Скачать 436.51 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» для 5-9 классов Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для обучающихся второй ступени образования 5-9-х классов составлена на основе «Примерной программы по литературе для основной общеобразовательной школы.(5 - 9 класс), Москва, «Дрофа», 2008г. и «Программы по литературе (5-11 кл.).» Авторы :А.Г. Кутузов, А.К. Кисилев, Е.С.Романичева и др. Под редакцией А.Г. Кутузова.- М.: Дрофа, 2002. в соответствии с обязательным минимумом содержания основного образования по русскому языку основной общеобразовательной школы (приказ МО РФ № 1235 от 19.05.1998 г.) для 8-9 классов и требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год)для 5-7 классов. Рабочая программа рассчитана на 380 часов за 5 лет обучения при недельной нагрузке: 5 кл. – 2 часа, 6 кл. -2 часа, 7 кл. – 2 часа, 8 кл. – 2 часа, 9 кл. – 3 часа Для реализации рабочей программы используются учебники, включенные в федеральный перечень на 2010-2011учебный год (приказ МОН РФ от 23 декабря 2010года №822), на 2011-2012 учебный год (приказ МОН РФ от 24.12.2010 №2080): 1. В мире литературы». 5 кл. Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 2011. 2. «В мире литературы». 6 кл. Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 2011 . 3.«В мире литературы». 7 кл. Учебник-хрестоматия в двух частях. Под редакцией А.Г.Кутузова, А.К.Киселёва, Е.С.Романичева, Л.В.Колосс, В.В.Леденёва, 2011г., «Дрофа» 4.»Литература. 8 класс.Учеб.для общеобразоват.учредений. В 2 ч.» В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин. Москва «Просвещение» 2011. 5. «Литература. 9 класс.Учеб.для общеобразоват.учредений. В 2 ч.» В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин. Москва «Просвещение» 2011. Рабочая программа составлена в соответствии с принципом преемственности. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие: Vкласс — жанры. Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в 5 классе, не противоречат традиционной системе. Предлагаемая в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова. Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентациюна читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование. Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе: V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы. Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах; IX класс — интерпретация текстов; X—XI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников. В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках. Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах. В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений. Задачи литературного образования определены его целями : - формирование представлений о литературе как культурном феномене; - осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции; - формирование эстетического вкуса; - формирование эмоциональной культуры личности; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; - формирование основных эстетических и теоретических понятий. Особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие. 9 класс – интерпретация литературного произведения. Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознается через личностное восприятие этих образов читателем: автор- образ- читатель. Программа 9 класса предполагает ознакомительное чтение таких произведений, как «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, но в целях реализации идеи предпрофильной подготовки и перехода на Программы, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта на старшей ступени, данные произведения будут изучаться подробно. Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе 6-9 класс – изучение литературы как искусства слова. Названия курсов определяют тематику произведений и раскрывают закономерности происхождения литературы. В программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся» . Составители программы предлагают систему коммуникативно- творческих работ. Программа направлена на выработку у учащихся следующих ОСНОВНЫХ УМЕНИЙ : - владение техникой грамотного и осмысленного чтения; - восприятие художественного произведения как сюжетно- композиционного единства в его причинно- следственных связях; - владение умениями выразительного чтения; - уметь видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям , к читателю; - уметь определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова; - умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения; - умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи; - умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера; -умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки; -умение выполнять элементарные исследовательские работы. Реализация рабочей программы предполагает использование следующих технологий: проблемно-диалогическое обучение, технология формирования правильной читательской деятельности; личностно-ориетированное обучение. Резервные уроки планируются в течение учебного года в зависимости от востребованности и степени усвоения темы учениками. Их также предполагается использовать для проведения урока-игры, урока путешествия и т.д. по итогам темы. Контроль осуществляется в форме тестов и контрольных работ. Оценка качества образования происходит по пятибалльной системе. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать: - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина; - такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений); уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; - давать характеристику героев; - находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств; - выявлять авторское отношение к героям; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. Основные умения. - владение умениями выразительного чтения; - проанализировать сюжет и композицию литературного произведения; - выделять основные изобразительно – выразительные средства литературного произведения; Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Ученик должен знать: базовые теоретико-литературные понятия; содержание программных произведений; Ученик должен понимать: закономерности происхождения литературы; жанровые особенности произведений; Ученик должен уметь: владеть умениями выразительного чтения; видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения; самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки; грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи; выполнять элементарные исследовательские работы. В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико-литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения). В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь: сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия; самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста; создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). |
Рабочая программа по предмету «Литература», 10 класс Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | ||
Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Рабочая программа по предмету «Литература» Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г | ||
Рабочая программа по предмету «литература» для 10-11 классов (базовый уровень) М.: «Мнемозина», 2006 в соответствии с требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год) | Рабочая программа по предмету «Литература» Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Примерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011... Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.... | Календарно-тематический план по предмету Литература По предмету Литература на 2010-2011 уч г на 20 20 уч г на 20 20 уч г. Составлен на основании рабочей программы, утвержденной предметной... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень основного общего образования Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов на уровень основного общего образования составлена на основе | Рабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | Рабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Рабочая программа По предмету: литература Программа разработана на основе программы «Русская литература» для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» (8 класс) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством... | Рабочая программа по учебному предмету литература |