Что такое труд?





Скачать 238.23 Kb.
НазваниеЧто такое труд?
Дата публикации17.07.2014
Размер238.23 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
Библиотечный урок

"Урок занятости"

для учащихся 7-9 классов

Что такое труд?

Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о труде. В жизни всем и каждому приходится трудиться.

Почему ваши родители выполняют ту или иную работу?

В основе трудовой деятельности человека лежат разные мотивы. Это и чувство долга по отношению к коллективу, и желание проявить заботу и оказать помощь близким, и стремление принести пользу людям, делая трудное, но нужное для всех дело.

Выступления учащихся с рассказами о профессиях их родителей.

Что такое труд?

Труд – это деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизни и деятельности людей. Труд – основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Что дает труд человеку?

Благодаря труду не только создаются материальные (пища, одежда, жилище) и духовные блага (искусство, литература, наука), но и развиваются способности и дарования человека, формируется его личность.

Работа в группах.

Задание. Прокомментируйте высказывание: «Труд есть первопричина развития человека».

Учитель. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Какие виды труда вы знаете? (Учитель делает запись на доске.)

В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

  • творческий и стереотипный;

  • физический и умственный;

  • исполнительский и организаторский (управленческий),

Работа в группах.

Задание. Дайте краткую характеристику каждого вида труда, назовите его плюсы и минусы, приведите свои примеры.

Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

В стереотипном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, то есть его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению «стандартного» результата.

Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и только в единстве дают характеристику физического труда как социального процесса.

Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.

Каким видом труда вы бы хотели заниматься в жизни? Почему?

Что необходимо получить человеку для того, чтобы заниматься тем или иным видом труда?

Что такое квалификация?

Квалификация – степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником.

Выступление гостя – представителя рабочей профессии – на тему «Красота и романтика рабочих профессий».

Написание эссе на тему «Какими качествами должен обладать хороший работник? Почему?».

Учитель. Заинтересованное и инициативное, добросовестное и творческое отношение к труду – очень важные характеристики. В работнике необходимо сочетание инициативности с исполнительностью, самодеятельности с дисциплиной, творчества с традициями, темпа и объема труда с качеством создаваемого продукта, силы внутренних побуждений с учетом реальных возможностей.

Какие профессии сейчас считаются наиболее популярными и почему?

Выступления гостей, людей различных профессий, с рассказами о том, что помогает им работать творчески, добиваться высоких показателей в труде, в чем красота их профессий.

Беседа (продолжение).

Какая профессия вас привлекает и почему?

В чем вы видите красоту труда (токаря, слесаря, оператора машинного доения и др.)?

В каких художественных полотнах и книгах отображена красота труда людей?

Какие спектакли и кинофильмы на производственную тему вы смотрели в последнее время?

Какие качества человека-труженика вы считаете наиболее привлекательными?

Учитель обращает внимание учащихся на выставку «Труд прежде и теперь».

Каким был труд рабочих и крестьян в царской России?

Какие чувства вызывают люди, изображенные художниками прошлого?

Какими художественными средствами живописцы показывают тяжесть подневольного труда и в то же время его животворную силу?

Как в произведениях художников отражаются приметы нового времени?

Какие качества труда отражены особенно ярко?

В чем художники видят красоту труда человека?

Библитечный час,

проведенный на Неделе детской книги

КУДА ЗОВЕТ СКАЗКА?
(Викторина. Инсценированное представление)


Цель: показать роль сказки в эстетическом воспитании детей; воспитывать интерес к народному и поэтическому искусству, к звучащему слову.

Оборудование: портреты писателей, картины на сказочные темы, костюмы, фонограмма.

Действующие лица: ведущий, сказочник; действующие лица сценки «Старик и Волк»; действующие лица сценки «Три сестры»; действующие лица сценки «Три брата».
Ведущий. Мир красок и звуков окружает нас с детства. Научиться видеть, чувствовать подлинную их красоту – значит сделать себя более богатым духовно, более счастливым. К чувствам детей часто обращались писатели и поэты: А. С. Пушкин, А. К. Толстой, И. Бунин, А. Блок. Рассказы Л. Н. Толстого поражают своей мудростью. Даже простенькие для забавы сказочки с верной интонацией и мимикой имеют глубокий смысл. В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства. Это пробуждает творческое начало, самостоятельность мысли, формируется эстетическое восприятие мира.

Сказочник. Вот теперь настал момент проверки, как вы знаете сказки.

Викторина

1. Сколько богатырей «В сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина? (Тридцать три богатыря.)

2. Сколько раз вызывал старик из моря золотую рыбку (по сказке А. С. Пушкина)? (Ходил к морю шесть раз. Звал рыбку пять раз.)

3. Какая кличка у собаки, схватившей отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Кличка собаки – Соколко».)

4. Маленький бес под кобылку подлез,

Понатужился, понатужился.

(«Сказка о попе и его работнике Балде».)

5. Что несла Красная Шапочка в корзине для бабушки? (Горшочек сметаны, пирожки.)

6. В каких зверей превращался Людоед по просьбе кота в сказке Ш. Перро? (Во льва, в мышь.)

7. Кому из сказочников поставлен памятник в Копенгагене? (Памятник Г.-Х. Андерсену.)

8. Сколько братьев было у стойкого оловянного солдатика? (Двадцать четыре.)

9. В кого превратился Гадкий утенок? (В прекрасного лебедя.)

10. Какой сказочной героине поставлен памятник?

Ведущий. Теперь обратимся к картинам Виктора Михайловича Васнецова. Художник в разные годы жизни писал много, с вдохновением. В Москве есть Дом-музей В. М. Васнецова, в котором он жил долгие годы и создан по его проекту. Здесь художник задумал и написал «Поэму семи сказок» – семь больших картин: «Спящая царевна», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет».

Мысленно тихо идем по его мастерской от картины к картине, от сказки к сказке. Перед нами открывается таинственный, волшебный мир. Кроме этого еще много он создал картин-сказок. Вот трогательная, поэтическая картина об Аленушке. Давайте спросим, о чем печалится девочка Аленушка.

О чем я задумалась? О своей горькой доле, о братце Иванушке. Не послушался он меня, выпил водицы из копытца, стал козленочком. Жду чуда, чтобы Иванушка снова стал мальчиком.

Уже осень. Вокруг темный лес. Осинки желтеют, камыш неподвижен. Омут темен и глубок. По воде плывут золотые листья. Но я, вслушиваясь в эту тишину, слышу топот копыт. Знаю, знаю! Это добрый молодец скачет на выручку. Быть большому празднику!

(Картина висит сейчас в Москве в Третьяковской галерее.)

«Иван-царевич на Сером Волке».

В сказках Ивана зовут по-разному, то это Иванушка-дурачок, то Иван – крестьянский сын. И всегда это младший сын, над ним смеются старшие братья. Но когда приходит беда, Иван всегда преодолевает все препятствия, всех врагов. Ему удается рассмешить даже царевну Несмеяну, разбудить Спящую красавицу, добыть Жар-птицу. И всегда у него добро побеждает зло.

Ведущий. Итак, мы побывали на выставке картин В. М. Васнецова.

Ведущий. Сейчас позвоним в «Сказочное бюро». Алло! Кто у телефона? Главный Сказочник? Куда теперь можно дальше идти по сказочной дороге?

Вы рекомендуете Алексея Николаевича Толстого? Хорошо, сейчас отправимся на горушку.

Сказка «Старик и волк».

Автор. У старика со старушкой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой – жеребец.

Волк (крадется к избушке, он голоден, поет):

Старик да старушка

Жили на горушке

В глиняной избушке.

У старика, у старушки

Паренек да девушка,

Петушок да курочка,

Пятеро овец,

Шестой – жеребец.

Паренек в сапожках,

Девушка в сережках.

Старик, старик, отдай петушка да курочку, а то съем старуху!

Автор. Жалко стало старику петушка да курочку, но делать нечего – отдал их волку. На другой день Волк опять прибежал.

(Воет-поет.)

Волк.Старик да старушка.

Жили на горушке

В глиняной избушке.

У старика, у старушки

Паренек да девушка,

Пятеро овец,

Шестой – жеребец,

Паренек в сапожках,

Девушка в сережках.

Волк. Старик, старик, отдай овечек, а то съем старуху. Жалко стало старику овечек, а старуху еще жальче – отдал он Волку овечек.

Автор. На третий день прибежал Волк.

Волк (поет).

Старик да старушка

Жили на горушке

В глиняной избушке,

У старика, у старушки

Паренек да девушка,

Да соломенный хлевец,

А в нем – жеребец.

Паренек в сапожках,

Девушка в сережках.

Волк. Старик, старик, отдай жеребца, а то съем старуху.

Автор. Отдал старик жеребца, Волк опять наутро прибегает.

Волк.Старик да старушка

Жили на горушке

В глиняной избушке.

У старика, у старушки

Паренек да девушка,

Паренек в сапожках,

Девушка в сережках.

Волк. Старик, старик, отдай паренька да девушку, а то съем старуху!

Старику так стало жалко паренька да девушку, схватил он кочергу и давай тузить волка. Бил, бил, покуда у того брюхо не лопнуло, и выскочили оттуда жеребец, а за ним пятеро овец, а за овцами петушок с курочкой.

Ведущий. Сказки можно начинать с присказок:

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка.

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Ведущий. Повторяем за мной, заучиваем присказку.

Дети. Сказка, сказка, прибаутка и т. д.

Ведущий. В сказках бывают концовки.

Слушайте!

И я там был,

Мед, пиво пил,

По усам оно бежало

В рот ни капли не попало.

Заучиваем концовку!

Дети (повторяют). И я там был и т. д.

Ведущий. В народе любят число три. Представляем вашему вниманию сказку «Три сестры».

Действующие лица: мать, старшая сестра, средняя сестра, младшая сестра.

Мать (дочкам). Я ухожу на работу. Девочки, приберите комнату.

Сестры (хором). Уберем, мама!

(Мать уходит.)

Старшая сестра. Я вчера прибирала.

(Расчесывает перед зеркалом волосы.)

Средняя сестра. Я потом уберу.

(Младшая сестра берет кастрюлю, ставит на плиту и начинает занимаеться уборкой в комнате.)

Мать (пришла с работы). А вот и я! (Достает из авоськи три яблока.)

Сестры. Мама принесла яблоки!

Мать (обращается к старшей и средней дочерям.) Постойте-ка, старшая и средняя мои дочери.

Мать (к старшей дочери). Ты вчера уже съела свое. А ты (к средней дочери). Потом съешь. (Подзывает младшую дочь.)

Мать. Иди-ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три яблока – тебе.

Старшая и средняя дочери. А нам! Мы тоже хотим.

Мать. А вы хорошо подумайте, почему младшей я отдала все яблоки.

(По Г. Мякунц.)

Ведущий. А теперь сказка «Три брата».

Действующие лица: сказочник, дракон, младший брат, страшная баба, средний брат, старший брат, девушки, принцесса, король, сказочник, дракон.

Автор. Жили три брата. У каждого было по две собаки. Пошли они счастья искать. Один пошел налево, другой направо, а самый младший – прямо, в королевский город. В городе царила паника, т. к. по главной площади гулял девятиглавый Дракон.

Дракон (с ревом). Отдай мне свою дочку, а не то я весь город разнесу.

Король (умоляюще). Уйди откуда пришел. Никого ты не получишь.

Младший брат (с гневом). Эй, Дракон! Зачем тебе Принцесса? Все твои девять голов глупые.

Принцесса. Спаси меня, милый человек. Убей Дракона!

Дракон (отбивается от собак, которые шли за своим хозяином.) Убери собак! Мне больно!

Младший брат (размахивает мечом). И вот так получайте, все девять голов! Дракону – драконья смерть.

Король (выбегает из дворца). Проси, что хочешь.

Принцесса (перебивает отца). Да, да! Проси, что хочешь. Ты мне очень понравился!

Младший брат (опустив глаза). И я тебя полюбил!

Король (весело). Вот и хорошо! Эй, слуги, готовимся к свадьбе!

Автор. Любил младший брат гулять по берегу моря. Только подошел к берегу – вдруг набежала огромная волна. Ударилась о берег. И из нее вышла страшная баба.

Страшная баба. Наконец-то ты мне попался! Зачем ты погубил моего верного девятиголового мужа?

(Взмахивает рукой, младший брат превращается в камень, а собаки его в мелкие камешки.)

Автор. Долго ли коротко шел в королевский город и средний брат. От принцессы он узнает, что случилось с его братом. Идет на берег моря. Поднялась огромная волна.

Страшная баба. Зачем ты явился сюда?

Средний брат. За братцем пришел.

Автор. Средний брат не успел моргнуть глазом, как тоже был превращен в камень, а также и его две собаки. Через некоторое время приходит в королевский город и старший брат. Узнал о своих братьях, об их превращении в камни, он пошел на берег моря. Набежала высокая волна. Только хотела сделать свое недоброе дело, как старший брат опередил ее.

Страшная баба. Ты… (речь ее обрывается словами старшего брата).

Старший брат. Ай! Какая ты красавица! А какая добрая!

(Происходит чудо. Из волны выходят две девушки.)

Девушки (улыбаются). Нас страшная баба заключила в эту волну. И быть бы в ней нам до тех пор, пока Страшную бабу не назовут доброй красавицей! Но чудо свершилось.

Автор. Взяли девушки по еловой веточке, ударили по камням. Пред ними предстали младший и средний братья вместе со своими собаками.

Автор. Обнялись братья. Началось веселье в городе. Младший брат вернулся к принцессе, а старший и средний женились на девушках из волны. Они счастливо зажили.

(Во время действия слышен шум моря. Затем сказки можно сравнить, сделать вывод.)

Ведущий. Теперь сказка нас зовет в кино. Идет смотреть мультфильмы.

(После просмотра мультфильмов дать задание: написать или зарисовать дома свой мультфильм. Состоится конкурс.)

Ведущий. Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.



Библиотечный урок

в 5 классе

Азбука нравственности

Тема нашего занятия – «Азбука нравственности». Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

О составляющих нравственного облика человека.

В какой стране мы с вами живем?

В демократической. Демократия – власть народа.

Что это значит «власть народа»?

Это значит, что люди непосредственно ответственны за построение свободного и справедливого общества. Это означает, что они должны быть достойными и порядочными людьми. Они должны быть преданными нравственным идеалам демократии.

О каких идеалах идет речь?

Речь идет об уважении прав гражданина, соблюдении закона, добровольном участии в общественной жизни и заботе об общем благе.

Существует такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он.

Что значит «достойный человек»?

Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.

Задание. Подумайте и приведите примеры из жизни, литературы, периодической печати, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.

Учащиеся отвечают.

Учитель. А вот пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны.

Чтение рассказа.

Во время войны в школе, где учился М. Сергеев, как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного. Никто из ребят в то время не был в Мавзолее В. И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, изобилующих буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще и рассказчик он был хороший. Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.

И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А в том, что Виктор, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: «Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе». Одноклассники обижались: «Ничего себе – «уважаю, уважаю», а списать не дает».

И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.

А ведь если вдуматься, Виктор был прав. У него были несомненные дарования, он и в Москве был первым учеником в школе, поэтому домашнее задание, выполненное им, сразу можно было отличить, тем более учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: «Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку». И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет «списал», а в подтексте этого слова слышится «украл». Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят… А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую домашнюю работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое…

Инсценировка французской баллады «Белая шаль».

Действующие лица: ведущий, Мать.

Ведущий. Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты. Он, почти мальчик, осужден на смертную казнь, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову. Ночью в камеру сына, подкупив стражу, приходит мать.

Мать. Рано утром меня примет король – я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королем и ты будешь прощен, утром в толпе увидишь меня в белой шали. Если же король ответит отказом, шаль будет черная.

Ведущий. И вот утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе, спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали. Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху, топор и одетого в красные одежды палача, что ее мальчик начнет просить прощения, тем самым унизив свое достоинство, достоинство революционера. А так он умер спокойно и достойно.

Учитель. Во время войны сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам, прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою «Белой шали», – допросы, пытки! И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы их многострадальные дети сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.

Декламация стихотворения С. Михалкова.

Жили три друга-товарища

В маленьком городе Эн.

Были три друга-товарища

Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого,

Долго пытали его –

Умер товарищ замученный

И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,

Пыток не вынес второй –

Умер, ни слова не вымолвив,

Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий язык развязал.

Не о чем нам разговаривать! –

Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.

Вот как погибли товарищи

В маленьком городе Эн.

Учитель. Чтобы быть порядочным человеком, обязательно ли быть героем?

Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.

Послушаем, что же случилось дальше с Виктором, эвакуированным в Иркутск из Москвы.

Чтение продолжения рассказа.

Однажды, возвращаясь вечером из школы, Виктор увидел, что в сумерках три довольно крепких «лба», как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою «правоту» кулаками, колотят паренька. Он не разглядел, кто это, как выяснилось потом, – его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидев явную несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы?.. Видимо, вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим.

Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил, и весьма ощутимо, парня, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего «младенца», возмутилась и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к директору, да еще и учинила ему скандал.

Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.

Директор велел ему подняться, и в голосе его чувствовалась ирония. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.

Итак, – сказал директор, – чья это работа?

Моя, – встал Виктор.

Кого угодно можно было представить в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился он для драки, поэтому сначала ему даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а просто сказал:

Ему попало за дело. Пусть расскажет сам…

Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал, уставясь в пол, потом начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: «Вот видите, вот видите! И это называется воспитание?»

Но тогда встали двое других участников драки и все сами рассказали. Мать пострадавшего покраснела и стала извиняться.

И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его проучить.

И все равно, – сказал Виктор, – трое на одного – это подло.

И все с ним согласились.

Учитель. Вот какая произошла непростая и неоднозначная история. Девчонки снова полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то что он по-прежнему не давал списывать.

Что же такое порядочность?

Это когда человек делает разграничение между тем, что ему хочется делать (например, списать у товарища выполненное домашнее задание, украсть что-либо в магазине), и тем, что он должен делать (уважать сделанное другими людьми, права собственности и т. д.).

Работа в группах.

Задание. Опишите качества, которыми должен обладать достойный и порядочный человек. Аргументируйте свою точку зрения.

Группа 1 – внутренние качества: отношение человека к миру, к людям, его собственная линия поведения.

Группа 2 – качества предоставления: что человек дает другим людям.

Учитель. Таким образом, мы с вами определили 10 качеств, характеризующих порядочного человека. (Учитель записывает их на доске.)

Внутренние качества, которые развиваются из внутренних установок личности и определяют отношение к миру, к людям и линию поведения: честность, смелость, дисциплинированность, верность, неконфликтность.

Качества предоставления – то, что человек в процессе общения и взаимодействия дает другим и что в конечном итоге влияет на его внутренний облик: уважение, любовь, доброта, преданность, бескорыстие.

Народные промыслы России.
Золотая хохлома, тульский самовар, дымковская игрушка, посадский платок, жостовские подносы
(Билиотечный устный журнал для учащихся 5–6 классов)


Оборудование: выставка изделий народных промыслов; к/ф «Народное декоративно-прикладное искусство».

Эпиграф: Работа хороша, если в ней польза и душа. (Пословица.)

Слово учителя: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы.

(Звучит песня «О России».)

Да, полюбить Россию можно тогда, когда хорошо узнаешь трагическую и героическую историю русского народа. Россия была, есть и будет, а, следовательно, жив русский народ и его прекрасное творение. Мы учится в русской школе и нам, как никому другому, дорого все, что связано с нашим народом.

1. Наше знакомство начинается с «Золотой хохломы»

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это сказка, но сказка – ложь, да в ней намек. Не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота, которая зовется Хохломой. А появилось это искусство в 17 веке в селе Хохлома. Хохломские изделия изготавливают из липы, березы. Хохломской росписью расписывали домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались как музыкальный инструмент. Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.
2. Вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада.

Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные платки и шали, которые пользуются спросом как у нас, так и за рубежом.

Частушки

1. Вы, подружки мои, в стороне не стойте,

А частушки про платки веселее пойте.

На платочке 2 цветочка – голубой да синенький

Про любовь никто не знает, только я да миленький.

2. Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал,

Поведу машину лугом, чтобы милый увидал.

3. Нынче красненький платочек на кудрях своих ношу,

На кого взгляну разочек, в миг того приворожу.

4. Супостаточка моя в беленьком платочке

Перед милым вертится, как змея на кочке.

3. А теперь мы отправляемся в путь, в село Дымково.

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

В XIX – в начале XX века в Дымково жил ремесленный люд – рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечники. Игрушки делали в основном зимой и ранней весной, когда шла подготовка к весенней ярмарке. Эта ярмарка проходила в мае в Кирове, раньше этот город называли Вяткой. Отличительной чертой этого праздника был свист, отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья». Все посетители ярмарки считали своим долгом посвистеть в свистульки. Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барышни, расписные птицы. Какую из игрушек ни возьми, сразу видно, это неповторимая дымковская. Честь и хвала дымковским мастерицам!

4. И снова в путь, в подмосковное село «Жостово».

Предшественниками жостовских железных подносов были изделия из благородных металлов: серебра и золота, существовавшие еще в римские, греческие, египетские времена. А близкими родственниками в России стали нижнетагильские подносы, известные с середины XVII века. Но в начале XIX века этот промысел пришел в упадок, уральские подносы были вытеснены жостовскими. Деревня Жостово бывшей Троицкой волости Московской губернии поначалу имела промысел кустарный, надомный. Осип Вишняков объединил существовавшие до этого разрозненные надомные промыслы, основав свою постоянную фабрику. Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов. В прошлом жостовские изделия украшались пейзажами со сказочными замками, жанровыми сценами, позднее – цветами. Цвет фона разнообразный, классический – черный, жостовские подносы поражают воображение, рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщаться к этой красоте.

5. Тульские самовары.

Глухая тоска без причины

И дум неотвязный угар

Давай-ка наколем лучины,

Раздуем себе самовар.

Настоящей самоварной столицей является Тула. Первая самоварная фабрика там была основана в 1778 году, а к 1890 году их было уже 74. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и рюмки, «банки». Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары. Борис Садовский сказал: «Самовар в нашей жизни, бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги». Самовары в России стали делать во второй половине XVIII века. В.И.Даль определяет самовар как «водогрейный для чаю сосуд», большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар – символ уюта, домашнего тепла, семейного очага.

6. Просмотр видеофильма.

– Какие промыслы представлены в фильме? (Каргопольская игрушка, Вологодское кружево.)

Обобщение.

Итак, мы познакомились с народными промыслами Центральной России, но народные умельцы есть и в Северной России, на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе. И в будущем мы познакомимся с этими промыслами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое труд? iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое труд? iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое труд? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический...
Что такое труд? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический...
Что такое труд? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания?
Что такое труд? iconЧто такое мировоззрение?
...
Что такое труд? iconЧто такое хорошее образование, что такое качественное образование?
Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи
Что такое труд? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Что такое труд? iconТы и твоя семья
Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и...
Что такое труд? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Что такое труд? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива
Что такое труд? iconУроки 7 16 Задание на дом. Написать сочинение на тему «Труд в моей жизни»
«Все говорят, что наш детский труд — это учение Потом, когда вырастем, — наш труд — работа на благо страны По-моему, такие громогласные...
Что такое труд? iconУченик 9 ”Б” класса, Шандалов Дмитрий Научный
В этой главе вы узнаете что такое импульс,удельный импульс, закон сохранения импульса,принцип реактивного движения, а также, что...
Что такое труд? iconЧто такое болото?
Что такое болото? В зависимости от состава растительного покрова ботаники делят болото на лесные, кустарниковые, кустарничковые,...
Что такое труд? iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассматривается что такое загрязнённые воды, какова роль и влияние загрязнений, какие существуют источники загрязнений,...
Что такое труд? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На прошлых уроках мы говорили о том, что такое программное обеспечение компьютера. Напомните, пожалуйста, что эта такое, какие виды...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск