Скачать 229.4 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ История эстрадно-джазового искусства Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство» Рецензия на учебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства» для студентов кафедры вокального искусства, направления «Музыкальное искусство», Составитель: Ирина Борисовна Бархатова, доцент кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ Учебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства» предназначен для абитуриентов и студентов кафедры вокального искусства, обучающихся по профилю «Эстрадно-джазовое пение». УМК составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования, с учетом современных методических разработок, необходимых для освоения программы бакалавриата по данному профилю. Основная идея учебно-методического комплекса – воспитание специалиста, обладающих, помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности. В разделе «Пояснительная записка» автор последовательно и убедительно излагает цели и задачи предмета, подробно останавливаясь на формировании комплекса знаний из области истории эстрады, ее становления и развития. В разделе «Тематический план» кратко изложено содержание дисциплины по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учетом совершенствования знаний и умений студентов. В содержательной части учебно-методического комплекса подробно раскрываются основные темы занятий в конкретные периоды обучения. Особое внимание автор уделяет пониманию исторических и политических процессов, оказавших влияние на становление зарубежной и отечественной массовой культуры. Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях, опирается на изложение биографий выдающихся личностей каждой эпохи, слушание аудиопримеров и т. д. Учебно-методический комплекс, составленный И.Б.Бархатовой, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения. Учитывая все вышеизложенное, считаю что данный учебно-методический комплекс можно рекомендовать для применения в учебном процессе. Преподаватель кафедры вокального искусстваИнститута музыки, театра и хореографии ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ Н.А.Соломатова Содержание 1. Пояснительная записка стр.5 2. Тематический план дисциплины стр.6 3. Содержание дисциплины стр.8 4. Темы семинарских занятий стр. 11 5. Требования к уровню подготовки выпускников стр. 12 6.Библиографический список стр. 13 7. Словарь специальных терминов стр.14 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по курсу «История эстрадно-джазовой музыки» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих вокальное искусство и мировую историю и культуру вокала. Цель курса – изучение исторических процессов, оказавших влияние на формирование эстрадно-джазового искусства в его современном виде. Задачи курса – - знать основные этапы становления и развития джаза в контексте социально-экономических, национально-этнических, художественно-эстетических явлений. - знать основные стилистические разновидности джаза, возникавшие в процессе его развития как в США, так и в странах Европы. - знать особенности развития и стилистики отечественного джаза, взаимодействие с другими видами эстрадного искусства. - знать исторические процессы, оказавшие влияние на музыку разных направлений. В основе данного курса лежит симбиоз теоретических знаний в области истории искусства, истории зарубежной и отечественной музыки, истории джаза. Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал в области неполного среднего образования и дисциплин предметной подготовки по курсу дополнительного профессионального образования. Учебный материал по курсу «История эстрадно-джазовой музыки» является основой для изучения таких важнейших дисциплин для будущих эстрадных исполнителей, как «Сольное пение», «Джазовое пение», «Основы вокальной методики». Содержание курса позволяет студентам осмысленно и подготовлено подходить к занятиям исполнительской, концертной и педагогической практикой. При изучении курса используются различные формы текущего контроля за освоением учебного материала. Среди них преобладают в основном семинарские занятия, тестирования, рефераты. К индивидуальным занятиям относятся ознакомительная работа с дополнительными источниками в Интернете, методической и периодической литературой. Промежуточной формой аттестации служит полусеместровая аттестация по предмету. Обучение проходит с использованием инновационных технологий, а именно по системе кредитно-модульной оценки знаний по предмету. Итоговой формой контроля служит экзамен по предмету в форме защиты реферата. Материалы, на основании которых составлена программа: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000. Тематический план дисциплины ОДО
Тематический план дисциплины ОЗО
Содержание дисциплины. 1. Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века. Понятие массового искусства. Формы и жанры эстрадных представлений. Появление сольного концерта. Доминанта личности артиста. Тенденции театрализации эстрадного концерта. Виды представлений (ревю, шоу, кабаре, кафе-шантан). Деление эстрады на прикладную, среднюю и высокую. 2. Американская эстрада. Эстрада американских негров. Окончание гражданской войны в США. Отмена рабства. Основные жанры и формы эстрады рубежа 19-20вв. Трудовая песня, спиричуэл, баллада, госпел, джубили. Возникновение блюза. Ритм-энд-блюз. Театр менестрелей. Инструментальная музыка: регтайм и буги-вуги. Становление и эволюция негритянского джаза. Распространение джаза в период Великой депрессии. Появление грамзаписи. Джазовые направления бибоп, кул-джаз. Персоналии: Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Д.Эллингтон, Ч.Паркер, Д.Гиллеспи. 3. Американская эстрада. Эстрада белых американцев. «Тин Пин Элли». Песня на эстраде. И.Берлин, Д.Гершвин. Мюзиклы и музыка к первым кинофильмам. Искусство бардов. Рабочая песня. Инструментальная музыка и джаз. Появление диксиленда. Свит-музыка. Б.Гудмен, Г.Миллер. 4. Европейская музыкальная эстрада. Общее и различное в развитии американской и европейской эстрады. Песня и романс на эстраде. Итальянские песни. Влияние русского романса на общеевропейское музыкальное искусство. Цыганский романс, городская песня, русская народная песня. Персоналии: А.Вяльцева, Н.Павлицкая, М.Вавич. Бардовское творчество французской эстрады. Кафе-шантан и кабаре. Понятие «шансонье», «паролье», «аврьете». М.Шевалье, Ш.Трене, Э.Пиаф, Ш.Азанавур. Русское бардовское искусство. А.Вертинский. Танцевальная песня на эстраде и инструментальная музыка. Танго, фоктсрот. Песня-танго. О.Строк, П.Лещенко. Инструментальная музыка и джаз. Оркестр М.Вебера. 5. Советская музыкальная эстрада. Народная песня и романс. О.Ковалева, Л.Русланова, В.Козин. Танцевальная песня М.Блантер, И.Дунаевский, А.Варламов, А.Цфасман. Творчество К.Шульженко. Инструментальная музыка и джаз. АМА-джаз Цфасмана. Оркестр Ланцберга, теа-джаз Л.Утесова. Запрет джаза в СССР. 6. Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века. Влияние развития технологий на массовое искусство. Понятие сингла, появление студийных музыкантов. Фонограмма. Социальные проблемы как предпосылки появления рок-музыки. 7. Возникновение рок-музыки. Разочарование в политике и идеологии молодежи США. Слом расовых предрассудков, интерес к негритянской музыке. Б.Хейли, Э.Пресли, Ч.Берри. Бум рок-н-ролла, развитие ритм-энд-блюза. Битлз – начало пути (1956-61), путь на Олимп (1962-64), поиск нового (1965-66), последний этап творчества (1967-70). 8. Бардовское творчество и обновление песенной эстрады 1950-70гг. Развитие французской эстрады Ж.Брассенс, Ж.Брель. Итальянская эстрада и конкурс в Сан-Ремо. А.Челентано. Американская эстрада Р.Чарльз, Д.Браун, Б.Дилан. Калифорния как центр музыкальной культуры. Д.Джоплин, Т.Тернер. Эстрада восточной Европы А.Герман, К.Готт. 9. Развитие искусства джаза и инструментальной музыки 1950-80гг. Проникновение джаза в сферу высокого профессионального искусства. Открытие профессиональных учебных заведений. Развитие кул-джаза, появление фри-джаза. Синтез рока и джаза – фьюжн. Течение новой волны. Оркестр П.Мориа. 10. Основные направления рок-музыки 1970-80 гг. Рок-музыка как основное течение музыкальной эстрады. Интеллектуальный и хард-рок. «Пинк Флойд» как явление арт-рок-культуры. «Рейнбоу», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл», «Блек Саббат». Отличительные свойства рок-музыки. 11. Утверждение синтеза художественной деятельности на эстраде. Соул и фолк-рок. С.Уандер, Э.Джон. Глэм-рок. Европейская эстрада, «Евровидение». Гр. «АББА», Т.Кутуньо. М.Джексон как явление поп-культуры. Мадонна как представитель синкретичной эстрады. 12. Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века. Перелом идеологического давления, возрождение бардовского и песенного искусства. Открытие профессиональных учебных заведений. Проникновение эстрадного искусства в средства массовой информации. 13. Возникновение музыкальной эстрады 1950-60гг. Массово-бытовые и патриотические песни. Творчество Мурадели, Пахмутовой, Эшпая. Популярность песен к кинофильмам. Проблема репертуара. Э.Пьеха, М.Магомаев, М.Кристаллинская, Н.Сличенко и цыганское романсовое творчество. Л.Зыкина и народная песня на советской эстраде. 14. Бардовское творчество и эстрада 1950-70гг. студенческие, дворовые, лагерные песни. Сатирические куплеты. Московское творчество Б.Окуджавы. Туристическая романтика Ю.Визбора и А.Горрдницкого. Мягкая поэзия Ю.Кукина. Творчество Ю.Кима, А.Галича, А.Дольского. Феномен В.Высоцкого. 15. Развитие отечественного джаза 1950-80гг. Возрождение джазовых оркестров. Оркестр О.Лунстрема, И.Вайнштейна. Оркестр «Современник» А.Кролла. Фильм «Мы из джаза» как популяризация джазового искусства в СССР. Ретро-музыка в творчестве оркестра Г.Гараняна. Расцвет джазовых биг-бэндов. «Ленинградский диксиленд» Д.Голощекина. Полистилистическая манера современного джаза. А.Коздов и анс. «Арсенал». Джазовые исполнители В.Пономарева, Э.Трафова, Т.Огнесян, Л.Долина. 16. Обновление песенной эстрады и зарождение рок-музыки 1970-80гг. Эстрадная песня новые формы исполнительства. Творчество Д.Тухманова и М.Таривердиева. Р.Паулс, Ю.Саульский, А.Зацепин. Появление ВИА. «Песняры», «Ариэль». Становление рок-музыки. «Цветы», «Автограф», «Машина времени», «Аквариум». 17. Рок-музыка: основные направления. 1980-90гг. Бард-рок, хард-рок, эстрадный рок. Элитарность интеллектуального рока. Творческий рост группы «Машина времени». Гр.»Алиса». Феномен В.Цоя и гр.»Кино». Ю.Шевчук и гр. «ДДТ». Эстрадная ориентация рока. Гр.»Секрет», «Браво». Смеховая культура как протест общественной морали. Гр. «Звуки Му», «Бригада С». «Наутилиус Попмилиус» как синтез философии и внещних проявлений творчества. Хард-рок и металлический рок. Г. «Черное кофе», «Ария», «Мастер». 18. Звезды эстрады. 1970-90гг. Авторы-исполнители на эстраде. Ю.Антонов, Е.Мартынов. Творчество артистов братских республик. С.Ротару, В.Леонтьев, А.Пугачева как явление советской эстрады. Общий анализ творчества артистов советской эстрады. Темы семинарских занятий: 1. Массовое музыкальное искусство первой половины ХХ века. Темы рефератов:
(А.Вяльцева, Н.Плевицкая, А.Баянова, А.Вертинский)
2. Зарубежное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века. Темы рефератов:
3. Отечественное массовое музыкальное искусство второй половины ХХ века. Темы рефератов:
Требования к уровню подготовки выпускников: Выпускник по направлению подготовки «Вокальное искусство» с квалификациями по профилю «эстрадно-джазовое пение», успешно освоивший курс по предмету «История эстрадно-джазовой музыки», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Учебно-методическое обеспечение программы: Дидактическое и материальное обеспечение программы:
Библиографический список
Словарь специальных терминов Баллада (ballad) – эпическая песня с драматическим сюжетом; распространена во многих народных культурах. В США английские, в частности шотландские, баллады, подвергшиеся незначительному влиянию негритянского фольклора, получили широкое распространение у негров в идее сольной песни. Они сыграли значительную роль в зарождении и формировании джаза. Среди наиболее известных интерпретаторов баллад в джазе – пианист Билл Эванс, трубач Майкс Девис, саксофонисты Колман Хоукинс и Джон Клтрейн. Бибоп (bebop) – джазовый стиль, развившийся в начале 40-х гг. и открывающий период современного джаза. Пионеры бибоп – саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк, контрабасисты Джимми Блентон, Оскар Петтифорд, гитарист Чарли Кристиан, ударники Кении Кларк и Макс Роуч. Характерная черта – унисонное произведение темы в начале и конце пьесы. Гармонии основываются на альтерированных аккордах и политональных структурах. В бибоп повысилась роль инструментов ритмической группы, наряду с духовыми они стали полноправными солистами ансамбля. Буги вуги (boogie woogie) – первоначально примитивная негритянская манера интерпритации блюза на фортепиано. Название «буги вуги» впервые встречается в пьесе «Pinetoṕ́́́’s Boogie Woogie”, записанной на грампластинку пианистом Кларенсом Пайнтопом Смитом в 1928г. В отличие от регтайма буги вуги – импровизационная. Госпел сонгс (gospel songs) – одноголосные духовные гимны североамериканских негров, получившие распространение в 30-хгг. ХХ в. В крупных промышленных центрах США. В отличие от спиричуэле, где используются библейские сюжеты, тематика госпел сонгс заимствована из евангелия. Среди наиболее популярных исполнителей госпел сонгс – Махелия Джесон, Роззета Тарп и другие. Существуют также хоровые госпел сонгс. Джаз-рок (jazz-rock) – стиль современного джаза, развившийся во второй половине 60-х гг., представляющий собой синтез элементов джаза и рок музыки. Для джаз-рок характерны коллективная импровизация, использование латиноамериканской ритмики в широкое применение электроинструментов, расширивших звуковую палитру за счет электроакустических эффектов. Диксиленд (dixieland) – название джазовых ансамблей новоорлеанского стиля, состоящих из белых музыкантов. Диксиленд раньше негритянских коллективов получили известность за пределами Юга США и способствовали распространению джаза. Диксиленд получил развитие в 20-е гг. в Чикаго, ожнако со временем был предан забвению в связи с появлением свинга. В конце 30-х гг. наблюдается возрождение диксиленд, а в послевоенные годы он получил широкое распространение не только в США, но и в Европе. Импровизация (от лат. Improvisus – непредвиденный, нечаянный) – творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; а также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизод, отличающихся прихотливой свободой изложения. Кул (cool) – буквально холодный; стиль современного джаза, развившийся в конце 40-х гг. и получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов. Характерной особенностью кул джаза является спокойная манера игры и «холодный» способ звукоизвлечения на духовных инструментах, внедренный в практику саксофонистом Лестером Янгом еще в конце 80-х гг. (он же и назвал этот стиль «кулом»). При игре на духовных инструментах исключается вибрато. В кул джазе значительно шире, чем в традиционном джазе и свинге, используется полифония. Рок энд ролл (rock and roll) – буквально раскачиваться и вертеться; модный танец, возникший в США в начале 50-х гг. на основе ритм энд блюза и хилбилли. Широкую популярность в США, а позже и в других странах, рок энд ролл приобрел благодаря шлягеру «Rock around the clock» в исполнении американского певца Билла Хейли и ансамбля «The Comets». Однако, самым популярным интерпретатором рок энд ролла признан певец и гитарист Элвис Пресли, дебютировавший в 1955 г. По американскому телевидению. Рок энд ролл характеризуется простой мелодией, построенной на навязчивых и примитивных риффах и сопровождающейся тяжелым, монотонным, постоянно повторяющимся однообразным ритмом с акцентами на 2-й и 4-й долях такта. Рэгтайм (ragtime) – от ragged – рваный и time – время; первоначально способ игры на фортепиано, имитировавший звучание банджо. В 90-х гг. ХIХ в. Развился как инструментальная форма. Рэгтайм – фортепианный жанр, однако фортепиано трактуется здесь как инструмент не молодический или гармонический, а ударный. Характерной особенностью рэгтайма являются две несовпадающие лини; исполняется рэгтайм в умеренном или быстром темпе. Рэгтайм является одним из жанровых предшественников джаза и оказал большое влияние на его зарождение и развитие. Спиричуэлс (spirituals) – духовные песни американских негров, возникшие в первой четверти ХIХ века на Юге США вследствие обращения негров в христианство. Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезенные в Новую Англию белыми переселенцами. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную структуру, выражающуюся в диалоге поповедника с прихожанами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Тин Пэн Элли (Tin Pan Alley) – буквально аллея оловянной посуды – так назвал американский журналист улицу в Нью-Йорке, на которой было сосредоточено множество частных фирм, специализировавшихся на выпуске нот произведений развлекательной музыки. В 20-е гг. эти издательства были переведены на Бродвей. Название Тин Пэн Элли является синонимом развлекательной индустрии США. Фри джаз (free jazz) – буквально свободный джаз; стиль современного джаза, развившийся на рубеже 50-60 гг. Основные тенденции фри джаз – отход от тональности и традиционной мелодики, гармонии, ритмики и формы. Иногда в значении фри джаз употребляются термины «абстрактный джаз», «авангардный джаз», «новое яаление», или «новый джаз». |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса... | ||
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История... Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080502 Экономика... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой 1 по дисциплине по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | Примерная программа итоговой государственной аттестации выпускников... Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства по специальности 070109 Музыкальное искусство эстрады | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» Нагибина Наталия Львовна. Психология искусства. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология... Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности «Музейное дело» / сост.... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и... Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... |