Скачать 0.94 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» И. В. Гаврилова Просеминарий по лингвистике Учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии Специальность 032900.00 Русский язык и литература с дополнительными специальностями 032800 Культурология и 033200 Иностранный язык Чебоксары 2009 ББК 81. 411.2 – 91 УДК 378.016:811. 161 (075.8) Г 124 Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т., 2009. – 68 с. Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева Ответственный редактор д-р пед. наук, профессор Г.А. Анисимов Рецензенты: Бирюкова Л. П., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»; Бычков В. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального обучения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»; Сергеева Н. И., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова» © Гаврилова И. В., 2009 © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2009
Дисциплина «Просеминарий по лингвистике» ориентирует на учебно-воспитательный, культурно-просветительский, научно-методический виды профессиональной деятельности. Научить студента-первокурсника самостоятельно приобретать и обновлять знания в условиях нарастания информации, перерабатывать, осмыслять ее, отбирать важную и необходимую существенно не только для дальнейшего обучения, но и для предстоящей работы по специальности. Важным в системе подготовки студента-филолога является и ориентировка на формирование у него умения организовать и провести научную работу, проанализировать ее результаты и представить их в определенной ферме. Это оказывается проблематичным, если у студента отсутствуют общеучебные умения работы с первоисточниками. Просеминарий (просеминар) – вид учебных занятий, целью которых является подготовка студентов к самостоятельной работе, а также к участию в научно-исследовательской работе по избранной специальности. Основные задачи курса – совершенствовать у студентов навыки работы с научной литературой, познакомить с этапами организации и проведения научного исследования, а также требованиями, предъявляемыми к оформлению научного исследования. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину «Просеминарий по лингвистике», должен
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Модуль 1. Филология как наука Наука как род деятельности человека. Филология как наука. Лингвистика и ее отношение к филологии. Литературоведение и филология. Научный стиль речи. Модуль 2. Научное чтение: процесс и результат Работа с научной литературой. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Виды работы: библиография, конспектирование, реферирование, составление тезисов, рецензирование, аннотирование. Библиография. Элементы библиографического описания. Правила библиографического описания. Библиографические ссылки. Правила оформления цитат и выписок. Конспектирование. Этапы конспектирования: выделение главной информации, ее переформулировка; свертывание известной информации; запись с использованием сокращений, аббревиатур, знаковых обозначений. Конспект, виды конспектов. Реферат. Структура реферативной статьи: типизированный зачин, основная часть, заключение. Реферативные журналы по языкознанию и литературоведению. Обзор журналов по специальности: «Русская речь», «Русская словесность», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Филологические науки», «Вопросы языкознания», «Вопросы литературы». Обзор литературы на заданную тему. Аннотация как информационно-критический жанр. Структура аннотации. Аннотирование научно-популярной литературы по специальности. Модуль 3. Научно-исследовательская работа как процесс Научно-исследовательская работа как процесс и результат научного поиска. Этапы научно-исследовательской работы: информационный (выбор темы исследования, поиск литературы по теме); работа с языковым материалом (отбор языкового материала, картографирование, предварительная классификация материала на основе наблюдения; лингвистический эксперимент; методы лингвистического анализа); обобщение результатов научного поиска. Научно-исследовательская работа как результат научного поиска. Стандартные структуры и компоненты научного текста. Введение (объект и предмет исследования, научная проблема, ее актуальность, гипотеза, цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость). Основная часть (реферативное изложение теоретических положений работы; описание лингвистического эксперимента). Заключение (выводы, аспекты и направления дальнейших исследований, область применения полученных результатов). Требования, предъявляемые к оформлению научно-исследовательской работы. Редактирование текста научного стиля. Типичные трудности и ошибки при конструировании научных текстов. Редактирование научного текста. Техника правки. Жанры и виды научных текстов: статья, тезисы, доклад, курсовая работа, дипломная работа. Критерии оценки лингвистических сочинений: актуальность, ценность, новизна, достоверность, перспективность. Модуль 4. Научная полемика Рецензия и отзыв как информационно-критические жанры, их задачи, структура. Научная полемика, ее правила. Дискуссия. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература: Основная 1. Анисимов, Г. А. Курсовые и дипломные работы по лингвистике, теории и методике обучения русскому языку: учебное пособие для студентов факультета русской филологии / Г. А. Анисимов. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2004. – 30 с. 2. Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом / В. С. Безрукова. – СПб. : Питер, 2004. 3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : Флинта : Наука, 2002. 4. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. – М. : Флинта : Наука, 2001. 5. Минько, Э. В. Ускоренное конспектирование и чтение / Э. В. Минько, А. Э. Минько. – СПб. : Питер, 2004. 6. Основы научной речи : учебное пособие / Н. Я. Буре и др. ; под ред. В. В. Химика. – М. : Academia; СПбГУ, 2003. – 271с. 7. Подготовка изданий к печати: нормативы и рекомендации: справочник / сост. А. В. Митрасова, Л. А. Судленкова, Л. Н. Улюкова, М. Г. Федотова. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2007. 8. Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. Дополнительная 1. Аверинцев, С. С. Филология / А. А. Аверинцев // Русский язык: энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1979. – С. 372 – 374. 2. Арнольд, И. В. Основы научных исследований в лингвистике / И. В. Арнольд. – М. : Высшая школа, 1991. 3. Винокур, Г. О. Введение в изучение филологических наук / Г. О. Винокур // Проблемы структурной лингвистики, 1978. – М. : Наука, 1981. 4. Граник, Г. Г. Когда книга учит / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. 5. Карпова, О. О. Исследовательская культура учителя / О. О. Карпова // Педагогическая культура современного учителя. – Чебоксары : РИО ЧГСХА, 1997. – С. 22 – 26. 6. Кац, Л. В. Азбука лингвистического исследования / Л. В. Кац. – М. : Онега, 1994. 7. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. – М. : Детская литература, 1989. 8. Мучник, Б.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления: пособие для учащихся 10 –11 классов средн. школ, гимназий / Б. С. Мучник. – М. : АО «Аспект Пресс», 1994. 9. Новикова-Грунд, М. В. Язык: открытый колодец времени: пособие для учащихся / М. В. Новикова-Грунд. – М. : Интерпракс, 1995. 10. Павлова, В. П. Обучение конспектированию: теория и практика / В. П. Павлова. – М. : Русский язык, 1989. 11. Распопов, И. П. Просеминарий по лингвистике / И. П. Распопов. – Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1981. 12. Сластенин, В. А., Методологическая культура учителя / В. А. Сластенин, В. Г. Максимов // Педагогическая культура современного учителя. – Чебоксары : РИО ЧГСХА, 1997. – С. 10–22. 13. Солганик, Г. Я. От слова к тексту: книга для учащихся старших классов / Г. Я. Солганик. – М. : Просвещение, 1993. 14. Ушакова, Г. М., Комплексный анализ текста: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии / Г. М. Ушакова, С Л. Труфанова; под ред. Г. А. Анисимова. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2002. 15. Харченко, В. К. Как заниматься наукой / В. К. Харченко. – Белгород : Изд-во Белгородского гос. пед. ун-та, 1996. 16. Щерба, Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. – Л. : Наука, 1974. – С. 24 – 39. 17. Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учебно-методическое пособие / У. Эко. – М. : Книжный дом «Университет», 2003. 6. Содержание итогового и промежуточного контроля 6.1. Перечень примерных контрольных вопросов к зачету:
6.2. Анкета самооценки знаний студентов Порядок заполнения анкеты В графе под цифрой 1 («Важность») напишите, считаете ли вы названное умение важным («да» или «нет»). В графе под цифрой 3 (Владение) напишите, владеете ли вы этим умением («да» или «нет»). Если затрудняетесь ответить, оставьте графу чистой. АНКЕТА
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Просеминарий (просеминар) – вид учебных занятий, целью которых является подготовка студентов к самостоятельной работе, а также к участию в научно-исследовательской работе по избранной специальности. Научить студента-первокурсника самостоятельно приобретать и обновлять знания в условиях нарастания информации, перерабатывать, осмыслять ее, отбирать важную и необходимую существенно не только для дальнейшего обучения, но и для предстоящей работы по специальности. Важным в системе подготовки студента-филолога является и ориентировка на формирование у него умения организовать и провести научную работу, проанализировать ее результаты и представить их в определенной ферме. Это оказывается проблематичным, если у студента отсутствуют общеучебные умения работы с первоисточниками. На занятиях студенты знакомятся с разными видами чтения: ознакомительным, просмотровым, изучающим. Приступая к работе с научными текстами по специальности, студенты получают представление о психологических особенностях чтения. На первых занятиях будущие учителя-словесники совершенствуют навыки анализа научных и научно-популярных текстов. Во время занятий отрабатываются навыки оформления библиографического описания. Большое место на занятиях отводится созданию вторичных текстов: конспектированию, реферированию, тезированию. Студенты осваивают технологии конспектирования, которое осуществляется в три этапа: отбор информации, ее переформулировка и фиксация с использованием сокращений, аббревиатур, символов и т.д. Интерес вызывает и такой вид работы, как реферирование: выявляются специфические особенности реферата как вторичного текста, определяется структура реферативной статьи, составляются обзорные и тематические рефераты с опорой на стандартные обороты речи (речевые клише). Программой просеминария предусмотрено также знакомство с реферативными журналами Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (РЖ ИНИОН РАН). Студенты включатся в работу по созданию реферативных обзоров публикаций в журналах по специальности: «Русская речь», «Русская словесность», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Филологические науки», «Вопросы языкознания» и др. Эффектным оказывается задание: на основе одного текста написать конспект и реферат, в ходе его выполнения проявляются особенности этих вторичных текстов. Результаты своей работы студенты представляют на занятиях: студенты выступают с реферативными сообщениями, обзорами, дают аннотации на прочитанные книги, предъявляют в письменном виде библиографические описания по темам, конспекты и т.д. Модули 1 и 3 просеминария посвящены методологии научно-исследовательской работы, которая рассматривается как процесс и результат научного поиска. Также на занятиях идет разговор о науке как роде человеческой деятельности, о филологии как науке, о лингвистических и литературоведческих дисциплинах в их отношении к филологии. Особое внимание уделяется понятиям, без осознания которых невозможно говорить о научном поиске: объект и предмет исследования, научная проблема, цель и задачи исследования, его гипотеза, методы. Важное место в курсе просеминария занимает работа с языковым материалом, источником которого могут быть тексты, словари, разговорная речь. Алгоритм работы определяется такой: поиск оснований для объединения фактов языка, речи; группировка языкового материала на основе проведенного анализа; формулировка выводов. Студенты знакомятся с понятием лингвистического эксперимента, его целью и задачами, с методикой его проведения, на занятиях организуется работа по отбору языкового материала по предлагаемым преподавателем темам, результаты поиска фиксируются на карточках. Внимание студентов обращается также на правила оформления результатов научно-исследовательской работы, стандартные структуры и компоненты курсовой и дипломной работ: введение, в котором характеризуется объект и предмет исследования, его актуальность и новизна; основную часть, состоящую из тематического реферата и описания лингвистического эксперимента; заключение, содержащее выводы по теме. Разговор о научно-исследовательской работе на занятиях просеминария завершается знакомством с процедурой представления и защиты результатов научного поиска. У студентов формируется представление о критериях оценки научной работы (достоверность, новизна, перспективность и т.д.), научной полемике, правилах участия в ней. Одно из занятий посвящено дискуссии: заранее выбирается тема, определяется ведущий, два оппонента, выбирается экспертная комиссия, разрабатываются и утверждаются правила спора; в ходе подготовки просматриваются и анализируются видеозаписи телевизионных ток-шоу. Итоги занятия подводятся членами экспертной комиссии, преподавателем. Все занятия просеминария имеют практико-ориентированную направленность. В процессе таких занятий студенты приобретают опыт участия в исследовательской работе. На итоговых занятиях, которые проходят в форме публичной защиты научных проектов, демонстрируются приобретенные в процессе обучения умения анализировать и систематизировать данные научного чтения и экспериментальной работы, критически оценивать результаты своей и чужой работы. Для оценивания работы студентов удобной оказывается рейтинговая система, в рамках которой начисляются баллы за каждый вид выполненной работы, а также промежуточный и итоговый тесты. Модуль 1. Филология как наука Наука. Филология как наука. Научный стиль 1. Подготовьте ответы на вопросы: Что такое наука, научное знание? Какие виды знания, кроме научного известны? Назовите признаки, отличающие научное знание от других типов знания. Какова роль научного поиска в жизни человечества? Охарактеризуйте особенности научного поиска. Что изучает науковедение? В чем заключается суть двух процессов, наблюдающихся в науке: дифференциации и интеграции? Почему приоритетным для науки ХХ-ХХΙ вв. является процесс интеграции? |
Учебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900.... Учебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900. 00 (050301) – «Русский язык и литература с дополнительной специальностью... | Сказкотерапия Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары... | ||
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского... Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского... | Планирование рейтинговой оценки знаний студентов на факультете славянской... Специальность: «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» | ||
Образовательная программа основного общего образования. 2012-2016 г г Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары... | Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | ||
Тема: Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена» Цели урока Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары... | Урок пресс-конференция «Певец земли буйской или тема малой родины в творчестве В. И. Куликова» Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары... | ||
Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | Программа по немецкому языку для студентов четвертого курса по специальности... Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов четвертого курса факультета иностранных языков,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция» Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму |