Скачать 50.87 Kb.
|
Колесниченко С.В.,учитель русского языка и литературывысшей квалификационной категорииМОУ СОШ №9Использование информационных технологий на урокахрусского языка и литературыИнформационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.Долгое время я довольно критически относилась к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но, делая первые шаги в освоении ПК, поняла, как глубоко заблуждалась. Теперь компьютер – первый помощник и советчик учителя. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования. Для проведения уроков русского языка использую такие программные продукты, как «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «ЕГЭ по русскому языку». При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. На уроках обобщения изученного уместно использование итогового тестирования, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Например, в течение итогового урока в 6 классе по теме «Глагол» все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4 минуты, и тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно... Бесспорно, наиболее продуктивными являются уроки с использованием СМАРТ-доски, причем на любом его этапе. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания. Более того, некоторые ученики сами готовят презентации к урокам по русскому языку и литературе, за что получают заслуженную оценку. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы. Наличие в кабинете сканера в еще большей степени решает проблему наглядности на уроке. Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью. Так, при подготовке презентации к уроку литературы в 10 классе «Мотив искушения в пьесе А.Островского «Бесприданница» мною был использован фрагмент фильма Э.Рязанова «Жестокий романс», в котором звучали музыкальные произведения на стихи Е.Баратынского. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. На мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции трудно представить без слайдового сопровождения. Готовясь к урокам литературы, часто использую диски «Коллекционные издания», экранизации литературных произведений, среди них известные авторы: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.А.Булгаков, М.Шолохов и др. Несомненно, важным помощником является книга-диск «Уроки литературы. 6-10 классы с применением информационных технологий». Сборник содержит различные методики проведения уроков по литературе. Книга включает справочные и дополнительные материалы по биографии и творчеству известных русских писателей, поэтов, драматургов (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, А.Н.Островского и др.), разноуровневые задания с опорой на творческую, исследовательскую деятельность учащихся. Каждый урок снабжен приложением на СД-диске в виде презентации, позволяющей в интересной, доступной и наглядной форме представить материал, а также проконтролировать его усвоение. Таким образом, уроки литературы в результате применения ИКТ стали другими, более яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. На уроках мы видим мир глазами живописцев, слышим актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. На уроке, посвященном изучению романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», девятиклассники знакомятся с работами художников Кузьмина, Соколова, Константинова, М.В.Добужинского, слушают фрагменты оперы П.Чайковского «Евгений Онегин», звучит художественное чтение отрывков романа в исполнении мастера слова артиста С.Ю.Юрского. Надежными помощниками при подготовке этого урока стали мультимедийные продукты: Мультимедийная энциклопедия «Русская литература, 8-11 класс», Коллекционное издание «Александр Пушкин. Экранизации» №379, диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, а также текст художественного произведения, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы - это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д. Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность. «Земные чувства все отдайте постиженью новизны»- эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических. Думаю, что каждый учитель может распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным, что будет способствовать развитию креативных способностей учащихся, повышению качества образования. |
«Внедрение Смарт-технологий для развития лексико-грамматических навыков... Ническим средством обучения являются электронные интерактивные доски, например smart board. Интерактивная доска это сенсорный экран,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Документы: паспорт тут, билет тут, ключ тут, карта тут, деньги тут, телефон тут, очки тут | ||
Контрольный тест по русскому языку в первом классе ( 20 – 20 уч год) Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку | Тест по географии в 7 классе Чтобы наш урок получился таким, вы должны быстро и активно работать, быть внимательными, быстро вспоминать всё, что было изучено... | ||
Программа Н. И. Сонина, фгос второго поколения Тема: «Беспозвоночные» Тестовый опрос по презентации «Тест Простейшие»: слайды 2-12; учащиеся записывают ответ на листке, после чего ученик у доски или... | Тест по русского языка 7 класс за год Чтобы наш урок получился таким, вы должны быстро и активно работать, быть внимательными, быстро вспоминать всё, что было изучено... | ||
Структурная организация компьютера Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все люди во всяком возрасте – ученики и учителя. Хотят они того или нет. В любом возрасте они учатся у окружающих их людей, у самого... | ||
Тест по русскому языку 7 класс Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог Чтобы наш урок получился таким, вы должны быстро и активно работать, быть внимательными, быстро вспоминать всё, что было изучено... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. (Какие узлы вы помните? Какую работу они выполняют?) А что же представляет... | ||
Место и роль интернета в жизни младших школьников На сегодняшний день Интернет занимает важное место в жизни людей. Это и средство общения, и возможность получения информации, и развлечения.... | Тема работы : От кареты до ракеты (От паровоза до магнитоплана) Научный «От пера до компьютера». Ребята и учитель рассуждали об эволюции человека и тех предметов, которые сопровождали его. Сначала это... | ||
Контрольный тест по физике в 8 классе за I полугодие Виртуальные занимательные учебники по физике. Оригинальные уроки и приемы обучения. Кроссворды, сканворды, шаржи и шутки | Презентация. Новый взгляд. Родин Иван Владимирович. Мбоу «Заволенская оош» Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием икт. Ученики в состоянии воспринимать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При изучении «Жития Сергия Радонежского» в самом его начале даётся литературный тест. На экране компьютера появляется слайд, на нём... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного.... |