Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 484.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации30.04.2014
Размер484.54 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Информатика > Литература
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ –

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА




В помощь педагогу дополнительного образования

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ


В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим

принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании

детей. Пособие адресовано педагогам дополнительного образования детей.
Составила :

методист МКОУ ДОД – ДДТ

Зенкина В.А.

2013г.

Аркадак
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Ключевые понятия «технология», «педагогическая технология»

  2. Педагогические технологии в дополнительном образовании

  3. Технология развивающего обучения

  4. Технология проблемного обучения

  5. Технология модульного обучения

  6. Игровые педагогические технологии

  7. Информационно-коммуникативные технологии

  8. Технология коллективной творческой деятельности

  9. Технология коллективного способа обучения

  10. Технология проектного обучения

  11. Здоровьесберегающие технологии

  12. Заключение

  13. Литература


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

«ТЕХНОЛОГИЯ», «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Слово «ТЕХНОЛОГИЯ» пришло из технического мира и наиболее приемлемо к производственному процессу. Оно происходит от греческих слов techno – искусство, мастерство, умение и logosнаука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Задача технологии, как науки, заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей в целях определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

Технология – средство и фактор развития общества, его организованности и упорядоченности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).

Таким образом, понятие «технология» имеет отношение к любой практической деятельности, где требуется ответить на вопрос: как эффективно и рационально достичь результата?
Понятие «технология» включает три составляющих:


  • содержание – «что?» - основополагающие принципы: системы – научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.;

  • ресурсы – «чем?» - инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих;

  • кадры – «кто?» - «реализаторы».


Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других.
Современные трактовки понятия «педагогическая технология»



  1. «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

  2. «Педагогическая технология» означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

  3. «Педагогическая технология» - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

  4. «Педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

  5. «Педагогическая технология» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

  6. «Педагогическая технология» - это системный метод создания, применения. определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).


Отличительные признаки понятия «педагогическая технология»:

    • в основе технологии лежит методологическая позиция автора;

    • функционирование технологии предполагает определенный порядок всех педагогических действий, обеспечивающих достижение планируемых результатов;

    • реализация технологии предусматривает обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в совместной деятельности педагога и воспитанников;

    • технология должна быть посильной для осуществления любым педагогом в любом учебном заведении;

    • психологическая сущность технологии.- ориентированное обучение, содержащее определенные диагностические процедуры для изменения результатов деятельности.



Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Современная педагогика тем самым стремится встать в ряд научных дисциплин, для которых главной задачей является точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:


  1. выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому; происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как зачастую у нас работают высоко квалифицированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией;




  1. в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не "чему учить?", а "как учить?" т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития;




  1. учреждение дополнительного образования- особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.



Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности воспитанников и организационные формы образовательного процесса.
Современная школа перегружает головы учеников знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.
Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не "выпадает" из учебного процесса.

Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:


  • воспитанники приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

  • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

  • психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать
    различные направления и формы занятий;

  • допускается переход воспитанников из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).


ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Принципы развивающего обучения:


  • общее развитие всех обучающихся;

  • обучение на высоком уровне трудности;

  • ведущая роль теоретических знаний;

  • изучение материала быстрым темпом;

  • осознание детьми смысла процесса обучения;

  • включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;

  • проблематизация содержания;

  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

  • использование логики теоретического мышления:

  • обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;

  • целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения и т. д.


Технология проведения занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков), включает:

    • ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;

    • выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;

    • выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;

    • выполнение творческих заданий для развития интереса к определённому виду деятельности.


В современной педагогике различают следующие группы качеств личности:
ЗУН – знания, умения, навыки;

СУД – способы умственных действий;

СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

СЭН – эмоционально-нравственная сфера;

СДП – деятельностно-практическая среда.

Все они взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.

Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
Технология развивающего обучения = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую воспитанник может выполнить с помощью педагога.
Цели технологии развивающего обучения:

  • формировать теоретическое сознание и мышление;

  • формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;

  • воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.


ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ


Наиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Основана была на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.

Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

Принципы проблемного обучения:

  • самостоятельность в работе воспитанников;

  • развивающий характер обучения;

  • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

  • использование алгоритмизированных дидактических задач.


Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:

  • создание проблемных ситуаций;

  • обучение воспитанников в процессе решения проблем;

  • сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.


Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Проблемные ситуации чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Проблемный вопрос имеет следующие отличительные черты:

  • сложность, выступающая в форме противоречия

  • ёмкое содержание

  • увлекательная форма

  • доступный для воспитанника уровень сложности.


В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу, как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа:


I этап:

осознание проблемы. Воспитанники вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы.

II этап:

формулирование гипотезы.

III этап:

решение проблемыдоказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требует от воспитанников переформулировки задания или вопроса.

IV этап:

общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.


Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что воспитанникам необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе занятия. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.

Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения


  • ознакомление воспитанников с планом занятия и постановка проблемы;

  • дробление проблемы на отдельные задачи;

  • выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;

  • анализ полученных результатов, формулировка выводов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск