Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя





НазваниеУчебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя
страница1/7
Дата публикации24.02.2015
Размер1.39 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7




Учебно-методический комплекс

Музыкальная культура

и искусство Великобритании


Часть II

История английского театра
Составитель Р.А.Давыдова

Материалы для учителя

Павловск

2013

Оглавление



Введение

Глава Английский театр - как культурное явление...

    1. Средневековый театр

Приложение: Хейзинг Й. Осень Средневековья

    1. Театральное искусство эпохи Возрождения

1.2.1. Уильям Шекспир

1.2.2. Театральное здание

1.2.3. Роль цвета в мировоззрении средневекового человека и в творчестве

Приложение. Джонсон Б. Приглашение друга на ужин

    1. Театр Бернарда Шоу

1.3.1 Пьеса «Пигмалион»

1.3.2. Первая постановка пьесы «Пигмалион»

Приложение. Шоу Б. Человек и сверхчеловек

    1. Театр Питера Брука.

Приложение Питер Брук и традиционная мысль

Заключение



1
4

12

14

17

22

25
37

39

43

48

52

78

81

95



Введение

Настоящая работа представляет собой сборник материалов для составления опорных лекций для учителей по теме Театральное искусство Англии в интегрированном проекте «Музыкальная культура и искусство Англии», а также может быть использовано для самостоятельного изучения той или иной темы.

Изучение культуры той или иной страны, невозможно без погружения в социокультурное пространство. Знакомство с памятниками культуры в таком жанре искусства, как театральное, помогает понять традицию народа в историческом пространстве.

Данные материалы представлены выборочно, но помогут в изучении основных исторических периодов английского театра.

Работа разделена на главы, имеются тексты приложений и список источников к данной теме.

Глава 1.1. рассказывает о Средневековом театре, о предпосылках возникновения театрального действа.

Глава 1.2. знакомит с театром эпохи Возрождения, с ярчайшим представителем времени У.Шекспиром.

Глава 1.3. знакомит с театральной философией Бернарда Шоу и его пьесой «Пигмалион».

Глава 1.4. рассказывает о театральной традиции режиссера Питера Брука.
Представленная палитра достаточно ярка, что позволит творчески подойти к уроку, расширить список тем для изучения культуры и искусства Англии.

Средневековье
Западноевропейская средневековая культура, несмотря на кажущуюся легкость узнавания, является достаточно сложной. Бытует мнение, что средневековье - это мрачное тысячелетие всеобщей дикости, упадка культуры, торжества невежества и всевозможных предрассудков. Реже, идеализируют эту культуру, как время подлинного торжества благородства в духе романов В.Скотта.
Цель собранного материала к теме Средневековье:


  1. раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;

  2. на примере средневековой культуры, являющейся результатом противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства, рассмотреть становление театра, как исторического процесса.


Данные материалы позволяют в максимальной доступной форме раскрыть основные достижения средневековой театральной культуры, познакомить учащихся с тем содержанием эпохи, которое унаследовано последующей культурой, показать вклад средневековья в культуру человечества.

Изучение средневековой европейской культуры дает материалы для самостоятельных размышлений учащихся о судьбе европейской культуры, поможет увидеть многообразие культур, позволит глубже понять и осмыслить специфику становления, формирования и развития отечественной культуры.
Средневековый театр
Средние века - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

Средневековье- это «эпоха веры». Ее духовным стержнем было христианство. Оно выступало в качестве опоры, где реальность пронизана двойственностью, – «своему миру» противостоит мир «чужой», «дальний». А священник - ощутимый посредник между земным и небесным миром. Главенство католицизма подавило, но не уничтожило языческие обряды и народные верования, средневековая культура вобрала их в себя.
Средневековый театр существовал в двух постоянно взаимодействовавших формах – религиозной и народной.
Изучение средневекового театра рассматривается как:

  1. преемственность между античным театром и средневековым театром,

  2. средневековый театр и католическое духовенство,

  3. театр феодального города.


Начало (V-VIII в.в.)
В общественной жизни и быте «варварских» государств сохранилось немало пережитков древнеримской культуры. Так в Италии сохранились от античной эпохи города, не прекращавшие в течение всего средневековья торговых отношений с Востоком.

«Варварские» государства получили в наследие от Древнего Рима латинский язык, остававшийся в средние века языком церкви, школы, науки, отчасти - администрации и суда. «Варварские» государства унаследовали от Рима все культурные учреждения - христианскую церковь, римский театр, амфитеатры, цирки, со значительными кадрами мимов, гистрионов, пантомимов, и, наконец, с классическим репертуаром из пьес Плавта, Сенеки, Теренция, которые почти не исполнялись в живом театре эпохи Римской империи, но изучались в школах и входили в курс образованных людей.

Здания цирков и театров в течение нескольких веков использовались по своему прямому назначению, к величайшему неудовольствию «отцов» церкви, негодовавших на эти языческие увеселения.

Варварские завоевания еще больше углубляют распад римского театра, лишив его и экономической базы, и культурно- идеологической.

Прекращение регулярных спектаклей древнеримского театра в «варварских» странах далеко не означало полного исчезновения античной театральной традиции. Исполнители вернулись к своему исконному бродяжничеству и растеклись по «варварским» странам, развлекая своим искусством как монархов и феодалов, так и низовых зрителей. До IX века этих универсальных исполнителей называли по римской традиции гистрионами и мимами. Затем эти наименования были вытеснены названием йокуляторы, «потешники», от которых происходит фр. слово жонглеры. В Германии их называли шпильманами. Все перечисленные обозначения равнозначны русскому слову скоморох.

Религиозный театр

История религиозного театра западноевропейского Средневековья берет начало в инсценировке фрагмента пасхальной мессы IX века. В католической литургии изначально присутствовали элементы драматического действия, поскольку диалог между священником, дьяком и клиром, содержал драматически развивающийся сюжет. Поскольку богослужение в храме предназначалось для простого народа, ничего не понимавшего ни в христианских догматах, ни в латинских изречениях, ритуал нужно было проиллюстрировать.

Духовенство начинает использовать драматический эффект для пропаганды Библии.

Европейская религиозная драма имела 3 вида: литургическая драма, полулитургическая драма и мистерия.

Первым сюжетом, давшим начало религиозному театру, считается фрагмент из пасхальной службы «Кого ищете во гробе?», на основе которой разыгрывалась сцена трех Марий, пришедших ко гробу Христа.

Со временем сформировался целый цикл литургических драм на тему «Воскресение», из которых, образовался пасхальный цикл.

Позже возникает рождественский цикл, так к XI веку выработалось два самостоятельных цикла Духовной игры - пасхальный и рождественский.

Эти циклы разыгрывались перед алтарем, на языке богослужения – латинском. Актерами были - исключительно церковнослужители, первоначально монахи, а затем духовенство церквей и соборов. Разыгрывая ту или иную сцену Священного Писания, они следовали точным указаниям, во что им нужно одеться, в какой момент выйти, куда направиться, что продекламировать, точнее - пропеть: до 13 века латинский текст не произносили, а пели, включая прозаические части.




А, В, C- три части сцены.

D, Е - места, где стоят зрители.

1. Первые врата.

2. Ад.

3. Гефсиманский сад.

4. Елеонская гора.

5. Вторые врата.

6. Дом Ирода.

7. Дом Пилата.

8. Столб, у которого бичуют Христа.

9. Петух на столбе.

10. Дом Каиафы.

11. Дом Анны.

12. Дом Тайной Вечери.

13. Третьи врата.

14, 15, 16, 17. Гробницы.

18, 19. Кресты разбойников.

20. Крест Христа.

21. Св. Гроб.

22. Небо.


Ранние литургические драмы были насыщены символами и символическими жестами.

Например, монахам, изображавшим жен-мироносиц, предписывалось покрывать голову накидкой, а в сцене «Поклонение пастухов» Мария и младенец Христос изображались при помощи иконы, устанавливаемой на алтаре.

Позднее, появились вырезанные из дерева ясли, появились деревянные скульптуры Марии, Христа – младенца.

С 11 века применялись куклы. Кукла, изображавшая Деву Марию- Marion, Marionette,- дала имя всем куклам, управляемым с помощью проволоки, - марионетка.

Полулитургическая драма перемещается от алтаря в церковный неф (корабль) и даже к порталу храма. Язык драмы – латинский, но в него вкрапливаются партии на народном наречии. Актеры- священники и клирики, иногда миряне. Женские роли играют мужчины. Костюм – одежда эпохи.

Воздвигаются подмостки, на которых находятся все актеры. Во время исполнения своей партии говорящий выдвигается чуть вперед.

Представления полулитургической драмы устраивают не только во время церковных праздников, но и в ярмарочные дни.

Мистерия – от греческого «таинство», «служба», – это спектакль площадного религиозного театра XIV-XVI веков. Мистерия покидает храмовое здание и меняет язык, на котором произносится текст. Язык драмы – разговорная речь.

Актеры – горожане (ремесленники, торговцы), низшая знать и клирики.

Платья – богатые одежды того времени. Сюжеты из христианской мифологии, но переосмысленные и переделанные свободно, что было бы невозможно в ходе церковного богослужения.

Мистерия вместе с языком утрачивает универсальные черты и приобретает национальную окраску.

Мистерии ставились не только по праздникам церковного календаря, но и по случаю памятных дат, визитов знатных гостей.

Мистериальные циклы разделялись на три цикла - ветхозаветный, новозаветный, апостольский.

Все тексты – стихотворные, заимствовались их четырех Евангелий, из псалмов, литургических служб, и лишь небольшая часть сочинялась. Рукописи часто снабжались нотными записями песнопений, иногда чертежами, планами мест действий. Это был некий развернутый сценарий со всеми ремарками, вписанными красными чернилами.

Игровым пространством мистерии – весь город, но основное место действия - городская площадь.

Мистериальный спектакль игрался на симультанной сцене, что означает совместную одновременную установку всех мест для действия на одной площадке.

Места располагались либо в один ряд, либо напротив друг друга в два ряда. Они могли стоять на деревянном помосте, так прямо и на земле.

Симультанная сцена отражала в одной горизонтальной плоскости средневековую модель мироустройства. Глазам представали - Рай, Земля,Ад.

«Рай» и «Ад» располагались либо напротив друг друга, либо по краям установки. В зоне «Рая» игрались решающие сцены - «Распятие». «Воскресение», «Вознесение». В зоне «Ада» - бесовские и шутовские сцены. Посредине происходили земные события: «Тайная вечеря», «Бичевание», «Осмеяние», сцены с участием Марии Магдалины. У подножия «Рая» располагалась «Голгофа», обозначенная выгородкой с тремя крестами. К этому месту вела «улица» Иерусалима с «храмом», «домами» Пилата, Кайафы, Анны, Лазаря. В зоне «Ада» располагалась «Елеонская гора» с условно огороженным «Гефсиманским садом».

Большая часть зрителей располагалась на площади рядом с участниками игры и по ходу представления передвигалась от одного места действия к другому. Часть зрителей располагалась на балконах, лоджиях, в окнах и на крышах. В период позднего Средневековья во Франции и Швейцарии на площади строился специальный помост для зрителей. Главный элемент симультанной площадной сцены – открытые со всех сторон беседки или домики, открытые вовне и одновременно замкнутые. Важные из домиков – «Ад» и «Рай». Первоначально ад символизировала закрытая дверь. Другой ранний вариант изображения ада – бочка. Так в немецкой мистерии обозначался котел адской кухни. Позже бочка стала троном Люцифера.

В позднее Средневековье преисподней бывал домик с дощатыми стенами и дверью. А наиболее впечатлял «Ад» в виде пасти дракона, которая то открывалась, то захлопывалась за чертями. В некоторых случаях в отверстую пасть дракона вставлялась символическая дверь. «Рай», или «Небеса» во времена храмовых представлений изображался в виде цветущего сада.

«Рай» симультанной площадной сцены - «трон Бога», то есть помост с тремя приставными лестницами, на ступенях которого восседали ангелы.

По характеру движений всех участников мистерии можно разделить на две категории: малоподвижных и подвижных. Первые – Бог-Отец, Дева Мария, Иисус, ангелы, жены-мироносицы, апостолы, Пилат, Кайафа, Люцифер. Вторые – прежде всего, черти.

Малоподвижные персонажи использовали патетические жесты, описанные в Библии, принятые в богослужениях, ученых диспутах.

Для мистерии позднего Средневековья персонажи выражают эмоцию настроения и чувств - смотрят с нежностью, вздыхают. Бормочут.

Поведение Богоматери наполняется драматизмом и экспрессией. Она закрывает лицо руками, «кричит суровым голосом», «падает как безумная на землю».

Из всех участников мистерии самой активной фигурой являлся черт.

Без чертей не обходилось представление таких эпизодов, как «Снятие с креста», «Сошествие во ад», бесовские действа. Черти приносили Люциферу души грешников, выполняли обязанности палача Иуды, пытались соблазнить Марию Магдалину. Они активно общались с публикой, унимали расшумевшихся, грозя им разными наказаниями.

В мистериях позднего Средневековья черта нередко замещал Шут, он же Дурак, - роль, рассчитанная на импровизацию.

Не только шуты пополняли художественный арсенал мистерии. Появлялись бытовые персонажи, обыденные сцены, отсутствующие в Библии. Они приносили с собой реальность повседневной жизни средневекового города.

Исполнители стали наделять героев «человеческими», а не «библейскими» чертами. Наконец, в позднем Средневековье очеловечивание библейских персонажей стало правилом. Вместе с тем, поздняя мистерия теснее сблизилась со стихией карнавала, наполнилась атмосферой мирского веселья.

Мистериальная сцена выработала свои костюмы: условные, яркие.

Христос – одетый в белое с короткой черной бородой. На голове ореол святости в виде желтой шляпы без тульи с широкими полями.

В сцене «Сошествие во ад» Христа одевали в красное.

Костюм Иоанна Крестителя составляла куртка из серой овечьей шерсти, кушак и красные сандалии.

Дева Мария и жены-мироносицы носили одежды синего цвета. Ангелы выступали в хитонах с крыльями. Ирод, клявшийся Магометом, был одет по-восточному.

Костюмы чертей отличались разнообразием: гладкие, чешуйчатые, темно-серого или черного цвета, с разного рода хвостами, нередко крыльями на руках.

Существовало несколько вариантов изображения «души». Это могли быть маленькие обнаженные дети, могли и взрослые – в длинных рубашках.

Грешную душу наряжали в черную рубашку, праведную – в белую.

Другой вариант изображения души – в виде живой птицы, белой или черной. Еще – в виде картинки или куколки.

Стремление к зрелищности и достоверности приводило к изобретению реквизита, должностного устрашать публику: аксессуары - фальшивый бурав для выдавливания глаз, механический стол для пыток, поддельный живот для вспарывания.

Мистериальный театр был живой, постоянно развивающийся.

На рубеже XII – XIII веков появляется новый театральный жанр – миракль, от латинского «чудо».

Миракль – авторская драма, хотя имена сочинителей не сохранились.

Сюжет миракля не имел прямого отношения к событиям Священной истории, а сочинялся на основе легенд о святых, чудесным образом спасающих праведников.

Центральное событие миракля – чудо, место действия- небеса, земля, ад. В числе персонажей – обычные люди.

Строился миракль по устойчивой схеме: сначала изображалась история человека, который оказался в трагически неразрешимой ситуации, но в конце в ход события вмешиваются Божественные силы, обычно Дева Мария, святой Николай, или известный покровитель данной местности, и все завершалось благополучно.

Наибольшей популярностью миракли пользовались во Франции и Англии. Исполнялись самодеятельными городскими корпорациями.
Народный театр
Одновременно с религиозным театром в Средние века развивался народный театр. К нему можно отнести французские фарсы, немецкие фастнахтшпили, постановки майстерзингеров, нидерландские клухты и эсбатементы, а также шутовские общества и соревнования нидерландских камер риторов, сценки комического содержания, разыгрывавшиеся во время праздничных шествий во всех странах.

Большую роль в становлении народного театра сыграли гистрионы, упоминавшиеся в письменных свидетельствах раннего Средневековья с 7 века.

В разных регионах Европы их называли джулларами, жонглерами, мимами, шпильманами, скоморохами, - подразумевая лицедеев, основное занятие которых – развлекать.

Они принимали деятельное участие в праздничной городской жизни - на празднествах, свадьбах, ярмарках.

Тесно гистрионы связаны с кукольным театром. Так как именно они разыгрывали представления с куклами, которых приводили в движение либо с помощью шнуров, либо помещали в ящик с отверстием, либо носили под одеждой.

Центральное место в народном театре занимает фарс (от лат. Farta- «фарш», «начиняю»).

Фарс берет начало в языческих обрядах и народных играх. Так, в языческих играх-прениях Жизнь и Смерть вступали в перепалку, стараясь перехитрить друг друга, победу всегда одерживала Жизнь. На городских праздниках, ярмарках горожане затевали аналогичные перепалки, которые постепенно обрели интригу, сохранив «комический спор». Без фарса не обходился ни один праздник.

Раньше других европейских стран фарс развился во Франции, где в 13 веке фарсовые сюжеты получили литературную обработку. В это время фарс обособляется от обряда и превращается в представление народного театра.

Фарсы разыгрывались на временной сценической площадке: дощатый помост с занавеской сзади и открытым с трех сторон для публики.

Исполнители- фарсеры - белили лицо мукой, превращая его в некое подобие маски. Фарсеры наделяли своих персонажей какой-либо одной, но очень яркой чертой. Определявшей их поведение и не менявшейся на протяжении всего представления. Персонаж превращался в маску-тип.

Как и все другие виды средневекового театра, фарс отражал эволюцию общественного сознания. Фарсеры воспроизводили облик и черты горожан, осваивали бытовую тематику.

В 14-15 веках фарсовыми персонажами стали лавочники, сапожники, адвокаты, пройдохи-слуги, ученые-педанты, сварливые жены. Публика узнавала в них себя и смеялась над собой.
Моралите

Самый поздний жанр Средневекового театра- моралите (от лат. «нравственный») возник в начале 15 века и наибольшее распространение получил во Франции, Англии, Нидерландах.

Как вид средневекового зрелища моралите занимает промежуточное положение между религиозным и народным театром.

Моралите появились в то время, когда еще процветали представления на религиозные сюжеты, поэтому в ранних моралите встречаются многие черты, сближающие их с постановами мистерий. Например, черти и ангелы, уносящие людей в ад и в рай.
Моралите – поучительная пьеса аллегорического характера. В основе его сюжета всегда лежит борьба доброго и злого начал в мире или душе человека, которая завершается или спасением, или гибелью души.

Действие моралите показывает события земной жизни человека, постоянно подвергающегося греху соблазна.

Герой окружен плотным строем аллегорических фигур- непременных участников моралите.

Это персонификации пороков, добродетелей, теософских, бытийных и нравственных понятий. Среди них - Человечество, Мир, Добрый Ангел, Исповедь, Плоть, Божественная Милость, Мудрость, Дух, Разум, Воля, Дьявол.

Дидактические установки моралите сводились к нескольким постулатам. Утверждалось, что главную опасность для человечества представляет неверие в возможность искупления грехов. Отсюда один из самых распространенных мотивов моралите – покаяние и прощение грехов. Моралите сопровождались музыкой, пением, танцами.

Средневековый театр оказал ощутимое воздействие на формирование европейской сцены.

Мистериальный театр, очевидно, повлиял на елизаветинскую драму, на трагедии Шекспира.

Аллегории моралите ожили в пьесах Сервантеса и Мольера.

Уроками фарса пользовались итальянская комедия, комедии Шекспира и Лопе де Веги. У него учился Мольер – создатель «высокой комедии» Нового времени.


Приложение
Хейзинг Йохан. Осень Средневековья.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства»
...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство...
...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Танец, сценическое движение»
Составитель: Шматенок Оксана Александровна, преподаватель института музыки, театра и хореографии фгоу впо тгакииСТ
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconКонспект урока английского языка по теме «Школы Великобритании» (...
Образовательная цель: организовать деятельность учащихся, направленную на развитие речевых умений по теме «Школы Великобритании»...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология...
Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Р 88 Русский язык и культура речи [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Ашихмина; Бийский...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс история политических и правовых учений...
История политических и правовых учений : Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Тимошевская А. Д., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconРабочая программа материалы для организации самостоятельной работы...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании Часть II история английского театра Составитель Р. А. Давыдова Материалы для учителя iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск