Рабочая программа по предмету «литература»





Скачать 436.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «литература»
страница1/4
Дата публикации08.08.2014
Размер436.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

для 5-9 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся второй ступени образования 5-9-х классов составлена на основе «Примерной   программы   по   литературе для основной общеобразовательной школы.(5 - 9  класс), Москва,   «Дрофа», 2008г.  и «Программы по литературе (5-11 кл.).» Авторы :А.Г. Кутузов, А.К. Кисилев, Е.С.Романичева и др. Под редакцией А.Г. Кутузова.- М.: Дрофа, 2002. в соответствии с обязательным минимумом содержания основного образования по русскому языку основной общеобразовательной школы (приказ МО РФ № 1235 от 19.05.1998 г.) для 8-9 классов и требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год)для 5-7 классов.

Рабочая программа рассчитана на 380 часов за 5 лет обучения при недельной нагрузке: 5 кл. – 2 часа, 6 кл. -2 часа, 7 кл. – 2 часа, 8 кл. – 2 часа, 9 кл. – 3 часа
Для реализации рабочей программы используются учебники, включенные в федеральный перечень на 2010-2011учебный год (приказ МОН РФ от 23 декабря 2010года №822), на 2011-2012 учебный год (приказ МОН РФ от 24.12.2010 №2080):

1. В мире литературы». 5 кл. Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 2011.

2. «В мире литературы». 6 кл. Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 2011 .

3.«В мире литературы». 7 кл. Учебник-хрестоматия в двух частях. Под редакцией А.Г.Кутузова, А.К.Киселёва, Е.С.Романичева, Л.В.Колосс, В.В.Леденёва, 2011г., «Дрофа»

4.»Литература. 8 класс.Учеб.для общеобразоват.учредений. В 2 ч.» В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин. Москва «Просвещение» 2011.

5. «Литература. 9 класс.Учеб.для общеобразоват.учредений. В 2 ч.» В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин. Москва «Просвещение» 2011.

Рабочая программа составлена в соответствии с принципом преемственности. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений;

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене,

  • занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

  • освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

Vкласс — жанры.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в 5 классе, не противоречат традиционной системе. Предлагаемая в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентациюна читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;

IX класс — интерпретация текстов;

X—XI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах.

В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова.

Целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений.

Задачи литературного образования определены его целями :

- формирование представлений о литературе как культурном феномене;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса;

- формирование эмоциональной культуры личности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретических понятий.

Особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.

9 класс – интерпретация литературного произведения. Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознается через личностное восприятие этих образов читателем: автор- образ- читатель.

Программа 9 класса предполагает ознакомительное чтение таких произведений, как «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, но в целях реализации идеи предпрофильной подготовки и перехода на Программы, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта на старшей ступени, данные произведения будут изучаться подробно.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе

6-9 класс – изучение литературы как искусства слова. Названия курсов определяют тематику произведений и раскрывают закономерности происхождения литературы.

В программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся» .

Составители программы предлагают систему коммуникативно- творческих работ.

Программа направлена на выработку у учащихся следующих ОСНОВНЫХ УМЕНИЙ :

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно- композиционного единства в его причинно- следственных связях;

- владение умениями выразительного чтения;

- уметь видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям , к читателю;

- уметь определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

-умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-умение выполнять элементарные исследовательские работы.

Реализация рабочей программы предполагает использование следующих технологий: проблемно-диалогическое обучение, технология формирования правильной читательской деятельности; личностно-ориетированное обучение.

Резервные уроки планируются в течение учебного года в зависимости от востребованности и степени усвоения темы учениками. Их также предполагается использовать для проведения урока-игры, урока путешествия и т.д. по итогам темы.

Контроль осуществляется в форме тестов и контрольных работ. Оценка качества образования происходит по пятибалльной системе.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владение умениями выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

  • умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

  • умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Основные умения. 

- владение умениями выразительного чтения;

- проанализировать сюжет и композицию литературного  произведения;

- выделять основные изобразительно – выразительные средства 

   литературного произведения;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;
Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:

владеть умениями выразительного чтения;

видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

выполнять элементарные исследовательские работы.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по предмету «литература» для 10-11 классов (базовый уровень)
М.: «Мнемозина», 2006 в соответствии с требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год)
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Рабочая программа по предмету «литература» iconПримерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по предмету «литература» iconКалендарно-тематический план по предмету Литература
По предмету Литература на 2010-2011 уч г на 20 20 уч г на 20 20 уч г. Составлен на основании рабочей программы, утвержденной предметной...
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов на уровень основного общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа По предмету: литература
Программа разработана на основе программы «Русская литература» для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией...
Рабочая программа по предмету «литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),...
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» (8 класс)
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...
Рабочая программа по предмету «литература» iconРабочая программа по учебному предмету литература



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск