Скачать 61.32 Kb.
|
Ширшова Диана Дмитриевна Русский язык, 8 класс. г.Москва, ГБОУ Лицей №1524 Адрес: ул. Гурьянова, д. 6к1 Индекс: 109548 Почта lyceum1524@mail.ru, Адрес сайта: www.lyceum1524.ru. Тел. +74997224808 ФИО педагога-куратора – Белякова Людмила Сергеевна Задание № 1 Ремафато – метафора Ечонакион – окончание Веринесан – сравнение Ретоциленивое – олицетворение Термин, который по своему значению выбивается из общего ряда – окончание. Поскольку окончание – это часть слова, а метафора, сравнение и олицетворение – это выразительные средства русского языка. Примечание: Окончание – это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Сравнение – художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Олицетворение – придание неодушевленному предмету или явлению каких-нибудь индивидуальных, личностных признаков. Задание № 2 Шутка Прочитал Пётр объявление на столбе: «Лечу от всех болезней» и усмехнулся: «От всех не улетишь» основана лингвистическом явлении - омонимия. Омонимия — это совпадение в звучании и написании языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом. Омоним – слово, совпадающее с другим по звучанию, но расходящееся с ним по значению. В приведенном примере значение слова «лечу» в первом значении – «избавляю от болезней», во втором – «перемещаюсь по воздуху». Примеры:
Задание № 3 Выражение приветствия: «Дай пять!» означает «Дай руку в знак приветствия». Раньше это звучало как «Дай пясть!». Словом «пясть» называли кисть или ладонь. Этимология слова – «пясть» происходит от праславянской формы «pęstь», от которой в числе прочего произошло древнерусское «пясть» («кисть руки, кулак»). Старинное приветственное выражение «Дай пясть!» позже сократилось на одну букву и трансформировалось в «Дай пять!». Теперь это выражение очень популярно у молодёжи, и что самое главное, оно имеет исконно русские корни! Сокращённая фраза, предположительно, получила особенное распространение из-за схожих идиом английского языка «High five!» и «Give me five!». Задание № 4 Четыре слова к выражению «и чтец, и жнец, и на дуде игрец» с таким же грамматическим значением, заканчивающиеся на «ец»: умелец, мудрец, рукоделец, купец. Суффикс «ец» образует также существительные со следующими значениями: 1. В безударной позиции при добавлении к основе существительного образует существительное со значением «тот, кто принадлежит к указанной в основе организации, общности» Например, Украина → украи́нец, Урал → ура́лец, гора → го́рец, Олимп → олимпи́ец, Марафон → марафо́нец. В ряде случаев слова образуются из словосочетания, напрмер, чужая земля → чужезе́мец, иная вера → инове́рец. 2. При добавлении к основе существительного образует разговорный вариант существительного со значением уменьшительности или пренебрежительности, например, суп → супе́ц, кладень → кладенец. В ряде случаев такие слова имеют только форму род. п. мн. ч., например, щи → щец, дрова → дрове́ц. 3. Под ударением при добавлении к основе глагола или существительного образует существительное со значением «тот, кто занимается указанной в основе деятельностью». Например, творить → творе́ц, петь → певе́ц, лгать → лже́ц, продавать → продаве́ц, бой → бое́ц. В ряде случаев слова таким способом образуются из словосочетания. Например, водить полки → полково́дец, писать басни → баснопи́сец. 4. При добавлении к основе прошедшего времени глагола образует существительное со значением «тот, кто выполняет указанное в основе действие». Например, кормить → корми́л → корми́лец, владеть → владе́л → владе́лец. 5. Под ударением при добавлении к основе глагола образует существительное со значением результата указанной в основе деятельности. Например, рубить → рубе́ц, купить → купец. 6. Под ударением при добавлении к основе глагола образует существительное со значением инструмента указанной в основе деятельности. Например, резать → резе́ц. 7. Под ударением при добавлении к основе прилагательного образует существительное со значением «тот, кто который обладает указанным в основе свойством». Например, глупый → глупе́ц, юный → юне́ц, молодой → молоде́ц. При этом может иметь место чередование гласного в корне. Например, мёртвый → мертве́ц. 8. При добавлении к основе существительного образует существительное со сходным значением, но с изменением свойств (размер, физические свойства и т.д.). Например, ларь → ларе́ц, холод → холоде́ц, мороз → морозец, двор → дворе́ц). Задание № 5 «Расшифровка» слов: Кукуцаполь – Кукуруза – царица полей, Юралгаг – Юрий Алексеевич Гагарин, Даздрасен – Да здравствует Седьмое ноября! Ким – Коммунистический интернационал молодежи, Мэлс – Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Данные слова объединяет способ словообразования. Это сложносокращенные слова (сложные слова, образованные из нескольких слов, все или часть из которых усечены, например, колхоз, авиазавод, Мосгорсуд). Еще два слова в качестве примера: Всевыкош – Всемирная выставка кошек, Сногодод – С Новым годом, дорогие друзья! Задание № 6 Рассказ по мотивам правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова Поучительная история девочки Жени Закончилось лето, и девочка Женя вернулась в школу вместе со своими одноклассниками. На первом уроке русского языка учительница дала всем задание написать сочинение на тему «Как я провел это лето». Женя очень любила сочинять истории и записывать их в специальную тетрадь, но, к сожалению, Женя не любила учить правила русского языка. Самым запоминающимся событием для Жени этим летом была поездка на заимку знакомого лесника в настоящий сосновый лес, и Женя написала очень интересный рассказ о жизни в деревянной избушке в лесной глуши, о знакомстве с разными животными, о деревьях и лекарственных травах, которые она узнала. Женя думала, что её сочинение будет самым лучшим в классе. Учительнице оно действительно очень понравилось, если бы не грамматические ошибки. Она зачитала его в классе, но в том варианте, как написала его Женя. А Женя написала про отдых и «прикрасные» «паляны» в «сасновом» «лису». Все, конечно, догадались, о чем идет речь, но ребятам было очень смешно. А Жене было стыдно. Она жалела, что невнимательно учила правила, и вместо того, чтобы сейчас заслуженно наслаждаться победой, ей приходится слушать смешки от одноклассников. Один из мальчиков предложил нарисовать по мотивам сочинения в классной стенгазете город Сасово, а в центре – большого лиса, внутри которого стоит избушка и гуляет Женя. Учительница похвалила Женю за интересное сочинение и дала задание повторить все правила русского языка, которые Женя подзабыла за лето. – А за твое замечательное сочинение, Женя, я пока поставлю тебе «питёрку» вместо «пятёрки». Запомни, что в безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокоренного слова. Если ты выучишь все правила русского языка, то сможешь в будущем писать сочинения на «пять» и стать хорошим журналистом или писателем. В русском языке все правила важны. Женя получила наглядный урок и навсегда запомнила, что незнание правил русского языка может испортить прекрасный результат работы. |
Учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова... Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием) | Конспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык» Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –... | ||
Календарно-тематическое планирование Русский язык Русский язык. Практика.... Русский язык. Практика. 8 класс/под. Ред. Ю. С. Пичугова Русская речь. 8 кл. Никитина Е. И | "БуквыЕиЁ после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | ||
Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | Программа «Начальная школа 21 века» Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | ||
Бондаренко Е. А., Корнилаев С. В. Русский язык 1-4 : 1 класс: Пособие для учителей Начальная школа 1 класс. Обучение грамоте; русский язык; математика; окружающий мир. М.: Ооо кирилл и Мефодий, 2009 | «Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена» Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: электронные учебные материалы «Русский язык 2 класс», учебник «Русский язык» 2 класс, авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е.... | Крылова О. Н. Русский язык: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания Полякова А. В. Русский язык 1 Просвещение 2010 Полякова А. В. Русский язык 2 Просвещение 2007 | ||
Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет: Русский язык Класс Учебный комплекс: Русский язык. 4 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение,... | Конспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М. В. «Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс. М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику... | Тематическое планирование по русскому языку 10 класс Русский язык в современном мире. Русский язык в РФ. Взаимосвязь языка и культуры | ||
Справочник школьника. Русский язык. 5-11 классы Электронное учебное издание. Русский язык. 7 класс. К учебнику под редакцией М. М. Разумовской | Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы». М.,«Просвещение»,... |