Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока





Скачать 156.17 Kb.
НазваниеУрок – урок открытия новых знаний. Форма урока
Дата публикации18.08.2014
Размер156.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема: ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ ИМЯ «ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ»…
Это урок, завершающий знакомство учащихся с системой образов романа И.А.Гончарова «Обломов».

Роман Гончарова – одно из первых произведений русской литературы XIX века, который относится к жанру психологического романа. В процессе изучения учащиеся познакомились с особенностями жанра, с понятием «обломовщина», с традициями русских писателей в творчестве автора, с принципами сопоставления персонажей.

Предлагаемый урок – урок открытия новых знаний.

Форма урока – семинарское занятие.

Методы: проблемно-эвристическая беседа, практическая работа.

Основной характер учебной деятельности – исследовательский, поисковый.
Оборудование урока:

1. Текст романа.

2. Критические произведения Н.Добролюбова, А.Дружинина, А.Григорьева, Д.Писарева, Ю.Лощица.

3. Мультимедийное оборудование для воспроизведения презентации.

4. Фильм «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».
Домашнее задание к уроку носит творческий, поисковый, исследовательский характер, предполагает прежде всего глубокое, осознанное чтение текста произведения.
Групповые задания исследовательского характера.

I группа. Отобрать в романе материалы, связанные с раскрытием внутреннего мира Ольги Ильинской.

II группа. Отобрать в романе материалы, связанные с раскрытием внутреннего мира Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
Вопросы, на которые следует обратить внимание:

- История жизни, черты характера.

- Какие качества привлекли Обломова?

- Что собой представляет любовь этой женщины?
Подготовиться к оппонированию.
Цели данного урока:

1. Дать представление о женских образах в романе И.Гончарова «Обломов».

2. Выявить роль Ольги Ильинской и Пшеницыной в системе персонажей и композиционной организации текста.

3. Развивать навыки сопоставительного анализа.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности.

5. Отрабатывать навыки анализа и синтеза полученных знаний.

6. Воспитывать бережное отношение к чувствам людей, стремление жить интересно, насыщенно, дорожить дружбой, ставить перед собой высокие, благородные цели.

.



  1. Организационный момент



2. Подготовка к восприятию нового материала.

(2 минуты)

(1 слайд)

(Слайд №2)

3. Постановка проблемы.

(1 минута)


(слайд №3)

(Слайд №4)


4.Актуализация знаний.

(30 минут)

1. Слово учителя.

2.Выступления учеников.

3. Микровывод


  1. Реплики учащихся.


5. Слово учителя. Вывод по ходу обсуждения проблемы.

6. Выступление учащихся

5.Подведение итогов семинарского занятия.

(1 минута)

6.Письменная работа по выявлению понимания поставленной проблемы и её решению.

(7 минут)


7. Подведение итогов.

(1-2 минуты)

Домашнее задание.

(1 минута)

Перечитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».




Приветствие учащихся.

Вступительное слово учителя.
В процессе знакомства с романом И.А.Гончарова мы с вами выяснили, что произведение это многогранно. Прежде всего, конечно, это роман психологический. Но в то же время это и роман о любви, о чувстве, которое хотя бы раз в жизни испытывает каждый человек.

Любой писатель выступает поверенным в сердечных делах как своих героев, так и читателей. В то же время, наделяя персонажей определёнными интимными чувствами, каждый автор привносит частичку самого себя, собственный опыт в этом потаённом уголке души, предлагая читателю соотнести его со своими ощущениями. В этом плане Гончаров не исключение.

Когда Илья Ильич делится со Штольцем своим представлением об идеале, «норме жизни» для человека, он увлечённо рисует картины семейного счастья, в которых были и музыка, и поэзия, и, конечно же, любовь.

Конечно, в центре романа находится судьба Ильи Ильича Обломова, а все остальные персонажи лишь помогают автору полнее раскрыть свой замысел. Но величие этого произведения заключается ещё и в том, что писатель параллельно как бы рассматривает своеобразную анатомию любви. Причём для него важно не только то, что ощущает мужчина в сложившейся ситуации (что, в общем-то, само собой разумеется), но и то, как это проявляется в женском характере. А это, согласитесь, вовсе не просто.

Следует отметить, что женские образы, созданные в романе, далеко не однозначны. Критика даёт им различные оценки. Так А.Дружинин отмечает, что Ольга Ильинская – это «юная, горделиво смелая девушка», а Д.Писарев видел в ней «очень красивую марионетку». Ю.Лощиц заявляет, что «в романе есть… женский образ, который вправе рассчитывать на читательскую симпатию», имея в виду Агафью Пшеницыну, тогда как большинство русских критиков больше придерживается «мнения Штольца, с точки зрения которого Пшеницына есть чудовище, погубившее Обломова». Высказывает своё мнение об этой персонаже и А.Григорьев, отмечая, что «беспристрастный и не потемнённый теориями ум выберет, как выбрал Обломов, Агафью Матвеевну»

Так кто же прав? Чью точку зрения следует разделить?

Именно на эти вопросы нам и следует найти ответы на сегодняшнем занятии.


- Создавая в романе образ русского дворянина как представителя вырождающегося сословия, Гончаров обращает внимание и на то, как поведёт себя главный герой в самом прекрасном проявлении человеческой сути – любви. Следует также отметить, что писателю интересно выявить и природу женской любви, показать, ЧТО вызывает это чувство.

Кто они, эти женщины, полюбившие великого российского лентяя?

- Как видно из ваших выступлений, героини романа отличаются друг от друга, фактически являясь антиподами. Чем же привлекают эти женщины Обломова?

- Несмотря на разногласия в ваших репликах, можно всё же отметить то, что объединяет этих действующих лиц: в каждой из них Обломов нашёл воплощение своего идеала «нормы жизни». Однако не следует забывать, что не только Обломов испытывает великое чувство. И Ольга, и Агафья Матвеевна также полюбили. Так какая же она, эта любовь двух женщин?

Ваши высказывания являются наглядным примером неоднозначности этих образов романа. Действительно, любовь этих женщин различна и противоречива. Не случайно, критики до сих пор не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что Ольга в своей любви стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна этой же любовью погубила его. Другие же утверждают, что со стороны Ильинской любви нет, а есть только влюблённость, причём не по отношению к Обломову, а к своей мечте, и эта влюблённость носит экспериментальный характер, а Пшеницына и её уклад жизни не лишены поэтичности и полностью соответствуют шкале ценностей Обломова.

Исходя из всего вышесказанного, мне хотелось бы, чтобы вы сами, не взирая на принадлежность к определённому лагерю, высказали собственное мнение по поставленной проблеме: «Какова же должна быть женская любовь?».


Проведённое сегодня занятие показало, что произведение И.А.Гончарова роман не только многогранный, но и актуальный, ибо вопросы, которые автор рассматривает в своём произведении, вызывают интерес и в современных обстоятельствах. Как мы с вами увидели, однозначных оценок в таком вопросе как проявление любви быть не может. Но я надеюсь, что каждый из вас сумеет сделать правильный выбор в создании отношений с другим человеком, к которому вы питаете искренние и нежные чувства. А роман Гончарова в какой-то мере поможет вам в этом.
Объявление оценок.



Приветствие учителя.

Учащиеся вычленяют из речи преподавателя проблемный вопрос.

Подготовка ответов групп


Ольга Ильинская

1. Русская литература XIX века создала целую галерею замечательных женских образов. Ольга Ильинская – один из них.

Это умная девушка, страстная, гордая, самолюбивая, страстная, деятельная натура. Жизнь Ольги содержательна и полна. Она любит музыку, прекрасно поёт. Интересы её обширны. Ольга читает книги, газеты, следит за новинками в области искусства. Своими вопросами она часто ставит в затруднительное положение не только Обломова, но и Штольца. Ольга – девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли.

По давней критической традиции с Ольги Ильинской начинается родословная русских «новых» женщин. Причём следует отметить, что это «новое» не проявляется ни в общественных взглядах, ни во внешнем облике. Её новизна заключается в видении смысла жизни, в том числе и в проявлении любви.
2. Выступление оппонентов.
Агафья Пшеницына.

1. Создавая этот образ, Гончаров сознательно нарисовал некий антипод Ольги. С большим мастерством и глубочайшим проникновением во внутренний мир показывает автор жизнь Пшеницыной.

Это вдова мелкого чиновника. Она долгое время находится под властью своих родственников. В то же время следует отметить, что Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Всё у неё спорится, в доме чистота и порядок.
2. Выступление оппонентов.
Запись микровывода в тетради (самостоятельно).

Ольга Ильинская.

1. Любовь к Ольге возникла в момент пробуждения Обломова. Полное вдохновения и беспокойства чувство уживается с обломовским идеалом женщины. Именно в Ильинской Илья Ильич открывает то, что соотносится с его «нормами жизни», своеобразный «идеал воплощённого покоя», нашедший отражение в особой поэтичности, в мир которой Обломов попал, услышав Ольгино пение. Именно музыка, пение стали языком любви, на котором мечтал говорить герой романа.
2. Реплики оппонентов.
Агафья Пшеницына.

  1. Если любовь к Ольге была романтическим идеалом, к которому следовало стремиться, то чувство, которое испытывал Обломов к Агафье Матвеевне, совершило воплощение мечты в реальность. Ведь именно здесь Илья Ильич обрёл действительный «покой жизни», о котором он мечтал, лёжа на диване в своей квартире на Гороховой. Кроме того, герой, несмотря на леность, не растерял своих лучших качеств: ум, душевность, способность ощущать отношение к себе. Именно по этому почти безмолвная, не умеющая выразиться в красивых словах и впечатляющих жестах, неловкая любовь Агафьи Матвеевны нашла отклик в сердце Обломова.




  1. Реплики оппонентов.


.

Ольга Ильинская.

1. С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается в его жизнь. Сначала у неё возникает интерес к человеку, отличающемуся феноменальной способностью «ничегонеделанья». Затем она увлекается идеей спасения человека, обладающего прекрасными душевными качествами. Именно спасая, Ильинская полюбила Обломова. Для Ольги любовь – это жизнь, а жизнь является долгом. Девушка уверена, что своей любовью она возвратит Илью Ильича к жизни, и он будет благословлять и жизнь, и её. Как сказал Н.Добролюбов, «изумительная гармония сердца и воли» нашли своё воплощение в этой героине.

Любовь Ольги к Обломову ускорила духовный рост Ильинской. Каждая сцена, происходящая между ней и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к характеру.
2. Реплики оппонентов.
Агафья Пшеницына.

1. Головной, рассудочно-экпериментальной любви «новой» женщины Пшеницына противопоставляет традиционное, душевно-сердечное чувство, не управляемое никакой внешней идеей. О такой любви можно сказать, что она стара, как мир. Это любовь, вечно присыпанная сдобной мукой, но в то же время и жертвенная, целиком устремлённая на дорогого человека, а не на себя. В этом чувстве преображает простую, заурядную женщину, становится содержанием всей жизни. Именно благодаря этой любви Обломов находит желанное успокоение.
2. Реплики оппонентов.

Учащиеся показывают своё видение поставленной проблемы, возможно, формирует изменившуюся точку зрения.

Написать сочинение по одной из тем.

1* Обломовщина как тип жизни.

2* Обломов и Штольц.

3** Роль предметной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

4** Трагическое и комическое в романе И.А.Гончарова «Обломов».

5** Испытание любовью (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).


Настраивание ребят на деловую атмосферу.
Вступительное слово учителя является своеобразной завязкой «интриги» урока. Ребята будут искать ответ на поставленный вопрос, выражающий основную идею урока, и в результате поисковой, исследовательской деятельности должны прийти к определённому выводу.

Позволяет заинтересовать ребят, настраивает их на осмысленную, целенаправленную деятельность.

Осуществляется контроль за выполнением домашнего задания. Характер учебной деятельности на данном этапе – поисковый, исследовательский: учащиеся самостоятельно работали дома, находили соответствующие эпизоды, анализировали их. Тем самым развивается осознанность, глубина мышления, умение анализировать, систематизировать и обобщать художественные явления.


Позволяет отрабатывать умение отбирать из потока информации необходимый материал, вырабатывать правила полемики.

Обобщение, сделанное учителем, подводит итог определенному этапу работы и позволяет перейти к следующему. Тем самым обеспечивается логика урока.

Развитие умения вычленять основное.

Формируется умение обобщать, делать выводы о характере литературного героя. Развивается абстрактно-логическое мышление учащихся.

Развивается абстрактно-логическое мышление учащихся, умение обобщать, делать выводы, осуществляется обратная связь, проверяется степень усвоения знаний, полученных на уроке.

Письменное задание, предполагающее ответ на проблемный вопрос, требует от учащихся умения обобщить полученные ими на уроке знания и позволяет учителю проконтролировать степень усвоения

Изученного.
Заключительное слово учителя возвращает учащихся к началу разговора, обеспечивая тем самым логическое завершение урока, является элементом релаксации после напряженной умственной деятельности учеников и создаёт определенный эмоциональный настрой, побуждающий учеников к дальнейшей работе


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний (урок – экскурсия)
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока (нужное подчеркнуть): урок открытия нового знания; урок-рефлексия; построение общеметодологических знаний (урок построения...
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрока английского языка в 5 «а» классе по теме «Interests and hobbies»
...
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрок русского языка в 6 классе, тема «Причастный оборот»
Требицкая Лариса Анатольевна, учитель моу «Нюхотская сош», отметила, что тип урока урок открытия новых знаний: учащиеся на этапе...
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока. Урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные
Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрок открытия новых знаний ос «Школа 2100»
Образовательная: формирование представления о новой группе слов, обозначающей действие предмета
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрок «открытия» новых знаний. Цель. Знакомство с техникой пуантилизма...
Урок в 6 классе, 2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» по программе Б. М. Неменского. Общеобразовательная программа «Изобразительное...
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУчебник English -3 умк в. П. Кузовлева с. 115 ) Тип урока: урок открытия...
Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок приобретения новых знаний и умений, урок закрепления знаний и умений
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconКонспект урока физики Связь между магнитными и электрическими явлениями....
Содержание учебного материала: действие электрического тока, магнитная стрелка, магнитное поле, магнитное поле проводника с током,...
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconФрагменты уроков
Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний с изучением новых знаний по теме
Открытый урок для 6-го класса школ с углубленным изучением английского языка (основной умк: English – VI о. В. Афанасьевой и И. В....
Урок – урок открытия новых знаний. Форма урока iconУрок математики в 5 классе. (Фгос)
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск