Скачать 60.24 Kb.
|
Однозначные и многозначные слова (Урок во 2-А классе) Цели:
I. Оргмомент. Проверьте, всё ли у вас готово к работе: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, конверт, карточка. Покажите свою готовность к работе. II. Минутка чистописания. Повторим правила работы в тетради.(Обратить внимание детей на табличку на доске.) Откройте тетрадь, подготовьте её к работе. Чтоб писать нормально Тетрадь положим правильно: За левый тянем уголок, Чтоб быть наклон красивым мог. Сегодня 13 февраля. Какую букву запоминаем в слове «февраля»? (Букву е – это словарное слово.) Что помним в слове «Классная»? (Удвоенное СС.) В слове «работа»? (Гласная а в первом слоге – словарное слово.) Обратите внимание на соединения букв на доске. Что у них общего? (две буквы О). Чем они различаются? (оло – нижнее соединение, оро – верхнее). Пропишите красиво до конца строки. Следите за посадкой. За партой ровненько сижу, Спинку прямо я держу. Над тетрадью наклоняюсь – Грудью парты не касаюсь. Прочитайте орфографически слова на доске. Возьмите карточку «состав слова», покажите, в какой части слова находятся подчёркнутые буквы. Что нужно запомнить в этих корнях? Запишите эти слова в тетрадь каллиграфически. Каким одним словом можно заменить эти слова? (Птицы.) Объясните значение этого слова. (Ответы детей.) III. Актуализация знаний. 5 - 1. Прочитайте тему урока на слайде. Подумайте. Поставьте перед собой цели этого урока. Для этого ответьте на следующие вопросы: 5 - 2. 8 Что узнаем? (Что такое однозначные и многозначные слова.) 8 Чему научимся? (Находить различные значения слов самостоятельно и в словаре.) 8 Как будем работать? (В тетрадях – правильно, аккуратно, красиво; на уроке старательно и самостоятельно.) 8 Что получим в результате? (Знания о многозначных и однозначных словах. Умение находить значение слов в словаре и в тексте. Хорошую работу в тетрадях.) 8 Обратите внимание на результат. Запомните его, чтобы мы могли проверить в конце урока. Получилось у нас или нет. IV. Введение в тему. 5 - 3 ещё раз прочитайте тему урока. $ Посмотрите и подумайте, чем похожи и чем различаются ключевые слова. Попытайтесь объяснить их значение. (Ответы детей.) V. Работа по теме. $ Обратимся к словам в тетради. Объясните значение слова «воробей». (Ответы детей.) Есть ли у этого слова другое значение? (Нет.) Что обозначает слово соловей? (Ответы детей.) Есть ли у этого слова другое значение? (Нет.) Можно ли назвать эти слова однозначными? (Можно.) $ Какие слова можно назвать «однозначными»? (Те, у которых одно значение.) $ А теперь я покажу вам предметы, а вы будете их называть и объяснять значение слова. 5 - 4 8 Ручка – часть предмета, за которую берутся рукой. 8 Ручка – письменная принадлежность. 8 Ручка – маленькая рука. 8 И всё это – «ручка» - значения разные, а слово одно. $ Сколько значений у слова «ручка»? (Три значения. Много.) 5 - 5. 8 Ножка – маленькая нога. 8 Ножка – опора стойка мебели или прибора. 8 Ножка – часть циркуля. 8 Ножка – нижняя часть цветка или гриба. $ Сколько значений у этого слова? (Четыре. Много.) $ Как можно назвать такие слова, у которых много значений? (Многозначные.) 5 - 7 $ Повторим ещё раз: Закончи предложения 8 Любое слово имеет … 8 значение. 8 Некоторые слова имеют… 8 Несколько значений. 8 Как можно назвать слова, которые имеют 1 значение? 8 однозначные. 8 Как называются слова, которые имеют много значений? 8 многозначные. VI. Работа по учебнику. $ Откройте учебник на странице 26. Проверим, правильно ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике. Читаем вместе. Ребята, которые уже очень хорошо читают, прошу вас не спешить, читать спокойно, вдумчиво, не спеша, чтобы другие дети тоже могли прочитать правило, а не только послушать. (Чтение текста правила классом.) $ Ответьте, верно ли мы сделали вывод? (Верно.) $ Прочитайте стихотворение 8 в упр. 1. Подумайте, почему девочка не поняла маму? Найдите значение слова теплота в вашем словарике. Сколько значений нашли? (Ответы детей.) Как это обозначено в словарике? (Ответы детей.) Какое из этих значений имела в виду мама? (Ответы детей.) А какое девочка? (Ответы детей.) $ Запишите в тетрадь слово «теплота» и то его значение, которое вложил в него автор. Как будете писать в тетради? (ПАК) Физминутка «Алфавит». VII. Упражнение в различении многозначных и однозначных слов. $ Что же такое однозначные слова? (Ответы детей.) Что такое многозначные слова? (Ответы детей.) 5 - 7. Работа в парах $ Возьмите каждый свою карточку. У каждого своя карточка, но работать над ними вы будете в парах. Какое правило работы в парах вы считаете самым важным? (Работать дружно, уважать друг друга.) $ Рассмотрите предметы на рисунке назовите каждый. Обсудите в парах значение каждого слова. Соедините линиями предметы, которые назвали одинаковым словом. (Подойти к паре Касьянов – Отт, Напомнить Шанцевой, чтобы помогла соседу.) 8 Проверим. (Переключить указатель на маркер) Назовите многозначные слова. Объясните их значение в каждом случае. Поменяйтесь карточками со своим соседом. (Соединить маркером на экране так, как должно было получиться у детей в карточках.) Пары, поднимите руки, у кого так же. Поставьте себе + . (Поставить + и переключиться на стрелку.) Проговорим однозначные слова. Покажите, какие гласные вы напишете в этих словах. (Телефон – Е (Если теле – только Е), кровать – О (Словарное слово), вертолёт – Е (Проверяем словом вертится), О (Соединительная гласная)) Запишите в тетради в 1 столбик – многозначные слова. Для этого в начале строки поставьте три галочки т.к. писать слово «многозначные» долго. (Показать на доске.) А во 2 – однозначные. Найдите серединку строки и поставьте 1 галочку. Работайте в парах. Обсуждайте работу шепотом. Уважайте друг друга. Если пара закончила работу, беззвучно подайте мне сигнал. Я подойду и проверю. (Кто успел быстро, можно предложить дополнить столбики своими словами.) 8 Проверим. (Взаимопроверка) Сделайте замечания своему соседу. Физминутка «Солнце, море, горы, лес.» $ Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 27. 5 - 8. Объясните по рисункам, что могут обозначать слова 8 «корень» и 8 «кисть». Корень: 8 часть растения, 8 часть зуба. Какое значение слова корень нам известно, но не представлено на рисунках? Верно.8 Корень – главная часть родственных слов. Кисть: 8 часть руки, 8 часть растения, 8 инструмент маляра и художника. $ Запишите в тетрадь предложения из упражнения 2, так как они записаны в учебнике. Найдите в них и подчеркните многозначные слова. Подумайте, в каком значении употреблено это слово в каждом из предложений. 8 Работаем самостоятельно. Пишем ПАК. (Дети работают самостоятельно. Подойти к Касьянову, Черникову, Отт, Латынцевой и др.) $ Проверим. Объясните, в каком значении употреблено слово «кисть» в 1 предложении? (Ответы детей.) А во втором? (Ответы детей.) VIII. Итог урока. 5 - 9. $ Подведём итоги. 8 Вот чего мы ожидали от этого урока. (Переключить стрелку на маркер.) Появились ли у вас знания? Проверим? Что такое однозначные слова? (Ответы детей.) А что такое многозначные слова? (Ответы детей.) Знаем. Ставим + Умеем ли объяснять значения слов? Проверим? Я вам прочту предложение, а вы объясните значение слова корень в этом предложении. «Серёжа выделил корень в родственных словах». (Ответы детей.) «Бабушка вырывала сорняки с корнем». (Ответы детей.) Посмотрите в свои тетрадки. Хорошая ли у вас получилась работа? Поднимите руки те дети, кто доволен своей работой? (Отметить несколько человек.) Эту задачу мы выполнили? Конечно. Ставим +. (Переключить маркер на стрелку.) 8 А ещё у меня получилось хорошее настроение, т.к. вы все хорошо работали, были внимательны, активны, уважали друг друга и очень старались. Надеюсь, что и вы получили хорошее настроение. 8 А так же хорошие отметки. Оценку 5 ставлю … Оценку 4… (Объяснить недочёты.) Ещё несколько детей (Назвать!) подойдут с тетрадками, я задам им несколько вопросов, чтобы уточнить оценку. IV. Домашнее задание. 5 - 10 $ Запишите домашнее задание. Правило на странице 26 – выучить обязательно, для письменной работы выберите себе задание, которое вам больше всего по душе. Или: Упражнение 5 – в тетрадь выпишите из словарика в конце учебника различные значения слова «золотой»; Или: Поищите в толковых словарях многозначное слово и выпишите его различные Значения. Или: Нарисуйте рисунки, иллюстрирующие различные значения одного многозначного слова. 5 - 11. 8 Всем спасибо!!! 8 Все молодцы!!! |
Тема урока: «Как появляются многозначные слова» Закрепить понятия «однозначные и многозначные слова», совершенствовать умения употреблять многозначные слова в речи, совершенствовать... | Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» | ||
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Слово о русском языке. Лексика. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять умение делить многозначные числа на однозначные, выполнять операции с величинами,... | Учебник на странице 31. Внимательно прочтите рубрику "Теоретические... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект игрового занятия Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Конспект интеллектуальной игры «Поле чудес» Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект урока- игры в 6 классе "Let’s play English" Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Конспект игры-занятия «Знакомство с зубной щёткой» Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Тематическое планирование учебного материала при 5 уроках в неделю... Обозначение натуральных чисел понятия натурального числа, цифры, десятичная запись числа, классов, разрядов, четные и нечетные числа,однозначные,... | Конспект занятия с заикающимися детьми в подготовительной к школе группе Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект литературной игры по произведениям С. В. Михалкова подготовительная группа Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Конспект игровой деятельности «Поможем Мишке» (для детей 2-3 лет) Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект занятия с детьми раннего возраста. Тема: «Давайте поиграем» Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Конспект урока-игры по внеклассному чтению в коррекционном классе... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... |