Скачать 143.03 Kb.
|
Тема урока: «Правописание корней с чередованием». Учитель: Васильева В.М., МБОУ «Среднекибечская СОШ» Урок повторения и закрепления изученного материала Цель: повторить и закрепить основные понятия, связанные с чередованием в корнях слов Задачи:
5) развитие умения работать самостоятельно и в группе, создание ситуации успеха; 6) активизация интереса учащихся к изучению русского языка, развитие воображения и творческих способностей учащихся. Оборудование: мультимедийное приложение, презентация=тренажер, ажурные крыши из бумаги с надписями групп корней с чередованием, корни с чередованием. Магниты, коробочка со словами. Ход урока: 1 Организационный момент 2. Тема и цель урока 3.Повторение пройденного: а)блиц-опрос «Черный ящик» (учащиеся вытягивают из ящика слова и правильно их проговаривают)
б)Спишите словообразовательное гнездо, вставляя нужные слова. →,,,,,,,,,,,,,→ценность ЦЕНА →,,,,,,,,,,,,,,,,,→,,,,,,,,,,,,,,,,,→,переоценить В) Сделайте морфемный разбор слов. ПРИКОСНУТЬСЯ, РАСТЕРЕТЬ, РАЗБИРАТЬ Чем примечательны данные слова? 4. Чередование _ Что такое чередование? ЧЕРЕДОВАНИЕ _языковое явление, при котором написание слов отличается при сохранении общего лексического значения однокоренных слов. _ Могут ли чередоваться согласные? Как называется в языке этот исторический процесс (ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ) _Вспомним понятие ПОЛНОГЛАСИЕ и НЕПОЛНОГЛАСИЕ. Назовите основные полногласные-неполногласные пары ОРО-РА ЕРЕ-РЕ ОЛО-ЛА ОЛО-ЛЕ 5. Работа в группах 1 группа: подобрать к словам однокоренные слова с чередованием согласных в корне
2 группа: подобрать слово пару с полногласием
6 Проверка работы в группах 7 Работа со стихотворением С. Балашева «Настроение»: Горит заря. Клонится день к закату. Творит вечернюю прохладу бор. И тихо плавают лучи по перекату. Листва ведет неслышный разговор Туман ложится пологом в низинах. И в зарослях не видно больше птиц, Скакавших бойко утром по вершинам, - Их сон касается и клонит клювы ниц. Природа замирает. На равнине Луч стелет сочетание теней. Седеющий туман в долине Чуть дремлет на перине из камней… (Найти в нем слова с чередующимися гласными) 8. . Физкультминутка Елочка http://www.youtube.com/watch?v=5-k62dNOVKk&feature=related 9 Закрепление Чередование гласных в корне «Домики « Дети по очереди берут со стола корни и ставят в нужный домик, проверяют вместе ,а затем вспоминают исключения из правил 10.Индивидуальная работа с таблицей
11. Работа в парах Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. скл_нить голову затв_рить окно продукты сг_рания з_ревать с удочкой сг_ревший дотла соб_райся в путь обж_гающее пламя сл_гать песни оп_реться о п_рила удач(?)ное соч_тание ст_реть написанное заст_лать полы накл_нение глагола ск_ковая лошадь на всем ск_ку ск_чками бежал зеленая отр_сль р_дился в Р_стове Задание 2 Распределите в три колонки: проверяемые гласные, непроверяемые, чередующиеся. Поп_лнять, прис_дать, в_лнение, вп_чатление, изб_ратели, прик_саться, пос_деть (от горя), пол_жение, вым_кнуть, пл_вчиха, прим_рять (платье), к_нфета, к_торый, ум_рающий, инт_ресный, ст_рожилы (Воронежа), подст_лать, подск_чил, выр_стаю, сг_рел, з_ревать, ур_внение, в_теран, узн_вать, зад_вать, выд_вать, оп_реться, покл_нись. 11. Физкультминутка для глаз 12 Работа с презентацией-тренажером 13 Совместная работа Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной. а) Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.) б) Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.) в) Белый Тихон с неба спихан. Где пробегает – ковром устилает. (Снег.) г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.) д) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.) е) Летают, кружатся, на землю ложатся, С земли не встают и тут пропадут. (Листья.) ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.) з) Чудо с чудом сошлось кругом: дыр много, а выскочить некуда. (Решето.) и) Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.) к) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.) л) Летит орлица по синему небу: крылья распластает, солнышко застилает. (Туча.) 14 Домашнее задание: подобрать и вписать слова с чередующейся гласной в каждую колонку
15 Рефлексия. Учитель. Какие открытия сделали сегодня на уроке? Какое задание было самым лёгким? Какое задание было самым трудным? О чем хотелось поделиться с родителями? Для проверки:
Использованная литература: Е.А.Быстрова. Русский язык. 6 класс. С.Г.Бархударова, С.Е.Крючков и др. Русский язык. 6 класс.М.: «Просвещение», 2007 Д.Э.Розенталь. Русский язык.10-11 кл.6 Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: ООО «Издательство Оникс», 2007 Использованные источники: www.lingvotech.com › ... http://raal100.narod2.ru/russkii_yazik/fonetika_morfemika_orfografiya/korni_s_chereduyuschimisya_glasnimi_gorgar_laglozh_rastros_i_dr/ festival.1september.ru/articles/585239/ school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92.../107452/ nsportal.ru/.../pravopisanie-chereduyushchihsya-glasnyh-v-kornyah-l... |
Урок русского языка на тему: "Правописание корней с чередованием е//и" Цель урока: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием | «Правописание корней с чередованием е-и» Умк: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 частях. / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд., перераб.... | ||
Правописание корней с чередованием гласных е и Цель: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема работы: Урок русского языка. Правописание гласных а-о в корнях с чередованием. Презентация | ||
Урок русского языка в 5 классе «Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием» Регулятивные: учиться ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию | Урок-игра «Редакция» в 3 классе по теме: «Правописание корней» Тема: Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корнях слов | ||
Урок русского языка в 5классе с использованием икт на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос» Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «з-с на конце приставки», выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях, формировать у учащихся... | ||
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Буквы е – и в корнях с... Цель урока: научить различать на письме буквы е – и с чередованием; формировать орфографическую зоркость | Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Буквы е-и в корнях с чередованием» Обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки... | ||
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» Целью нашего урока является закрепление знаний по отбору корней при решении тригонометрического уравнения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. Ресурс включает методическую... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с правилом правописания корней – кос кас. Сформировать навык письма корней с чередующимся гласными | Урок игра «Счастливый случай» 8 класс Тема: Формула корней квадратного уравнения ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Таблицы “Формула корней квадратного уравнения”, “Формула корней приведенного квадратного уравнения” | Урок: Правописание не с деепричастиями Цор «Орфография: правописание не с разными частями речи», упражнение №3 из 50 (03. сml) |