Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа)





Скачать 38.44 Kb.
НазваниеСочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа)
Дата публикации13.08.2014
Размер38.44 Kb.
ТипСочинение
100-bal.ru > Литература > Сочинение
Сочинение по картине В. Васнецова «АЛЕНУШКА»

(урок развития речи (2часа) в 5 классе по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова)

ЦЕЛИ:

  • Образовательная – формирование понятия о роли прилагательных в художественном тексте;

  • Развивающая – формирование умения работать по плану; развитие устной и письменной речи;

  • Воспитательная – воспитание любви к искусству слова, живописи.

Оборудование: портрет В. Васнецова, репродукция картины «Аленушка»

Доска:



В.Васнецов в 1881 году

создает свой шедевр – «Алёнушку»,

не то жанр, не то сказку, -

обаятельную лирическую поэму

о чудесной русской девушке,

одну из лучших картин русской школы.

И. Грабарь

  1. Введение. (Запись темы урока в тетрадь). С творчеством Виктора Васнецова мы уже знакомились на уроках литературы, изучая сказки. Много картин написано художником именно на сказочные сюжеты.

  • Вспомните произведения В. Васнецова. («Царевна-Лягушка», «Иван - Царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри» и др.)

  • А почему, по-вашему, художнику так интересно было писать полотна именно по сказкам?

  • Прочитайте текст упражнения 832 (учебник, часть 2) и найдите ответ на вопрос в тексте (он «жил в крестьянской семье среди простых людей, слушал их песни и сказки, сидя на посиделках при свете и треске лучины»)

2. Постановка цели. Сегодня на уроке мы будем работать с картиной В. Васнецова «Аленушка». Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытать проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление.

Игорь Грабарь, художник и критик, писал (см. эпиграф). Он относит «Аленушку» к одной из лучших картин, называет картину шедевром! Попробуем понять на основании чего И. Грабарь так высоко отзывается о полотне В.Васнецова.

3. Работа по картине:

  • Рассмотрите репродукцию картины. Сюжет какой русской сказки она вам напоминает? («Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке»)

  • Напомните коротко сюжет сказки.

  • Есть от чего грустить Аленушке?

Безусловно, Виктор Васнецов, работая над картиной, помнил о сказке об Аленушке и братце ее, Иванушке, но по-своему, творчески претворил ее в живописи. «Аленушка, - рассказывал впоследствии художник, - как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке (в окрестностях имения известного мецената С. Мамонтова Абрамцево), когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски и одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее»

Как мы понимаем, девочка вовсе не выдумана художником, ее существование реально.

  • Что поразило художника в этой простоволосой (т.е., без головного убора) девушке? («тоска», «одиночество», «печаль»)

  • Как Васнецову удалось передать чувства, владеющие героиней? (этому помог пейзаж)

По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини.

  • Как вы понимаете слова И. Долгополова? (ответы учащихся)

  • Запишите в столбик те объекты (явления) природы, которые изображены на картине? (пруд, небо, трава, лес, камень, день, Аленушка (как часть природы)

  • Каким образом автор картины изображает их так, чтобы они тоже передавали состояние героини? (с помощью красок)

  • Подберите к каждому записанному вами слову прилагательное, что оно как можно точнее характеризовало, определяло предмет, делало его выразительным.

  • Дополните список словами-прилагательными из текста, который я вам зачитаю:

«Осень. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо. Недвижен черный омут. Страшен дремучий лес. На берегу, на большом сером камне – Аленушка, сирота. Робко подступили к воде нежные тонкие осинки. Неласков омут. Колки зеленые стрелы осоки. Холоден, неприютен серый камень. Горько, горько сиротинке в этой чащобе. Глушь немая. Вдруг ветер пробежал по ельнику. Зашелестели, зазвенели листки осинок. Запел тростник, защебетали «малые пташечки – горьки-горюшечки», потекли унывные звуки тоски и печали. Может быть, слышит Аленушка плач Иванушки или донес ветер шум костров высоких, звон котлов чугунных, тонкий, злой смех ведьмы.

  • Составьте словосочетания из данных слов. Зачитайте получившиеся словосочетания.

Обратите внимание на то, что одно и то же явление природы может быть названо разными словами.

  • Как называются слова, близки по значению, но различающиеся по написанию и звучанию? (синонимы)

  • Какие синонимы можно использовать в сочинении? (пруд – вода – омут; лес – ельник – чаща – деревья; Аленушка – девочка – она – сиротинка; картина – полотно – произведение живописи - шедевр)

4. Композиция сочинения.

  • Любая творческая работа предполагает как минимум 3 части, каждая из которых должны быть отделена от другой красной строкой, абзацем:

  1. Вступление (1-2 предложения);

  2. Основная часть (наибольшая часть сочинения, может в свою очередь включать подпункты, которые также должны быть отделены красной строкой);

  3. Заключение (1-2 предложения).

  • О чем вы напишете во вступлении? (см. ПЛАН, пункт № 1,2 (стр. 100 учебника, 2 часть).

  • Какие пункты планы отнесете ко 2 части сочинения? (№ 3,4)

  • Чему посвящено должно быть, по-вашему, заключение? (отношение к картине, согласие или несогласие с тем, что картина действительно одна из лучших, желание увидеть настоящую картину и проч.)

5. Работа с черновиком. Работа со словарями (проверка правописания, толкование непонятных слов)

6. Работа с чистовиком.

7. Д/З (по желанию): найдите репродукции картин В. Васнецова, укажите сюжетную связь с произведениями литературы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconТема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин»
Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
День открыл урок развития речи в 1г классе (учитель Сюваева Л. А.) на тему «Сочинение по картине «Берёзовая роща» А. И. Куинджи....
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сочинение – описание по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Урок развития речи. 8 класс. Тип урока: интегрированный....
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconРусская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Оборудование: Выставка русских народных сказок; картина В. Васнецова «Алёнушка»; пословицы; музыка из сказки; компьютер, проектор,...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconУрок в 4 б классе. Цели
В. М. Васнецова «Три богатыря», репродукция картины Васнецова «Монах Нестор», изображение с иконы «Святой Владимир», репродукции...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconСочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». 5 класс....
«Лексика. Культура речи», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Орфография». В ходе работы над описанием картины можно использовать...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconКонспект урока сочинение по картине > И. И. > Шишкина > «Утро в сосновом > лесу» фио (полностью)
Знакомство с творчеством И. И. Шишкина, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства,...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconУрок развития речи по русскому языку в 6-м классе Сочинение «Мало...
Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу»
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconТема. Работа над сочинением-рассказом по картине А. А. Пластова «Лето»
Ц е л ь: научить писать сочинение по картине, развивать умение учащихся не только описывать содержание картины, но и выражать своё...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconУрок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели
...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок развития речи: написание сочинения по картине А. М. Герасимова «После дождя»
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconТема: Сочинение с элементами описания «Весна пришла»
Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconУрок развития речи по картине
Цель: показать связь произведений изобразительного искусства с изучаемым литературным материалом, научить искать между ними ассоциативную...
Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. М. Васнецова «Три богатыря», репродукция картины Васнецова «Монах Нестор», изображение с иконы «Святой Владимир», репродукции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск