№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
| Вид контроля, самостоятельной работы
|
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
|
1
| Международное значение русского языка
| Урок изучения нового материала
| Содержание и назначение УМК. Международное значение русского языка. Язык межнационального общения Мировой язык. Учебное исследование
| Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; международное значение русского языка.
| Развёрнутый ответ на вопрос по теме урока
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (6 ч)
|
2
| Комплексный анализ текста
| Урок-практикум
| Текст как основная дидактическая единица; стиль и тип речи; стилистические признаки в тексте; тема и идея текста; принцип деления текста на части; план текста
| Уметь: выразительно читать текст; определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; указывать средства связи частей текста; понимать принцип деления текста на части и составлять его план
| Комплексный анализ текста
|
3,4
| Обобщающее повторение (словообразование, морфология, синтаксис, орфография)
| Комбинированные уроки
| Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис словосочетания и простого предложения.
| Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5-8 классах
Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки
| Объяснительный диктант, тест
|
5,6
| Содержательно-композиционный анализ текста
| Уроки-практикумы
| Текст как основная дидактическая единица; стиль и тип речи; стилистические признаки в тексте; тема и идея текста; принцип деления текста на части; план текста
| Уметь: выразительно читать текст; определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; указывать средства связи частей текста; понимать принцип деления текста на части и составлять его план; объяснять постановку знаков препинания и написание различных орфограмм, изученных в 5-7 классах
| Комплексный анализ текста
|
7
| Контрольное сжатое изложение
| Урок контроля знаний
| Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль
| Уметь: определять тему, основную мысль, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль
| Изложение
|
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (56 ч)
|
8
| Основные виды сложных предложений
| Урок изучения нового материала
| Синтаксис. Сложное предложение и его признаки. Основные виды сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное). Средства связи частей сложного предложения.
| Знать: понятие сложное предложение; признаки сложного предложения; основные виды сложных предложений
Уметь: различать простые и сложные предложения; находить средства связи частей сложного предложения; различать союзы сочинительные и подчинительные; составлять схемы предложений, комментировать пунктуацию в сложных предложениях
| Словарный диктант, самостоятельная работа
|
Союзные сложные предложения (40 ч)
|
9
| Сложносочинённые предложения.
| Урок изучения нового материала
| Сложносочинённые предложения (ССП). Основные группы ССП по союзам и значению. Запятая между частями ССП. Синтаксический разбор ССП. Схема ССП. Сообщение на лингвистическую тему. Учебное исследование
| Знать: понятия сложносочинённое предложение; основные группы ССП по союзам и значению.
Уметь: различать простые предложения с однородными членами и ССП; определять значение ССП и указывать средства связи вних; отделять части ССП друг от друга запятой; выполнять синтаксический разбор ССП и составлять их схемы.
| Выборочный диктант
|
10
| Сложносочинённые предложения
| Урок закрепления знаний
| Комплексный анализ текста
|
11
| Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект.
| Урок развития речи
| Текст. Способы сжатого изложения текста. План текста. Тезисы. Типы тезисов. Конспект. Авторская лексика. Речевые нормы.
| Знать: способы сжатого изложения текста; понятия тезисы, конспект
Уметь: составлять конспект, тезисный план текста
| Текущий контроль
|
12
| Сложносочинённое предложение
| Урок-практикум
| ССП простые предложения с однородными членами. Смысловые отношения между частями ССП. Знаки препинания в ССП. Синтаксический разбор ССП. Схемы ССП. Конструирование ССП с использованием разных по значению союзов.
| Уметь: различать простые предложения с однородными членами и ССП; определять смысловые отношения между частями ССП; расставлять знаки препинания в ССП; составлять и записывать предложения с однородными членами и ССП, используя разные по значению союзы.
| Комплексный анализ текста
|
13
| Сложносочинённое предложение
| Урок-практикум
| Тест
|
14
| Комплексный анализ текста
| Урок-практикум
| Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилистические признаки в тексте. Средства связи частей текста. Принцип деления текста на части. План текста. Интонация.
| Уметь: выразительно читать текст; определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; указывать средства связи частей текста; понимать принцип деления текста на части и составлять его план.
| Комплексный анализ текста
|
15
| Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»
| Урок контроля знаний
| Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.
| Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.
| Диктант с грамматическим заданием
|
16
| Рецензия
| Комбинированный урок
| Рецензия как жанр. Компоненты рецензии. Языковой материал для рецензии
| Знать: понятия рецензия; жанровые особенности рецензии
Уметь: анализировать готовый текст рецензии, писать рецензию на любимую книгу, фильм и т.д.
| Рецензия
|
17
| Сложноподчинённые предложения.
| Урок изучения нового материала
| Сложноподчинённые предложения (СПП). Отличительные признаки СПП. Средства связи частей СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Указательные слова в СПП. Место придаточного предложения по отношению к главному. Пунктуация в СПП. Основные группы СПП по значению. Синонимическая замена простых предложений с обособленными членами сложноподчинёнными. Конструирование СПП. Учебное исследование.
| Знать: понятие сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова; отличительные признаки СПП; основные группы СПП по значению.
Уметь: находить главное и придаточное предложение в СПП; определять место придаточного предложения по отношению к главному и средства связи между ними; различать союзы и союзные слова; правильно ставить знаки препинания в СПП; выполнять синонимическую замену простых предложений с обособленными членами сложноподчинёнными; конструировать СПП.
| Словарный диктант
|
18,19
| Сложноподчинённые предложения.
| Уроки-практикумы
| Тест, комплексный анализ текста
|
20,21
| Контрольное изложение
| Уроки развития речи
| Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Авторский стиль.
| Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение близко к тексту, сохраняя авторский стиль.
| Изложение
|
22
| Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
| Урок изучения нового материала
| Придаточные определительные, их признаки. Определяемое слово. Средства связи придаточного определительного с главным предложением. Место придаточного определительного по отношению к определяемому слову. Местоимённо-определительные придаточные. Схемы СПП с придаточными определительными. Знаки препинания в СПП.
| Знать: понятие придаточное определительное, местоименно-определительное придаточное; признаки придаточных определительных
Уметь: распознавать СПП с придаточными определительными; определять, к какому слову относится придаточное определительное, место придаточного предложения по отношению к главному м средства связи между ними; расставлять знаки препинания в СПП с придаточными определительными и составлять схемы таких предложений..
| Объяснительный диктант
|
23
| Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
| Урок закрепления знаний
| Предупредительный диктант
|
24
| Повторение изученного по орфографии. Правописание не с разными частями речи
| Урок-практикум
| Условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Грамматические разборы.
| Знать: условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи
Уметь: объяснять правописание слов с не.
| Тест
|
25
| Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
| Урок изучения нового материала
| Придаточные изъяснительные, их признаки. Изъясняемое слово. Средства связи придаточного изъяснительного с главным предложением. Место придаточного изъяснительного по отношению к изъясняемому слову. Схемы СПП с придаточными изъяснительными. Знаки препинания в СПП. Синонимическая замена предложений с прямой речью СПП с придаточными изъяснительными. Наблюдения над изменением значения предложения при замене союза (союзного слова)
| Знать: понятие придаточное изъяснительное,; признаки придаточных изъяснительных
Уметь: распознавать СПП с придаточными изъяснительными; определять, к какому слову относится придаточное изъяснительное, место придаточного предложения по отношению к главному и средства связи между ними; расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными и составлять схемы таких предложений; выполнять синонимическую замену предложений с прямой речью СПП с придаточными изъяснительными.
| Объяснительный диктант
|
26,27
| Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
| Уроки закрепления знаний
| Тест, объяснительный диктант
|
28
| Контрольное сочинение
| Урок контроля знаний
| Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению
| Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли
| Сочинение
|
29
| Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
| Урок изучения нового материала
| Сложноподчинённые предложения. Придаточные обстоятельственные, их признаки. Виды придаточных обстоятельственных. Место придаточного обстоятельственного по отношению к главному предложению и средства связи между ними. Схемы СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП. Учебное исследование.
| Знать: понятие придаточное обстоятельственное; признаки придаточных обстоятельственных и их группы по значению.
Уметь: распознавать СПП с придаточными обстоятельственными; определять место придаточного предложения по отношению к главному и средства связи между ними; расставлять знаки препинания в СПП с придаточными обстоятельственными и составлять схемы таких предложений
| Объяснительный диктант
|
30
| Придаточные предложения образа действия и степени
| Урок изучения нового материала
| Строение и значение СПП с придаточными образа действия и степени. Однозначные и многозначные придаточные образа действия и степени. Схемы СПП. Знаки препинания в СПП. Учебное исследование.
| Знать: признаки придаточных предложений образа действия и степени.
Уметь: ставить вопросы к придаточным образа действия и степени и определять их значение; находить средства связи между придаточным образа действия и степени и главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы.
| Объяснительный диктант
|
31
| Придаточные предложения места
| Урок изучения нового материала
| Строение и значение СПП с придаточными места. Схемы СПП. Знаки препинания в СПП. Учебное исследование
| Знать: признаки придаточных предложений места.
Уметь: ставить вопросы к придаточным места и определять их значение; находить средства связи между придаточным места и главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы
| Словарный диктант
|
32
| Придаточные предложения времени
| Урок изучения нового материала
| Строение и значение СПП с придаточными времени. Схемы СПП. Знаки препинания в СПП. Учебное исследование
| Знать: признаки придаточных предложений времени.
Уметь: ставить вопросы к придаточным времени и определять их значение; находить средства связи придаточного времени с главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы
| Тест
|
33,34
| Сочинение на интерпретацию фрагмента прочитанного текста
| Уроки развития речи
| Рассуждение. Стиль и тип речи. Иллюстративный материал. Аргументация собственного мнения. Языковой материал для сочинения.
| Уметь: писать сочинение-рассуждение, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики
| Сочинение
|
35
| Придаточные предложения условия, причины и цели
| Урок изучения нового материала
| Строение и значение СПП с придаточными условия, причины и цели. Схемы СПП. Знаки препинания в СПП. Учебное исследование
| Знать: признаки придаточных предложений условия, причины и цели.
Уметь: ставить вопросы к придаточным условия, причины и цели и определять их значение; находить средства связи придаточных условия, причины и цели с главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы
| Комплексный анализ текста
|
36
| Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия, присоединительные
| Урок изучения нового материала
| Строение и значение СПП с придаточными сравнительными, уступительными, следствия, присоединительными. Схемы СПП. Знаки препинания в СПП. Учебное исследование
| Знать: признаки придаточных предложений сравнительных, уступительных, следствия, присоединительных.
Уметь: ставить вопросы к придаточным сравнительным, уступительным, следствия, присоединительным и определять их значение; находить средства связи придаточных сравнительных, уступительных, следствия, присоединительных с главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы; конструировать СПП из данных фрагментов; выполнять синонимическую замену простых предложений сложноподчинёнными с разными придаточными
| Объяснительный диктант, тест
|
37
| Повторение и обобщение изученного о сложноподчинённом предложении
| Урок-практикум
| Строение СПП. Виды придаточных предложений. Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП. Схемы СПП. Синонимическая замена простых предложений сложноподчинёнными
| Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: находить главное и придаточное предложения СПП, определять средства связи между ними; ставить вопросы от главного предложения к придаточному и определять вид придаточного ; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы; выполнять синонимическую замену простых предложений сложноподчинёнными
| Тест
|
38
| Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
| Урок изучения нового материала
| Строение СПП с несколькими придаточными. Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному предложению. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Схемы СПП с несколькими придаточными. Учебное исследование.
| Знать: строение СПП с несколькими придаточными; понятия последовательное/параллельное подчинение
Уметь: определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных предложений к главному; расставлять знаки препинания в СПП с последовательным и параллельным подчинением и составлять их схемы.
| Объяснительный диктант
|
39
| Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
| Урок-практикум
| Работа с дидактическим материалом
|
40
| Итоговая работа по теме «Сложноподчинённые предложения»
| Урок-практикум
| Строение СПП. Виды придаточных предложений. Средства связи частей СПП. СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП. Схемы СПП. Синонимическая замена простых предложений сложноподчинёнными.
| Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: находить главное и придаточное предложения в СПП, определять средства связи между ними; ставить вопросы от главного предложения к придаточному и определять вид придаточного; определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных предложений к главному; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы; выполнять синонимическую замену простых предложений сложноподчинёнными
| Тест
|
41
| Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения»
| Урок контроля знаний
| Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.
| Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.
| Диктант с грамматическим заданием
|
42,43
| Комплексный анализ текста
| Уроки-практикумы
| Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилистические признаки в тексте. Средства связи частей текста. Принцип деления текста на части. План текста.
| Уметь: выразительно читать текст; определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; указывать средства связи частей текста; понимать принцип деления текста на части и составлять его план.
| Комплексный анализ текста
|
44,45
| Отзыв о прочитанном произведении
| Комбинированные уроки
| Особенности работы над отзывом. Языково материал для отзыва о прочитанном произведении
| Знать: особенности работы над отзывом
Уметь: самостоятельно писать отзыв о прочитанном произведении
| Отзыв
|
46
| Деловые бумаги
| Урок развития речи
| Деловые бумаги. Виды деловых бумаг. Правила оформления деловых бумаг. Деловой язык.
| Знать: понятие деловые бумаги; виды деловых бумаг, правила оформления деловых бумаг
Уметь: оформлять деловые бумаги; пользоваться специальным языком при составлении деловых бумаг
| Письменная работа
|
47
| Повторение изученного по орфографии. Правописание одной и двух н в прилагательных, причастиях, наречиях.
| Урок-практикум
| Части речи. Условия написания одной и двух н в прилагательных, причастиях, наречиях.
| Знать: условия написания одной и двух н в прилагательных, причастиях, наречиях.
Уметь: определять часть речи; объяснять написание одной и двух букв н в прилагательных, причастиях, наречиях.
| Объяснительный диктант
|
48
| Контрольное изложение
| Урок контроля знаний
| Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль.
| Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение близко к тексту, сохраняя авторский стиль.
| Изложение
|
Бессоюзные сложные предложения (10 ч)
|
49
| Понятие о бессоюзном сложном предложении
| Урок изучения нового материала
| Бессоюзные сложные предложения (БСП), их признаки. Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях. Выражение смысловых отношений между частями БСП с помощью интонации. Синонимичные конструкции.
| Знать: понятие бессоюзное сложное предложение; признаки БСП.
Уметь: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; использовать различные синонимичные конструкции для передачи одного и того же смысла; определять и передавать смысловые отношения между частями БСП с помощью интонации.
| Предупредительный диктант
|
50
| Понятие о бессоюзном сложном предложении
| Уроки закрепления знаний
| Словарный диктант
|
51
| Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
| Урок изучения нового материала
| Строение БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Условия постановки запятой и точки с запятой в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Учебное исследование.
| Знать: условия постановки запятой и точки с запятой в БСП
Уметь: устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности БСП и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложений
|
52
| Реферат
| Комбинированный урок
| Способы сжатого изложения текста. Реферат. Тема реферата. План работы. Библиографический список. Виды рефератов.
| Знать: понятие реферат, особенности работы над рефератом, виды рефератов
Уметь: формулировать тему реферата; составлять плат работы над рефератом; подбирать материал для реферата из различных источников; составлять библиографический список
| Индивидуальные задания
|
53
| Контрольное сочинение
| Урок контроля знаний
| Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению
| Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли.
| Сочинение
|
54
| Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
| Урок изучения нового материала
| Строение БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Условия постановки двоеточия в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Учебное исследование.
| Знать: условия постановки двоеточия в БСП
Уметь: устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности БСП и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений
| Объяснительный диктант
|
55
| Тире в бессоюзном сложном предложении
| Урок изучения нового материала
| Строение БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Условия постановки тире в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Учебное исследование.
| Знать: условия постановки тире в БСП
Уметь: устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности БСП и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложений
|
56
| Повторение и обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении
| Уроки повторения и обобщения знаний
| Строение БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Схемы БСП.
| Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках
Уметь: устанавливать смысловые отношения между частями БСП; правильно расставлять знаки препинания в БСП и обосновывать свой выбор;; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений и составлять их схемы.
| Объяснительный диктант
|
57
| Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»
| Урок-практикум
| Тест
|
58
| Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»
| Урок контроля знаний
| Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.
| Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
| Диктант с грамматическим заданием
|
Сложные предложения с различными видами связи (5 ч)
|
59
| Сложные предложения с различными вилами связи
| Урок изучения нового материала
| Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях. Схемы сложных предложений. Учебное исследование.
| Уметь: расставлять знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи и определять вид связи каждой части; составлять схему предложений с различными видами связи
| Предупредительный диктант
|
60,61,62
| Сложные предложения с различными вилами связи
| Уроки закрепления знаний, уроки-практикумы
| Объяснительный диктант, комплексный анализ текста, индивидуальные задания
|
63
| Контрольное изложение
| Урок контроля знаний
| Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль.
| Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение близко к тексту, сохраняя авторский стиль.
| Изложение
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (5 ч)
|
64
| Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление
| Комбинированный урок
| Роль языка в жизни общества. Изменения, произошедшие в языке с течением времени. Общеславянский язык. Восточнославянская группа языков. Старославянский язык, его роль в развитии русского языка. Создание славянской азбуки. Кирилл и Мефодий.
| Знать: роль русского языка в жизни общества; пути развития языка; понятия общеславянский язык, восточнославянская группа языков, старославянский язык; историю создания первой славянской азбуки.
Уметь: выполнять комплексный анализ текста
| Комплексный анализ текста
|
65
| Русский литературный язык и его стили
| Комбинированный урок
| Русский литературный язык. Стили русского литературного языка. Общеупотребительные слова и слова, характерные для определённого стиля.
| Знать: значение русского литературного языка в жизни общества; стили русского литературного языка и их признаки.
Уметь: различать стили речи; определять, в каком стиле речи можно употребить то или иное слово; выполнять комплексный анализ текста
| Комплексный анализ текста
|
66,67
| Итоговая контрольная работа
| Урок контроля знаний
| Орфография. Синтаксис и пунктуация. Грамматические разборы
| Уметь: применять на практике знания, умения и навыки, полученные в 9 классе
| Контрольная работа
|
68
| Защита исследовательских проектов
| Урок-конференция
| Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад
| Уметь: представлять учебный исследовательский проект, сопровождая выступление презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования
| Доклад по теме учебного исследования
|