Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка





Скачать 266.44 Kb.
НазваниеТема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка
Дата публикации16.08.2014
Размер266.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Из опыта работы учителя начальных классов

МОУ СОШ с. Иванырс

Марщиковой Нины Анатольевны


c:\users\нина анатольевна\desktop\в редакции областной детско-юношеской газеты пятый угол.jpg


Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка.

План.

  1. Проблема активизации познавательной деятельности..……………...3

  2. Основные способы активизации познавательной деятельности ……4

2.1.Игра………………………………………………………………….4

2.2.Проблемная ситуация………………………………………………7

2.3.Исследовательская деятельность………………………………….13

2.4.Наглядность…………………………………………………………14

3.Заключение………………………………………………………………18

Глава 1. Проблема активизации познавательной деятельности.

Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. Именно это направление в своей педагогической деятельности я считаю приоритетным. Ведь сознательное и прочное усвоение знаний эффективнее проходит в процессе их активной умственной деятельности. От того насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Я работаю по традиционной программе. Она предполагает использование заданий развивающего характера. Интерес – важнейшая предпосылка в процессе активной познавательной деятельности, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.

За время работы в школе мною накоплен опыт педагогической работы в целях активизации познавательной деятельности на уроках русского языка. Думаю, что работа в этом направлении даёт большой развивающий и обучающий эффект. Свои уроки я провожу под девизом: «Прочные знания каждому ученику». Цель каждого из них – формировать самостоятельность мышления , развивать речь, орфографическую зоркость, интерес к языку. Для этого использую в практике дидактическую игру, интересную наглядность, самостоятельную работу , создаю проблемную ситуацию, организую исследовательскую деятельность .


Глава 2. Основные способы активизации познавательной деятельности .


    1. Игра.

Основной формой обучения в школе является урок. Именно в первый год школьного обучения надо пробудить интерес детей к учебным занятиям. Поэтому я часто использую игру. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала развитию умственной работы. Важно, чтобы игра вызывала понимание и интерес .Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

Игры я использую на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе проверки знаний, умений и навыков. Наиболее часто игры использую на этапе закрепления.

Игры и игровые упражнения на уроках русского языка.

Для развития орфографической зоркости провожу игру «Помоги найти ошибку». Дети анализируют предоставленный материал и стараются дать правильный ответ.

«Шифровальщики». Первый задумывает слово и шифрует его, а второй участник игры отгадывает. Возможно варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв – гласных или согласных. Например, жыил – лыжи, ански – санки.

Метаграммы – Загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово:

С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю.

(Чайка – гайка).

Игра «Чёрное – белое» при изучении лексики помогает детям подбирать антонимы среди различных частей речи.

«Козья игра». Здесь дети читают и пишут слова, начинающиеся на слог «ме» месяц, мех, меч, металл, метро, метель, мешок и т.д. Аналогично строится «Коровья игра», где дети находят слова со слогом «му».

Логографы – слова – загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв.

Пойди – ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Приставь-ка букву впереди –

И в небе я загромыхаю.

( Роза – гроза).

При изучении состава слова решаем шарады слова – загадки, в которых несколько букв, слогов и частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово: Мой первый слог – предлог,

И во втором мы проживем все лето.

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(За-дача)

По рисункам- схемам составляем гнёзда однокоренных слов.

Игра «Чье гнездо больше?»

Класс разбивается на команды, в каждой выбирается капитан. Учитель засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов.

В разделе фонетики провожу фонетические зарядки «Узнай, кто кричит?». Тема «Синтаксис простого предложения» включает формирование умения составлять распространённые предложения. В этом ребятам помогает лексические зарядки: зима (что сделала?) …. зима наступила (какая?) … холодная зима наступила (когда?)… в декабре. Для развития познавательных интересов на уроках русского языка можно использовать кроссворды, пословицы, поговорки, загадки.

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различными. Я считаю , что для начальных классов наиболее популярными и доступными являются уроки-сказки. В них включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания. Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться. Выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. В игре дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, больше раздражает, чем радует.

Особое внимание на уроках русского языка я уделяю экскурсу в историю языка. Конечно, с учётом возрастных особенностей. Это путешествие в прошлое даёт возможность узнать историю слова, а потом решать кроссворды на эту тему. Например, «Узнай птицу». Из этимологического словаря дети предварительно узнают, что название «свиристель» - от звукоподражательного «свир-свир», «галка»- от древнерусского прилагательного «гал_» - чёрный. Система словарной работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова , объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней. Игра «Продолжи пословицу». Интересно то, что наряду с современными лексическими единицами в пословицах есть архаизмы, образующие пассивный запас лексики. Краткие сведения о них можно найти в учебниках по русскому языку и литературному чтению. (От горшка два…..вершка. Не суйся, буки, наперёд …аза.… Орать , так не в дуду играть.)

Таким образом, игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение. Однако, игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету.



2.2.Проблемная ситуация.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действий, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, тем самым создать внутренние условия для усвоения материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Проблемный урок строю по следующей структуре.

1.Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных

для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.


Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций.

  • Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

  • Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы

из ситуации, сопоставлять факты.

  • Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,

конкретизацию, логику, рассуждения.

  • Определяю проблемные теоретические и практические задания;

  • Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях. Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к учению.

Такой вид деятельности я применяю уже со 2 класса. Например, при формировании понятия о предмете.

  • Проблемная ситуация – вывести правило. Что обозначает имя существительное?

  • Задание 1.Сравни левый и правый столбик.

Я ученик второго класса. Я второго класса.

Я кладу в портфель тетради. Я кладу в портфель.

-Обе ли записи слов являются предложениями?

-Если нет, то почему?

-Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

-Запишите пропущенные слова.

  • На какой вопрос они отвечают?

  • Вывод : слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? что? называются именами существительными.

  • Дети по цепочке от «сильного» к «слабому» повторяют вывод.



  • Обобщение с использованием упражнения на развитие логического мышления «Найди лишнее». (Собака, стол, коричневый, солнце, Аня).

На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти новое решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

Задание 2.

1. Рассмотрите картинки:

2. Задайте вопрос к верхним картинкам.

3.Задайте вопрос к нижним картинкам.

4. Чем эти слова отличаются друг от друга.

Задание 3. Выпишите имена собственные:

Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Или, Озеро Балхаш.

Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.

Задание 1. Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор.

Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.

Задание 2. Что такое имя существительное: Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.

Задание 3. Одной чертой подчеркните имена существительные, а двумя собственные имена существительные.

От аллеи идет тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тетей Лизой. Пришло письмо от бабушки.

В русском языке категория одушевленности, неодушевленности не представляет особых трудностей. В начальные классы отбирается только бесспорный материал, который не требует грамматического определения одушевленности, а только лексического (случаи типа кукла не рассматриваются) .

А. При объяснении используются такие задания:

Задание 1. Сравнить слово дом, кот.

А) Может ли кот совершать действия? Докажите это (бегать, прыгать);

Б) Может ли дом совершать какие-то действия самостоятельно. Дом может строиться, стоять, ломаться, но все эти действия совершаются над ним кем-нибудь.

2.На какой вопрос отвечает кот и дом?

Вывод: слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевленными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.

Задание 2. Сравнить слова:

Чем они отличаются? (по способу передвижения)

кот-сам, самолет - кто-то, конь-сам, машина - кто-то.

Вывод: Если предмет передвигаться сам в пространстве, то он одушевленный, (живой), и отвечает на вопрос сто? (конь, кот) .

Если предмет не может передвигаться сам, то он неодушевленный, отвечает на вопрос что? (самолет, машинa) .

При закреплении можно использовать следующие виды работ.

Задание 1. Выпишите сначала существительные, которые отвечают на вопрос кто? потом - на вопрос что?

Октябрь, внучка, зима, темнота, трава, лыжник, дождь, грачи, собака, оттепель, корова, хищник, гром, сова .

Задание 2.

А) по рядам напишите по 3 предложения, которые имели бы существительное, которое можно увидеть в воде, в траве, на улице, и отвечало бы на вопрос кто?

Б) проверьте с объяснением : Почему задали вопрос кто?

Проверка проводится в виде:

Задание 1.

1. Что вы знаете о существительном?

2. В какие группы вы можете объединить слова?

Машина,, цветок, корова, Мурка, часы, Алла, Жучка, сорока; (группы, имена собственные, одушевленные и неодушевленные) .

Задание 2.

1. На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

2. На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?

3. Задание: выпишите в один столбик одушевленные, а в другой неодушевленные предметы.

Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова. Методически целесообразно строить объяснения, используя жизненный опыт учащихся. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).

Соответственно этому строятся уроки объяснения, на которых применяются такие задания:

Задание 1. Выпишите из словарного словаря слова, обозначающие животных и птиц.

Волк, ворон, заяц, коров , лис , петух, собак.

Предложим детям распределить эти слова в две группы по любому признаку. Направить их на возможность выделения мужского и женского рода.

Если дети не справятся, нужно попросить детей заменить слова волк и лиса на другие более короткие (местоимения он и она). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала.

Для наблюдения дать таблицу.

Дать слова: окн, дерев, пол, здоровь.

Предложить детям определить являются ли эти слова мужского или женского рода.

После того, как учащиеся при соотнесении этих существительных со словами он, она не найдут им место ни в одной из этих групп, предложить выделить эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово оно. Эти слова среднего рода. Обратить внимание на окончание.

Вопрос: А если существительные употребляются лишь во множественном числе можно ли определить род?

Вывод: Во множественном числе родовая принадлежность пропадает.

На уроках закрепления использую следующие виды заданий.

Задание 1.Определите род имен существительных.

Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.

Вопрос учителя: Можно ли сразу определить род существительных? Почему?.

Задание 2. Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.

Кукушка, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.

Парил, высоко, в, коршун, воздухе.

На этапе проверки применяю такие виды работ:

Задание 1. Как узнать является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?

Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бегун.

Задание 2. Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.

Из трубы шел дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб - хищная птица. Белый медведь живет только на севере. На деревьях много птичьих гнезд. Крот - полезное животное. В ясную ночь на небе увидишь много звезд.

Задание 3.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определить род.

Скоро растает сне... проснутся дерев...я набухнут почки побегут руч...и прилетят гр...чи и скворцы Саша и Ол...га повесят скворечники.

2 . Из каждой группы слов составьте по два предложения.

А) Ярко. Чирикают. Солнце. Громче. Светит. Воробьи.

Б) Днем. Замерзают. Лед. Ночью. Тает. Лужи.

Особый интерес представляют проблемные ситуации с опорой на знания исторических сведений о языке. Например, при изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова» стоит обратить внимание на слова с непроверяемой гласной. Ученики их запоминают. Возможен другой путь объяснения орфограммы. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает решить её с помощью этимологического словаря. Например, в слове «портной» безударная гласная проверяется родственным архаизмом «порты» - брюки. А слово «земляника» с безударной гласной –е- проверяется словом земли, так как словарное слово с точки зрения истории языка образовано от слов «земля» и «никнуть», т.е. «лежать на земле».Слово «голубика» - от «голубой» (проверочное – голубь).Вот так просто и занимательно. Можно предложить проанализировать и выбрать правильное проверочное слово: «облокотиться» (локоть или облако), «раздражение» (дразнит или дрожит). Однако стоит опасаться ложной этимологии (спортакиада-спорт, винтилятор- винт). Для избежания ошибок стоит пользоваться этимологическим словарём.

Таким образом, суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Психологами доказано, что «проблемная ситуация» является главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Метод проблемной ситуации на уроках русского языка развивает наблюдательность, умение анализировать, синтезировать и делать выводы. Это гораздо увлекательнее, чем стандартная подача материала учителем.

2.3.Исследовательская деятельность.

Считаю эффективным использование на уроках русского языка учебной исследовательской деятельности. Этот способ эффективен в обучении в 3 и 4 классах, так как дети имеют определённые знания по этой дисциплине, умеют работать с дополнительной литературой. Работу я провожу с учётом определённых условий:

  1. Целенаправленность и систематичность, т.е. как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель постоянно должен использовать исследовательский метод в преподавании тем.

  2. Мотивированность. Необходимо, чтобы учащиеся видели смысл их творческой деятельности.

  3. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

  4. Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся.важно, чтобы они не боялись допустить ошибку .Задача учителя- не подавлять желания, а поддерживать и направлять их.

  5. Учёт возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование было посильным и интересным.

Обучение исследовательской деятельности организуется по следующим направлениям:

1)Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности.

2)Осуществление коллективных исследований по определённому плану (объект исследования, этапы, источники, анализ, обобщение по теме).

Дети ведут поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, наблюдать.

Например, тема «Алфавит, или азбука». Из учебника дети узнают лишь малую часть информации об истории письменности. Но эта тема достаточно интересна. Ребята организуют исследование на тему «Первопечатник Иван Фёдоров». Или «Какие родственные языки есть у русского языка?». Итогом исследований является выступление на уроках, внеклассных мероприятиях, публикации в школьной газете. Дети любят этот вид деятельности. Он совершенствует и укрепляет волю ребёнка, тренирует в принятии решений, формирует умение защищать свои решения и мнения, стремление довести дело до конца.


2.4.Наглядность.

При осуществлении любого приёма активизации познавательной деятельности я обязательно использую наглядность. Она служит инструментом «схватывания» и облегчает формирование новых понятий. Ведь вся работа осуществляется с учащимися начальных классов, которым свойственно наглядно-образное мышление. Наглядность повышает интерес к знаниям: картинная (картины, рисунки, фотографии, кинофильм), символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы).

Я использую компьютерные технологии (презентации, Интернет) на уроках русского языка. Они повышает уровень развития и расширяет кругозор учащихся.

На уроках русского языка могут применяться следующие задания с использованием наглядного материала:

-Составь рассказ по картинке, картинкам.

-Картинный диктант. Например:

(картинка) круглый год живет в наших краях. Днем она прячется в (картинка), а по ночам охотится. (картинка) хорошо видят ночью.

-Записать предложения по порядку на основе иллюстраций к тексту.

-Выпиши названия одушевленных/неодушевленных (и т.п.) существительных (по картинкам).

-Выпиши название лишнего предмета. На какой вопрос отвечает?

-Загадки с отгадками-картинками.

-Выпиши из текста предложения, которые подходят к картинкам.

-По картинке составь предложения о том, кто что делает.

-Составь предложение по схеме в картинках.

-Назови предмет. Что этот предмет делает?

-Опиши предмет, животное, человека, явление и т.д.

-Узнай слова на картинках и впиши их в кроссворд.

-Составь загадку о предмете на картинке.

-Напиши названия времен года по порядку по картинке. На какой вопрос отвечают записанные слова?

Наглядный материал может использовать не только в заданиях, но и на любом этапе урока в качестве необходимого средства обучения с целью привлечения внимания и активизации мыслительной деятельности учащихся, а также повышения уровня учебной мотивации. Этому способствует опора на материал учебника; применение наглядности на всех этапах работы над понятием (Например, при изучении темы «Корень слова» для облегчения задачи предложить учащимся при подборе однокоренных слов иллюстрации, которые будут служить подсказкой ( яблоко – яблоки – яблочный сок – яблоня), также, как и при изучении темы «Безударные гласные» ( сосна – сосны, грибы – гриб ) т.п.; совмещение текстового и табличного материала; схематических изображений ( Например, схема-памятка при изучении темы «Главные члены предложения» ); переход от работы под руководством учителя к самостоятельной работе с наглядностью; сочетание фронтальных и индивидуальных наглядных пособий ( Например, при изучении темы «Части речи» использование цветовой схемы, которую можно вывесить на доску, и сигнальных карточек у учащихся, где с помощью цвета обозначаются части речи ); создание условий для разнообразного применения наглядности.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому чело веку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в

учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты представляет в новом исполнении интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов "учись учиться". Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю "оживить" урок. Ее легко подключить и использовать монитор компьютера для создания разнообразных заданий, но и сама доска может являться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить. Используя заранее заготовленные задания, учитель экономит время, дети выполняют большее количество заданий. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока: 1. Объяснения нового материала или инструктирования класса 2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала 3. Обобщения и закрепления изученного материала 4. Контроля знаний, тестирования 5. Проверки домашнего задания. Хочу рассказать о том, как можно использовать интерактивную доску на уроках русского языка. Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Как показывает практика работы с современными компьютерными технологиями, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарной работы. На экран выводится словарное слово (или

группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфоэпический, по алфавиту «Пиши правильно». Работу по созданию страниц в таких словарях можно поручить обучающимся в качестве индивидуального дифференцированного домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке. Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представить в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти. На интерактивной доске информация легко изменяется, перемещается. Материал можно открывать поэтапно, можно легко восстановить на следующих уроках. Учитель, объясняя новую тему, задает вопрос или делает вывод, который одновременно появляется на доске. Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания. Например, при изучении темы: Обобщение знаний о составе слова. На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. Всегда «под рукой» на доске «чистый лист» - новая страница, на которой ученики могут писать под диктовку маркером. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами. Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах. Незаменимой становится интерактивная доска на уроках развития речи. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте. На уроках подготовки к сочинению демонстрируются репродукции картин известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

Таким образом, использование интерактивной доски позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на

уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только принимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее

создании. Возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал является большим подспорьем в работе учителя: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.



3.Заключение.

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи смогут перечисленные способы активизации познавательной активности учащихся.

Таким образом, я стремлюсь дать прочные знания по предмету и привить интерес к нему. Результатом работы является повышение уровня успеваемости за последние пять лет. Мои выпускники подтверждают свои знания в среднем звене. Многие из них занимаются в объединении «Юный журналист» под моим руководством. В феврале прошлого года ребята приняли участие в областной игре «ЮНЖУРик» и заняли второе место. А ученица 3 класса Ильдеркина Вероника стала победителем по Пензенской области в рамках Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок-2010», ученица 4 класса Ахмадова Хава тоже стала победителем конкурса «Русский медвежонок – 2010» по Лунинскому району.

Достижения ребят – главный критерий моей педагогической деятельности.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством...
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconУроках биологии
...
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством икт» и разработка урока...
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизация познавательной деятельности на уроках чтения (русского языка) в условиях реализации новых фгос
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconИндивидуальное развитие организма
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconАктивизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках...
Современные уроки отличаются яркой интегративностью, инновационностью используемых методов обучения при опоре на стандартные. Сущность...
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconПедагогического опыта (рпо)
...
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconРеферат Тема: Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Тема: Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Тема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения
Приоритетным направлением в преподавании курса “Кубановедение” считаю привитие любви к своей большой и малой родине


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск