« Уроки здоровья» (Образовательная программа дополнительного
образования для детей младшего школьного возраста.
Срок реализации программы - 2 года) .
Тип программы: модифицированная
Направление деятельности: эколого-биологическая
Возрастной диапазон: младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.
Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.
Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем, » – считал Н.М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласиться. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием. Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью. Актуальность программы. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. ПОСТАВЛЕНЫ ЗАДАЧИ:
организовать творческую активность и самостоятельное экспериментирование детей на занятиях;
формировать двигательный режим школьников, который обеспечит активный отдых и удовлетворит естественную потребность в движениях;
воспитывать социально адаптированную и гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
формировать коллектив.
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА:
укрепление здоровья школьников, формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;
социальное формирование личности с учётом её фактора развития, воспитание человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;
корректировку и развитие психических свойств личности детей.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА. Программа ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребенка.
Содержание занятий подразумевает введение сказочных и игровых сюжетов и персонажей. Игра на занятии позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.
Форма проведения занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.
На занятиях используются различные методы и приемы обучения:
Методы
|
Приемы
|
Объяснительно-иллюстративные
|
Рассказ, демонстрация, беседа, экскурсия
| Репродуктивные
| Практическое занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом
| Эвристические
| Творческое задание
|
Оценка результатов деятельности.
На самих занятиях используются словесные одобрения. На поставлены вопросы дети могут давать любые ответы, без страха включаться в обсуждение разных вопросов, учиться отстаивать свое мнение и прислушиваться к другим.
В конце каждого года обучения проводятся обобщающие уроки, на которых в игровой и непринужденной форме проверяются знания, умения и навыки учащихся по программе. Родители на собраниях отвечают на вопросы анкет, где отмечают положительные или отрицательные изменения у детей в отношении к своему здоровья, в соблюдении норм гигиены, в проявлении эмоционально-волевых качеств характера.
. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на два года для учащихся 1 – 4 классов. Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-12 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу. В год – 72 часа.
Основным условием приёма является желание учеников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план 2 года обучения
ТЕМА
| Количествочасов
| всего
| теория
| практика
| 1. Почему мы болеем.
| 2
| 2
| 4
| 2.Кто и как предохраняет нас от болезней?
| 4
| 1
| 3
| Кто нас лечит.
| 5
| 2
| 3
| Прививки от болезней.
| 4
| 1
| 3
| Что нужно знать о лекарствах.
| 4
| 1
| 3
| Как избежать отравлений.
| 4
| 2
| 2
| Первая помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом
| 3
| 1
| 2
| Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
| 5
| 1
| 4
| Правила безопасного поведения на воде.
| 3
| 1
| 2
| Правила обращения с огнем.
| 3
| 1
| 2
| Как уберечься от поражения
электрическим током.
| 2
| 1
| 1
| Травма.
| 3
| 1
| 2
| Предосторожности при общении с животными.
| 3
| 1
| 2
| Если укусила змея.
| 2
| 1
| 1
| Безопасность при любой погоде.
| 3
| 2
| 1
| Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
| 2
| 1
| 1
| Первая помощь при травмах.
| 3
| 1
| 2
| Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
| 3
| 1
| 2
| Сегодняшние заботы медицины.
| 4
| 3
| 1
| 20. Как вести себя в общественныхместах.
| 2
|
| 2
| 21.Как вести себя, если что-то болит.
| 2
| 1
| 1
| 22. Как вести себя за столом.
| 2
| 1
| 1
| 23. Как вести себя в гостях.
| 2
| 1
| 1
| 24. Итоговые занятия
| 2
| 1
| 1
| Итого
| 72
| 50
| 22
|
Содержание программы ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Почему мы болеем.
Причина болезни.Признаки болезни.
Практические занятия
Тест «Твое здоровье». Игра-соревнование «Кто больше?».
Практикум «Как помочь больному»
| 2. Что и как предохраняет нас от болезней?
Как организм помогает себе сам? Что такое здоровый образ жизни.
Режим дня.
Практические занятия
Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки.
Оздоровительная минутка.
| 3.Кто нас лечит.
Какие врачи нас лечат.Встреча с врачом-педиатром.
Практические занятия
Динамический час.Валеологический самоанализ.
| 4. Прививки от болезней.
Инфекционные болезни. О прививках.
Практические занятия
Игра-соревнование «Кто больше?». Анализ стихотворения
С. Михалкова «Прививка». Игра «Полезно-вредно»
| 5. Что нужно знать о лекарствах.
Какие лекарства мы выбираем?Домашняя аптечка.
Практические занятия
Игра «Валеологический светофор». Практикум «В аптеке»
| Как избежать отравлений.
Отравление лекарствами.Пищевые отравления.
Практические занятия
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?». Практикум «Помоги себе сам». Оздоровительная минутка
| Первая помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом
Признаки пищевого отравления. Отравление ядовитыми веществами.Отравление угарным газом.
Практические занятия
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» Практическая работа: измерение частоты пульса.
| Правила безопасного поведенияв доме, на улице, в транспорте.
Опасность в нашем доме.Как вести себя на улице.
Практические занятия
Игра «Валеологический светофор». Практикум «Пешеходный переход». Игра «Да и нет».
| Правила безопасного поведения на воде.
Вода – наш друг. Правила купания в открытой воде.
Практические занятия
Динамический час. Викторина «Водоемы нашей местности»
| Правила обращения с огнем.
Чтобы огонь не причинил вреда. Правила поведения при пожаре.
Практические занятия
Практическая работа «Эвакуация при пожаре в школе». Командная игра «Пожарная каска»
| Как уберечься от поражения электрическим током.
Чем опасен электрический ток? Правила обращения с бытовыми электроприборами.
Практические занятия
Первая помощь пострадавшему. Игра «Валеологический светофор»
| Травма.
Как уберечься от порезов, ушибов, ссадин. Как оказать первую помощь.
Практические занятия
Практикум по теме. Динамический час.
| Предосторожности при общении с животными.
Что мы знаем о собаках и кошках?Первая помощь при укусах кошек и собак. Правила обращения с животными.
Практические занятия
Анкетирование «Четвероногий друг». Практикум «Помоги себе сам»
| Если укусила змея.
Укус змеи и первая помощь.
Практические занятия
Игра «Самый внимательный»
| Безопасность при любой погоде.
Если солнечно и жарко.Если на улице дождь и гроза.
Практические занятия
Игра «Полезно- вредно». Динамический час.
| Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
Как помочь себе при тепловом ударе.Если ты обжегся или
обморозился.
Практические занятия
Игра «Валеологический светофор». Практикум «Помоги себе сам»
|
Первая помощь при травмах.
Растяжение связок и вывих костей.Переломы.Если ты ушибся или порезался.
Практические занятия
Наложение холодного компресса. Наложение шины. Бинтование раны.
|
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
Если в глаз, ухо или нос попалпосторонний предмет.
Практические занятия
Практикум по теме. Оздоровительная минутка.
|
Сегодняшние заботы медицины.
Неизлечимые болезни века. Как вырасти здоровым.
Практические занятия
Динамический час. Тест «Оцени себя сам
|
20.Как вести себя, если что-то болит.
Что такое боль.
Практические занятия
Кроссворд по теме. Игра «Закончи фразу»
|
21. Как вести себя за столом.
Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Практические занятия
Практическая работа: сервировка стола. Кроссворд «Аппетит».
Практикум по теме «Обед».
|
22. Как вести себя в гостях.
Ты идешь в гости. «Вредные советы» Г. Остера.
Практические занятия
Игры «Закончи предложение», «Гости на пороге». Динамический час.
|
23. Как вести себя в общественных местах.
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.
Практические занятия
Игра «Выбери правильный ответ». Практикум «Мы - пассажиры»
|
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
основные причины и признаки распространенных детских болезней;
названия специальностей некоторых врачей, направления их работы;
значение прививок, лекарственных средств;
как избежать отравлений и как оказать первую помощь;
как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе,
травме, ушибе или порезе, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;
меры предосторожности при общении с животными.
уметь:
оказывать первую помощь в случае обморожения, теплового удара,
травмы, ушиба или пореза, попадания инородных тел в глаз, ухо, нос;
применять на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, на воде, с огнем, при общении с животными.
|