Скачать 141.67 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации МОУ «Браженская средняя общеобразовательная школа» Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» Автор: педагог дополнительного образования Васильченко Галина Николаевна 2006 год 1. Пояснительная записка Формирование гармоничной личности не представляется возможным без эстетического воспитания. Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является музыка, которая обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования нравственных и эстетических идеалов. Знание русской народной песни осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Она развивает художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе, истокам. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор вызывают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей, способствуя становлению личности. «Народные песни являются основой русской музыкальной культуры и обладают большими потенциальными возможностями эстетического воздействия. Они ненавязчиво знакомят нас с обычаями и бытом русского народа, трудом, душевными переживаниями, радостями и горестями, доставляют нам удовольствие, создают хорошее настроение, снимают чувство беспокойства и тревоги, т.е. обеспечивают эмоционально- психологическое благополучие » / Л.С. Уланова/. В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Откристаллизованный временем музыкальный фольклор «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить мерой его гражданственности, проверкой его человечности, зеркалом его духа» / В. Г. Белинский/ Русская народная песня как художественное целое произведение создаётся в процессе творческого общения многих индивидуальностей, т.е. коллективного и индивидуального начал. Условия бытования народной песни позволяют каждому исполнителю как члену своеобразного творческого коллектива максимально выявить свои творческие возможности. Именно так достигается внутренний динамизм фольклорной традиции, в которой уравновешиваются такие важнейшие противоположности, как устойчивость и изменчивость /вариантность/. Сама природа русской народной песни предполагает органичное сочетание поэзии, музыки и пластики движения. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Вызванное им эмоциональное состояние находит у исполнителей отклик, проявляющийся в способах передачи через характерные интонации и движения. У детей среднего школьного возраста голосовой аппарат сформирован не полностью, голосовая мышца ещё не совсем развита, связки тонкие, короткие. Голосовые связки смыкаются неполно - отсюда лёгкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное и бережное отношение к детскому голосу. В этот период работы с детьми необходимо использование различных несложных попевок с простым ритмическим рисунком, без больших мелодических скачков - необходимый элемент в работе по формированию естественного звучания и отрабатывания народного колорита песни. Музыкальные фразы должны быть короткими и удобными для дыхания. Лишь на более поздней стадии начинается обучение цепному дыханию при исполнении народной песни. Необходимо добиваться точного интонирования вначале в попевках, а затем в песнях, основываясь на принципе последовательного продвижения от простого к сложному. Когда освоены несложные мелодические попевки, следует вводить упражнения с пропеванием скороговорок, прибауток в желаемом эмоциональном настрое: огорчённо, удивлённо, радостно и т.д., отрабатывая тем самым народно-певческую манеру. Народная песня тесно связана с бытовой хореографией. Движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов. Уроки хореографии в певческом коллективе, несомненно, полезны. Эти уроки дают возможность педагогу и детям соотнести песни, связать их с движением, с видами этих движений: плясать под плясовую, играть под игровую, водить хороводы под хороводную, а не инсценировать традиционную лирическую песню. Для большей эффективности занятий рекомендуется использовать такие дополнительные формы передачи знаний, как уроки русского народного творчества с тематическим просмотром фотоальбомов, видеокассет, дисков, прослушиванием аудиозаписей, с народной музыкой, танцами и народными праздниками. Посещения концертов народных самодеятельных и профессиональных коллективов, организации встреч с исполнителями народных песен, коллективные посещения выставок художественных народных промыслов, народной одежды, посещения этнографических музеев вовлекают учащихся в сферу народного творчества и формируют стойкий интерес и желание реализовать себя в народном творчестве. Занятия народной песней не должны носить обособленный характер, они не должны быть оторваны от современной жизни, от современных интонаций и ритмов. В связи с тем, что существующий коллектив - ансамбль русской песни, то в его репертуаре равноправное место занимают как народные песни, так и композиторские. Модификация программы заключается в том, что она соединяет теорию с практикой, кроме того, содержание занятий не оторвано от современных тенденций жизни, от современных интонаций и ритмов. Данная программа является логическим продолжением программы «Устное народное творчество», которая реализовывалась для учащихся 1-3 классов. Программа составлена на основе программ и методической литературы: Бачинская Н.М. Попова Т.В.Хрестоматии по русскому народному творчеству. М.,1951. Балашова С. С.Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды.-М.,1988.Ч.2. Зайцева Е.А Уроки фольклора в детской музыкальной школе.- Красноярск, 1994. Куприянова Л. Л. Русский фольклор.- Факультативная программа.- М., 1997. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., 1987. Ширяева Н.С.Русское народное творчество. Экспериментальная программа.- М.,1990. Настоящая Программа позволяет давать интегрированные знания по русскому народному творчеству: от разучивания народных песен, овладения элементами народного танца до получения теоретических знаний по фольклору. Эффективнее приобщение к русской песни, народному искусству будет идти через непосредственное участие детей в ансамбле народной песни, поэтому рекомендуется создание ансамбля как образовательного ресурса для реализации данной программы. В его репертуаре равноправное место занимают как народные песни, так и композиторские. ЦЕЛЬ создания коллектива: 1 Сохранение и развитие народных традиций и народного пения; 2 Вовлечение учащихся в сферу народного творчества. ЗАДАЧИ: 1. Создать коллектив единомышленников – ансамбль любителей народной песни. 2. Помочь детям раскрыть свои творческие способности. 3. Развивать певческие навыки в русских народных традициях. 4. Знакомить с народной танцевальной лексикой. 5. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ 1. Программа рассчитана на трёхгодичный курс обучения; 2. Недельная нагрузка - 3часа в неделю; 3. Программа предполагает изучение следующих направлений: а) народное пение б) хореография в) русское народное творчество 4. Наполняемость группы-10-12 человек. Занятия ансамбля проводятся два раза в неделю по 1,5 академического часа.
Ежегодно педагог осуществляет подбор репертуара и составляет репертуарный план (не менее 10-12 песен). В ходе работы группы руководитель имеет право заменить ранее подобранный репертуар, если он по каким-либо критериям не соответствует данному коллективу.уари краевых конкурсных программах, фестивалях, смотрах художественно По мере готовности группы отдельные номера могут включаться в концертные программы школьных праздников и концертов. Коллектив также может принимать участие в районных, городских и краевых конкурсных программах, фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, фольклорных и других праздниках. В соответствии репертуарным планом планируются занятия по народной хореографии. 2.Ожидаемый результат 1. Любители народной песни будут объединены в ансамбль русской песни «Калинушка» 2. Ансамбль будет пропагандировать своё творчество, через участие во всех школьных праздниках, районных и краевых фестивалях и конкурсах. 3. Будут совершенствоваться коммуникативные компетенции участников. 2. Участники ансамбля научатся структурировать своё свободное время. 3. Учебно – тематический план ансамбля народной песни
4. Реализация программы по созданию ансамбля 1 год обучения. Цель: Создать коллектив любителей народной песни Задачи:
1 Практические занятия: разучивание и исполнение попевок, потешек, закличек, русских народных песен. Репертуар: "Барашеньки - крутороженьки", "Таусень,таусень", "Сорока","Радуга-дуга", "Дождик", " В огороде бел козёл", "Как пошли наши подружки","А мы просо сеяли,сеяли","Зайчик" "Как у нашей Дуни","Во кузнице", "В сыром бору тропина", "Вот уж зимушка проходит", "Мы ходили-проходили" 2 Уроки – беседы: потешный, игровой фольклор, календарные обряды и песни, хороводы. 3 Репетиции концертных номеров, праздники, концерты, конкурсы. Критерии оценки: Участники должны знать 4-6 народных песен, считалки, поговорки, потешки, заклички. Уметь слушать друг друга и петь в ансамбле. Контрольные точки: Принять участие в школьных праздниках («Праздник осени», «День пожилого человека», «Мамин праздник», «Колядование на селе») 2 год обучения. Цель: Повысить исполнительское мастерство. Задачи:
1 Практические занятия: разучивание и исполнение русских народных песен. Репертуар: "То не гусельки рокочут", "Коляда", "Гори, солнце, ярче", "При долинушке стояла", "Течёт речка - невеличка", "Из-за рощицы зелёной", "Ой, послала меня мать","Русские сувениры" 2 Уроки – беседы. Народный костюм, причёска, косметика. Уклад жизни русского народа. Народные промыслы. Народный театр. 3 Праздники, концерты, конкурсы. Критерии оценки:
Контрольные точки: Принять участие в сельском празднике « Масленица», в районном фестивале «Звонкие голоса». Участие ансамбля в проведении интегрированных уроков по русскому народному творчеству в начальной школе. 3 год обучения. Цель: Создать ансамбль русской песни. Задачи:
. 1 Практические занятия: разучивание и исполнение композиторских и народных песен. Репертуар: "А жнеечки, жните", колядки, "Широкая масленица", "Девки сеяли капусту", "Молодая молода", "Ты меня, бывало", "Как у нас в Сибири", "Утро России", "Хороша Россия", "Русская изба", "Я во сад пошла». 2 Уроки – беседы: Песни трудового лета, осени (покосные, зажиночные, дожиночные); Праздники народного календаря: Коляда; Масленица, Пасха. (Истории празднования, обрядовые действия, приуроченные к празднику) 3 Репетиции концертных номеров, праздники, концерты, конкурсы. Критерии оценки: Участники ансамбля должны уметь петь в два голоса. Петь сольно, в дуэтах, в ансамбле. Уметь работать с микрофонами и петь под фонограмму. Применять теоретические знания при проведении уроков народоведения в начальной школе. Контрольные точки: Принять участие в районных, зональных, краевых конкурсах и фестивалях. Провести в школе семейный праздник « Играй, баян, звени, частушка». 5. Методическое обеспечение Литература: Бачинская Н.М. Попова Т.В. Хрестоматия по русскому народному творчеству.- М.,1951. Балашова С. С.Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды.-М.,1988.Ч.2. Зайцева Е.А Уроки фольклора в детской музыкальной школе.- Красноярск, 1994. Куприянова Л. Л. Русский фольклор Факультативная программа. -М., 1997. Музыка. Поурочные планы./Сост.Ю. Д. Изместьева – Волгоград, 2003. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М., 1987. Музыка для 1-7 классов. /Сост. В. В.Фадин - Волгоград, 1999. Народные игры с пением. /Сост. А.И.Зимина – М., 2000. Песни о российской деревне ХХ века. /Сост.В. Ковальчук – Красноярск, 1998. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.-М., 2001. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М., 2001. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д.Осенние праздники, игры и забавы для детей.-М., 2001. Песенные узоры. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. /Сост. П.Сорокин. Вып. №1 -4.М.,1987-1990. Прилетели гули. /Сост. К.М.Скопцов. - Красноярск, 1988. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост., авт. вступ. ст. Ю.Г. Круглов М.,1990. Растёт, цветёт черёмушка. Cибирские народные песни. / В обработке В. Бакке - Красноярск,1992. Радионова О. П. Баюшки-баю.- М., 1995. Уланова Л. С. Праздничный венок: Сценарий праздника. – М., 2002. Уланова Л. С. Русский свадебный обряд: Сценарий праздника. – М., 2002. Чудесный короб./Сост., запись и обработка Г.Науменко.- М., 1988. Шёл миленький дорожкой. /Сост. К.М. Скопцов. - Красноярск, 2003. Ширяева Н.C. Русское народное творчество. Экспериментальная программа. - М., 1990. Видео и аудио материалы: 1.Видеофильм « Культура Красноярского края» 2. Видеозаписи школьных праздников: «Рождество», « Пасха», «Масленица», «Колядование на селе», 3.Записи русских народных песен в исполнении Л. Руслановой, Н. Бабкиной. 4.Записи детских народных песен в исполнении оркестра народных инструментов. Фонограммы: .Диски с фонограммами песен: №1- Народные песни Канского района; №2 - "Хороша Россия", "Русские сувениры", "Малиновый звон", "Утро России", "Красный конь","Русская изба", "Пчёлочка златая", "Сапожки русские". 6. Материально- техническая база 1 Наличие музыкальных инструментов: баян, гармонь, фортепиано 2.Наличие шумовых инструментов: треугольник, бубны, трещотки, деревянные ложки. 3.Наличие кабинетов для занятий фольклорным пением, хореографией, теорией. 4 Наличие сценических костюмов (сарафаны, ленты, платочки, пояса) 5.Наличие аппаратуры для пения под фонограмму (музыкальный центр, микшер, микрофоны, усилитель, колонки) 6. Этнографический музей в школе « Сибирская изба» 7. Наличие в школе телевизора и видеомагнитофона |
Список литературы по классному чтению для 5 класса Календарно-обрядовые песни: Колядки; Масленичные песни; Весенние песни; Летние песни; Осенние песни | Cветлым путем идей владимира ленина!!! Ода ленину (А,Арутюнян Л. Дурян) Государственный ансамбль армянской народной песни-пляски | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Модифицированная программа «Ансамбль» предполагает обучение обучающихся отделения народных инструментов дши и дмш, согласно учебному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фортепиано: 1 класс чтение нот с листа; 2 класс – чтение нот с листа или ансамбль; 3 4 классы – ансамбль, аккомпанемент, индивидуальное... | ||
Объединение «Ансамбль аккордеонистов» Объединение существует с сентября 2005 года. За время работы была разработана и утверждена на педагогическом совете образовательная... | Тема урока Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни | ||
Композиция 15. Kammervariationen – Камерные вариации (1974) 1 Произведения современных композиторов для ансамблей и камерных оркестров. Грампластинка – Мелодия, с 10 – 15747 [Ансамбль солистов,... | Тематическое планирование литература 8 класс Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр | ||
Конкурсная работа реферат тема: «Калининградский ансамбль «Песня спутница» Тема: «Калининградский ансамбль «Песня – спутница» Зои Куприяновой в моей жизни» | Истоки авторской песни Цели: ближе познакомить учащихся с жанром авторской песни, приобщить их к бардовской песне, раскрыть тематику бардовской песни, показать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни, с эпическими произведениями | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аудиозапись русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной | ||
Сценарий вечера встречи выпускников 2012 года Звучат песни о школе.... Под фонограмму песни «Учат в школе» на сцену выбегают первоклассники девочка и мальчик. Они держат школьный колокольчик и подают... | Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Прощание с Матёрой» запись песни Ю. Антонова "Крыша дома твоего" и песни "Родительский дом" | Программа трёхдневного тура (3 дня/2 ночи) Пешеходная обзорная экскурсия по ст. Вёшенской в сопровождении фольклорной группы «Зарница». (Для Вас прозвучат старинные казачьи... |