Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова»





Скачать 86.36 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова»
Дата публикации15.08.2014
Размер86.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ниновская НОШ»

Новооскольского района Белгородской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: «ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

2 КЛАСС

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

УМК «Школа России»

по новому образовательному стандарту

(ФГОС)

Учитель начальных классов

Гамова Елена Николаевна


2012
Урок русского языка во 2 классе.
Гамова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ниновская НОШ»

Новооскольского района

Белгородской области

Класс:2

УМК: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Авторы методического пособия: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: Однозначные и многозначные слова.

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с понятиями «однозначные и многозначные слова».

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения;

  • способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления многозначных слов в речи;

  • обеспечить усвоения учащимися умения работать с толковым словарём;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: на уроке ученик получит знания о многозначных и однозначных словах; научится находить их в речи и объяснять их лексическое значение; строить высказывания с использованием многозначных слов.

Метапредметные:

  • познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

  • регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные:

  • ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Ресурсы урока:

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, оформление доски :иллюстрация плана страны Лексика, где города носят название лексических групп слов (Антонимы, Синонимы, Многозначные слова, однозначные слова и т.п.)

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Подготовка к открытию нового знания.

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в научную экспедицию в страну Лексика. А кто из вас знает, что обозначает слово «лексика»?

- Правильно. Слова – это строительный материал языка. В этой стране много городов. О некоторых из них мы с вами поговорим сегодня.

К любой экспедиции надо готовиться. Подготовим наши пальчики.

Минутка чистописания.

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).

Орфографический буквенный диктант.

Безударная гласная: Река, гора, звезда, трава, снегирь, ведро, родник, вода.

Гласные после шипящих. Роща, щука, чай, лыжи, шиповник, щавель

Проверка по доске. Взаимопроверка.

1.Какое слово лишнее? Что обозначают оставшиеся слова? На какие две группы их можно разделить? В каком слове букв больше чем звуков? Почему?

2.Какое слово нельзя переносить?

III. Словарная  работа.
- Отгадайте загадки, напишите отгадки.



Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. (сорока)

Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.(воробей)
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)
Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.

(ворона)
Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Это — лёгкая загадка:
Каждый знает, я — ...
(Тетрадь)
Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.          

(ручка)



(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, тетрадь, ручка.)

  • А проверим написание словарных слов с помощью доски.

  • Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? (ручка и тетрадь)

  1. Этап мотивации и целеполагания.

  • Скажите, чем похожи эти слова?

  • Все ли согласны с тем, что их объединяет общее понятие «школьные принадлежности». Может быть, кто-то хочет поспорить с этим утверждением.

  • Почему ваши мнения сегодня разошлись?

  • Попробуйте сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока.

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

  • Приведите примеры слов, которые в стране Лексика живут в одном городе со словом РУЧКА.

  • Что у них всех общего? (Несколько (много) значений).

  • А теперь приведите примеры слов, которые живут в одном городе со словом ТЕТРАДЬ.

  • Что общего у них? (одно значение).

  • Посмотрите на карту страны Лексика и скажите, как называются города, в которых живут слова РУЧКА и ТЕТРАДЬ.

  • Как же называют такие слова как ручка, и тетрадь? (однозначные и многозначные)

  • Где с этими понятиями вы уже встречались? (На уроках математики)

  • Какое значение имели эти слова?

  • Сделайте вывод, где же живут наши новые понятия?

Работа в парах.

  • Сформулируйте определение многозначных слов и приведите примеры.

  • Сформулируйте определение однозначных слов и приведите примеры.

  • Проверим наше предположение. (Дети слушают объяснение понятия многозначные и однозначные слова с электронного приложения к учебнику)

  • Наше определение было верным? Аплодисменты нашим научным достижениям.

Физкультминутка.

  • Пришла пора нам немного в нашем путешествии размяться

У. Раз, два! (Маршируют на месте)

Д. Три, четыре!

У. Три, четыре!

Д. Раз, два!

У. Кто шагает дружно в ряд?

Д. Боевой отряд ребят.

У. Всем, всем.

Д. Добрый день! (Хлопают рука об руку)

У. Прочь с дороги нашей. (Машут в правую сторону)

Д. Лень!

У. Не мешай! (Взмах в левую сторону)

Д. Трудиться. (изображают забивание гвоздя)

У. Не уступим мы нигде- (Мах рукой)

Д. Ни в учёбе, ни в труде

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

  • Мы сейчас с вами шагали где? (По дороге).

  • Это новое словарное слово, посмотрите в орфографическом словаре, как пишется это слово.

  • Запишите слово в словарик и запомните его написание.

  • А скажите мне, это слово будет жить в каком городе страны Лексика? (Мнения детей разделяться).

Работа в парах.

  • Я предлагаю вам провести небольшое исследование, чтобы разобраться со значением этого слова. В этом вам поможет учебник. На с. 48 найдите упр. 60 и решите, в каком городе мы с вами пропишем слово ДОРОГА и почему.

  1. Этап применения знаний и способов действий.

Работа с электронным приложением «Лисички».

Работа в группах с толковым словарём. Упр. 61 (Класс делится на три группы, каждая из которых получает свою часть упражнения. По завершении проводится проверка)

Физкультминутка для глаз.

  1. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

  • Ну что же, наша экспедиция подходит к концу. В завершении каждый выберите себе слово и определите его лексическое значение, а после этого поселите в нужный город страны Лексика.

Дети выходят и размещают слова на доске рядом с нужным название. После этого обсуждается общий результат и выслушиваются мнения не согласных с правильностью выполнения работы.

  1. Этап информации о домашнем задании.

  • Дома найдите в толковом словарике нашего учебника многозначное слово и составьте с ним столько предложений, сколько значений сможете найти.

  1. Этап подведения итогов.

  • С какими новыми понятиями познакомились?

  • Чем однозначные слова отличаются от многозначных слов?

  1. Этап рефлексии.

  • Как вы думаете, все ли мы узнали сегодня о стране Лексика?

  • Нет, что-то предстоит еще узнать на следующих уроках.

  • Оцените свою работу на уроке. Не забудьте посмотреть в тетрадь. (Ребята оценивают себя в тетради. Если все ясно и понятно было на уроке, на полях карандашом ставят « +», если есть некоторые вопросы – +- , если непонятно многое – «?».)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconТема урока: «Как появляются многозначные слова»
Закрепить понятия «однозначные и многозначные слова», совершенствовать умения употреблять многозначные слова в речи, совершенствовать...
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconМетодическая разработка урока русского языка (6 класс) Тема: «Правописание...
«Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, плакат с рисунком к слову газета, плакат с изображением дерева, учебник...
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconОднозначные и многозначные слова
Дать понятие об однозначных и многозначных словах. Учить позоваться толковым словариком в конце учебника
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconМетодическая разработка урока русского языка на тему: «Нормы употребления имен существительных»
Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Часть 2: учебник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд.,- м.: Мнемозина,2009
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Слово о русском языке. Лексика. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему «Почувствуй в себе Человека!»
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconУрок русского языка 2 класса, блок русского языка «Как устроен наш язык»
Знакомит обучающихся с теоретическими знаниями (понятие «синонимы»). Урок построен на полученных знаниях тем «Значение слова», «Текст»,...
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconМетодическая разработка урока: «Галерея замечательных чисел»
Научный учитель русского языка и литературы Зотова Лилия Анатольевна
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconМетодическая разработка урока русского языка в 4 классе тема урока....
Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconМетодическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова»
Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования...
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconМетодическая разработка урока русского языка для 9 класса по программе...

Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconУрок русского языка в 6 классе» Тема: «Омонимы и многозначные слова»
Сегодня мы с вами будем работать с одним из самых интересных разделом русского языка. А с каким вы узнаете сами, решив кроссворд....
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» iconМетодическая разработка урока русского языка в 9 классе
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск