Скачать 120.93 Kb.
|
Аннотация. Фисивная Любовь Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 16» г. Балаково Саратовской области Урок – путешествие. Словообразование. Орфография. Повторение изученного в разделе. Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. Ресурс включает методическую разработку, презентацию, дидактический материал: тест «Корни с чередованием», тест «Правописание приставок» Данный урок является завершающим в разделе «»Словообразование. Орфография». Форма путешествия позволяет охватить максимальное количество изученных орфограмм и качественно подготовиться к контрольной работе по разделу. Ресурс работает по щелчку. Методическая разработка урока. Урок – путешествие. Словообразование. Орфография. Повторение изученного в разделе. (слайд 1) Цели: 1) образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, морфемика, орфография); формировать умения применять полученные знания на практике; 2) развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; 3) воспитательные: воспитывать любовь к родному языку. (слайд 2) 1.. Организационный момент. Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Словообразования». Впереди нас ожидают самые необычные острова. Мы побываем в гостях у других племен, вступим в состязание с самозванцами, примерим враждующие племена, посети далекие острова. Но нам непременно нужно найти остров «Словообразования, чтобы стать еще грамотнее и образование». (Слайд 3) Разобьемся с вами на команды. Будем помогать друг другу! И еще, на протяжении всего путешествия нам будет помогать дипломат - Правило. Отправимся мы с вами на корабле «Знание». За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл. В конце урока мы посчитаем баллы и получим только отличные оценки! Итак, в добрый путь. 1. Дипломат Правило ведет нас на корабль. Как вы понимаете слово дипломат, а может дипломант? Как называются такие слова» (паронимы) . Входным билетом станет блиц-опрос. 1. Блиц – опрос.
3. Подъезжаем к племени Чередующихся гласных. На этом острове томятся заточение два племени: корни с чередование гласных о и а, «ослиные» корни. К нам на помощь пришел Правило. Освободим заложников, поможем им вернуться домой. Отгадайте загадки устно, выпишите слова, в которых есть корни с чередованием: 1 команда о – а, 2 команда е - и 1. Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.) 2. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.) 3. Белый Тихон с неба спихан. Где пробегает – ковром устилает. (Снег.) 4. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.) 5. Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.) 6. Летают, кружатся, на землю ложатся, С земли не встают и тут пропадут. (Листья.) 7. Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.) 8. Чудо с чудом сошлось кругом: дыр много, а выскочить некуда. (Решето.) 9. Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.) 10 ) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.) Выбираемся из ловушки! Корни с чередованием. В 1
4. Благодарные племена проводили своих спасителей. И вдруг, откуда ни возьмись самозванцы. Правило рассказал нам одну историю: не всегда легко определить самозванца. Однажды я встретился с двумя такими: угол – укол. Кто из них самозванец? Всю ночь я анализировал, рассуждал. Слово угол явно непроизводное, не образовалось же оно от слова гол! От него можно образовать целый ряд однокоренных: уголок, угловатый, треугольник... Продолжите сами, если захотите. А вот с уколом не все так просто. Ведь когда получается укол? Когда кто-то кого-то уколол, чаще всего врач больного. Получается, что укол – производное от глагола уколоть! Так ведь? Вот и найден самозванец. Стали мешать нашему путешествию, но кто они эти самозванцы. Это те, которые только внешне кажутся непроизводными, а на самом деле очень даже производные. Найдем их! Маленькая подсказка. Будем рассуждать так: чтобы получился ход, надо сначала начать ходить; чтобы получилась тишь, нужно, чтобы сначала все стало тихим. Таким способом образуются обычно только существительные – от глаголов или прилагательных
5. У нас прекрасное настроение. Пребывая в хорошем расположении духа мы пристали к острову Орфография. На этом острове живут две сестрицы – приставки пре- и при-. Правило рассказал нам историю их жизни. Жили-были в стране Орфографии две сестры-приставки. Одну звали Пре, а другую – При. Жили они, поживали, но с самого детства они были очень разные. Пре была очень жадной и хвастливой. Ей всегда хотелось все делать лучше всех. А от зависти к сестре она даже преграждала ей путь к знаниям. И, как каждая большая хвастушка, любила покрасоваться перед всеми своими успехами и достоинствами. В отличие от Пре, При была очень скромной и доброй. Из-за ее хорошего отношения ко всем окружающим все хотели все время быть с ней вместе, спрашивали у нее совета и просили помочь по хозяйству. Всегда все дела При доводила до конца и не стремилась быть первой. Была она вся в заботах, и времени у нее было очень мало. Так жили они да жили, но вот настало время распределять между ними обязанности (ведь каждая морфема в стране Орфографии имеет свое значение). Так все договорились: Пре захотела употребляться в значении «очень» (и только потому, что была хвастливой). А так как она дружила с приставкой Пере, то для простоты запоминания сказала, что будет писаться и в тех словах, где вместо нее может стоять ее подружка. Поскольку все «лучшие» возможности забрала себе Пре, сестра При согласилась, что будет указывать на приближение, действие, совершающееся в интересах кого-то другого. Но их мама объявила, что ей можно доверить и доведение дел до конца, и действия, сделанные совсем немного, чуть-чуть, а еще и совмещение двух действий. Поможем сестрам найти слова-союзники. А в корабельном дневнике опишем свой визит к президенту этого острова. 1 команда выписывает слова с приставкой при-, вторая команда выписывает слова с приставкой пре- НА ПРИЕМЕ У ПР_ЗИДЕНТА На приеме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовали пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудливый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент аж пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване. 6. Мы с успехом справились и с этим испытание, дальше наш корабль держит путь в гавань «Сложные слова» А там кого только нет! Все сказочные герои собрались в одном месте. И уже несколько дней ждут отплытия на Родину. Мы вызвались помочь и им. В каком направлении их отправлять? Для этого надо объяснить, почему их так зовут: Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?
6. Попрощавшись с сестрами, мы отправились на острова Ы и И. Чтобы попасть на острова необходимо знать пароль. Если в слове после приставки пишется буква И , поднимаем вверх правую руку, если нет – сидим с опущенными руками. Ошибающийся выбывает. Правильно прошедшие испытание ставят себе 3 балла. Графически покажите выбор орфограммы. От..скать квартиру, меж..нститутский турнир, роз..грыш лотереи, роз..ск, преступника, из..скания геологов, сверх..нтересное мероприятие, пред..дущий сезон. меж..здательский, сверх..мпульсивный, суб..нспектор, контр..гра, транс..орданский, дез..нфекция, супер..нтересный, пост..мпрессионизм, пан..сламизм об..скать, . Спорт..нвентарь, мед..нститут, фин..нспектор, пред..стория, меж..нтернатский, без..нициативный, спорт..гра, сверх..зобретатель. 8. Берем курс на Родину. Для этого нам нужно пройти таможню острова Словообразования. Для этого мы должны решить тест. Время 5 минут. 1В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать о..далённый, на..треснутый, на..пиленный из..мать, дез..нформация, от..граться 2В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? в …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление спорт...нвентарь, контр...гра, без…звестный в...южный, с...ёмка, от…явленный 3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? пр…одолевать, пр…лежание, пр...беречь с…митировать, без…мянный, с…грать нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник об…ективный, под...ем, интер…ер 2 вариант 1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? грузопод...ёмность, из…явить, в...юга переи…дание, во…главил, ра…четливый пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать 2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание меж…нститутский, без…мянный, из…скать кинос..емка, раз..яренный, суб…ективный 3В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? вз…мать налоги, без…нерционный, раз…скать из…бличить, от…гнать, пр…дедушка пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму в …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный Какое увлекательное путешествие у нас получилось. Где же мы побывали, что нам запомнилось. Подведение итогов. Посчитайте количество баллов, набранных за урок. |