Скачать 2.03 Mb.
|
ИВЭСЭП
Филиал в г. Калининграде УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ по специальности: 030501.65 – юриспруденция направлению 030500.62 - юриспруденция Калининград 2010 История политических и правовых учений : Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Тимошевская А.Д., Калининград, 2010. УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры юридических дисциплин, протокол № 1 от 25.08.10. УМК утвержден на заседании Совета филиала 07.09.10., протокол №1 Лист регистрации изменений, вносимых в УМК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЗначение предмета «История политических и правовых учений» заключается в том, что данная дисциплина является системной дисциплиной синтезирующей историческое знание, философию права, политическую философию, теорию государства и права, политическую социологию. История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. В настоящее время резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени ─ становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Целью данной дисциплины является комплексное целенаправленное формирование теоретического мышления и исторического сознания, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины прошлых эпох и современности. С указанной целью связаны основные задачи освоения дисциплины истории политических и правовых учений: - освоить систему идей, политико-правовых доктрин, составляющих предмет дисциплины, в их связи с социальным и политическим временем; -овладеть понятийным аппаратом дисциплины; - осмыслить в категориях дисциплины ретроспективу политических и правовых проблем; - овладеть навыками историко-сравнительного (компоративного) анализа; - сформировать теоретическое мышление и историческое сознание; - воспитать умение сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности; - познакомить с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох; - формирование навыков различения между внешним содержанием политических и правовых теорией и их интенциональностью, а равно и фактическим результатом, к которому исторически привело их восприятие; - способствование формированию стремления и способностей к различению идеологически-нагруженных и собственно «позитивно-содержательных» компонентов политико-правовых теорий с одновременным пониманием связанности первого и второго моментов, в частности, созидательной, творческой роли идеологии наряду с ее собственно искажающим воздействием (феноменом «ложного сознания»). При изучении курса «История политических и правовых учений» должны овладеть общетеоретическим минимумом, который включает в себя изучение базовых положений «Истории политических и правовых учений», а именно: закономерностей возникновения и развития политико-правовых доктрин, ознакомление с позитивным содержанием основных учений различных теоретико-правовых школ и знание юридической терминологии. Результатом изучения данной дисциплины должно стать приобретение навыков анализа государственно-правовых процессов и явлений современной действительности и умения грамотно применять полученные теоретические знания в практической деятельности юриста. Связь с другими дисциплинами. Данная дисциплина тесно связана с другими дисциплинами базового цикла. Так, «Актуальные проблемы теории права» позволяет овладеть логической схемой всей структуры государственно-правовых институтов, усвоить их дефиниции и назначения. Только с помощью знаний этих категорий можно дать юридический анализ любой политико-правовой доктрины. Преемственность политико-правовых знаний представляет собой не только непременное условие их дальнейшего развития, но и серьезный инструмент совершенствования всего государственно-правового строительства. Структура программы включает в себя 9 базовых тематических блоков объединяющих в себе основные направления развития правовой и политической мысли определенной эпохи. Структура курса разработана с учетом углубленной проработки особо сложных вопросов дисциплины, для наиболее полного усвоения материала. В процессе освоения учебной программы по дисциплине «История правовых и политических учений» обучающийся должен: Знать: - основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох, -сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов истории правовых и политических учений; -основные политико-правовые и общетеоретические юридические понятия и категории. Уметь: - оперировать основными политико-правовыми и общетеоретическими юридическими понятиями и категориями; - выявлять и систематизировать существенные признаки политико-правовых явлений, применять их при анализе политических и правовых теорий; -выражать и обосновывать концепции мыслителей различных эпох по государственно-правовой проблематике; Владеть - политико-правовыми и основными юридическими понятиями и категориями; - навыками анализа различных правовых теорий; - навыками решения правовых проблем 2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет, метод, периодизация предмета «История политических и правовых учений», критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии. Содержание темы: Предмет «Истории политических и правовых учений». Периодизация истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук. Методология истории политических и правовых учений. Значение и роль истории политических и правовых учений. Многообразие политико-правовых доктрин. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Протогосударственные образования. Возникновение государства. Возникновение учений о праве и политике. Тема 2. Политическая и правовая мысль древнего мира и средних веков. Содержание темы: Государственно-правовая мысль Древней Индии. Учение брахманизма. Буддизм о причинах возникновения государства. "Артхашастра" о задачах государства и правителя. Государственно-правовая мысль Древнего Китая. Теория о мандате неба. Идеи Конфуция о влиянии этических идеалов на государственное устройство. Идеи Мо-цзы о договорном происхождении государства и управления. Концепция легизма. Представления о государстве в концепции даосизма (Лао-цзы). Политические и правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Учения софистов (Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Ликофрона, Алкидама и др.) о естественном праве и равенстве. Идеи Сократа о справедливом и законном. Учение Платона об идеальном государстве. Соотношение этики, политики и права в работах Аристотеля. Идея законности как критерия правильности форм правления. Эпикур о справедливости, государстве, естественном праве и законах полиса. Идеи естественного права в учение Цицерона. Теория смешанных форм правления. Идея государства как "дела народа" и "общего правопорядка". Учение римских стоиков о естественном праве. Христианская политическая и правовая мысль Европы в средние века. Учение Августина о "двух градах", его концепция естественного права. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Тема 3. Теория естественного права. Содержание темы: Зарождение теории естественного права. Рационалистическая и эмпирическая школы естественного права. Основные представители рационалистической школы: Гуго Гроций,Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо. Основные представители эмпирической школы: Томас Гоббс, Джон Локк. Учение И.Канта о праве и государстве. Философия права Гегеля. Понятие права и основные формы (ступени) его диалектической конкретизации: абстрактное право, мораль, нравственность (семья, гражданское общество и государство). Аристократическая концепция естественного права Ф.Ницше. Учение Р. Штаммлера о естественном праве с "меняющимся содержанием". Тема 4. Теория разделения властей. Содержание темы: Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей. Принцип разделения властей. Идеи М. Падуанского, Дж. Локка. Ш. Монтескье о разделении властей. Конституция США 1787 г. «Отцы основатели»: А. Гамельтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей. Тема 5. Политическая и правовая мысль в России. Содержание темы: Общая характеристика процесса развития и формирования политико-правовой мысли в Древней Руси, государственно-правовые идеи в произведениях этого периода. Развитие русской политико-правовой мысли в период формирования централизованной русской государственности. Политико-правовая мысль в период формирования и утверждения в России абсолютной монархии. Государственно-правовые идеи М.М. Щербатова. Концепция ограниченной монархии. Учение С.Е. Десницкого о праве и государстве, проекты разделения властей. Учение о естественном и позитивном праве. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. Государственно-правовые взгляды А.Н. Радищева. Государственно-правовые программы декабристов. Концепция государственно-правовых преобразований, кодификация российского законодательства. Государственно-правовые концепции западников и славянофилов. К.А. Неволин как основатель научного правоведения в России. Учение К.А. Неволина о праве и государстве. Соотношение естественного и позитивного права. Предмет и составные части "научного законоведения" (юридической науки). К.А. Неволин, как историк правовых и политических учений. Государственно-правовые взгляды идеологов анархизма. Государственно-правовые воззрения революционных демократов. Б.Н. Чичерин - учение о праве и государстве. Естественное и позитивное право. Предмет философии права. Концепция истории политических учений. Обоснование концепции правового государства в форме конституционной монархии. Учение B.C. Соловьева о праве и государстве. Позитивное право как принудительный минимум нравственности. Нравственность, право, государство. Концепция правового государства. Г.Ф. Шершеневич - позитивистское учение о праве. Неопозитивистские воззрения В.Д. Каткова. Юридический позитивизм в России. П.И. Новгородцев - учение о праве и государстве. Идеи возрождения естественного права. Нравственный идеализм в трактовке права и государства. Н.А. Бердяев - учение о праве и государстве. Неотчуждаемые права человека как духовные права. Царство Кесаря и царство Духа. Развитие учений о праве и государстве в постсоветской России: основные направления, идеи, концепции. Тема 6. Либеральные политико-правовые доктрины. Содержание темы: Основные принципы либерализма. Фундаментальные принципы либерализма (Дж. Локк). Ограничение власти (Ш.Монтескье). Теория либерализма Б. Констан, И Бентам, А. Токвиль. Фундаментальные законы Д.Юма. «Теория нравственных чувств» Адам Смит. Классический либерализм. Революционный либерализм: Т.Джеферсон, Д.Адамс. «Либеральная демократия» Аликсис де Токвиль. Экономический либерализм. Социальный либерализм. Неолиберализм. Современный либерализм. Тема 7 . Социалистические политико-правовые теории. Содержание темы: Первые идеи о справедливом обществе. Христианский социализм (табориты, катары, апостольские братья). Утопический социализм: Т. Мор, Т. Компанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Основные принципы социализма. П. Леру. Сен-Симон. Социалисты-рикардианцы: П.Ж.Прудон. Утописты. Модели государственного социализма. «Социализм 21-го века». «Шведский социализм». Тема 8. Марксистские политико-правовые учения. Содержание темы: Основные положения Марксизма. Программа Марксизма. Диалектический материализм. Марксистская философия истории. Экономическая теория Маркса. Марксистская социология. Радикальное и реформистское направление. Легальный марксизм. Марксизм-ленинизм. Диктатура пролетариата. Западный марксизм. Маоизм и чучхе. Неомарксизм. Тема 9. Основные политические и правовые учения современности. Содержание темы: Соотношение "законного неправа" и "надзаконного права" в правовом учении Г. Радбруха. Учение В.Науке о "правильном праве". Современные теории государства. Неолиберализм. Дж.Кейнс. Дж. Гэлбрейт. В. Ростоу. Теории государства «всеобщего благоденствия», плюралистической демократии, правового и социального государства. К.Г. Мюрдаль. Г. Ласки. Неоконсерватизм. Ф. фон Хайек. И. Кристол. М. Фридман. Теория полиархии Р.А. Даля. Политико-правовая идеология национал-социализма. О. Шпенглер. Неогегельянские концепции права и государства (Ю. Биндер, К. Ларенц, Д. Джентиле, Б. Телдерс и др.). Апология нацистского и фашистского тоталитаризма. Реалистические концепции права в США. К. Ллевеллин. Нормативизм. «Чистая теория права» Г. Кельзена. Современные теории естественного права. Неотомисты (Ж. Маритен, Й. Месснер, А.Ауэр и др.), неопротестанты (Х. Домбоис, Эрнст Вольф, Ф. Хорст и др.), светская концепция естественного права (Г. Роммен, Г. Райнер и др.). Теории элит, бюрократии и технократии. Теория элит В. Парето. Концепция политического класса Г. Моска. «Железный закон олигархии» Р. Михельса. Теория «заинтересованных групп» А. Бентли. Типология власти М. Вебера. Концепции технократии и техно-демократии. Д. Белл. М. Дюверже. Правовые учения представителей "социологической юриспруденции". Социология права Е.Эрлиха. Концепция "социального права" Г.Гурвича. Юридический институционализм П.А.Сорокина. Концепция "жизни права" О.В. Холмса. Юриспруденция как юридическая "социальная инженерия" в учении Р. Паунда. Трактовка В. Майхофером "права экзистенции" как "конкретного естественного права". Э. Фехнер: экзистенциальное право как живое естественное право "со становящимся содержанием". Неопозитивистская концепция права Г. Харта. Познавательно-критическая концепция позитивного права и аналитической юриспруденции (О. Вайнбергер, П. Колер и др.) Политические и правовые теории радикализма. «Новые левые». Анархизм и анархо-синдикализм. 4. Тематика контрольных работ
Вопросы к зачету
6. Критерии оценки знаний Существует несколько этапов контроля знаний обучающихся: текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется преподавателем непосредственно на семинарских занятиях в форме ответов магистров на поставленные в планах семинарских занятий вопросов. Формой промежуточного контроля является контрольная работа, проводимая на последнем семинарском занятии в форме тестирования. В современной технологии образования тестирование используется в качестве эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса Тестирование способствует упрочнению и повышению понятийной культуры, выработке профессионального мышления. В данной дисциплине использование тестов преследует двоякую цель: с одной стороны тесты помогают магистрам в освоении основных положений учебного курса и выявлению пробелов в знании при самоподготовке, с другой стороны дают возможность преподавателю проконтролировать усвоение знаний магистрами. Особое внимание при подготовке к выполнению тестовых заданий необходимо обратить на изучение дополнительной литературы, рекомендованной для подготовки к семинарским занятиям. В данном комплексе используется закрытая форма тестовых заданий, характеризуемая тем, что, что к заданию представляются готовые ответы, один из которых правильный, что ставит отвечающего в условия жестко алгоритмизированного и вполне определенного ответа. В содержательном отношении тестовые задания сформулированы таким образом, что в процессе их использования можно было проконтролировать, насколько глубоко магистрами усвоен категориальный аппарат и знания нормативно-правовых актов. При оценке промежуточных тестовых заданий используются следующие критерии: более 30 верных ответов «отлично», 20-30 верных ответов «хорошо», 10-20 верных ответов «удовлетворительно», менее 10 верных ответов «неудовлетворительно». При оценке итоговых тестовых заданий используются следующие критерии: более 75 - верных ответов «отлично», 50 -75 верных ответов «хорошо», 25 -50 верных ответов «удовлетворительно» менее 25 верных ответов «неудовлетворительно Формой итогового контроля является зачет по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность магистра к дальнейшему обучению. В результате контроля происходит выявление уровня знаний, умений, навыков полученных магистром в результате усвоения данной дисциплины. Для получения положительного результата на зачете магистру необходимо прочно усвоить ведущие понятия такие как: понятие национальной правовой системы, структура правовой системы, теоретические основы классификации и типологии правовых систем, семья правовых систем. Следует начинать подготовку зачету с начала семестра, поскольку материал, усвоенный по частям, в ходе подготовки к семинарским занятиям более прочно закрепляется в памяти. Ответ на зачете следует начинать с определения ведущих понятий. Зачет проводится в виде итогового собеседования. Рекомендуется задать студенту пять небольших по объему вопросов, охватывающих рассмотренные на занятиях темы. Зачет выставляется при положительном ответе на три и более вопроса. При оценке ответа на заданные вопросы преподаватель оценивает их по следующим критериям: Зачтено: в полном объеме раскрыто содержание материала, чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание, безошибочно применяет теоретические положения к решению практических вопросов. Демонстрирует высокий уровень владения профессиональными компетенциями, предусмотренными основной образовательной программой. Не зачтено: показывает неполные знания основного материала, допускает существенные ошибки и испытывает большие затруднения при ответе на практические вопросы. Демонстрирует отсутствие у него сформированных профессиональных компетенций, предусмотренных основной образовательной программой. 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы. Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного специалиста и формирование способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: - качественное освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей; - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков; - формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие научно-исследовательских навыков; - формирование умения решать практические задачи (в профессиональной деятельности), используя приобретенные знания, способности и навыки. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самостоятельная работа предполагает инициативу самого обучающегося в процессе сбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков и ответственность его за планирование, реализацию и оценку результатов учебной деятельности. Процесс освоения знаний при самостоятельной работе не обособлен от других форм обучения. Для успешной подготовки к текущему и промежуточному контролю необходимо учитывать характеристику трёх степеней самоконтроля. Первая степень самоконтроля предусматривает выявление в теоретическом, хрестоматийном, иллюстративном материале, а также в глоссарии юридических понятий, личностных данных и др. Вторая степень самоконтроля предназначена для проверки умения устанавливать взаимосвязь между основным и дополнительным материалом. Третья степень самоконтроля направлена на воспроизводство ответа. Акцентирование внимания студента на принципиальных базовых понятиях и темах курса «История правовых и политических учений» осуществляется с помощью графического выделения базовых понятий в тексте лекций, ссылок на глоссарий и хрестоматийный материал. В качестве самостоятельной работы по данной дисциплине выступают следующие виды работы: самостоятельная подготовка к семинарским занятиям, подготовка докладов и рефератов по темам, предложенным преподавателем. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить магистрам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Семинарское занятие предполагает углубление и развитие тех знаний, что были приобретены в ходе лекций и изучения учебной литературы, что требует самостоятельной подготовительной работы магистра с последующим дискуссионным обсуждением приобретенных таким образом познаний по намеченным вопросам. Подготовку к семинару можно разбить на три основных этапа. Во-первых, восстановление в памяти тех знаний, что были получены в ходе лекций в связи с вопросами семинарского занятия. Далее требуется ознакомление с учебной литературой. Необходима аналитическая работа с учебной литературой, выявление представленных в ней концептуальных линий, используемых авторами методологий, степени обоснованности представленных причинно-следственных связей и выводов. Подобная работа вполне закономерно может рождать сомнения и несогласие с рядом постулатов учебников, свое видение проблемы, что и должно являться основой для обсуждения на семинаре (понятно, что высказываемые магистром мнения, собственные позиции должны опираться на фактический материал и быть обоснованными). Аналитическое ознакомление с учебной литературой закономерно выявит пробелы в знании фактического и теоретического материала, не всегда достаточное их раскрытие в учебниках, что предполагает третий этап подготовки - ознакомление с научно-исследовательскими работами и источниками по теме семинара. При работе с дополнительной литературой следует вести конспекты, куда заносить не только прочитанные факты, идеи, выводы автора статьи или монографии, но и свои размышления, замечания, возникшие сомнения по прочитанному. Это обеспечит продуктивную работу на семинаре. Реферат представляет собой вид письменной самостоятельной работы выполненной индивидуально, в которой содержится законченный анализ заявленной проблемы по определенной теме или ее отдельных аспектов. Реферат должен отражать необходимую и достаточную компетентность автора, иметь учебную, научную или практическую направленность. Рефераты должны быть оформлены структурно и в логической последовательности: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения. В реферате должны содержаться краткие и четкие формулировки, убедительная аргументация, выводы должны быть доказательны и обоснованы. Реферат должен соответствовать этическим нормам (правила цитирования и парафраз; ссылки на использованные библиографические источники; исключение плагиата, дублирования собственного текста и использования чужих работ). Объем работы не должен превышать 20 -25 страниц печатного текста, интервал 1,5, кегль 14, шрифт Times New Roman. Доклады не требуют письменной формы, должны быть выполнены индивидуально, представляют собой устное выступление магистра на семинарском занятии, продолжительностью не более 10 минут. При представлении доклада желательно использование средств визуализации: схем, таблиц, слайдов подготовленных докладчиком самостоятельно. Тема доклада может быть предложена как преподавателем, так и самими магистрами и может быть посвящена узкому вопросу изучаемых проблем. Предусмотренные в учебно-методическом комплексе письменные контрольные работы оформляются в произвольной форме на листах формата А4 с указанием ФИО, номера группы студента и заданных вопросов. Студент должен написать в течение семестра 3 контрольных работы по одной из предложенных вариантов. Выполнение тестовых заданий является одной из форм контроля, которая позволяет оценить уровень знаний. Тестовые задания охватывают ключевые аспекты содержания дисциплины «История правовых и политических учений». Каждый вопрос теста представляет собой задание с четырьмя вариантами ответа. Важно запомнить, что только один ответ является правильным. Необходимо вдумчиво без спешки подойти к решению тестовых заданий. В случае если какой-то вопрос вызывает затруднения, его можно временно пропустить и перейти к решению других тестовых вопросов. При этом нельзя забывать о пропущенном вопросе с тем, чтобы была возможность вернуться к его решению. Студенты самостоятельно изучают следующие проблемные темы курса: особенности права Индии, специфические черты китайского права, особенности японского права, обычно-правовая основа африканского права, современное право африканских государств, основные черты латиноамериканского права. 8. Основная и дополнительная литература по курсу «История правовых и политических учений» Основная литература1
Дополнительная литература:
Электронный ресурс. 1. Москйкин Ю.Н. Контуры грядущего мира: построение постиндустриального общества в XXI веке. http://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_2-3_32.pdf |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История политических и правовых учений: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности:... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»... Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Актуальные проблемы уголовного права: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 − «Юриспруденция», по специальности:... | Рабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых... О. Г. Моисеевой и к ю н доцентом Р. В. Насыровым на основании Государственного образовательного стандарта высшего образовательного... | ||
Программа дисциплины «История политических и правовых учений» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.... | Учебно-методический комплекс правоохранительные органы Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Филиал ноу впо санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики | А. Г. Свинаренко Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | ||
Москва 2005 Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | Как стать хорошим педагогом Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | ||
Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | Тема Содержание Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности:... | Общение, его виды, функции и средства Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... |