Скачать 131.47 Kb.
|
Тема: Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена» Цели урока.
Оборудование: выставка книг Э. Распе для детей, индивидуальные карточки для словарной работы, компьютер, интерактивная доска. Ход урока.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок! Смех и игры отложи - Море знаний впереди!
- Как называется раздел учебника, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? (Зарубежная литература) - Как вы понимаете слова «зарубежная литература»? (Открыть слайд №1)
Игра «Соотнеси фамилию автора с названием его произведения» - Вспомните, ребята, некоторые фамилии зарубежных авторов и их произведения. (Открыть слайд №2)
(Дети передвигают карточки с фамилиями и названиями произведений на интерактивной доске самостоятельно, обосновывая свой ответ)
- Вчера мы познакомились с произведением Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Кто главный герой произведения? (Английский врач и моряк Гулливер, с которым приключились удивительные истории) - О чем говорится в отрывке из произведения? (О том, как Гулливер оказался в стране Лилипутов) - Дома вы должны были подготовить творческий пересказ отрывка от лица лилипутов. Кто готов? (Дети эмоционально, выразительно пересказывают отрывок из произведения «Путешествия Гулливера» от лица лилипутов (от первого лица) Обобщение. - Интересно ли вам было читать о приключении Гулливера? - Почему? (Приключенческие рассказы всегда захватывают внимание читателя, они интересны, занимательны) 4. Изучение новой темы. - Сегодня на уроке мы познакомимся с интересными историями, которые нам расскажет еще один путешественник. - Откройте учебники на странице 163, прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем изучать. (Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена») - Что вы знаете об этом писателе? (Заранее подготовленные дети выходят к доске и рассказывают о жизни, характере, творчестве писателе Э.Распе) -Рудольф Эрих Распе родился в 1737 году в Германии. Изучал естественные науки и филологию в университетах городов Лейпциг и Геттинг, работал библиотекарем в университете, был членом Королевского литературного общества, был смотрителем антикварного и монетного кабинета. Писал рыцарские романы. Один из них «Хермин и Гунильда». Путешествовал по Вестфалии в поисках старых рукописей. Изучал немецкую литературу 18 века, германсую (скандинавскую) поэзию. (Самые важные сведения о писателе заносятся в презентацию) (Открыть слайд №3)
- Как вы думаете, каким по характеру был Эрих Распе? (Любознательный, заинтересованный путешествиями человек, непоседа, ведь только такой человек может преуспевать во многих делах) - Еще один вопрос: его герой барон Мюнхаузен вымышленный герой или реальный? Почему так думаете? (Открыть слайд №4) - У этого литературного персонажа был прототип, и он был реальным человеком. С веселым характером и необъятной фантазией. - Иероним Карл Фридрих Мюнхаузен родился в Германии 11 мая 1720 года и дожил, несмотря на свои невероятные приключения до 77 лет. Несколько лет он прослужил в русской армии, участвуя в войнах с турками. Уйдя в отставку, Мюнхаузен прославился как рассказчик необыкновенных историй, даже издал книгу «Руководство для весельчаков». Один из слушателей так описал Мюнхаузена: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольский паричок; лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии»(Слайд № 5) Кстати сказать, барон Мюнхаузен был весьма остроумен и чаще всего начинал повествование в ответ на слишком уж невероятные россказни охотников или рыболовов об их выдающихся «подвигах». Его истории без конца передавались из уст в уста. (Самые важные сведения заносятся в презентацию, возвращаемся к слайду №4)
Обобщение. - Что общего между Эрихом Распе и Иеронимом Мюнхаузеном? - Рассмотрите иллюстрацию на стр.164. Что заметили? (Мы видим сходство нарисованного персонажа с героем мультфильма «Приключения барона Мюнхаузена»?) - Какое? - Вот картинки с изображением литературного героя - барона Мюнхаузена. (Открыть слайд №6) - Почему же художники-мультипликаторы и художники данного учебника рисуют героя одинаково? (Барон жил в 18 веке, одежда, парик героя соответствуют той эпохе.) Заполнение таблицы (слайд №6) - Вот что в песне поет о себе барон Мюнхаузен. (Слайд №7. Слова из песни.) (Вниманию учащихся предлагается отрывок из мультфильма «Барон Мюнхаузен» с песней главного героя) Обобщение., - Что общего между И. Мюнхаузеном и литературным героем?
- Прочитаем первую историю, которая называется «Сырный остров». - Обратите внимание на значение некоторых слов, встречающихся в рассказе: ( На карточках, индивидуально)
5. Проверка первичного восприятия. - Понравился ли вам рассказ? - Какой момент вам показался наиболее смешным? 6. Анализ произведения. - На чем путешествовал барон Мюнхаузен? - Что случилось с путешественниками в море? - Почему же путешественники сбились с пути? - Как долго они не могли найти берег? - К какому острову причалил корабль? - Как путешественники догадались, что остров сырный? - О каких чудесах рассказал нам барон Мюнхаузен? - Как он описал местных жителей? - Какое настроение вызвал у вас рассказ Мюнхаузена? - Почему? - Как писатель Эрих Распе показал нам, что барон рассказывает о своих фантазиях? (Дети зачитывают эпизод из произведения: «Да, да , не смейтесь, я рассказываю вам истинную правду…») - Какой характер у литературного героя барона Мюнхаузена? ( Мюнхаузен – лукавый, добродушный, бескорыстный выдумщик. Слушатели смеются ему в глаза, а он словно призывает их потешаться над ними.) (Заполнение таблицы в презентации. Слайд №6) Обобщение. - Что общего между писателем Э. Распе, И. Мюнхаузеном и литературным героем? 7. Повторное выразительное чтение рассказов. - Давайте представим себя на месте барона Мюнхаузена и вообразим, как будто это мы с вами сидим дома, в уютном кресле и рассказываем эти истории. С какой интонацией мы будем читать? (Хвастливо, меняя голос на самых интересных моментах, то громко, то тихо, то вкрадчиво, то быстро) - Что должны понять наши слушатели? (То, что мы хвастаем, выдумываем то, чего быть не может) - Какие чувства мы должны у них пробудить, во что заставить поверить? Обобщение. - Вы хорошо, выразительно читали рассказы. Чье чтение вам показалось наиболее выразительным? - Какой из рассказов вам больше понравился? Почему? 8. Игра на внимание. Тест. 1. «Однажды, например, я отправился в дальнее плавание на большом голландском корабле» 2. «Одна мачта упала на часы (компас!) и разбила их в дребезги.» 3. «Четыре месяца (три!) нас бросало по волнам океана из стороны в сторону» 4. «Мы поспешили высадиться на берег и стали жадно пить из молочного моря» 5. «Остров, к которому пристал наш корабль, был сделан из отличного российского (голландского !) сыра» 6. «Жители острова – низкие (высокие!) , страшные (красивые!) люди» 7. «Особенно поразили нас птичьи гнезда» 8. «К счастью, он был отличный пловец и через несколько часов добрался до Сливочного (Сырного!) острова вплавь» 9. «Удивительно невоспитанные (вежливые!) деревья, не правда ли?» 9. Обобщение. - Барон Мюнхаузен – всемирно известный литературный герой. (Открыть слайд №8) - О нем сняты художественные фильмы, в нашей стране снят кинофильм «Тот самый Мюнхаузен», в котором главную роль сыграл Олег Янковский; мультипликационные фильмы изданы во многих странах, в музее восковых фигур тоже есть этот герой. - Познакомиться с другими историями барона Мюнхаузена вы сможете, прочитав книгу «Приключения барона Мюнхаузена», которую написал Эрих Распе. 10. Домашнее задание . 1) Подготовить пересказ близко к тексту одной из историй. 2) Придумать и записать в тетрадь по чтению рассказ, подобный рассказам барона Мюнхаузена. Краткая аннотация урока. Цель урока заключается в том, чтобы познакомить детей с произведением зарубежного автора, продолжить работу над отработкой навыка выразительного чтения, навыка творческого пересказа от первого лица, развивать воображение, речь, память, внимание, воспитывать интерес к зарубежной литературе. Урок начинается с организационного момента, во время которого учитель нацеливает учащихся на изучение раздела «Зарубежная литература». Ребята объясняют значение слов «зарубежная литература», в игре «Соотнеси фамилию автора и название его произведения» дети вспоминают творчество зарубежных писателей. Проверка домашнего задания включает в себя творческий пересказ от лица лилипутов отрывка из произведения «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта. Учащихся увлекает выразительный и эмоциональный пересказ ребят, поэтому при оценивании учитель пользуется мнением детей. Перед изучением новой темы учитель сообщает тему урока – знакомство с жизнью зарубежного писателя – Э.Распе и его произведением «Приключения Мюнхаузена». Дети знакомятся с биографией писателя, его жизнью и творчеством и сами составляют презентацию на компьютере, заполняя таблицы презентации фактами и сведениями жизни, характере писателя Э. Распе. Детей интересует вопрос: барон Мюнхаузен - вымышленный или реальный герой? Ученики узнают , что прототипом литературного героя является реальный человек, литератор, военный, - барон Иероним Карл Фридрих фон Мюнхаузен, живший в 18 веке. Ребята сравнивают внешний вид барона Мюнхаузена (на портрете) с героем мультфильма «Приключения барона Мюнхаузена» и с персонажем на картинке учебника, выясняют, что у них общего (одежда, прическа соответствуют особенностям 18 века). Привлекательно то, что учитель использует на уроке кадры из мультфильма и дети прослушивают песенку барона Мюнхаузена, в которой главный герой рассказывает о своих приключениях. Перед чтением рассказа «Сырный остров», учитель проводит словарную работу (слова и их значение записаны на карточках, индивидуально). Анализируя содержание текста, дети доказывают свои ответы, зачитывая отрывки из текста (выборочное чтение). Читая текст повторно, ребята представляют себя в роли барона Мюнхаузена, пытаются прочесть текст так, чтобы заставить слушателей поверить в правоту сказанных слов. Для проверки того, как ученики внимательно читали текст, учитель использует метод тестирования. Ребята исправляют ошибки в отрывках, зачитываемых учителем. На этапе обобщения дети сравнивают особенности характера, жизни Э.Распе, Иеронима фон Мюнхаузена и литературного героя, находя общие и отличительные черты. Учитель предлагает вниманию учащихся и другие истории из книги Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена», развивая в детях желание продолжить знакомство с зарубежной литературой. Интересным для детей становится домашнее задание: придумать и записать приключенческий рассказ, подобный прочитанному. Непроизвольное внимание у учащихся вызывает новизна, необычайность изобразительных средств на уроке. Смена слайдов презентации требует пристального внимания на уроке. Схемы, таблицы, картинки и фотографии помогают осуществить переход от конкретного предмета наглядности к абстрактной, что способствует развитию абстрактного мышления. Использование ИКТ помогает в развитии умения сравнивать, анализировать, делать выводы, обладает огромным потенциалом формирования положительного интереса к новой информации на уроке. Новизна учебного материала, использование новых и нетрадиционных форм обучения с компьютерной поддержкой, применение мультимедиа-систем способствует устойчивому познавательному интересу детей. Описание конкурсных материалов.
|
Тема: А. К. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» (по... Цель урока: формирование представления о творчестве А. Толстого и его сказке «Золотой ключик или приключения Буратино» | Конспект открытого урока в первом классе Тема «Большая буква в названиях стран» Цели К. Чуковский «Федорино горе», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Золушка», А. Милн... | ||
Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | ||
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | Конспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки... Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета» | ||
Тема: Животные Цели урока Цели урока имеют комплексный характер. Учащиеся на уроке, используя ранее усвоенные знания, приобретённые навыки, активизируют память,... | Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | ||
План-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей | Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать Цели урока: Знать виды орнаментов, последовательность их разработки и уметь распределять геометрический орнамент на изделии | ||
Тема: «Системы распознавания текста» Цели урока Цели урока: дать учащимся представление об orc – программах распознавания текста, познакомиться с возможностями данных программ | Тема урока : Цели урока Схема конспекта урока открытия новых знаний (онз)в соответствии с требованиями фгос ноо | ||
Урока в 6 классе. Тема урока Цели урока: Познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными | Тема урока «Технология изготовления украшений из бисера. Панно «Бисерная Фантазия». Цели урока Цели урока: познакомить учащихся с историей бисера; с декоративно – прикладным искусством вышивкой бисером: приобщить к художественному... | ||
Тема урока. Конус. Сечение конуса плоскостями Цели урока Цели урока. Систематизировать и обобщить знания о конусе. Продолжить формировать умения выявлять связи между элементами конуса. Продолжить... | Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) |