Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства МОУ СОШ № 23 с. Воронцовка МО Ейский район Краснодарского края
| Предмет, класс
| Изобразительное искусство, 6 класс по программе Т. Я. Шпикаловой
| Тема урока
| Каменные стражи Русской земли
| Цель урока
| Приобщение учащихся к художественному наследию прошлого нашей страны на примере памятников древнерусской архитектуры, воспитание патриотизма
| Задачи урока
|
| образовательные
| Дать представление об особенностях средневекового русского зодчества
| развивающие
| Формировать умение использовать выразительные средства графики для передачи замысла в собственной художественной деятельности
| воспитательные
| Воспитывать эстетическое отношение к произведениям культуры своей Родины
| Тип урока
| Урок изучения нового материала
| Средства обучения, оборудование
| Презентация, CD-ROM «Московский кремль», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
|
Структура урока
| Организационная часть урока
| Проверка готовности к уроку графики (карандаш, ластик, альбомы)
| Актуализация знаний
| Сообщение темы урока (слайд 1)
Постановка проблемного вопроса (слайд 2)
В этой башне зашифровано секретное послание защитников отечества. Подумай, как надо на неё посмотреть, чтобы прочитать два важных слова (ответ: помни предков). Как вы понимаете значение этих слов?
| Изучение нового материала
| Диалог по итогам домашнего задания
- что такое крепости, кремли (слайд 3-5)
Крепость – это укрепленное строение или комплекс строений, оборонительный пункт. Крепости древней Руси являлись надёжным каменным щитом, обеспечивая стабильность целых районов страны, замыкая русские границы.
Кремль (первоначальное название до 14 века – детинец) – городское укрепление в древней Руси. Город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. В древней Руси городами называли только те населённые пункты, в которых были построены подобные укрепления.
- из каких элементов состоят
Все крепостные сооружения строились с учётом природных условий; стены и башни располагались там, где это подсказывалось требованиями обороны и давало максимальный стратегический эффект. Искусственные сооружения дополнялись рвами с перекинутыми подъёмными мостами. Кирпичные стены строились с использованием местного камня, высота их достигала в отдельных случаях 20 метров, а толщина – 6 метров; башни доходили в высоту до 25-30 метров. Все эти крепостные сооружения обладали, да и по сей день обладают большой силой эмоционального воздействия, они живописны, художественно выразительны.
Башни, стены, бойницы, ворота, мосты, вал, ров, шпили, колокольни или звонницы, храмы – вот неполный перечень элементов и построек кремлей и крепостей.
Рассказ учителя о художнике А. Васнецове (слайды 6-9) В творческом наследии А.М. Васнецова (1856-1933), увлеченного древнерусской архитектурой, облик древней Москвы, Москвы ХVII в., воссоздан с археологической точностью. Панорамные исторические виды Москвы, выполненные художником в 1900–е гг. строго документальны, всегда подчёркнуто конкретны, как бы реконструированы на основе исторических материалов. В произведениях Аполлинария Васнецова оживает древняя Москва, слышится само эхо истории.
из истории Московского кремля
Московский кремль – сердце Москвы. На протяжении восьми с половиной веков он изменял свой облик. По приказу князя Юрия Долгорукова в 1156 году начал строиться деревянный кремль. Во время нападения врагов кремль не раз сжигали и разрушали. Его снова починили и отстроили заново, но однажды в Москве случился великий пожар. Из-за засухи и бури огонь уничтожил весь город за два часа.
Через год другой князь – Дмитрий Донской – решил построить в Москве кремль из белого камня. Со всех русских земель созвали мастеров, и началось строительство. Из белого камня сооружали красивые каменные дворцы и церкви, строили крепость. Поэтому Москву и стали называть «белокаменная». Такой кремль простоял 100 лет, но от времени и он стал рушиться.
И тогда новый князь – Иван III – решил построить новый, самый красивый кремль в России из красного кирпича. В те времена самые лучшие в мире мастера-строители жили в Италии, вот оттуда и пригласил Иван III мастеров и они начали строить тот Кремль, который стоит сейчас на Красной площади. Строили его более 10 лет. Итальянским мастерам помогали и русские. И стоит этот кремль-красавец до сих пор. Недаром у русского народа появилась поговорка: «Москва не сразу строилась». Видео экскурсия. Фрагмент «Московский кремль» (CD-ROM) Работа с учебником. Особенности своеобразия средневековой русской архитектуры в разных регионах России (с. 73-77) Изучение изобразительной грамоты, необходимой для выполнения творческого задания на уроке
-что такое зарисовка
-выразительные средства графики (слайд 10) Показ учителем на интерактивной доске приемов работы при выполнении зарисовки Просмотр образцов детских рисунков по теме (слайд 11)
| Закрепление изученного материала
| Творческое задание: выполнить зарисовки по памяти, представлению, описанию главных архитектурных элементов древнерусских крепостей.
Материалы: бумага, карандаш Работа с учебником (с. 81). Советы мастера для начинающих художников:
-выбирая для зарисовок главные архитектурные элементы древнерусского крепостного сооружения, выясни их роль как оборонительной части укрепления
-определи основные пропорции башни, ворот, зубцов, стены, бойниц по сравнению со всем кремлем и в соответствии с ними выполни зарисовки
-помни о перспективных сокращениях плоскостей стен и башен
- попробуй передать в зарисовках мощь и монолитность крепости, её несокрушимость Практическая работа учащихся
| Подведение итогов
| Анализ работ учащихся
Диалог
-как стараются в нашем селе, городе сохранять архитектурные памятники?
-какое впечатление произвели на тебя кремли старорусских городов? Какую роль они выполняют в градостроительстве современных городов?
Рефлексия
- на уроке мне понравилось…
|
Используемая литература:
Алешковский М.Х. Новгородский кремль / М.Х. Алешковский, А.В. Воробьёв. - Л., 1972
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 6 кл. Методическое пособие: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2008
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение,2009
Интернет-ресурсы: http://wikipedia. org/wiki
http://smallbay.ru
http://www. kreml ru Информационно-коммуникативные средства: CD-ROM «Московский Кремль» КОМИНФО, 2003 |