Скачать 119.53 Kb.
|
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Автор: Дорофеева Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр», г. Колпашево, Томской области. Аннотация к занятию: Шахматная нотация – специальный язык обозначений, созданный для записей шахматных партий и позиций. Это занятие обобщает знания юных шахматистов о видах шахматной нотации. Данное занятие учит юных шахматистов определиться, каким видом шахматной нотации записывать собственные партий; изучать партии именитых гроссмейстеров и понимать нотацию в шахматной литературе и шахматных журналах, для того, чтобы играть лучше и лучше. Предмет: шахматы Возрастная группа: обучающихся 2-4 классов (второй год обучения) Тема занятия: Виды шахматной нотации Цель занятия: - знакомство c видами шахматной нотации Задачи занятия: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Формирование видов универсальных учебных действий: Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Учебно-методическое обеспечение: Время реализации занятия: 45 минут Авторский медиапродукт: презентация к занятию Microsoft Office Power Point, программа создания проектов Windows Movie Maker, текстовый редактор Microsoft Word, шахматная программа «Chess диаграмм»;
План проведения занятия:
Ход занятия Вступление 1. Организационный момент (слайд 1) - Здравствуйте, ребята! (Организация внимания и участия обучающихся). У нас с вами сегодня необычное занятие! И оно должно получиться у нас с вами очень и очень интересным! Вы познакомитесь с видами шахматной нотации. - Ребята, а вы знаете, что такое шахматная нотация (варианты ответов). - Хорошо, что такое шахматная нотация мы с вами уже знаем и чуть позже познакомимся с видами шахматной нотации. - Ребята, мы уже ранее пробовали участвовать в сеансах одновременной игры. - Да - Кто-то из вас был сеансером, а кто-то участником сеанса одновременной игры. - Да - Я предлагаю вашему вниманию видео отрывок из кинофильма «Белый снег России». Этот ролик о великом непобедимом четвертом чемпионе мира по шахматам Александре Алехине (слайд 2). Алехин был чрезвычайно разносторонним шахматистом. Больше всего он известен атакующим стилем игры и эффектными, глубоко просчитанными комбинациями. Вместе с тем ему принадлежит большое количество теоретических разработок в дебютах, он обладал высокой эндшпильной техникой, а также великолепно проводил сеансы одновременной игры вслепую! Одну из них мы сейчас посмотрим. Видеоролик из кинофильма: четвертый чемпион мира Александр Алехин играет вслепую с немецкими военными, и, сидя к ним спиной, обыгрывает их, не глядя на доску, Алехин первый русский чемпион мира по шахматам, и во время войны он продолжал играть в шахматы, проводил сеансы одновременной игры. Из отрывка мы видим, какая память у чемпиона, Алехин в заключительном эпизоде обыгрывает немецкого генерала и белыми и черными. Он внес свой вклад в Великую победу над немецкими захватчиками. 2. Повторение ранее изученного материала. Решение задач вслепую. Чтоб играть и побеждать Надо доску знать на "пять"! - Будем чемпионами! (слайд 3) - Будем! - Какого цвета поле c2? Ребята, покажите квадрат такого цвета, какого цвета поле с2. Белого или черного? - Правильно с2 – белого цвета. - Какого цвета поле b4? (b4 – черного цвета) - Какого цвета поле а2? (а2 – белого цвета) - Какого цвета поле е5? (е5 – черного цвета) - А сейчас как Алехины решим несколько задач вслепую (дети без расстановки фигур в уме представляют позицию, на слайде позиция тоже сразу не воспроизводиться, решают задачу и записывают ответ в тетради для работ по шахматам). 1 задача (слайд 4) Б: Крс6, Лf3 Ч: Крс8 Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Лf8х (слайд 5) 2 задача (слайд 6) Б: Кр е6, Фа3 Ч: Кр е8 , п.а7 Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Фе7х (слайд 7) 3 задача (слайд 8) Б: Крg6, Са5, Кh6 Ч: Крh8 Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Сс3х (слайд 9) - Молодцы, ребята, настоящие гроссмейстеры! 3. Сообщение нового материала. - Пересечение горизонталей и вертикалей образуются шахматные поля, например горизонталь 4 и вертикаль d, какое поле? (слайд 10) - Поле d4 - Правильно. И при пересечение, например, диагоналей а1 – h8 и a7 – g1, какое поле пересечения? (слайд 11) - поле d4 - Правильно 4. Физминутка (слайд 12) Мы стоим на «d4». Представили! Если называют поле «d5» – то делаем шаг вперед Если «d3» – шаг назад Если «с4» – приседание Если «е4» – подпрыгнуть Повторить еще раз в другом порядке. 5. Продолжение сообщение нового материала. - Вот мы и подошли к теме «виды шахматной нотации», какое же определение можно дать словосочетанию «шахматная нотация»… А названия всех полей на шахматной доске и составляют шахматную нотацию. Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске (слайд 13). Запишем в наших тетрадочках. В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена еще в 1616 в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним — Густавус Селенус) (слайд 14). В следующем столетии ее разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем. Ребята, как ставится «детский мат». Покажите на шахматной доске эту партию. А теперь давайте запишем двумя способами в шахматных блокнотиках для записи партий. Бланки для записи партий: Различают два вида записи (нотации) — полная и сокращённая. Полная запись ходов: 1. e2—e4 e7—e5 2. Сf1—c4 Кb8—c6 3. Фd1—h5 Кg8—f6?? 4. Фh5:f7× Сокращённая запись ходов. Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой нотации выглядит так: 1. e4 e5 2. Сc4 Кc6 3. Фh5 Кf6?? 4. Ф:f7× При запись партий можно применять и полную и сокращенную запись. Но последняя запись проще, и вполне понятна. Еще различают виды нотации по написанию фигур на определенном языке.
И сокращенно шахматные фигуры записываются так (слайд 16) на русском и английском языках (международном): Например, в русской нотации детский мат записывается так (слайд 17): 1. e2—e4 e7—e5 2. Сf1—c4 Кb8—c6 3. Фd1—h5 Кg8—f6?? 4. Фh5:f7× Та же партия в международной нотации: 1. e2—e4 e7—e5 2. Bf1—c4 Nb8—c6 3.Qd1—h5 Ng8—f6?? 4. Qh5xf7# Шахматная нотация - любой способ записи шахматной партии. Еще виды шахматной нотации (слайд 18): 1. Координатная - ходы фигур обозначаются обозначением исходного поля и поля, на которое перемещается фигура. 2. Алгебраическая - ходу присваивается обозначение фигуры или пешки, которой делается ход, после чего пишется поле, на которое она перемещается. 3. Длинная Алгебраическая - р алгебраической нотации. Ход обозначается буквой, называющей фигуру, плюс поле, с которого и поле, на которое перемещается фигура. 4. Фигурная - похожа на алгебраическую нотацию, за исключением того, что названия фигур и пешек обозначаются маленькими картинками. 5. Фигурная Алгебраическая - разновидность алгебраической нотации. Ход обозначается символом фигуры, плюс поле, на которое она перемещается. 6. Описательная - ход обозначается буквой фигуры и кодом хода. 7. Международная - ход обозначается кодом из 4х цифр, первые две цифры - номер столбца и строки доски изначального положения фигуры, вторые две - аналогичный номер исходного положения фигуры. 8. Нотация Форсайта - компактный и простой способ записи шахматных позиций, придуманный шотландский игроком Дэвидом Форсифом. Позиции шахматных фигур и незанятые поля записываются, горизонталь за горизонталью, начиная с верхнего, левого угла доски (a8). Белые фигуры обозначаются заглавными буквами, а черные - строчными. 9. Код Удеманна - шахматные условные знаки, созданные для передачи по телеграфу. В таблице (слайд 18) представлены основные виды нотации, которые встречаются чаще всего в шахматной литературе, шахматных журналах, интернете:
- Глядя на таблицу, можете сказать, каким видом шахматной нотации, мы с вами пользуемся, записываем партии, шахматные позиции? - Алгебраическая нотация - А по способу записи: полная или сокращенная? - Сокращенная чаще - В интернете, запись партии вот в таком виде (слайд 19). Какой это вид нотации? - Алгебраический, международный, сокращенный Ребята, у вас лежат шахматные журналы «64 – шахматное обозрение», откройте их, и попробуйте определить, какой вид нотации применяется здесь? - Фигурный, сокращенный - Молодцы, ребята! 6. Подведение итогов. Подводя итоги нашего урока, ребята, попробуйте записать виды нотации (слайд 20), какие вам запомнились? - А что нового вы сегодня узнали? - Нотация бывает краткая и полная, нотация русская и международная, алгебраическая и фигурная, и т.д. (слайд 20 по щелчку) 7. Момент рефлексии (слайд 21). Вам, ребята, понравился сегодня наш урок? Если понравился, ребята вам урок поставьте магнитик на белое поле на большой шахматной магнитной доске, а если не очень на темное поле. Список использованной литературы: 1. Вольф П. Шахматы – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004, стр. 32 - 50 2. Губницкий С. Б. Полный курс шахмат. 64 урока для новичков и не очень опытный игроков. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999, стр. 21 3. Новотельнов Н. А. Знакомтесь: шахматы. – 2-е изд., - М.: Физкультура и спорт, 1981. – стр.11 4. Норвуд Д. Начальный курс шахмат – М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004, стр. 5 5. Учусь играть в шахматы. Составитель В. Третьякова. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1997. – стр. 12 6. Шахматы. Энциклопедический словарь. Гл. редактор А. Е. Карпов – М.: Советская энциклопедия, 1990 7. Шахматный журнал «64 — Шахматное обозрение» 8. Шахматная программа «Шахматы – наука, спорт, искусство» Материалы Интернет-ресурса Шахматы – Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://chessproject.narod.ru/training6.htm http://chessgames.ru/chahmatnaya-notaciya/ http://chess-fan.at.ua/publ/all_about_chess/chess_notation/1-1-0-7 http://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam/urok-3-shahmatnaja-notacija.html http://www.gambiter.ru/chess/item/242-fen.html |
Автор: Афанасенкова Людмила Михайловна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа... | Автор: Захарова Елена Владимировна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения : Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа... | ||
Автор: Абызова Н. М., Казанцева И. А., Потапова Е. В полное название образовательного учреждения ... | Автор: Богданова Наталья Леонидовна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения: моу красночикойская сош, Забайкальский край | ||
Автор: Клюх Оксана Александровна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения: Россия, Томская область, 70 регион, город Стрежевой, 4 микрорайон, дом №458, индекс... | Автор: Югова Светлана Леонидовна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нердвинская средняя общеобразовательная... | ||
Автор: Сиразиева Альфия Вагизовна Полное название образовательного... Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мбоу «Мурзинская средняя общеобразовательная... | Автор: Юдина Ольга Владимировна Полное название образовательного... Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): моу средняя школа №6, Тюменская область,... | ||
Автор: Алдаева Наталья Вагизовна Полное название образовательного... Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Государственное бюджетное образовательное... | Рылова Анна Юрьевна Полное название образовательного учреждения:... Полное название образовательного учреждения: мбдоу«Детский сад присмотра и оздоровления №35» г. Северск, Томской области | ||
Доклад включает информацию за 2013-2014 учебный год. Общая характеристика... ... | Пояснительная записка наименование музея: историко-краеведческий... Полное название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Убеевская средняя общеобразовательная школа»... | ||
Название образовательного учреждения Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Название учебно-наглядного пособия Оснащённость образовательного процесса учебно-наглядными средствами обучения в соответствии с рабочими программами учебных предметов... | ||
Название образовательного учреждения Критерии оценивания I тура Областной студенческой конференции «Боевая летопись Смоленщины» | Рекомендации для по использованию презентации Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта) |