Урок (технология + история) по теме "Кулинария это наука или искусство?"





Скачать 147.31 Kb.
НазваниеУрок (технология + история) по теме "Кулинария это наука или искусство?"
Дата публикации24.08.2014
Размер147.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Интегрированный урок (технология + история) по теме "Кулинария - это наука или искусство?"

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории, Преподавание в начальной школе


Цели урока:

Образовательные:

ознакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками;

показать влияние оформления блюд на аппетит человека;

научить готовить изысканное блюдо из заварного теста.

Развивающие:

развивать интерес к учению, к профессиям в сфере общественного питания;

развивать умение в приготовлении изделий из заварного теста творческих способностей учащихся;

развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

создать условия для творческой самореализации личности;

воспитывать самостоятельность, аккуратность и культуру труда при выполнении работы, интерес к кулинарным рецептам
Тип урока: интегрированный (технология + история)
Методы обучения: дискуссия с элементами лекции и беседы, демонстрация наглядных пособий, блюд; работа с дополнительной литературой и интернетом; демонстрация трудовых приемов, мастер-класс.
Объекты работы: полуфабрикаты из заварного теста, крем
Наглядно-иллюстрационный материал:

презентация к уроку;

книги по кулинарии;

схема-плакат «Связь кулинарии с другими науками»;

музыкальное сопровождение «Лебединое озеро».
Оборудование и инструменты:

ДVД диск с музыкой «Лебединое озеро»;

мультимедиа проектор;

ноутбук «AQUARIUS»;

экран;

подарочные издания книг по кулинарии;

посуда;

скатерть;

салфетки;

ножницы;

спецодежда.
Межпредметная связь: история, биология, физика, медицина, физиология питания, литература
Профориентация: родственные профессии – кондитер, повар, кулинар.
ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание

Презентация

I. Организация урока Приветствие. Сообщение темы и целей урока. На доске тема урока. Слайды 1-2

II. Актуализация опорных знаний Учитель технологии. Кто из нас не любит вкусно поесть? Наверное, мало найдется таких уникальных типов. Хорошо приготовленная пища – это маленький праздник для желудка, возможность получить настоящее удовольствие. Именно в этом случае нам на помощь приходит кулинария. Ну а все-таки: Что такое кулинария? (Ответы уч-ся)

Первое что приходит на ум – кастрюли, сковородки, тарелки, и как результат – ужин на столе.

III. Изучение нового материала Учитель технологии. В словаре понятие кулинария объясняется так:

Кулинари'я или кулина'рия (от лат. culina – кухня)– область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи или собирательное название кушаний.
По преданию, Кулина была служанкой и помощницей мифического врачевателя Эскулапа (покровителя медицины) и его дочери Гигеи (покровительницы здоровья).
Но по некоторым данным «кулинария» – слово французского происхождения и можно сказать, что французы заслужили это право. Ведь французская кулинария и кулинарные рецепты славятся на весь мир. Вообще изучение кулинарных рецептов различных стран и народов – очень интересное и занимательное занятие. Японское суши, французские устрицы, итальянское спагетти, украинский борщ, грузинское лобио, испанская паэлья, швейцарское фондю – вот самый минимальный список блюд, от одних названий которых уже начинают течь слюнки и хочется сразу же пойти на кухню и приготовить себе что-нибудь вкусненькое. Но на самом деле, кулинария – это немного больше … Но в начале, обратимся к истории.
Учитель истории. Два миллиона лет назад первый человек появился из стада до-человеческих приматов. Мы начали проходить через важные эволюционные этапы – научились ходить на двух ногах, мозг стал крупнее. Кроме того полтора миллиона лет назад наши предки научились готовить продукты. Готовые продукты легче переварить, безопаснее хранить, и это самый эффективный способ добавления сложных белков в диету раннего человека. Способность готовить пищу стала ключевой в развитии умственных способностей человека. Кулинария открыла разнообразие новых ингредиентов нашим голодным предкам. Ядовитые и несъедобные корни стали съедобными в запеченном виде. Неперевариваемые и твердые части пойманных животных стали нежными и вкусными. Со временем и сам способ нагревания еды претерпел эволюционные изменения. От открытого огня и запекания в углях, доисторический кулинар перешел к различным способам приготовления, поняв, что они также влияют на вкус пищи.
Учитель технологии. Сегодня на уроке, используя все свои знания умения и навыки, мы с вами попробуем ответить на вопрос нашей темы – Кулинария это наука или искусство?

На прошлом уроке вы получили задание по группам найти аргументы доказывающие:

I группа: Кулинария – это наука,

II группа: Кулинария – это искусство.
Слово 1 группе: Уч-ся 1 группы доказывают что кулинария – это наука (Приложение 1)
Учитель технологии (вступая в дискуссию)
– Поднимите руки те, кто не любит чистить и тем более резать лук?

– А кто может объяснить: почему мы «проливаем слезы» когда режем лук?
Научное объяснение
В клетках лука содержатся вещества летучей серы, которые выпускаются в воздух, когда в них вонзается нож. На глазах появляются слезы, потому что организм пытается смыть или растворить химические вещества перед тем, как они повлияют на глаза. Слезы – естественный способ организма смыть вредные вещества.

Существуют способы нарезки лука без слез. Например,

очки для плавания создают физический барьер между веществами и глазами;

охлаждение луковицы в холодильнике перед нарезкой снижает выделение вредных веществ ;

жевание петрушки окисляет вещества серы, обезвреживая их;

еще один способ – поставить зажженную свечку рядом с разделочной доской. Как и жевание петрушки, этот процесс тоже окислит серу, изменит ее состав так, что она больше не будет вызывать слезы. Можно намочить порезанную пополам луковицу холодной водой – вода вступит в химическую реакцию с серой и не даст ей выделяться в воздух

или под конец можно высунуть язык, пока режете лук – влага на языке впитает химические вещества в воздухе до того, как они доберутся до глаз.
Учитель технологии. Сделаем вывод: кулинария – это наука? … (Ответы уч-ся)
Вывод: Кулинария – это наука о здоровой, вкусной и разнообразной пище, основанной на научной основе.
Учитель истории. А кто нам готовит здоровую, вкусную, разнообразную пищу? (Ответы уч-ся) Конечно же, – повара.

Известна история о Наполеоне, который, придя к власти, вызвал к себе повара и сообщил ему, что в его меню никогда не должно быть курицы. Объяснялось это просто. Бонапарт вырос в семье, которая жила на средства, получаемые от переработки кур. В их доме кур готовили на первое и второе, на завтрак, обед и ужин. Повар императора был крайне удивлен. Еще никто и никогда не говорил ему о том, что и как готовить. Когда наутро Наполеон увидел на столе курицу, он тут же позвал к себе кулинара. Тот предложил императору лишь попробовать приготовленное блюдо. Монарх согласился и отломил небольшой кусочек от птицы. Распробовав блюдо, Наполеон больше никогда не давал никаких указаний своему повару. Почему? (Ответы уч-ся)
Учитель технологии. Профессия повара является древнейшей профессией и в настоящее время ведущей рабочей профессией в общественном питании. От работы повара зависит здоровье людей. Он должен придерживаться рецепта, соблюдать определенную последовательность, соблюдать элементарные правила санитарии и гигиены, Т.Б.

– А какие родственнее профессии есть у повара? (Ответы уч-ся: кулинар, кондитер. Работа в отраслях пищевой промышленности: хлебопекарное производство, производство молочных продуктов, мясных продуктов, изделий из рыбы и морепродуктов, производство сахара и кондитерских изделий, консервирование плодов и овощей, виноделие и пивоварение, микробиологическое производство.)
– Слово II группе. Они приведут свои аргументы и докажут что кулинария – это искусство.
Уч-ся 2 группы доказывают что кулинария – это искусство (Приложение 2)
Учитель технологии. История развития человечества от древнейших времен до наших дней знавала невиданные взлеты поварского искусства и такие же резкие падения. То еду возносили до небес, считая ее одним из самых лучших удовольствий, то относились к ней чуть ли не с презрением, считая, что даже разговоры о продуктах и блюдах «недостойны истинного джентльмена». Взять древних эллинов. В Спарте относились к питанию сдержанно: в походе и на войне надо было обходится простой в приготовлении пищей. А совсем рядом, в Афинах, изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь – в козленке, козленок – в овце, овца – в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю доставалась та самая маслинка.

Удивительно ли, что позднее в Древнем Риме поварское искусство достигло расцвета именно при помощи поваров греков? С кулинарами считались, от них зависел престиж того или иного знатного дома. Затем после длительного застоя, в конце средних веков, благодаря бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг и Сицилия. При короле Людовике XIV испытала подъем поварского искусства Франция, и с тех пор эти европейские страны ведут непрестанное соперничество по кулинарной части
Учитель истории. Сегодня русская национальная кухня – самая разнообразная в мире. Одних щей в ней насчитывается более 60! Каждое новое блюдо нужно освоить: а вдруг не получится? Не зря кулинарию называют искусством: она требует и терпения и умения..(зачитывает отрывок описания застолья из учебника «История России»)
Учитель технологии. В самом деле, искусство кулинарии – одно из самых древних. Настоящий повар – это талант, которым наделен не каждый человек. Повар – это тот же художник – творец-кудесник-фантазер. В его руках обычные продукты превращаются в произведения искусства, доставляя людям радость и удовольствие.
Вывод: Кулинария – это искусство? (Ответы уч-ся)
Вывод: Кулинария – это не просто умение приготовить кушать, это целое искусство, которое существует весьма давно и усовершенствовалось на протяжении множества столетий.
Учитель технологии. Выслушав аргументы и 1 и 2 группы можем сказать. Что кулинария с одной стороны – искусство, а с другой стороны – наука, опирающаяся на достижения физики, химии, физиологии питания и других отраслей естествознания. Можно научиться и печь, и варить, и вырезать из овощей и фруктов целые композиции. Нужно лишь иметь определенные знания в этой области и желание. Ну а теперь на практике попробуем показать, как можно обычное пирожное превратить в изысканное блюдо. Слайд 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

I группа

Мы считаем, что кулинария-это практическая наука об организации питания людей. Она развивается в тесной связи с другими науками , например, с физическими явлениями ( t 0 кипения , замерзания, увеличение объема, пенообразования ), с химией ( изменения цвета, образования румяной корочки, взаимодействия между собой питательных веществ ), а так же с рядом спец. предметов ( сейчас очень много оборудования используется на кухне -не зная как пользоваться, не изучив устройство мы не сможем с ними работать, а не соблюдение элементарных правил безопасности может привести к печальным последствиям; знанием товароведения продуктовых товаров - виды различных товаров; обязательно надо соблюдать правила санитарии и гигиены .)

Мы все знаем, что определенные продукты нужно готовить определенными способами.

Запекание мяса на открытом огне улучшает его вкус.

Медленное краткосрочное отваривание овощей позволяет им оставаться хрустящими, яркими и питательными.

Приготовление нежной рыбы на пару позволяет сохранить ее нежную текстуру, аромат и сочность.
Когда продукт нагревается, он проходит три основных изменения: меняется внешний вид, структура и вкус . Это происходит из-за химических реакций, происходящих внутри продукта.
Различные способы приготовления пищи приводят к различным реакциям, так как все они происходят при различных температурах. При этом может использоваться или вода или масло.

Все эти факторы, объединенные вместе с продуктами влияют на то, как химическая реакция превратит продукты в готовое блюдо.
Например: Возьмем 2 одинаковых куска курицы( картофель, рыба). Один кусок отварим в воде, а другой кусок курицы обжарим в масле . И в первом случае высокая температура и во втором. Но , второй кусок получается с коричневой корочкой. Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к физике – температура кипения жидкостей. Вода кипит при темп.100гр.С, а масло при 154гр.С. Следовательно, все продукты - мясо, рыба и овощи - становятся коричневыми при температурах выше 154 гр С. Это называется реакцией Майяра. Она производит особенный цвет и вкус продуктов, приготовленных на огне, в духовке, или в масле.
Реакция Майяра была открыта в 1912 году французским химиком Луисом Камиллем Майяром. Она происходит, когда молекулы сахара и аминокислоты (вещества, найденные в белке) нагреваются вместе. В результате реакции появляются молекулы с сильным вкусом, ответственные за коричневый цвет, запах и вкус готового мяса.
Не секрет , что болезни нашего организма, цвет кожи, проблемы с волосами зачастую следствие неправильного питания, не соблюдения режима питания , однообразия пищи. Следовательно - зная витамины, макро-микроэлементы, белки , жиры, углеводы и в каких продуктах они содержатся мы можем все восстановить, исправить ( схема-плакат)

Кулинария связана почти со всеми науками: математика –калькуляция блюд, география- родина овощей или фруктов, История тех или иных блюд, рецептов , физика – температура кипения, замерзания, химия- химические реакции, биология- влияние тех или иных компонентов пищи на организм , физиология- сколько нужно килокалорий для растущего организма и для детского., медицина- оказание помощи при порезах т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

IIгруппа:

Вот два блюда (оформленное блюдо и не оформленное). Они по составу совершенно идентичны. Если вас попросят выбрать из двух блюд одно, то какое выберете? ( предложить уч-ся ). А почему? (объяснения уч-ся)
В развитии поварского искусства участвовали не только профессиональные кулинары, но и многие ученые, философы, государственные деятели. Известно, что изобретателями новых блюд были кардиналы Ришелье и Мазарини, философ Мишель Монтень написал книгу «Наука еды».

До сих пор в итальянских ресторанах в ходу блюда, изобретенные композитором Россини. Франция гордится, что вклад в национальную кулинарию внесли Александр Дюма-отец, великий Бальзак.
В XIX веке вновь стали открываться одна за другой школы поварского искусства.

В 90 годы XIX века в России возникли «Первая практическая школа поварского искусства», а также «Школа кулинарного искусства» и «Школа кухонного искусства» в Москве, Одессе и Петербурге. Сейчас устраиваются конкурсы на лучшего кулинара, кондитера на мировом уровне, чемпионаты проводятся в рамках Международной выставки «ПИР» (Питание и Развлечение)
По телевидению показывают шоу программы по кулинарии, а какие книги и журналы с цветными иллюстрациями издаются - загляденье . (демонстрация выставки книг.)А эти блюдо на фотографиях- ведь их кто-то готовил, а как они выглядят аппетитно!!! Это ли не искусство?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Продукты

Мука, чайные стаканы (250 мл)


Масло или маргарин, г

Яйца шт.

Соль, чайные ложки

Вода или молоко, граненые стаканы (200 мл)

Выход изделий, г

Количество

1/2

1

1,5

2

40

80

120

160

3

6

9

12

1/8

1/4

1/3

1/2


1/3

2/3

1

1,3

185

370

555

740


ПРИЛОЖЕНИЕ-4
Технология приготовления заварного теста
В кастрюлю наливают молоко или воду, добавляют соль и масло, размешивают, доводят до кипения и в кипящую смесь постепенно засыпают отмеренную и просеянную муку. На слабом огне быстро перемешивают смесь деревянной лопаточкой до исчезновения комков муки, а затем нагревают в течение 1—2 мин.

Снимают заваренную массу с огня, охлаждают ее до 70—80°С и, помешивая, постепенно добавляют яйца. При этом массу нужно не взбивать, а только перемешивать до получения однородного теста без комочков.

Если яйца крупные, то их надо брать на одно меньше, чем предусмотрено рецептурой.

Готовое тесто в конце замеса должно представлять собой вязкую массу.

Приготовленное тесто кладут в бумажный корнетик или отсадочный мешочек с

металлической трубочкой диаметром 10—15 мм и отсаживают на противень всевозможные фигуры.

Противни должны быть смазаны очень тонким слоем жира. На жирно смазанном противне донышки изделий получаются рваными. Если же противень совсем сухой, изделия прилипают к нему, и после выпечки их надо срезать ножом.

Заварные изделия нужно выпекать 30—40 мин при температуре 180—200°С.
При более высокой температуре получаются изделия большого объема с рваной поверхностью, при низкой температуре — с плохим подъемом.

Нормальное тесто после отсадки на противне слегка расплывается, хорошо поднимается, внутри изделий из этого теста образуются большие полости.

Густое тесто плохо поднимается.

Из жидкого теста получаются расплывчатые изделия.

Если тесто получилось жидким, нужно вновь приготовить более густое тесто и добавить к нему жидкое.

Если изделие садится во время выпечки, значит тесто слишком много взбивали.

Если изделие опадает после выпечки, значит его рано вынули из духовки.

Если у изделия концы загибаются вверх, значит печка была мало нагрета.

Если изделие получается мягкое, зеленоватого цвета, значит печка недостаточно нагрета.

ПРИЛОЖЕНИЕ-5

Приготовление изделий из заварного теста
1Наполните кулинарный кулек с насадкой заварным тестом( для шеи) , а чайной ложкой выложите шарики диаметром 2-2,5см

Накройте противень пергаментной бумагой.

С помощью кулинарного кулька «нарисуйте» тестом на бумаге изогнутую шею лебедя с головой. Поставьте выпекать в духовку.

Остудите, срежьте с шарика верхнюю треть (из нее будут сделаны «крылья», а нижняя часть послужит основанием лебедя).

Заполните основание взбитыми сливками( любой густой крем), расположите по бокам «крылья», слегка отведя их в стороны, и закрепите «шею».

Разложите лебедей на озере из желе( плоское блюдо)

Посыпьте лебедей сахарной пудрой.

IV. Практическая работа Учитель технологии. Цель практической работы: научиться готовить изысканное блюдо из заварных пирожных.
1. Вводный инструктаж
– Вспомним рецепт и технологию приготовления заварного теста. Перечислите продукты необходимые для приготовления заварного теста (Мука, вода, масло, соль, яйца) (Приложение 3)

– Кто напомнит коротко, технологию приготовления заварного теста? (Приложение 4) Заварное тесто получается путем заваривания муки с водой, маслом и солью и последующего замешивания заваренной массы с большим количеством яиц. В процессе выпечки происходит интенсивное испарение влаги, и внутри изделия образуется полость, которую заполняют кремом или начинками. Для получения изделий хорошего качества необходимо точно соблюдать все указания по замесу и выпечке изделий.
2. Вспомним правила охраны труда при работе ножницами, электрической плитой, работа с горячей жидкостью.
Правила санитарии и гигиены. (Спецодежда, вымыть руки)
3. Оформление пирожных: (мастер-класс учителя технологии)
Пирожное – кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с начинкой, с кремом. Нарядный внешний вид и отличный вкус пирожных – важнейшие показатели качества этих изделий.

Для приготовления пирожных «Лебеди» нам понадобятся: полуфабрикаты – заварные «шарики»; заварные «2» – шеи лебедей; крем – любой густой. Кондитерские ножницы или обработанные обыкновенные ножницы по бумаге, кондитерский мешок или просто чайная ложка.

Этапы оформления пирожных:
1. Срежьте с шарика верхнюю треть (из нее будут сделаны «крылья», а нижняя часть послужит основанием лебедя).

2. Заполните основание любым густым кремом.

3. Расположите по бокам «крылья», слегка отведя их в стороны, и закрепите «шею». Пирожное готово!
4. Самостоятельная работа
Уч-ся самостоятельно собирают пирожные
Текущий обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда

Пирожные выглядят аппетитно, но… а если взять нам и пустить наших лебедей по «озеру». (Озеро из желе). И последний штрих – припорошить все «снегом» из сахарной пудры. Изысканное блюдо готово.
На фоне музыки «Лебединое озеро»

V. Итог урока Учитель истории: (стихотворение собственного сочинения)
Урок технологии вместе с историей

Сегодня мы провели.

Практику мы совместили с историей

И к результату пришли:

Кулинария – искусство волшебное,

Нас вдохновляет творить, а рядом с нею наука бесценная,

Как путеводная нить.

И до чего довели наши знания

Гости оценят сейчас.

Может, сегодня получит признание

Творческий профильный класс.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: попробуйте дома приготовить такие пирожные. Сделать фотографии и принести как зачетную работу этого урока

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconКтивный курс п o литературе для 11 класса «Сер e бряный в e к: история, искусство, поэзия»
В течение примернo четверти века – с начала 90 – Х годoв до oктября 1917 года – радикально oбновились все стoрoны жизни Рoссии –...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слово «технология» пришло из технического мира и наиболее приемлемо к производственному процессу. Оно происходит от греческих слов...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconНовченко Александра Ивановна, учитель русского языка и литературы...
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №2
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" icon1 Краткая история экологии
В настоящее время большинство исследователей считает, что экология — это наука, изучающая отношения живых организмов между собой...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconУчебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании...
Настоящая работа представляет собой сборник материалов для составления опорных лекций для учителей по теме Театральное искусство...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока в теме: 15 – 16 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconАнализ работы кафедры «Искусство и технология» за 2012-2013 учебный год
М/С:«Повышение качества образования на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»и методической темой кафедры:«Проектная...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconНаука в Интернете
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconПрограмма по направлению «Технология обслуживающий труд»
Базовыми для программы по направлению «Технология- обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария» и «Создание изделий из текстильных...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconУроки биологии в школе
Многие думают, что биология это про­стая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconУрок по теме и 58 в системе уроков
Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconПротокол №
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconПроект в рамках программы Intel "Обучение для будущего"
Проект может быть использован как на уроках по предмету «Технология. Обслуживающий труд» при изучении раздела «Технология ведения...
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconУрок технологии в 5 классе по теме «Технология обработки изделия»
Цели: обобщить знания учащихся по теме: «Технология обработки изделия», защитить презентацию
Урок (технология + история) по теме \"Кулинария это наука или искусство?\" iconНазвание образовательного учреждения
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск