Скачать 78.27 Kb.
|
Схема написания сочинения.
Речеведческий разбор текста.
Чистые пруды. Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»… Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья. Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки опалой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью. Испания была в нашем сердце. Чистые пруды – это исток нашей юности, начало начал. (По Ю.Нагибину) Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная общеобразовательная средняя школа № 21 г.Шахты Ростовской области Урок развития речи в 11 классе Тема: Комплексный анализ текста. Учитель русского языка и литературы Кулик Н.А. 2010 – 2011 учебного года. Цели урока: - систематизация и закрепление навыков и умений анализа текста в системе подготовки и ЕГЭ; - патриотическое и эстетическое воспитание учащихся. Оборудование урока: текст Ю.Нагибина «Чистые пруды»; схема речеведческого анализ текста; тетради для подготовки к ЕГЭ; экран, компьютер, проектор. Ход урока.
- Ребята! Сегодня предметом нашего разговора на уроке станет святое для всех понятие - Родина. Эпиграфом к этому занятию я взяла строки из стихотворения Сергея Есенина. Если крикнет рать святая: - Кинь ты Русь, живи в раю, Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою» (эпиграф выводится на экран) Из этих строк понятно, что слово Родина великое и ёмкое по своему значению. Родиной мы называем нашу страну, большую территорию нашего государства, родиной мы называем и маленький уголок земли, которого даже нет на карте, родина – это улица, сквер, парк , которые знакомы тебе с детства и которые имеют большое значение для тебя, потому что это твоя малая родина. Вашему вниманию я хочу предложить текст из произведения Юрия Нагибина. ? – А кто такой Нагибин? Ответ ученика: Юрий Нагибин – русский советский писатель – публицист. Много ездил по стране. Основными темами его творчества являются Родина, народ, история русского рода.
Учитель: Внимательно прослушаем текст «Чистые пруды». (текст выводится на экран) Ученик: Выразительно читает текст. Учитель: Что представляет собой текст ? Объясните вашу позицию. Ученик: Текст представляет собой лирическую зарисовку – объяснения в любви родному городу, месту, где прошли детство и юность писателя. (термин «лирической зарисовки» – записывается в тетради) Учитель: К какому стилю речи можно отнести данный текст? Ученик: Данный текст относится к художественному стилю. Учитель: Какова сфера применения художественной речи? Ученик: Произведения художественной литературы. Учитель: Каковы задачи художественной литературы? Ученик: -Воздействовать на чувства и мысли читателя, слушателя, которое достигается не путем логических доводов, а созданием ярких образов, картин жизни. Учитель: Верно. Писатель В.Г.Белинский говорил: «Писатель мыслит образами, он не доказывает истины, а показывает ее». В связи с этим давайте вспомним особенности языка художественной литературы. Ученики: - художественная образность; -эмоциональность; -экспрессивность; -индивидуализированность; -подчиненность использования языковых средств художественному замыслу писателя. Учитель: (добавляет). Для языка художественной литературы характерно разнообразие языковых средств (фонетических -звукопись; словообразовательных – индивидуально - авторские неологизмы, повторы; лексических - синонимы, антонимы , устаревшие слова, диалектизмы фразеологических, морфологических (глагольные формы в обобщенном значении); синтаксических (вопросительные и восклицательные предложения, ряды однородных членов и др.) ? Что еще характерно для языка художественной литературы? Ученик: Применение тропов – оборотов, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении (метафора, олицетворение, гипербола). Учитель: Назовите фигуры речи, которые используются в языке художественной литературы. Ученик: (анафора; антитеза; градация; инверсия; параллелизм; риторический вопрос и др.). (запись терминов на доске и в тетради). Учитель: Подводя итог сказанному, хочу напомнить, что художественная речь предполагает строгий предварительный отбор языковых средств для более точного, живописного изображения. Ради единого слова, по словам Владимира Маяковского, поэты и писатели изводят «тысячи тонн словестной руды» Вернемся к тексту: «Каким настроением наполнено описание Чистых прудов». Ученик: Чистые пруды – это небольшой район Москвы: улица, пруд, бульвар. Описание пронизано счастливыми воспоминаниями. В тексте больше раскрывается сам автор, чем город. Когда же говорится о городе, то преобладает его оценка, а не описание в узком и собственном смысле слова.
Учитель: Рассмотрим композицию текста. Текст прозрачен по композиции: - Зачин (два первых предложения), в них дается эмоциональная оценка этого места. Оценка сугубо личная, авторская. Это заявка на субъективное описание. ? Из скольких частей состоит основная часть? Ученик: Основная часть состоит из пяти частей. Это небольшие воспоминания, оформленные по-разному. Учитель: Дадим условные названия этим микротемам: (запись в тетрадь) I абзац: «Я знал там все – описание состояния средств, пропущенное через состояние лица (знал); II абзац: «Чудо первого скольжения» - оценка действительности и состояния лица. III абзац: «Целый мир чудесных неожиданностей» - опять оценка действительности и описания состояния мира; IV абзац – «Бульвар осенью» - описание среды, оценка действительности; V абзац – «Самый сильный образ юности» - после повествовательной фразы (это было в пору ожесточенных боев в Испании) дается описание среды и мира; VI абзац – Концовка, в ней, как и в зачине, дается общая оценка Чистых прудов, но уже аналитическая, интеллектуальная. (выводится на экран)
Учитель: Среди них одно из самых сильных средств – общая поэтическая интонация. В прозе, как и в стихах, она создается путем упорядочивания текста. Какая композиция используется в данном тексте? Ученик: «Окольцованная» - общая оценка в начале, то же в конце; Учитель: какие особенности еще заметили в тексте? Ученик: Анафоричное построение четырех абзацев с экспрессивным повтором тематических слов – Чистые пруды; Учитель: какова между ними связь? Ученик: Параллельная, исключением является лишь один четвертый абзац, присоединяемый к предыдущему по способу цепной связи не случайно: однообразие может наскучить. Учитель: Обратите внимание на то, что задает интонацию именительный падеж представления в начале текста, отделенный от следующих фраз многоточием.
Учитель: - Оценка содержится также и в интонации восклицательных предложений; в синтаксическом строе некоторых повествовательных предложений. Запись в тетради. (А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней зелени под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. Учитель: - Оценка в лексике. Много слов оценочной семантики; Запись в тетради (самое прекрасное, красив, загадочно, чудо, чудесные неожиданности, скромные чудеса.
Язык художественной литературы
|
Н. В. Горбель стилистические средства художественного текста Поскольку художественная – вторичная информация базируется все же на первичной – языковой – информации, то по каждому фрагменту текста... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объяснительный диктант. Фонетический, словообразовательный, морфологический разбор слов. Синтаксический разбор предложения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и приёмы: репродуктивный, словесный, орфоэпическая разминка, морфемный разбор, морфологический разбор, выполнение упражнений,... | Рабочая программа по элективному курсу «Грамматический разбор предложения» Планирование курса «Грамматический разбор предложения» ориентировано на 35 часов (1 час в неделю в 10 классе) | ||
Выпускников Различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). В первом случае выпускник отвечает... | Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения «любимых» ошибок, формирование умения выполнять синтаксический разбор простого предложения, совершенствования коммуникативной компетенции... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ь пишется. Ь не пишется. Морфологический разбор имён существительных. Пример морфологического разбора имён существительных. Морфологический... | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Уроку II. Актуализация знаний учащихся Рассказать учащимся о преимуществах компьютерного текста перед рукописными и машинописными текстами; познакомить детей с понятием... | Работа с фрагментами текста ... | ||
Методы организации познавательной деятельности Методами организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом являются лингвосмысловой анализ текста, перекодирование... | Информационные технологии и анализ художественного текста Выпускная... Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные... | ||
В аспирантуру Письменный перевод текста по специальности со словарём. Объём текста -1 800 п зн | Основная мысль текста. Микротема текста Аннотация к рабочим программам учебных предметов на ступени основного общего образования | ||
Самостоятельная работа по теме: «Редактирование текста.» Цель: систематизация изученного материала; отработка умений и навыков редактирования текста | Содержание вступительного экзамена по английскому языку в аспирантуру Письменный перевод текста по специальности со словарем. Объем текста 1800 п зн |