Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка»





Скачать 141.67 Kb.
НазваниеПрограмма (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка»
Дата публикации06.08.2014
Размер141.67 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа


Министерство образования Российской Федерации

МОУ «Браженская средняя общеобразовательная школа»


Программа

(модифицированная)

Ансамбль русской песни

«Калинушка»

Автор: педагог дополнительного

образования

Васильченко Галина Николаевна

2006 год

1. Пояснительная записка
Формирование гармоничной личности не представляется возможным без эстетического воспитания. Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является музыка, которая обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования нравственных и эстетических идеалов. Знание русской народной песни осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа.

Народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Она развивает художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе, истокам. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор вызывают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей, способствуя становлению личности.

«Народные песни являются основой русской музыкальной культуры и обладают большими потенциальными возможностями эстетического воздействия. Они ненавязчиво знакомят нас с обычаями и бытом русского народа, трудом, душевными переживаниями, радостями и горестями, доставляют нам удовольствие, создают хорошее настроение, снимают чувство беспокойства и тревоги, т.е. обеспечивают эмоционально- психологическое благополучие » / Л.С. Уланова/.

В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Откристаллизованный временем музыкальный фольклор «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить мерой его гражданственности, проверкой его человечности, зеркалом его духа» / В. Г. Белинский/

Русская народная песня как художественное целое произведение создаётся в процессе творческого общения многих индивидуальностей, т.е. коллективного и индивидуального начал. Условия бытования народной песни позволяют каждому исполнителю как члену своеобразного творческого коллектива максимально выявить свои творческие возможности. Именно так достигается внутренний динамизм фольклорной традиции, в которой уравновешиваются такие важнейшие противоположности, как устойчивость и изменчивость /вариантность/. Сама природа русской народной песни предполагает органичное сочетание поэзии, музыки и пластики движения. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Вызванное им эмоциональное состояние находит у исполнителей отклик, проявляющийся в способах передачи через характерные интонации и движения.

У детей среднего школьного возраста голосовой аппарат сформирован не полностью, голосовая мышца ещё не совсем развита, связки тонкие, короткие. Голосовые связки смыкаются неполно - отсюда лёгкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное и бережное отношение к детскому голосу. В этот период работы с детьми необходимо использование различных несложных попевок с простым ритмическим рисунком, без больших мелодических скачков - необходимый элемент в работе по формированию естественного звучания и отрабатывания народного колорита песни. Музыкальные фразы должны быть короткими и удобными для дыхания. Лишь на более поздней стадии начинается обучение цепному дыханию при исполнении народной песни. Необходимо добиваться точного интонирования вначале в попевках, а затем в песнях, основываясь на принципе последовательного продвижения от простого к сложному. Когда освоены несложные мелодические попевки, следует вводить упражнения с пропеванием скороговорок, прибауток в желаемом эмоциональном настрое: огорчённо, удивлённо, радостно и т.д., отрабатывая тем самым народно-певческую манеру.

Народная песня тесно связана с бытовой хореографией. Движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.

Уроки хореографии в певческом коллективе, несомненно, полезны. Эти уроки дают возможность педагогу и детям соотнести песни, связать их с движением, с видами этих движений: плясать под плясовую, играть под игровую, водить хороводы под хороводную, а не инсценировать традиционную лирическую песню.

Для большей эффективности занятий рекомендуется использовать такие дополнительные формы передачи знаний, как уроки русского народного творчества с тематическим просмотром фотоальбомов, видеокассет, дисков, прослушиванием аудиозаписей, с народной музыкой, танцами и народными праздниками. Посещения концертов народных самодеятельных и профессиональных коллективов, организации встреч с исполнителями народных песен, коллективные посещения выставок художественных народных промыслов, народной одежды, посещения этнографических музеев вовлекают учащихся в сферу народного творчества и формируют стойкий интерес и желание реализовать себя в народном творчестве.

Занятия народной песней не должны носить обособленный характер, они не должны быть оторваны от современной жизни, от современных интонаций и ритмов. В связи с тем, что существующий коллектив - ансамбль русской песни, то в его репертуаре равноправное место занимают как народные песни, так и композиторские.

Модификация программы заключается в том, что она соединяет теорию с практикой, кроме того, содержание занятий не оторвано от современных тенденций жизни, от современных интонаций и ритмов. Данная программа является логическим продолжением программы «Устное народное творчество», которая реализовывалась для учащихся 1-3 классов.

Программа составлена на основе программ и методической литературы:

Бачинская Н.М. Попова Т.В.Хрестоматии по русскому народному творчеству. М.,1951.

Балашова С. С.Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды.-М.,1988.Ч.2.

Зайцева Е.А Уроки фольклора в детской музыкальной школе.- Красноярск, 1994.

Куприянова Л. Л. Русский фольклор.- Факультативная программа.- М., 1997.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., 1987.

Ширяева Н.С.Русское народное творчество. Экспериментальная программа.- М.,1990.
Настоящая Программа позволяет давать интегрированные знания по русскому народному творчеству: от разучивания народных песен, овладения элементами народного танца до получения теоретических знаний по фольклору.

Эффективнее приобщение к русской песни, народному искусству будет идти через непосредственное участие детей в ансамбле народной песни, поэтому рекомендуется создание ансамбля как образовательного ресурса для реализации данной программы. В его репертуаре равноправное место занимают как народные песни, так и композиторские.

ЦЕЛЬ создания коллектива:
1 Сохранение и развитие народных традиций и народного пения;

2 Вовлечение учащихся в сферу народного творчества.
ЗАДАЧИ:
1. Создать коллектив единомышленников – ансамбль любителей народной песни.

2. Помочь детям раскрыть свои творческие способности.

3. Развивать певческие навыки в русских народных традициях.

4. Знакомить с народной танцевальной лексикой.

5. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ
1. Программа рассчитана на трёхгодичный курс обучения;

2. Недельная нагрузка - 3часа в неделю;

3. Программа предполагает изучение следующих направлений:

а) народное пение

б) хореография

в) русское народное творчество

4. Наполняемость группы-10-12 человек.

Занятия ансамбля проводятся два раза в неделю по 1,5 академического часа.

Формы занятий

количество часов в неделю

1 Уроки – беседы. Изложение теоретических сведений о рус. нар. творчестве

1 час в месяц

2. Практические занятия (разучивание попевок, закличек, песен, освоение элементов хореографии)

3 часа в неделю

3 Выступление на школьных и сельских праздниках, участие в районных, зональных, краевых конкурсах и фестивалях

8 часов в четверть

4 Посещение выставок, концертов народных самодеятельных и профессиональных исполнителей, работа по сбору материалов для школьного этнографического музея «Сибирская изба»

каникулы


Ежегодно педагог осуществляет подбор репертуара и составляет репертуарный план (не менее 10-12 песен). В ходе работы группы руководитель имеет право заменить ранее подобранный репертуар, если он по каким-либо критериям не соответствует данному коллективу.уари краевых конкурсных программах, фестивалях, смотрах художественно

По мере готовности группы отдельные номера могут включаться в концертные программы школьных праздников и концертов. Коллектив также может принимать участие в районных, городских и краевых конкурсных программах, фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, фольклорных и других праздниках.

В соответствии репертуарным планом планируются занятия по народной хореографии.

2.Ожидаемый результат
1. Любители народной песни будут объединены в ансамбль русской песни «Калинушка»

2. Ансамбль будет пропагандировать своё творчество, через участие во всех школьных праздниках, районных и краевых фестивалях и конкурсах.

3. Будут совершенствоваться коммуникативные компетенции участников.

2. Участники ансамбля научатся структурировать своё свободное время.

3. Учебно – тематический план

ансамбля народной песни


наименование разделов, тем

количество часов

Вокально – хоровая работа:


183 часа

-развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей;

-развитие музыкального слуха и ритма;

- воспитание навыков многоголосия и пения без сопровождения;

- ансамблевый строй;

-малые формы ( соло, дуэт, ансамбль)

- импровизация

Освоение теоретических знаний:

27 часов

-потешный игровой фольклор, календарные обряды;

-уклад жизни русского народа, его костюм, причёска, косметика;

-народные промыслы;

-народный театр;

- праздники народного календаря: Коляда; Масленица, Пасха.

(Истории празднования, обрядовые действия, мифологические и другие жанры фольклора, приуроченные к празднику.)

Проведение праздников. Участие в конкурсах и фестивалях

96 часов

4. Реализация программы по созданию ансамбля
1 год обучения.
Цель: Создать коллектив любителей народной песни

Задачи:

  • Объединение участников в группу.

  • Передача основных теоретических знаний по фольклору.

  • Приобщение к особенностям русской культуры.

  • Формирование и развитие исполнительских творческих умений и навыков каждого участника.

1 Практические занятия: разучивание и исполнение попевок, потешек, закличек, русских народных песен.

Репертуар: "Барашеньки - крутороженьки", "Таусень,таусень",

"Сорока","Радуга-дуга", "Дождик", " В огороде бел козёл", "Как пошли наши подружки","А мы просо сеяли,сеяли","Зайчик" "Как у нашей Дуни","Во кузнице", "В сыром бору тропина", "Вот уж зимушка проходит", "Мы ходили-проходили"

2 Уроки – беседы: потешный, игровой фольклор, календарные обряды и песни, хороводы.

3 Репетиции концертных номеров, праздники, концерты, конкурсы.

Критерии оценки: Участники должны знать 4-6 народных песен, считалки, поговорки, потешки, заклички. Уметь слушать друг друга и петь в ансамбле.

Контрольные точки:

Принять участие в школьных праздниках («Праздник осени», «День пожилого человека», «Мамин праздник», «Колядование на селе»)
2 год обучения.
Цель: Повысить исполнительское мастерство.

Задачи:

  • Формирование творческого коллектива.

  • Углубление теоретических сведений о фольклоре.

  • Продолжение развития исполнительских творческих умений и навыков участников ансамбля, через разучивание народных и композиторских песен.

  • Выявление солистов.

1 Практические занятия: разучивание и исполнение русских народных песен.

Репертуар: "То не гусельки рокочут", "Коляда", "Гори, солнце, ярче", "При долинушке стояла", "Течёт речка - невеличка", "Из-за рощицы зелёной", "Ой, послала меня мать","Русские сувениры"

2 Уроки – беседы. Народный костюм, причёска, косметика. Уклад жизни русского народа. Народные промыслы. Народный театр.

3 Праздники, концерты, конкурсы.

Критерии оценки:

  • - чистое пение в унисон;

  • - пение элементов двухголосия;

  • -использование элементов народного танца при разучивании хороводных песен;

  • -знать всё о народном костюме, укладе жизни русского народа.

Контрольные точки:

Принять участие в сельском празднике « Масленица», в районном фестивале «Звонкие голоса». Участие ансамбля в проведении интегрированных уроков

по русскому народному творчеству в начальной школе.
3 год обучения.
Цель: Создать ансамбль русской песни.

Задачи:

  • Совершенствование исполнительского мастерства.

  • Формирование сценического образа.

  • Применение теоретических знаний при проведении традиционных народных праздников.

. 1 Практические занятия: разучивание и исполнение композиторских и народных песен.

Репертуар: "А жнеечки, жните", колядки, "Широкая масленица", "Девки сеяли капусту", "Молодая молода", "Ты меня, бывало", "Как у нас в Сибири", "Утро России", "Хороша Россия", "Русская изба", "Я во сад пошла».

2 Уроки – беседы:

Песни трудового лета, осени (покосные, зажиночные, дожиночные);

Праздники народного календаря: Коляда; Масленица, Пасха.

(Истории празднования, обрядовые действия, приуроченные к празднику)

3 Репетиции концертных номеров, праздники, концерты, конкурсы.

Критерии оценки: Участники ансамбля должны уметь петь в два голоса. Петь сольно, в дуэтах, в ансамбле. Уметь работать с микрофонами и петь под фонограмму. Применять теоретические знания при проведении уроков народоведения в начальной школе.

Контрольные точки:

Принять участие в районных, зональных, краевых конкурсах и фестивалях.

Провести в школе семейный праздник « Играй, баян, звени, частушка».
5. Методическое обеспечение
Литература:

Бачинская Н.М. Попова Т.В. Хрестоматия по русскому народному творчеству.- М.,1951.

Балашова С. С.Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды.-М.,1988.Ч.2.

Зайцева Е.А Уроки фольклора в детской музыкальной школе.- Красноярск, 1994.

Куприянова Л. Л. Русский фольклор Факультативная программа. -М., 1997.

Музыка. Поурочные планы./Сост.Ю. Д. Изместьева – Волгоград, 2003.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М., 1987.

Музыка для 1-7 классов. /Сост. В. В.Фадин - Волгоград, 1999.

Народные игры с пением. /Сост. А.И.Зимина – М., 2000.

Песни о российской деревне ХХ века. /Сост.В. Ковальчук – Красноярск, 1998.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.-М., 2001.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М., 2001.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д.Осенние праздники, игры и забавы для детей.-М., 2001.

Песенные узоры. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. /Сост. П.Сорокин. Вып. №1 -4.М.,1987-1990.

Прилетели гули. /Сост. К.М.Скопцов. - Красноярск, 1988.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост., авт. вступ. ст. Ю.Г. Круглов М.,1990.

Растёт, цветёт черёмушка. Cибирские народные песни. / В обработке В. Бакке - Красноярск,1992.

Радионова О. П. Баюшки-баю.- М., 1995.

Уланова Л. С. Праздничный венок: Сценарий праздника. – М., 2002.

Уланова Л. С. Русский свадебный обряд: Сценарий праздника. – М., 2002.

Чудесный короб./Сост., запись и обработка Г.Науменко.- М., 1988.

Шёл миленький дорожкой. /Сост. К.М. Скопцов. - Красноярск, 2003.

Ширяева Н.C. Русское народное творчество. Экспериментальная программа. - М., 1990.
Видео и аудио материалы:

1.Видеофильм « Культура Красноярского края»

2. Видеозаписи школьных праздников: «Рождество», « Пасха», «Масленица», «Колядование на селе»,

3.Записи русских народных песен в исполнении Л. Руслановой, Н. Бабкиной.

4.Записи детских народных песен в исполнении оркестра народных инструментов.

Фонограммы:

.Диски с фонограммами песен: №1- Народные песни Канского района;

№2 - "Хороша Россия", "Русские сувениры", "Малиновый звон", "Утро России", "Красный конь","Русская изба", "Пчёлочка златая", "Сапожки русские".

6. Материально- техническая база
1 Наличие музыкальных инструментов: баян, гармонь, фортепиано

2.Наличие шумовых инструментов: треугольник, бубны, трещотки, деревянные ложки.

3.Наличие кабинетов для занятий фольклорным пением, хореографией, теорией.

4 Наличие сценических костюмов (сарафаны, ленты, платочки, пояса)

5.Наличие аппаратуры для пения под фонограмму (музыкальный центр, микшер, микрофоны, усилитель, колонки)

6. Этнографический музей в школе « Сибирская изба»

7. Наличие в школе телевизора и видеомагнитофона


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconСписок литературы по классному чтению для 5 класса
Календарно-обрядовые песни: Колядки; Масленичные песни; Весенние песни; Летние песни; Осенние песни
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconCветлым путем идей владимира ленина!!!
Ода ленину (А,Арутюнян Л. Дурян) Государственный ансамбль армянской народной песни-пляски
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модифицированная программа «Ансамбль» предполагает обучение обучающихся отделения народных инструментов дши и дмш, согласно учебному...
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фортепиано: 1 класс чтение нот с листа; 2 класс – чтение нот с листа или ансамбль; 3 4 классы – ансамбль, аккомпанемент, индивидуальное...
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconОбъединение «Ансамбль аккордеонистов»
Объединение существует с сентября 2005 года. За время работы была разработана и утверждена на педагогическом совете образовательная...
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconТема урока
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconКомпозиция 15. Kammervariationen – Камерные вариации (1974) 1
Произведения современных композиторов для ансамблей и камерных оркестров. Грампластинка – Мелодия, с 10 – 15747 [Ансамбль солистов,...
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconТематическое планирование литература 8 класс
Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconКонкурсная работа реферат тема: «Калининградский ансамбль «Песня спутница»
Тема: «Калининградский ансамбль «Песня – спутница» Зои Куприяновой в моей жизни»
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconИстоки авторской песни
Цели: ближе познакомить учащихся с жанром авторской песни, приобщить их к бардовской песне, раскрыть тематику бардовской песни, показать...
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни, с эпическими произведениями
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аудиозапись русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconСценарий вечера встречи выпускников 2012 года Звучат песни о школе....
Под фонограмму песни «Учат в школе» на сцену выбегают первоклассники девочка и мальчик. Они держат школьный колокольчик и подают...
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Прощание с Матёрой» запись песни Ю. Антонова "Крыша дома твоего" и песни "Родительский дом"
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» iconПрограмма трёхдневного тура (3 дня/2 ночи)
Пешеходная обзорная экскурсия по ст. Вёшенской в сопровождении фольклорной группы «Зарница». (Для Вас прозвучат старинные казачьи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск