Скачать 79.76 Kb.
|
Сочинениепо картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»«До Саврасова в русском пейзаже царствовало псевдоклассическое н романтическое направление... Саврасов выбирал для своих пейзажей не исключительно красивые места, а, наоборот, старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу...Цели и задачи урока:— познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;— формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;— формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами;— учить выражать в слове свои впечатления, представления;— умение воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.1этап.А. К. Саврасов был одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1850 году он закончил училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника. В 1854 году написал «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума». Полотно было исполнено с таким мастерством и искренним чувством, что императорская Академия художеств присвоила Саврасову почетное звание академика живописи.В 1871 году художник создает одну из лучших своих работ «Грачи прилетели». Когда смотришь на картину, кажется, что она написана с натуры. Но это не так, картина явилась результатом долгой работы художника над эскизом.В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. В центре — высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжелую овчинную шубу и поехал в деревню — навстречу весне, природе.Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа никак не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окошка, смотрел на убогие, занесенные снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо и узловатые голые березы с черными грачиными гнездами, и ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал сапоги, долго ходил по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весну не чувствовал.Но весна пришла, как приходит всегда,— неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.— Грачи прилетели! Грачи прилетели! — напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперь... Пришла весна!Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. В ней, простой и внешне безыскусной, с такой пронзительной силой воплощено свойственное народу лирическое чувство, что ее чуть ли не сразу восприняли как олицетворение русской природы, деревенской России: пруд и березы, деревянные дома, церковь и потемневшие весенние поля — все обжито, согрето сердечным теплом. Перед тем как покинуть выставку, многие зрители снова и снова подходили к картине Саврасова. От нее словно веяло пробуждением природы. Павел Третьяков сразу же приобрел полотно художника для своей галереи, и это было свидетельством признания значения его в национальном искусстве.Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах». А Левитан продолжил: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»2 этап. Рассматривание картины.Рассмотрите картину проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.На окраине маленького селения возвышается шатровая колокольня. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже встрепенувшиеся, забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял чистоту я пышность — в розовато-золотистом отсвете косых лучей солнца он кажется истончившимся, хрупким. На глазах у зрителя происходит величайшее чудо — рождается весна.3 этап. Беседа по содержанию картины.-Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?(Учащиеся отмечают все оттенки и радостного, и грустного, слегка печального настроения.)- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Это пейзаж.)- Это лирический русский пейзаж. Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.Давайте попробуем пояснить, что значит лирический пейзаж. Посмотрите на карточку 1 и выберите то значение слова, которое помогает определить, понять выражение «лирический пейзаж».Карточка № 1Лирический — род поэзии;лирический — поэтический, взволнованный, задушевный;лирический — мягко-певучий, нежный тембр голоса.- На своей картине Саврасов мастерски передает состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, — это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя. Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами; старая церквушка.)Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж очень простой, скромный, незамысловатый, непритязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством.)Какой образ главный на картине? (Весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, весна.)Как художник показывает нам приближение весны? (В полях растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)- Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)-Художник строит общий светлый колорит картины на скромных, приглушенных сопоставлениях чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. И вот такие переходы придают картине жизненность и правдивость.Что сразу задерживает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)Саврасов стремился прежде всего показать то, что окружает человека в обыденной жизни и что заставляет поверить в реальность изображения.Саврасов не ищет ни романтических, ни выдающихся по красоте ландшафтов — и неприхотливый сельский пейзаж и убогая деревенская хижина видятся ему исполненными поэзии и прелести. И люди, стоя у его полотен, словно заново открывают красоту своей земли: величие замшелых валунов, громоздящихся на берегу залива; изящество тонкой, склонившейся над оврагом осинки; нежность заревого розового неба, отражающегося в воде бесчисленными оттенками. (см. картины)Он любил писать верхушки деревьев, как бы плывущие по небу вместе с облаками, тенистые купы у прозрачной воды, тихие реки, спокойные леса, ровный свет солнца. Внимательно всматривался в сложную окраску камней, наполовину покрытых бархатистым мхом, в многообразие форм древесной листвы. Наблюдал, как бледнеет и глохнет зелень в тени, как сверкает и вспыхивает, освещенная прорвавшимися сквозь облака лучами.Учитель просит обратить внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача на снегу с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.Что вы видите на заднем плане? (Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)И деревню, и поля художник выписывает не очень подробно. Почему? (Он хочет, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.) Давайте попробуем определить особенности композиции картины. Действительно, главное в картине — грачи. Они сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает нашего внимания от грачей. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и корявые деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник как бы дает нам возможность лучше увидеть прилет грачей, их появление в родных местах. Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Репродукции картин Ф. Васильева «Оттепель», И. Левитана «Март», К. Юона «Мартовское солнце», И. Шишкина «Корабельная роща», А. К.... | Урок чтения Оборудование: компьютеры, песочные часы, иллюстрация с изображением чистотела, элементы — шаблоны, карточки с заданиями, иллюстрация... | ||
Рр сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь» Цель урока Оборудование: репродукции Н. Э. Грабаря, И. К. Левитана, И. И. Шишкина, А. Саврасова, Чайковский "'Времена года", выставка книг М.... | Тема «Грачи прилетели…» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма | ||
Конспект урока сочинение по картине > И. И. > Шишкина > «Утро в сосновом > лесу» фио (полностью) Знакомство с творчеством И. И. Шишкина, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства,... | Тема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин» Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим... | ||
Тема. Работа над сочинением-рассказом по картине А. А. Пластова «Лето» Ц е л ь: научить писать сочинение по картине, развивать умение учащихся не только описывать содержание картины, но и выражать своё... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Левитан “Осенний день. Сокольники”, “Золотая осень”, “Весна. Большая вода”, “Март”, А. Саврасов “Грачи прилетели”, И. Шишкин “Рожь”,... | ||
Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» Цели: 1 раскрыть основную мысль картины; 2 подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дети думали, что Матушка-природа случайно перепутала времена года, что после осени должна быть не зима, а весна. В это начали верить... | ||
Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Произношение и написание парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова | Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом" Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника | ||
Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина | Сочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа) Образовательная – формирование понятия о роли прилагательных в художественном тексте | ||
Сочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» Предметные: научиться составлять текст описания картины с использованием прилагательных по теме урока | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»" |