Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 137.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.04.2014
Размер137.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Предмет: Материальные технологии

Тема: «Технологии обработки ткани»

Тема урока: «Ручные работы. Выполнение простейших швов «вперед иголку», «через край». Возрождение народных традиций: бусы на Руси»


Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний»

Место урока в теме: 15 – 16 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»

Школа: ГБОУ Центр образования №1048 ВОУО ДО г.Москвы

Уровень учащихся: 6 Б

Учитель технологии: Литвинова Елена Евгеньевна
Задачи урока:

Образовательная: формирование знаний о технологии начальной обработке деталей кроя, умение выполнять промежуточные операции, усвоение, обобщение и систематизация полученных знаний и умений по изготовлению рукотворной бусины и рукотворных бус, работе с тканью, усвоению основных свойств и характеристик ткани, обучение простейшим швам, усвоение знаний о традиционном женском народном костюме, народных украшениях, закрепление знаний о видах народного искусства, выработка способности видеть гармонию, умение применять обобщенные знания, а так же применять знания и умения в теоретической работе, являющейся результатом творческой деятельности.
Развивающая: развитие опыта творческой деятельности в оформлении пояснительной записки к проекту «Рукотворные бусы», развитие творческих способностей личности, развитие сенсорных и моторных навыков учащихся, развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности школьника, необходимых для развития творческой деятельности, творческого воображения и системы образного мышления, развитие навыков работы с иглой и тканью, развитие умения планировать свою работу, развитие кругозора и познавательного интереса.
Воспитательная: воспитание требовательности к качеству работы, технологической дисциплины, воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду, аккуратности, внимательности при работе, воспитание у учащихся художественного вкуса, эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству и культуре, воспитание любви и уважения к коллективному, художественному, общественно полезному труду, приобщение к творческой деятельности через искусство.

Средства обучения: учебные - рабочая программа, тестовый материал «ручные работы», методические разработки (рекомендации) по выполнению практической работы, учебники и учебные пособия, учебные компьютерные программы по теме урока http://rusalka-7.ucoz.ru/index/ruchnye_raboty/0-16; наглядные - демонстрационные материалы и литература по народному костюму; раздаточный материал - тексты с описанием практической работы, фото-мастер-класс этапов выполнения практической работы; СМИ - буклеты, плакаты, журнал «Девчонки и мальчишки» №6 2008 г; ТСО - проектор, компьютер.

Цель урока: закрепить полученные теоретические и практические знания, умения и навыки, с последующим применением их в творческой деятельности, а именно в выполнении и оформлении творческого проекта на избранную тему «Рукотворные бусы», используя в нем технологию выполнения ручных стежков и строчек.

Этапы урока: Оргмомент. Анализ знаний учащихся по теме «Ручные швы».
Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков. Определение уровня теоретических знаний учащихся, направленных на обобщающую творческую деятельность и основанных на ранее изученном материале.
Практическая работа, направленная на закрепление полученных знаний, умений и навыков. Подготовка к тематическому проекту «Рукотворные бусы для красавицы русской». Сообщение основных этапов работы над рукотворными бусами.
Информация о домашнем задании, обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка записей в тетради.
Подведение итогов урока.

Использование современных образовательных технологий: информационно-коммуникационные технологии: презентации «Рукотворные бусы», электронные учебники по народному костюму: «Книги по народному костюму, ремеслу и культуре (ТРАДИЦИОННЫЕ УКРАШЕНИЯ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ)».
Тема: «Технологии обработки ткани»

Тема урока: «Ручные работы. Выполнение простейших швов «вперед иголку», «через край». Возрождение народных традиций: бусы на Руси»


Ход урока:

Оргмомент

1.Подготовка учащихся к работе на уроке.

2.Приветствие.

3.Определение присутствующих.

4.Проверка готовности учащихся к уроку: наличие конспектов, необходимые принадлежности для практической деятельности.

5.Раскрытие общей цели урока: обобщение и закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков для комплексного применения их в самостоятельной творческой деятельности.
I. Актуализация знаний

Обобщающая беседа, включающая контрольные вопросы.

  • Что такое ручные работы в швейном деле?

  • Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?

  • Что называется швом?

  • Что называется стежком?

  • Что называется шириной шва?

  • Что называют строчкой?

  • Что называется длиной стежка?

  • Где применяются прямые стежки?

  • Гдe применяются петельные стежки?

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Проводится контрольное тестирование по закреплению знаний терминов:

Терминология, применяемая при выполнении ручных работ:

Сметать, наметать, приметать, заметать, обметать, пришить, подшить
Взаимопроверкой оцениваем знания, оценки выставляются в журнал.
II Подготовка к усвоению нового учебного материал

Обобщающая беседа сопровождается сменой слайдов заготовленной к уроку презентации. http://rusalka-7.ucoz.ru/index/ruchnye_raboty/0-16

Наш сегодняшний урок посвящен творческому проекту «Рукотворные бусы для красавицы русской», в ходе его выполнения мы создадим своими руками ручной шедевр – браслет из рукотворных бусин или бусы. К сегодняшнему уроку вы самостоятельно работали с информационными источниками по теме «Шейные украшения на Руси», кто мне ответит на вопрос: Какие шейные украшения полюбились на Руси?

Бусы на Руси были самым излюбленным видом женских навесных шейных украшений и носили их женщины самых разных сословий. Раньше бусы многое могли рассказать о своей хозяйке. Например, женщина носила на нитке сухие фрукты или косточки, потому что готовилась стать матерью, а в бусах из раковин было зашифровано послание к небесам – просьба о дожде и хорошем урожае. Украшения из редких, красиво окрашенных минералов носили не только как талисманы, в надежде заполучить удачу, любовь, здоровье, богатство, но и чтобы засвидетельствовать свой достаток.

Дутые бусы называемые «тяжёлая грудь», были распространены в конце XIX - начале XX вв. в средней полосе России, и являлись характерным дополнением праздничного русского костюма. Их цветовая гамма могла быть самой разнообразной: синей, алой, красной и т.д. На каждой нити делалось разное количество бусин, на груди бусы укладывались эффектным каскадом. Разновидностей бус было, очень много и все они, непохожие, друг на друга, могли быть различных: размеров и форм – круглые хорошо отшлифованные, гранённые или почти не обработанные; цветов и материалов, из которых изготовлены - дерева и кожи, натуральных камней и жемчуга, бисера и даже ткани, не потеряли они своей актуальности и сегодня.

Спасибо. Хотя, народная мудрость и гласит: «Нет украшения супротив природной красоты», однако, с незапамятных времён, женщина всегда стремилась приукрасить, сделать лучше окружающий её мир – домашний очаг, рабочее место, родных и близких, не забывая о себе. Сегодня на уроке и мы позаботимся о своей красоте.
III Формирование новых понятий и способов действий

Мы подошли к заключительному этапу разделов образовательной области «Технология»: «Технологии обработки ткани» и «Ручные швы», и вам предстоит проявить себя в творческой работе, и показать себя зрелыми мастерицами, которые понимают и ценят народное искусство.

Конечным результатом вашей деятельности станет творческий проект:

  • Практическая часть - изготовление готового изделия – рукотворных бус из ткани.

  • Теоретическая часть, состоящая из пояснительной записки в которой вы подробно расскажете о технологическом процессе изготовления ваших бус из ткани в виде презентации, технологической карты или в виде фото-мастер-класса. Вам предстоит выполнить пояснительную записку к творческому проекту, используя различные источники информации, ориентируясь на самостоятельную поисковую деятельность, презентацию урока «Рукотворные бусы», методические материалы к уроку и записи в рабочей тетради по технологии.

Рукотворные вещи хранят энергетику рук, придают изделию теплоту и мягкость. Не лишним будет добавить, что сегодня популярным аксессуаром становятся бусы из ткани, которые состоят из множества бусин и каждая бусинка сделана вручную. Тряпичные бусы объединяют традиции русского народного костюма с современными модными тенденциями, а сделать их совсем не сложно. Давайте посмотрим презентацию, которая познакомит нас с технологией изготовления рукотворной бусины.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ «РУКОТВОРНЫЕ БУСЫ»
А теперь приступим к выполнению практической части нашего проекта. Давайте мы сегодня изготовим себе несколько бусин, соберем их на крепкую нить, к концу нити прикрепим замочек и получим - рукотворные бусы. Между бусинами можно нанизывать по несколько бисерин или жемчужин (стеклянные бусины или другие декоративные элементы).

IV Формирование новых знаний и умений

Сегодня нам предстоит работа по выполнению творческого проекта, для закрепления тем образовательной области «Технология»: «Технологии обработки ткани» и «Ручные работы». Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Вся работа выполняется на столе, на котором располагают инструменты и приспособления, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на ваше самочувствие и качество работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

Голову слегка наклонить вперёд.

Нельзя опираться грудью о стол.

Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

При работе не следует ставить локти на стол.

Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

На столах учащихся технологическая карта выполнения работы, журнал «Девчонки и мальчишки» №6 2008 г, фото - мастер-класс, где дано описание и показаны все этапы выполнения практической работы.

По предложенному алгоритму учащиеся выполняют работу.

Алгоритм: Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения на бусине, должен соответствовать цвету ткани.

  • По шаблону вырезать деталь

  • Швом «вперед иголку» или «через край» прошить край детали

  • Стянуть деталь в кулечек

  • Заполнить деталь наполнителем

  • Затянуть и прошить по образцу

Охрана труда во время выполнения практической работы

Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами! Правила работы с иголками, ножницами. Иголки должны храниться в игольнице, перед началом урока и в конце урока их необходимо пересчитывать, ножницы хранить в чехле и передавать друг другу только кольцами. Если не соблюдать правила техники безопасности во время пошива бусин, то подобное нарушение может привести, к различного рода травматизму.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.
V Продолжение формирования знаний и умений

Применение умений и навыков в изготовлении рукотворных бус.

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

Работа сопровождается сменой слайдов в заготовленной к уроку презентации.

На столах учащихся методические разработки к уроку - фото-мастер –класс по изготовлению рукотворной бусины.

Технологическая карта изготовления рукотворной бусины



Изготовить выкройку на бусину

Отутюжить лоскутки ткани.

Обвести контуры выкройки на ткани

Обвести контуры выкройки на ткани



Проложить по краю шов «вперёд иголку»



Слегка стянуть шов, чтобы получился «кулёчек». В кулёчек положить наполнитель (холфитекс (шарики) или вату)




Аккуратно зашить стяжку и выйти иголкой на середину бусины, одновременно утягивая стяжку в середину бусины



Простегать бусину в разных направлениях. Первые стежки делать нужно аккуратно, не сильно стягивать шов




Швом «вперёд иголку», для «уплотнения», простегать бусину в разных направлениях несколько раз, с каждым разом, сильнее и крепче стягивая, проложенный шов, формируя круглую форму бусины



Формировать стиль желанного украшения используя дополнительные материалы: бусины из разных материалов (дерево, кожа, пластмасса и т.д.), бисер, жемчуг



Бусины подготовить к сборке, формируя стиль желанного украшения. Обработать полоску ткани - крепёж в

виде прямоугольника



Собрать бусы на крепкую нить


Для изготовления рукотворных бус из ткани, необходимо заготовить тряпичные бусины, желательно разных, гармонирующих вместе, цветов.

Вот и всё, «ручной» шедевр у вас готов. Получившиеся бусы, можно носить по - разному: варьируя их длину, обматывать длинные бусы в одну нить несколько раз вокруг шеи или одевать их как браслет; скручивать и сплетать их в косичку, придавая длинной нитке бус совсем другую форму. Очень красивыми могут быть бусы из совершенно разных, не похожих бусин, отличающихся по цвету, форме и материалу, из которых они сделаны. Длину, цвет и последовательность композиции бус, можно менять в зависимости от вашего вкуса и гардероба.

Рукотворная бусина может послужить не только отдельным звеном для сборки бус, но и являться самостоятельным декоративным элементом, например – пуговицей, которая украсит любое швейное изделие или будет использоваться, для скрепления деталей одежды. В самой природе изготовления рукотворной бусины-пуговицы есть какая-то искорка, вызов, способность организовать костюм, подчиняя его единому стилю. Многие
художественные направления не пренебрегали этим ремеслом, оставив нам прекрасные свидетельства творческого вдохновения их создателей.

Самоконтроль и контроль осуществляется в ходе практической работы. В конце практической работы заполняется «Карточка контроля»: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.


Самоконтроль (С)

Контроль(К)

С

С

К

К

К

Критерии

Заготовка детали

Обработка края детали

Формирование

бусины

Проявление эстетического вкуса

Соблюдение правил ТБ

Оценка
















Баллы

0.5

0.5

1

2

1


Физкультминутка в перерыве практической работы
VI Заключительная часть урока

Рефлексия

Учащиеся письменно отвечают на вопросы.

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Научились ли вы чему-нибудь новому на уроке?

- Понятна ли вам технология выполнения ручных швов?

- Возникали у вас какие-нибудь затруднения при выполнении практической работы?

- Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?

- Мне захотелось…

Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода.

Какие вопросы по выполнению домашнего задания?
VII Подведение итогов урока

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Выставление оценок на основании карточки контроля.
Сегодняшний урок подошел к концу, я считаю, что цель урока достигнута, мы поработали очень продуктивно, я довольна тем, что вы неплохо усвоили теоретический материал и изготовили рукотворные бусы. Спасибо, за работу на уроке. Аналитическая справка.

Литература к уроку:

  1. Ресурсы Интернет: Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. – М. Искусство, 1994 25.http//zabavaglum. narod. ru/ muzei/ kostymi

  2. Ресурсы Интернет: http://www.hnh.ru/handycraft/2011-03-12-3

  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 168

  1. А.Ю.Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2005. -136с., ил.



Директор ГБОУ ЦО № 1048 С.С. Буробина

Учитель технологии ГБОУ ЦО №1048 Е.Е Литвинова

© к.п.н. Литвинова Елена Евгеньевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск