Скачать 118.69 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 6» ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОЖЬ-ПОРОК, НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО? Бердникова Ксения ученица 7 -го класса МАОУ «Гимназия № 6» город Стерлитамак Республика Башкортостан Руководитель работы: Батыршина Альфия Фидаиловна, учитель истории и обществознания, МАОУ «Гимназия № 6» город Стерлитамак Республика Башкортостан 2012 План 1.Актуальность работы 2.Гипотеза исследования 3.Цель исследования 4. Задачи 5.Метод исследования 6.Основная часть а )Определения лжи, запечатленные в пословицах и поговорках разных народов, в художественных произведениях б) Может ли ложь быть полезной для человека? Есть ли ситуации, допускающие высказывания лжи? в) У русского народа много пословиц, констатирующих, что ложь — часть повседневной жизни народа, дело обыденное. г) Ложь в религиях (приложение 1) е) Ложь в истории (приложение 2) ж) Памятка родителям и педагогам «Как не научить ребенка лгать» (приложение 3) 7. Исследовательская часть (анализ анкеты, проведенной среди обучающихся 6-10 классов, всего 210 человек)) а) Причины лжи (по результатам анкеты и обзор научной литературы) 8. Проведение цикла занятий на тему «Учимся говорить правду» 9. Практическая значимость работы 10. Литература 11. Источники иллюстраций Актуальность. Я не раз сталкивалась с ложью и наблюдала весьма неоднозначное к ней отношение взрослых. А как относятся к этому окружающие? Как часто в нашей жизни встречается ложь? Можно ли избавиться от лжи? Чтобы найти исчерпывающие ответы на эти вопросы, я решила исследовать данную проблему, так как она очень актуальна для меня и моих одноклассников Гипотеза . Существует значительное различие в оценке лжи и причинах её использования окружающими Цель исследования: Исследовать особенности проявления лжи в поведении человека в разных ситуациях Задачи: 1.Собрать информацию о разных подходах в литературе к пониманию лжи 2.Определить возможные причины проявления лжи (анкетирование) 3.Проанализировать информацию 4. Подобрать программу по борьбе с проявлением лжи и оценить результаты Метод исследования: анализ анкет и научной литературы ЛОЖЬ по определению Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова,- «намеренное искажение истины, неправда». В процессе воспитания из поколения в поколение нам передаётся представление о том, что ложь – это плохо, что лгать нельзя. В научной, философской, художественной литературе есть много определений лжи. Философы, богословы единодушны в высказываниях: ложь — это грех. «У греха много орудий, но ложь — это рукоятка, которая подходит к любому из них». ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Определения лжи, запечатленные в пословицах и поговорках разных народов, в художественных произведениях
Итак, ложь и ее проявления очень разнообразны. Большинство людей, живших и живущих на планете, признают, что ложь — это плохо. Но всегда есть исключения из правил, и даже смертоносный яд бывает полезен в минимальной дозе. Может ли ложь быть полезной для человека? Есть ли ситуации, допускающие высказывания лжи? За ответом на этот вопрос мы обратились к философской литературе и нашли высказывания, которые оправдывают ложь. Следует заметить, что эти высказывания очень неопределенные
У русского народа много пословиц, констатирующих, что ложь — часть повседневной жизни народа, дело обыденное.
Народ признает, что лживость присуща всем людям и во все времена. Из пословиц следует, что ложь облегчает жизнь, помогает решить продовольственные и материальные проблемы. У россиян есть пословицы, прямо призывающие ко лжи:
Но большинство пословиц осуждают ложь и лгунов. Считалось, что если человек врет, то ему веры нет ни в чем. Такой человек может и украсть, и предать. Про лгунов говорили:
Ложь – в религиях Египетская «Книга мертвых», написанная около 4000 лет назад, - инструкция как вести себя перед богами в загробном мире. («…Я не творил несправедливости и не убивал… Я не делал зла…Я не лгал.. Я чист, я чист, я чист…») Заповеди мировых религий осуждают ложь Буддизм «Не лги в речах своих, будь честным и искренним» Рис. 1. Буддистский храм Ислам « Верующий лжецом быть не может» Рис. 2 Мечеть в городе Стерлитамаке – центр исламского мира Христианство «Не говори неправду про других» Рис. 3. Христианский храм Ложь в истории Ложь в событиях истории никому не приносила выгоды, за исключением событий, связанных с Троянским конем. Рис.4. Троянский конь Рис. 5. Лжедмитрий 1 (Григорий Отрепьев) 1605-1606гг. Рис. 6. Лжедмитрий 2 («тушинский вор») 1606-1610гг. Рис. 7. Емельян Пугачев предводитель Крестьянской войны 1773—1775гг. Рис. 8. Чем грандиознее ложь, тем легче ей готовы поверить. А. Гитлер ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ Вопрос: Часто ли вы прибегаете ко лжи? Вопрос: Считаете ли вы ложь необходимой и оправданной? Таким образом, большинство опрошенных отрицательно относится ко лжи (56%), однако, несмотря на это , часто прибегают ко лжи (46%) Вопрос: В каких случаях вы чаще всего лжете? Большинство опрошенных лжет по телефону (45%), а не при непосредственном общении (21%) Вопрос: По каким признакам можно определить, что собеседник говорит не правду? Вопрос: Когда Вам лгут, какие чувства Вы испытываете: Таким образом, когда лгут респонденты испытывают такие чувства, как обида (23%), огорчение (21%), раздражение (25%) Вопрос: Когда лгут респонденты испытывают такие чувства, как обида (23%), огорчение (21%), раздражение (25%) Когда респондент врет сам окружающим, он испытывает разочарование (25%), раздражение (24%) Сравнительная диаграмма изменения реакции человека на ложь в зависимости от ситуации Таким образом, когда респондент лжет сам, он больше испытывает понимание (12%), чем когда окружающие лгут ему Вопрос: Почему вы лжете? Анализ результатов анкетирования позволяет определить причины лжи
После анкетирования был проведен цикл занятий с привлечением классного руководителя, социального педагога и психолога Цикл занятий на тему «Учимся говорить правду» Вопросы методики:
7.Считаете ли вы себя лжецом В 67% случаев респонденты дали положительные ответы на вопросы вышеуказанной методики, после проведения занятий, которые включали игры, сказки, творческие задания, количество положительно отвечающих на приведенные вопросы уменьшилось до 59%. Рис. 9. Фрагмент из цикла занятий «Учимся говорить правду» (избавляемся от вредной привычки лгать – лепим гору Вранья) Рис. 10. Фрагмент из цикла занятий «Учимся говорить правду» (раскрашиваем страхи цветными красками и они уже не так страшны) Практическая значимость работы: Приведенные результаты работы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Целенаправленная методика по борьбе с ложью дает положительные результаты. В ходе исследования были разработаны полезные рекомендации: Как распознать лжеца
Советы (пожелания) обманщикам
Что делать, если Вам лгут
Никогда не поздно замолчать, если знаешь, что лжешь А. Дюма ЛИТЕРАТУРА 1. Девина Ирина | Правда о лжи | Газета «Школьный психолог» № 06/2009 2. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ издательство: Канон+ РООИ "Реабилитация«, 2010 3. Ложь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. И доп.) — СПб., 1890—1907. 4. Фрай. О. Ложь: три способа выявления / О.Фрай. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 5. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь , СПб.: «Питер», 2001 6. Роберт Т. Байярд Ваш беспокойный ребенок. – М.: 1991 7. Айхорн А. Трудный подросток. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001 8. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993 9. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994 10. Интернет – ресурсы:
ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ Интернет- ресурсы: 1.http://ru.wikipedia.org
3.http://nsc.1september.ru/ 4 .Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, Н.С. Павлов, В.А. Рогожкин Истрия России 16-18 века. Учебник для 7-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2010 г. 5 .Данилов Д.Д., Клоков В.А., Рогожкин В.А. Российская история. XX – начало XXI века: Учебник для 9 кл. основной школы. М: Баласс, 200 Приложение 1 Приложение 2 Ложь в событиях истории никому не приносила выгоды, за исключением событий, связанных с Троянским конем. Приложение 3 Памятка родителям, педагогам |
Урок (технология + история) по теме "Кулинария это наука или искусство?" Интегрированный урок (технология + история) по теме "Кулинария это наука или искусство?" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «выключено» (это соответствует цифре 0). Каждая «клетка» памяти компьютера называется битом, (от английского binary digit или сокращенно... | ||
Детская ложь: причины и решение проблемы Детская ложь – это свидетельство не моральных, а психологических проблем ребенка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение истина или ложь,, могут быть числами, формулами или текстом | ||
Классный час : «Правда и ложь» Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,... | Классный час: «Правда и ложь». Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,... | ||
Изучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование) Например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения,... | Изучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование) Например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения,... | ||
Исследовательская работа Математическое искусство Целью данной работы является исследование становления и развития имп-арта, исследование основных приемов создания невозможных фигур,... | Что спасает: ложь или правда? Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей собственной душе | ||
Смысл цвета в социальной реальности (социально-философское исследование) Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но... | Наука Чувашской Республики в цифрах и фактах Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но... | ||
Исследование цветовой гаммы исследование естественного освещения... Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слово «технология» пришло из технического мира и наиболее приемлемо к производственному процессу. Оно происходит от греческих слов... | ||
Ктивный курс п o литературе для 11 класса «Сер e бряный в e к: история, искусство, поэзия» В течение примернo четверти века – с начала 90 – Х годoв до oктября 1917 года – радикально oбновились все стoрoны жизни Рoссии –... | Конспект Компьютерный вирус это программный код, встроенный в другую... Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об... |