенности. Если у Софокла конфликт – результат столкновения мнений разных людей, то у Еврипида – результат внутреннего противоречия, борьбы чувства и разума. Наиболее характерной в этом смысле является трагедия «Медея». Сюжет восходит к мифу об аргонавтах. Действие трагедии происходит в Коринфе, где нашли приют Ясон, Медея и их дети. Ясон расторг брак с Медеей и женился на дочери коринфского царя Креонта. Об этом зрители узнают из пролога, а весь захватывающий сюжет строится на нескольких диалогах: Медии с Креонтом, Ясоном и Эгеем, афинским царем. По мифу Медея колдунья, Еврипид сделал из нее красноречивую умницу, софистку. Софитские ухищрения были ему ближе, чем колдовские. Сюжет «Медеи» построен на столкновении и страстей в душе героини – любовь к детям борется с жаждой мести. Зритель следит за тем, как месть побеждает и приводит Медею к страшному решению. Внешние события (разговоры с Креонтом, с Ясоном и Эгеем) не определяют эту борьбу, они только ускоряют развязку. Для того чтобы раскрыть внутреннюю жизнь героев, Еврипид обращается к средствам лирики, в частности, к Сапфо. Таким образом, трагический конфликт в «Медее» - столкновение двух страстей, и побеждает худшая. Можно сказать, что Медея, а также Федра, Гекуба, Электра – представительницы психологической драмы нового времени.

В трагедии «Ипполит» (428г. до н.э.) разворачивается еще более сложное противоборство. В основе трагедии – миф об Ипполите. В ней Еврипид впервые выводит образ влюбленной женщины. Говорить о любви на трагической сцене вообще не было принято. Оба героя этой трагедии – Ипполит и Федра – отступают от нормы и противопоставлены друг другу как две крайности: Федра одержима недозволенной страстью к пасынку, а Ипполит не только преисполнен чувства долга, но и вообще избегает любви. Холодная чрезмерная рассудочность, аскетический образ жизни, противоречащий ее законам, оказываются также пагубны, как и страсть, затмевающая рассудок. Результат этого отступления от норм – гибель обоих героев. «Ипполит» может служить иллюстрацией отношения Еврипида к традиционным богам. Его боги жестоки, мстительны, несправедливы. Еврипид устами своих героев в разных вариантах высказывает мысль, что, «если боги совершают постыдные поступки, то они не боги». Критически относится Еврипид и к мифу – он сплошь и рядом вносит в миф нужные ему изменения или, инсценируя традиционный вариант мифа, подчеркивает его безнравственность и противоречие здравому смыслу.

Другие особенности трагедии Еврипида:

- хор зачастую не имеет прямого отношения к действию (у Эсхила органически связан с действием, у Софокла уже не так необходим, но все-таки составляет с партиями актеров гармоническое целое);

- ввел пролог, не связанный непосредственно с общим ходом драмы (у Софокла играет роль введения, заменяя художественную подготовку к катастрофе);

- отказ от единства действия, строгости композиции;

- создание патетических сцен, раскрытие характера героя с сильными страстями и противоречиями;

- постановка философских, этических, социальных и религиозных вопросов;

- ломает традиционные рамки трагедии, персонажи не героизируются, а снижаются до уровня простых людей, лишенных величия;

- язык освобождается от напыщенности и искусственности, приближен к разговорной речи;

- новые композиционные приемы, например, «dues ex machine» (бог из машины).

Разрушив традиционные формы трагедии, Еврипид проложил путь к развитию бытовой драмы, расцвет которой наступил в III веке до н.э. и которую принято называть «новой аттической комедией».

Древняя аттическая комедия

Древняя аттическая комедия – это один из наиболее сложных для понимания жанров античной литературы. Аттической названа по месту бытования. В переводе с греческого означает «песня комоса». Обряды, лежащие в основе комедии, принадлежали праздникам богов плодородия и уходят корнями в глубокую древность. «Фаллические песни», исполнявшиеся в процессиях в честь богов плодородия, явились источником характерных для комедии непристойных шуток. Итак, «песни комоса» и «фаллические песни» легли в основу хоровых партий. Драматические же части комедии восходят к незатейливым ярмарочным сценкам балаганного характера с перебранками и драками, то есть имеют фольклорное происхождение, как и песни хора. Древняя аттическая комедия была связана одновременно и с обрядом, и с современной общественной жизнью; она консервативна по форме и злободневна по содержанию.

Аристофан

Аристофан – крупнейший комедиограф V-IV века до н.э., единственный автор древней комедии, произведения которого до нас дошли.

Большая часть литературной деятельности Аристофана пришлась на время Пелопонесской войны. Он был сторонником демократии времен Перикла и защитником интересов земледельцев среднего достатка. Отсюда антивоенная направленность его комедий, таких как «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата». Политической остротой отличается и комедия «Всадники». Однако наивысшего художественного мастерства Аристофан достиг в таких произведениях, как «Птицы», «Облака», «Лягушки». В комедии «Птицы» Аристофан создает фантастическую утопию. Это блестящая вещь по смелости замысла, по лиричности и оригинальности вокальных партий. Она замечательна мелодичностью и звукоподражательностью.

В «Облаках» и «Лягушках» Аристофан поднимает проблемы, связанные с культурой. Аристофан сумел показать очень сложную интеллектуальную жизнь современного ему общества. В это время софисты старательно (но за деньги) обучали людей риторическому искусству. Были и другие, бескорыстные интеллектуалы, такие как Анаксагор. Он занимался происхождением и устройством вселенной, считая, что мир возник из бесконечной материи. Наконец, был Сократ – не софист, не натурфилософ, а неутомимый охотник за нравственными понятиями: что такой мудрость, мужество, справедливость, добродетель. Сам Сократ ничего не писал, а только беседовал, а знаем мы о его методе ведения беседы от его ученика Платона.

Все эти течения афинской интеллектуальной жизни Аристофан объединил в образе Сократа из комедии «Облака»: он учит выдавать «кривду за правду», как софист, утверждает, что небо это «печь железная», как натурфилософ, и пытается подменить старых богов новыми божествами, облаками, - такие воззрения афинские обыватели приписывали самому Сократу.

В комедии «Лягушки» Аристофан тревожит прах великих трагиков Эсхила и Еврипида. Основным смысловым ядром комедии являются Эсхил и Еврипид в поэтическом искусстве, победителем которого стал Эсхил. Это единственная комедия, поставленная на афинской сцене дважды. То, что зритель понял и оценил «Лягушек», говорит о глубоком проникновении в быт афинских граждан театральных зрелищ и о близости литературных принципов, провозглашаемых Аристофаном. Для более поздних эпох эта комедия интересна, прежде всего, тем, что содержит один из первых образцов литературной критики.

В критике довольно распространено мнение о том, что Аристофан в своих комедиях кого-то «осуждает» и «обличает». Однако это не совсем верно. Задача древней комедии состояла в том, чтобы осмеять все значимое и показать мир с оборотной, смеховой стороны, облегчая бремя серьезности. А значимое для времени Аристофана – это прежде всего политическая и интеллектуальная жизнь. Поэтому под горячую руку комедии попадались и отдельные выдающиеся личности, и явления гражданской жизни (например, «Мир» - заключение мирного договора со Спартой). В этом осмеянии не было никакого личного оттенка: сам комедиограф с трепетом относится к проблеме мира, к Сократу («Облака»), или к Еврипиду («Лягушки»), но жанр требовал от него бестрепетного смеха. Аристофан отстаивал свои литературные и общественно-полические принципы, защищая отживающую коллективистскую этику.

Проза (V – IV вв. до н.э.)

Литературная проза проявилась в Греции поздней поэзии. В конце V века до н.э. она начинает оттеснять поэзию. Особенностью позы этого времени является то, что в ней наука и искусство были теснейшим образом связаны между собой. Следуя античной литературной теории художественную прозу этого времени делят на три вида: историография, красноречие и философская проза.

Геродот. До Геродота авторов исторических повествований называли логографами. «История» Геродота (впоследствии «Музы»), разделенная по числу муз на 9 книг, является переходной ступенью от сочинений логографов (обращались к мифическим временам) к подлинной истории. Наряду с правдой у Геродота много фантастического и даже анекдотического.

Красноречие. Ораторское искусство с древнейших времен высоко ценилось греками. Следуя принципам риторики, ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к ритмической, сопровождалась мимикой и актерскими телодвижекниями.

Горгий. Уроженец Сицилии и современник Еврипида и Геродота. Он говорил, что задача оратора – заставить слушателей поверить ему. Создает особые ораторские приемы, названные «горгианскими фигурами»: метафоры, звуковые повторы, антитетически построенные фразы, симметричность фразы. Влияние теории Горгия распространилось на все виды ораторской прозы: судебное, торжественное, политическое красноречие. Наиболее ярким представителем судебного красноречия является Лисий, торжественного красноречия – Исократ, ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Самая знаменитая речь «Панегирик» в честь Афин.

Демосфен – самый знаменитый политический оратор. Его имя стало нарицательным именем вдохновенного оратора-борца. Его речи были рассчитаны на большое скопление народа, и это сказалось на их структуре: стиль сжат и суров, полон экспрессии и динамики, часто прерывается риторическими вопросами, много метафор, антитез, олицетворений и сравнений. Демосфен широко использует прозаический ритм и «фигуру умолчания», которая заключается в том, что оратор подчеркнуто умалчивает о том, что должно обязательно прозвучать в его речи, чего ожидают слушатели. Наиболее знаменитые речи Демосфена против Филиппа Македонского («филиппики»).

Философская проза связана с развитием философии в Греции. Греческая философия при своем зарождении опиралась не только на наблюдения и исследования самих греков, но и на достижения астрономов, математиков, естествоиспытателей стран более древней культуры – Египта, Финикии, Вавилона и др. Но художественное оформление греческая философская проза получила только в V-IV вв. до н.э. Именно тогда сформировались два основных философских течения – материализм, линия Демокрита, и идеализм, линия Платона. Материалистическое учение Демокрита опиралось на достижения рождающегося естествознания и завоевания натурфилософии. Сочинения этого философа дошли до нас лишь в небольших фрагментах.

Платон (427-347) считается основоположником объективного идеализма. В основе его философии лежит учение о двух мирах, где живет человеческая душа до рождения и после смерти тела; и земном мире, который представляется Платону иллюзорным, где человек видит вокруг себя только «отблески» идей. Из этого взгляда вытекает и отрицательное отношение к искусству. Эти взгляды противоречили традиционному отношению греков к поэзии и искусству. Да и сам Платон, отрицавший познавательное значение художественной литературы, был замечательным писателем-стилистом. Его произведения представляют не только философский интерес, но и литературный. Почто все написаны в форме диалога, был мастером портретной характеристики. Центральная роль в большинстве диалогов принадлежит Сократу, учителю философа.

Аристотель (384-322), ученик Платона, не будучи последовательным материалистом, в то же время не принимает идеализм Платона. Наиболее интересным его произведением является «Поэтика», ставшее первым в Европе литературоведческим исследованием. По утверждению Аристотеля, искусство и художественная литература имеют познавательное и воспитательное значение. Поэзия глубже истории, так как история фиксирует случайное, частное, а поэзия – закономерное, общее. Взгляду Платона Аристотель противопоставляет свою теорию «катарсиса» (очищение), переживаемого человеком под воздействием искусства. В этом отношении особенно эффективен жанр трагедии, воздействующий на душу «посредством страдания и страха». Трагедия и эпос, по мнению Аристотеля, - основные жанры серьезной литературы. До нас дошла только одна часть поэтики, посвященная трагедии и эпосу. Во второй, не сохранившейся части, речь идет о комедии и ямбографии. Аристотель изучил опыт всей греческой литературы и на этом основании обосновал и сформулировал требования, предъявляемые к различным жанрам. Он впервые теоретически обосновал общественную значимость искусства. Учеников Аристотеля принято называть перипатетиками (гр. Прохаживаться).

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Общая характеристика

Эпоха эллинизма связана с распространением греческой культуры в колоссальной империи, созданной Александром Македонским. Началом этой эпохи принято считать захват Греции Македонией (338г. до н.э.). Ее концом условно считают 31 г. до н.э., когда римский полководец Октавитан победил египетскую царицу Клеопатру, и, таким образом последнее эллинистическое царство подпало под власть римлян.

Сущность нового периода античного общества характеризуется не только проникновением греческой культуры на Восток, но и восточной в Грецию, что не могло не оказать влияния на дальнейшее развитие всех форм греческой идеологии.

Искусство классической Греции преследовало в основном культовые цели, эллинистическое искусство – цели декоративные. Эпоха определяется ростом индивидуализма, ослаблением гражданских чувств. Это вызвало измельчание проблематики литературы. Разрыв между гражданином и обществом становится все более ощутимым. Человек почувствовал себя одиноким и беспомощным, исключенным из общественной жизни новых обширных государственных образований. Предметом изображения становится отдельный человек с его частной жизнью.

Изменения в греческой идеологии отразились и на философских течениях эпохи. Возникают новые философские системы на рубеже IV-III вв. до н.э. Две из них получили в дальнейшем широкое распространение в Риме. Это учение Эпикура, последователя Демокрита, и учение стоиков, основанное Зеноном.

Новая аттическая комедия.

Своеобразие древней аттической комедии во многом определялось ее тесной связью с обрядом. По мере ослабления этой связи изменялось ее содержание и прежде всего ее форма. Поэтому комедия IIIв. до н.э. представляет собой жанр совершенно иной, нежели комедия V в. до н.э.

Новая аттическая комедия проникнута серьезным настроением. Она лишается карикатурности, буффонады, почти утратила комизм и напоминает бытовую драму. Авторы новой комедии отказываются не только от примитивных и грубых острот Аристофана (уже не удовлетворявших афинскую публику эллинистической эпохи), но и не используют лучшие комические приемы Аристофана – непрерывную игру слов, каламбуры, сатирические намеки. Хор, неразрывно связанный с действием в древней комедии, теперь выступает только в промежутках между актами. Драматическое действие стремится максимально приблизиться к реальной жизни. При этом жизнь понимается весьма узко: семейный конфликт и любовная интрига; предельно сужен и внутренний мир героя: все его помыслы сводятся ко всякого рода обладанию: имуществом, гетерой, супругой и т.д. Самый выдающийся представитель «новой комедии» Менандр (342-292 гг. до н.э.).

Александрийская поэзия.

К III веку до н.э. Афины утрачивают роль культурного центра, оставаясь лишь центром философии. Поэты группируются вокруг александрийского Музея (мусейон – научный и культурный центр в Александрии, созданный Птолемеем I). Поэтому творчество греческих поэтов этой поры принято называть александрийской поэзией. Излюбленные жанры: повествовательная элегия, эпиграмма, эпиллий (маленький эпос), мим (драматизированная бытовая зарисовка в форме диалога), гимн и др.

В основном это поэзия культурной верхушки греческого общества. Большие социальные проблемы в поэзии отсутствуют. Поэты – знатоки архаической и классической греческой литературы, демонстрируют в своем творчестве «ученость». Наиболее известными учеными поэтами, сочетающими поэзию с научными интересами, были Каллимах, Апполоний Родосский и Феокрит.

Литература периода римского владычества.

С середины II века до н.э. Греция попадает под власть Рима, который становится политическим и культурным центром империи. Наука, литература и вся духовная жизнь Греции переживают глубокий упадок. В I веке н.э. в римской империи распространяется христианство – новая универсальная вера, вобравшая в себя положения различных направлений греческой философии, главным образом неоплатонического и стоического.

В культурном развитии Греции возникают архаистические тенденции, отразившиеся и на литературе. Так, возникает течение, ориентирующееся на язык и стиль аттической прозы – аттицизм, явившийся реакцией на эллинистические стилевые приемы. Возникает «вторая софистика» - ораторское искусство, которому свойственны блеск и театральность в сочетании с тщательной отделкой языка и нарочитым подражанием классическим образцам.

Плутарх (46-127 гг.), философ, моралист и биограф, симпатизирующий Риму. Его литературное наследие состоит из произведений на философские темы и биографий. Самое большое значение имеют его биографии – «Сравнительные жизнеописания». Имеют большое историческое значение, поскольку в ряде случаев его книга является для нас единственным источником. Однако не следует относиться к передаваемым им фактам как к безусловной истине, потому что у Плутарха очень много неточностей.

Лукиан (120-180) язвительно критиковал все области современной идеологии: риторику, ораторов, философию и философов всех направлений, а также религию и священнослужителей. Излюбленная литературная форма – диалог: «Диалог богов», «Разговоры в царстве мертвых», «Зевс трагический» и др. В конце творческого пути он обращается к письму-памфлету: «Правдивая история», «Похвала мухе» и др. Эклектическое мировоззрение Лукиана было созвучно эпохе; скептицизм писателя отражал общий идеологический кризис.

Самый поздний жанр греческой литературы – роман, появившийся еще в эллинистическую эпоху и сформировавшийся ко II-IIIвв. до н.э. Это единственный жанр литературы, который называется не античным термином, а имеет более позднее происхождение. До нас дошло несколько произведений этого жанра: «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона, «Эфесская повесть Ксенофонта Эфесского», «Левкиппа и Клетофонт» Ахилла Татия, «Эфиопская повесть» Гелиодора и «Дафнис и Хлоя» Лонга. Все они написаны прозой и однотипны по сюжету: история влюбленных, разлученных обстоятельствами, претерпевающих различные приключения, сохраняющих верность друг другу.

Греческий роман лишь условно можно назвать приключенческим, так как описание приключений – не самоцель, а традиционаая фабула, дающая возможность раскрыть нравственное достоинство и стойкость чувств главных героев. Таким образом, этот жанр греческой литературы можно назвать любовным романом. Главной ценностью подобных повествований является содержащееся в них новое отношение к человеку, как к свободному, так и к рабу. Тем не менее, этот жанр значительно уступает литературе классического периода. Роман мог появиться только тогда, когда от полисного коллективизма не осталось и следа.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов направления 031000. 62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу Литература
Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2009 г
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconФакультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа
Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconРабочая программа по русской литературе для 7 класса учительницы...
Рф (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2009-2010 учебный год, программы средней школы: Русская...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков» для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 01. 10 журналистика...
Ответ на экзаменационные вопросы предполагает понимание основных проблем журналистики в качестве социального института, места журналистики...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПояснительная записка деловой английский курс по выбору, разработанный...
Автор: Учебная программа по курсу «Деловой английский» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconМетодическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов
Курсовая работа: методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов журналистики / науч...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПояснительная записка. Программа «Литература ХХ века»
Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 5 класса...
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии...
Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для студентов-выпускников факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций мггу, обучающихся...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconЛитература для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы»,...
Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией...
Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск